Динамический час как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Динамический час как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
Игры
docx
физическая культура
Детсад
21.11.2024
Динамический час как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Динамический час
Динамический час (копия).docx

«Динамический час как средство развития физических качеств

и двигательной активности у детей дошкольного возраста»

 

Современные концепции сохранения здоровья населения и формирования здорового образа жизни предполагают, что создание физической культуры человека должно начинаться еще в дошкольном возрасте, т.к. сформированное в эти годы отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями может во многом определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни. В связи с этим важно определение цели образования дошкольников в области физической культуры и прогнозирование результатов, значимых как для формирующейся личности ребенка, так и для общества в целом.

Целевая установка физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста определяется требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности:

• необходимостью единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях образования;

• возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом).Как следствие, дошкольники испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. 

Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому большая роль в воспитании здорового ребенка принадлежит организации его двигательной деятельности в дошкольной организации и, конечно же, в семье. 

Движение для ребенка - это радость, это здоровье, это развитие, это, наконец, - способ его существования. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней. Движение - это эффективнейшее лечебное средство. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Маленький человек - это, прежде всего деятель. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. 

Необходимо помнить, что недостаточность движения является угрозой для здоровья детей. Недостаточная двигательная активность (или гиподинамия) впоследствии приводит к нарушению осанки, плоскостопию, задержки развития роста, а также возникновению хронических заболеваний. Следовательно, задачей создания всех необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и крепкими, является одной из важнейших. 

Нам, педагогам, доверено самое ценное - наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.

Динамический час-одна из любимых форм двигательной

деятельности дошкольников. Динамический час - это «час» движения, подвижный «час», «час» динамики, который организуется и проводится самим воспитателем или совместно с инструктором по физической культуре. 

Если обратиться к методической литературе по физической культуре, то мы нигде не найдем методику проведения динамического часа. Однако, как и все физкультурные мероприятия, динамический час имеет три части: вводно-подготовительную, основную и заключительную. 

Структура динамического часа:

I часть - Ввводно-подготовительная - Оздоровительная разминка, которая подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются:

• различные виды ходьбы: на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, высоко поднимая колени, с различным положением рук;

• различные виды бега (в медленном и среднем темпе): с захлестыванием к голени, на прямых ногах, с высоким пониманием бедра, спиной вперед, приставным шагом правым и левым боком;

• прыжки на месте и с продвижением вперед (на одной и двух ногах, 3 прыжка на правой и 3 прыжка на левой, из стороны в сторону, ноги врозь - ноги вместе, с поворотом на 90 и 180 градусов);

• имитационные движения;

• упражнения для профилактики плоскостопия и осанки (ходьба по ребристой доске, катание стопой различных предметов, упражнения с палочками плоскими, лежать на различных массажных ковриках, самомассаж).

Оздоровительная разминка может быть заменена игровыми упражнениями и подвижными играми с ходьбой и бегом («По ровненькой дорожке», «Поезд», «Карусели», «Построй шеренгу, круг, колонну» и т.д.).

II часть - Основная - Оздоровительно-развивающая - тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Варианты:

• игровые упражнения и подвижные игры;

• игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

• спортивные игры и игровые упражнения;

• игровые упражнения, игры-эстафеты;

• игровые упражнения, хороводные игры.

III часть - Заключительная.

• игры на расслабление;

• игры на внимание;

• игры малой подвижности.

Число заданий в первой и второй частях зависит от возраста детей, двигательной активности и умений, места проведения динамического часа и т.д. При проведении динамического часа используются разнообразные движения и упражнения. Физическое упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, «заряжают» ребенка бодростью и энергией.

От занятия по физической культуре динамический час отличается тем, что не имеет обучающих задач. Упор сделан на основной вид детской деятельности - игру. Важнейшим условием проведения и эффективности динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр.

В практике работы мы используем разнообразные виды и формы проведения динамического часа:

• подвижные игры с разной интенсивностью;

• игры-эстафеты;

• игровые задания;

• народные и хороводные игры; 

• «минуты» двигательного творчества;

• ритмическая гимнастика;

• сюжетные двигательные задания;

• командные спортивные игры;

• развивающие игры с физкультурными пособиями;

• самостоятельные занятия детей на тренажерах.

Самое главное, что внедрение динамического часа дает возможность, без увеличения нагрузки дать детям насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность, что позволяет реализовать главную их потребность в движении.

Организация динамического часа предусматривает творческий подход: педагог может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. При этом необходимым условием остается обязательное сохранение двигательной нагрузки, учет интересов детей и эмоционального состояния детей, учет природно-климатических условий в день его проведения.

Длительность динамического часа соответствует возрасту детей: 

• в младшей группе - 15-20 мин., 

• в средней группе - 20 мин., 

• в старшей группе - 25 мин., 

• в подготовительной к школе группе - 30 мин. 

Основным приемом организации динамического часа для детей младшего дошкольного возраста является «игровой момент». С детьми старшего дошкольного возраста для повышения их интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты: «оленеводы», «циркачи», «индейцы» и др. Дети могут выбрать для себя спортивные пособия, и выполнять с ними различные движения. Можно предложить детям карточки, где показано какое-либо пособие и с чем сегодня можно играть и заниматься.

Если динамический час состоит из подвижных игр, то вначале можно проговорить в какие игры будем играть или в какие игры дети хотят поиграть.

Следует отметить, что игры подбираются знакомые детям, разнообразные по интенсивности, начиная с более спокойной, постепенно увеличивая степень подвижности.

Для развития двигательных способностей и творчества детей в динамическом часе используется самостоятельная двигательная активность, когда они сами имеют возможность выбрать вид двигательной деятельность, спортивный инвентарь, партнера и так далее, другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снижению зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу. 

Использование музыки на динамическом часе делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.

Успех динамического часа зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества. Известен научно-обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Для рациональной организации динамического часа наряду с традиционным спортивно-игровым оборудованием можно использовать и нестандартное оборудование. 

Нестандартное спортивно-игровое оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы, вызывающий у детей не только желание двигаться, участвовать в играх, но и способствует развитию положительных эмоций. Поэтому оно никогда не бывает лишним.


 

Динамический час как средство развития физических качеств и двигательной активности у детей дошкольного возраста»

Динамический час как средство развития физических качеств и двигательной активности у детей дошкольного возраста»

Движение для ребенка - это радость, это здоровье, это развитие, это, наконец, - способ его существования

Движение для ребенка - это радость, это здоровье, это развитие, это, наконец, - способ его существования

I часть - Ввводно-подготовительная -

I часть - Ввводно-подготовительная -

От занятия по физической культуре динамический час отличается тем, что не имеет обучающих задач

От занятия по физической культуре динамический час отличается тем, что не имеет обучающих задач

Дети могут выбрать для себя спортивные пособия, и выполнять с ними различные движения

Дети могут выбрать для себя спортивные пособия, и выполнять с ними различные движения

Нестандартное спортивно-игровое оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы, вызывающий у детей не только желание двигаться, участвовать в играх, но и способствует развитию…

Нестандартное спортивно-игровое оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы, вызывающий у детей не только желание двигаться, участвовать в играх, но и способствует развитию…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2024