«Динамический час как средство развития физических качеств
и двигательной активности у детей дошкольного возраста»
Современные концепции сохранения здоровья населения и формирования здорового образа жизни предполагают, что создание физической культуры человека должно начинаться еще в дошкольном возрасте, т.к. сформированное в эти годы отношение к систематическим занятиям физическими упражнениями может во многом определить стиль поведения человека в дальнейшей его жизни. В связи с этим важно определение цели образования дошкольников в области физической культуры и прогнозирование результатов, значимых как для формирующейся личности ребенка, так и для общества в целом.
Целевая установка физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста определяется требованиями современного этапа развития общества и системы образования к формированию личности:
• необходимостью единства и преемственности физического воспитания на всех ступенях образования;
• возможностью ее конкретизации в критериях эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом).Как следствие, дошкольники испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Поэтому большая роль в воспитании здорового ребенка принадлежит организации его двигательной деятельности в дошкольной организации и, конечно же, в семье.
Движение для ребенка - это радость, это здоровье, это развитие, это, наконец, - способ его существования. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней. Движение - это эффективнейшее лечебное средство. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Маленький человек - это, прежде всего деятель. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.
Необходимо помнить, что недостаточность движения является угрозой для здоровья детей. Недостаточная двигательная активность (или гиподинамия) впоследствии приводит к нарушению осанки, плоскостопию, задержки развития роста, а также возникновению хронических заболеваний. Следовательно, задачей создания всех необходимых условий для того, чтобы наши дети росли физически здоровыми и крепкими, является одной из важнейших.
Нам, педагогам, доверено самое ценное - наши дети: нежные, хрупкие каждый в отдельности и все вместе. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная активность детей. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье.
Динамический час-одна из любимых форм двигательной
деятельности дошкольников. Динамический час - это «час» движения, подвижный «час», «час» динамики, который организуется и проводится самим воспитателем или совместно с инструктором по физической культуре.
Если обратиться к методической литературе по физической культуре, то мы нигде не найдем методику проведения динамического часа. Однако, как и все физкультурные мероприятия, динамический час имеет три части: вводно-подготовительную, основную и заключительную.
Структура динамического часа:
I часть - Ввводно-подготовительная - Оздоровительная разминка, которая подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются:
• различные виды ходьбы: на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, высоко поднимая колени, с различным положением рук;
• различные виды бега (в медленном и среднем темпе): с захлестыванием к голени, на прямых ногах, с высоким пониманием бедра, спиной вперед, приставным шагом правым и левым боком;
• прыжки на месте и с продвижением вперед (на одной и двух ногах, 3 прыжка на правой и 3 прыжка на левой, из стороны в сторону, ноги врозь - ноги вместе, с поворотом на 90 и 180 градусов);
• имитационные движения;
• упражнения для профилактики плоскостопия и осанки (ходьба по ребристой доске, катание стопой различных предметов, упражнения с палочками плоскими, лежать на различных массажных ковриках, самомассаж).
Оздоровительная разминка может быть заменена игровыми упражнениями и подвижными играми с ходьбой и бегом («По ровненькой дорожке», «Поезд», «Карусели», «Построй шеренгу, круг, колонну» и т.д.).
II часть - Основная - Оздоровительно-развивающая - тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Варианты:
• игровые упражнения и подвижные игры;
• игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;
• спортивные игры и игровые упражнения;
• игровые упражнения, игры-эстафеты;
• игровые упражнения, хороводные игры.
III часть - Заключительная.
• игры на расслабление;
• игры на внимание;
• игры малой подвижности.
Число заданий в первой и второй частях зависит от возраста детей, двигательной активности и умений, места проведения динамического часа и т.д. При проведении динамического часа используются разнообразные движения и упражнения. Физическое упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, «заряжают» ребенка бодростью и энергией.
От занятия по физической культуре динамический час отличается тем, что не имеет обучающих задач. Упор сделан на основной вид детской деятельности - игру. Важнейшим условием проведения и эффективности динамического часа является отсутствие строгой регламентации, учет интересов и желания детей в выборе упражнений, пособий и игр.
В практике работы мы используем разнообразные виды и формы проведения динамического часа:
• подвижные игры с разной интенсивностью;
• игры-эстафеты;
• игровые задания;
• народные и хороводные игры;
• «минуты» двигательного творчества;
• ритмическая гимнастика;
• сюжетные двигательные задания;
• командные спортивные игры;
• развивающие игры с физкультурными пособиями;
• самостоятельные занятия детей на тренажерах.
Самое главное, что внедрение динамического часа дает возможность, без увеличения нагрузки дать детям насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность, что позволяет реализовать главную их потребность в движении.
Организация динамического часа предусматривает творческий подход: педагог может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. При этом необходимым условием остается обязательное сохранение двигательной нагрузки, учет интересов детей и эмоционального состояния детей, учет природно-климатических условий в день его проведения.
Длительность динамического часа соответствует возрасту детей:
• в младшей группе - 15-20 мин.,
• в средней группе - 20 мин.,
• в старшей группе - 25 мин.,
• в подготовительной к школе группе - 30 мин.
Основным приемом организации динамического часа для детей младшего дошкольного возраста является «игровой момент». С детьми старшего дошкольного возраста для повышения их интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты: «оленеводы», «циркачи», «индейцы» и др. Дети могут выбрать для себя спортивные пособия, и выполнять с ними различные движения. Можно предложить детям карточки, где показано какое-либо пособие и с чем сегодня можно играть и заниматься.
Если динамический час состоит из подвижных игр, то вначале можно проговорить в какие игры будем играть или в какие игры дети хотят поиграть.
Следует отметить, что игры подбираются знакомые детям, разнообразные по интенсивности, начиная с более спокойной, постепенно увеличивая степень подвижности.
Для развития двигательных способностей и творчества детей в динамическом часе используется самостоятельная двигательная активность, когда они сами имеют возможность выбрать вид двигательной деятельность, спортивный инвентарь, партнера и так далее, другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снижению зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.
Использование музыки на динамическом часе делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.
Успех динамического часа зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества. Известен научно-обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Для рациональной организации динамического часа наряду с традиционным спортивно-игровым оборудованием можно использовать и нестандартное оборудование.
Нестандартное спортивно-игровое оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы, вызывающий у детей не только желание двигаться, участвовать в играх, но и способствует развитию положительных эмоций. Поэтому оно никогда не бывает лишним.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.