«ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО МОТОКРОССА В РОССИИ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 03.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

История мотоспорта в России и СССР называет имена выдающихся спортсменок, которые добивались лидирующих позиций в мотокроссе Валентина Михельсон в трековых гонках, Раиса Ряжская в шоссейно-кольцевых гонках. Утерянные позиции после распада СССР в мотоспорте восстанавливаются в последние годы, среди призеров соревнований мы называем Хасанову Светлану, Гурьеву Екатерину Валерию Ляпину.
Иконка файла материала 251610.doc
«ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО МОТОКРОССА В РОССИИ» ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЕ..................................................................................................1 ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖЕНСКОГО МОТОКРОССА....5 ГЛАВА   2.   МЕТОДЫ   И   ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................................45   ЦЕЛЬ,   ЗАДАЧИ, ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ......49 ВЫВОДЫ..........................................................................................................74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................76 Приложение 1...................................................................................................80 Приложение 2...................................................................................................832ВВЕДЕНИЕ Актуальность.  Мотокросс   пользуется   большой   популярностью   у любителей моторных видов спорта во всем мире. Это один из самых красивых и   сложных   технических   видов   спорта.   А   ещё   –   это   прекрасное   средство испытания   своих   физических   возможностей.   Зрелищность   соревнований   и спортивное   мастерство   гонщиков­мотокроссменов   всегда   привлекало подростков к занятиям мотоспортом. История   мотоспорта   в   России   и   СССР   называет   имена   выдающихся спортсменок,   которые   добивались   лидирующих   позиций   в   мотокроссе Валентина   Михельсон   в   трековых   гонках,   Раиса   Ряжская   в   шоссейно­ кольцевых   гонках.   Утерянные   позиции   после   распада   СССР   в   мотоспорте восстанавливаются   в   последние   годы,   среди   призеров   соревнований   мы называем Хасанову Светлану, Гурьеву Екатерину Валерию Ляпину. Объектом исследования является мотоспорт в России. Предметом исследования – динамика развития женского мотокросса. Цельисследования  –   проанализировать   и   обозначить   динамику   и перспективы   дальнейшего   развития   женского   мотокросса,   как   одного   из ведущих направлений в современном мотоспорте. Гипотеза  исследования   –   женский   мотокросс   –   перспективный   вид спорта в России. Теоретическая   значимость.   Полученные   данные   могут   быть использованы   для   программ   и   учебно­методических   пособий   по   теории   и методике автомобильного и мотоциклетного спорта. 3Практическая   значимость.   Привлечение   девушек   к   активным занятиям мотоспортом 4ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖЕНСКОГО МОТОКРОССА 1.1 История развития мотоспорта в России Развитие   мотоциклетного   спорта   тесно   связано   с   производством   и усовершенствованием мотоциклов. Дореволюционная Россия не имела своих мотоциклов,   поэтому   все   состязания   и   пробеги   проводились   на   машинах иностранного производства [26]. Рис.1 – Мотоцикл Harley­Davidson модель 1907 года В   1898   г.   в   России   был   проведен   первый   испытательный   пробег   на одноместных трициклах с двигателями мощностью в 1,75 л. с. на дистанции в 38   верст   по   маршруту   станция   Александровская   −   Стрельна   (вблизи Петербурга).   Из   6   участников   мотоциклист   Мази,   идущий   впереди   всех, выбыл из пробега по причине, следующим образом отмеченной в протоколе: «Оставил   состязания   вследствие   выпавшего   винтика,   необходимого   для 5действия мотора». Среди участников, закончивших дистанцию, первым был Беляев, прошедший дистанцию со средней скоростью 24,5 км/час. Рис.2 − Трицикл с двигателем мощностью 1,75 л. В  1899  г.  было   проведено   в  России   первое   состязание   по   маршруту Москва − Петербург, а также состязание на 100 верст по маршруту Петергоф −  Красное  Село  −  Гатчина.  Из 11  участвовавших  трициклов  100­верстный маршрут прошли 7. Первым пришел Мази, преодолев дистанцию за 2 час. 43 мин. 38 сек. В 1900 г. проводились совместные состязания мотоциклов (трициклов) и   автомобилей   на   дистанцию   100   верст.   Легкий   трицикл   показал преимущество перед автомобилем того периода. Лучшее время прохождения дистанции трициклом − 2 час. 52 мин. 59 сек., автомобилем − 3 час. 57 мин. 20 сек. Отличительной   чертой   состязаний   того   времени   является   отсутствие достаточного количества участников; спорт не являлся массовым. Например, в состязании Москва − Петербург, проведенном в 1900 г., принимали участие 6только 3 человека. Лучшее время прохождения этой дистанции (650 верст) составляло 26 час. 23 мин. В   1913   г.   был   проведен   звездный   мотоциклетный   пробег   по   11 маршрутам с финишем в Москве и мотоциклетные состязания, входившие в первую русскую олимпиаду, в г. Киеве, по маршруту Киев − Чернигов − Киев на дистанцию в 250 верст. Лучшее время было 4 час. 9 мин. Наиболее   значительным   событием   в   мотоциклетном   спорте дореволюционной России было состязание Москва − Петербург − Москва на дистанции 1 300 верст. Это состязание было организовано «МОМ» и проведено 29, 30, 31 мая 1914 г. Старт приняло небывалое для того времени количество участников 37 человек на различных мотоциклах. В   норму   времени   состязания   −   84   часа   −   уложилось   16   человек,   3 человека хотя и закончили дистанцию, но не уложились в норму времени, 3 человека   были   сняты   с   состязаний   за   различные   нарушения   правил   и   15 человек выбыли из строя из­за поломок мотоциклов. Лучшее   время   в   этом   состязании   было   показано   на   мотоцикле   с двигателем мощностью в 7 л. с. в категории до 750 см3; вся дистанция в 1300 верст была пройдена за 38 час. 50 мин. (средняя скорость 33,3 вер./час.). В этом пробеге на участке Москва − Петербург (650 верст в один конец) лучшее   время   было   на   мотоцикле   с   двигателем   мощностью   в   31/2  л.   с.   в категории до 500 см3 − 15 час. 40 мин. 34 сек. Следует отметить, что это состязание было проведено в те же дни, что и большой автомобильный пробег, поэтому мотоциклисты проходили по дороге Москва   −   Петербург,   специально   подготовленной   для   автомобильных состязаний.   При   этом   вся   дорога,   как   указано   в   отчете,   была   посыпана песком. Это давало только большой декоративный эффект. 7Наступившая  первая   мировая  война 1914  г. прервала   эти  начинания. Лучшие мотоциклисты были мобилизованы вместе с мотоциклами. Мотоциклетный спорт широко начал развиваться в нашей стране только после Великой Октябрьской социалистической революции. Начиная с 1918 г., первыми организациями, начавшими культивировать мотоциклетный   спорт,   были   «Московский   кружок   конькобежцев   и велосипедистов­любителей»,   «Всероссийское   общество   мотоциклистов   в Петрограде» и штаб Московского военного округа (МВО). Вокруг   этих   организаций   и   стали   объединяться   первые   советские мотоспортсмены. «Московский   кружок   конькобежцев   и   велосипедистов­любителей» совместно со штабом Московского военного округа (МВО) 14 июля 1918 г. провел   первое   мотоциклетное   состязание   по   маршруту   Москва   −   Клин   − Москва на дистанцию 148 верст. В этих соревнованиях принимали участие 22 спортсмена. Победителем состязаний в классе до 500 см3 оказался Махурин. Он прошел всю дистанцию в 2 час. 41 мин. 24,6 сек., что являлось лучшим временем данного соревнования. В   1920   г.   на   Московском   беговом   ипподроме   были   организованы мотоциклетные состязания. В 1921 г. в Москве по инициативе Всевобуч был проведен Всесоюзный съезд   работников   мотоциклетного   спорта.   В   том   же   году   в   Ленинграде открывается   «Красный   мотоциклетный   клуб»,   членами   которого   стали представители трудового населения. В том же году в Туле были проведены мотоциклетные соревнования на первенство РСФСР, в программу которого, кроме состязаний по ипподрому, были включены гонки на 100 верст. В этих соревнованиях принимали участие мотоспортсмены Москвы, Ленинграда и Тулы. 8В   1922   г.   был   организован   пробег   по   маршруту   Москва   −   Вышний Волочек − Москва. В   1923   г.   по   инициативе   автомотоработников   Москвы   при профессиональном   союзе   транспортных   рабочих   открылся   Московский автомобильный   клуб   им.   Садовского,   задачи   которого   состояли   в популяризации автомобильного, мотоциклетного и велосипедного спорта. Впоследствии   в   целях   укрепления   общественных   спортивных организаций   Московский   автомобильный   клуб   объединился   с   Московским обществом мотоциклистов и велосипедистов. По   примеру   Московского   автомобильного   клуба   в   крупных   городах Советского Союза − Петрограде, Харькове, Минске, Тбилиси и др. −начала открываться сеть подобных же общественных организаций. В   1923   г.   был   проведен   автомотопробег   на   дистанцию   1   346   км   по трассе Москва − Петроград − Москва с участием 42 мотоспортсменов. В этом же году проводилось первенство РСФСР по ипподрому и шоссе. Таким   образом,   1923   г.   был   годом   перелома   в   сторону   развития   и массовости мотоциклетного спорта. В 1924 г. в Москве впервые разыгрывалось первенство СССР в гонках по ипподрому и шоссе. В   1925   г.   совместно   с   Всесоюзным   испытательным   автомобильным пробегом   был   проведен   второй   всесоюзный   мотоциклетный   пробег   по маршруту Москва − Харьков−Москва на дистанцию 1374 км при участии 28 мотоциклистов. В том же году в Ленинграде разыгрывалось пятое первенство РСФСР по мотоциклетному спорту на мотовелотреке и на шоссе. Впервые было,   проведено   соревнование   на   первенство   между   городами   Москва   и Ленинград. Первенство выиграли мотоспортсмены Москвы. 9В следующем, 1926 г. в Москве было проведено шестое соревнование на первенство РСФСР по шоссе и ипподрому. В этот раз впервые разыгрывалось первенство на 1 км (километровка) с хода и с места. Командное первенство завоевали мотоспортсмены Ленинграда. 1928   г.   ознаменовался   первой   всесоюзной   рабочей   спартакиадой, проведенной в Москве, в которой принимали участие и мотоспортсмены. В нее были включены соревнования на 1 км с места и с хода, 300­километровая шоссейная гонка и 10­километровый кросс. В спартакиаде приняло участие 86 мотоспортсменов, и при этом было установлено 30 новых всесоюзных рекордов [18]. В 1929 г. был проведен большой мотоциклетный пробег всесоюзного значения по маршруту Горький − Москва − Ленинград− Смоленск − Брянск − Курск   −   Харьков   −   Москва   ­   на   дистанцию   3224   км.   Этот   пробег   был организован   для   испытания   первых   семи   экспериментальных   образцов советских   мотоциклов,   выпущенных   Ижевским   мотоциклетным   заводом, наряду с которыми впервые приняли участие мотоциклы иностранных марок. Рис.3 – Иж­1 модель 1929 года 10Следующий   испытательный   пробег   советских   мотоциклов   Ижевского завода, проведанный осенью 1929 г. на дистанцию 300 км, показал высокие качества этих мотоциклов и содействовал дальнейшему их улучшению. В 1931 г. начался выпуск первого массового советского мотоцикла под маркой   «Л­300».   Выпуск   мотоциклов   большими   сериями   содействовал развитию массового спорта. Организованный в том же году пробег Ленинград −   Вышний   Волочек   −   Ярославль   −­   Горький   −   Пенза   −   Куйбышев   − Сталинград   −   Харьков   −   Москва   на   дистанцию   4017   км   проводился   на мотоциклах   Л­300.   Эти   первые   советские   мотоциклы   получили   признание мотоспортсменов и с 1933 г. стали широко использоваться для спортивных целей.   Несмотря   на   небольшой   объем   цилиндра   (300   см3),   эти   мотоциклы после соответствующей подготовки развивали скорость 120 км/час [43].  Рис.4 − «Л­300» модель 1931 года Из   зимних   состязаний   того   времени   следует   отметить   первый мотолыжный   пробег   по   маршруту   Ленинград   −   Москва   −   Ленинград, проведенный в 1934 г., и второй мотоциклетный пробег, проведенный по тому же маршруту в 1935 г. 11В   этом   же   году   втяжелых   зимних   условиях   был   проведен   2500­ километровый пробег по маршруту Ленинград − Минск – Ленинград [25]. Среди зимних соревнований 1936 г. следует отметить военизированный мотопробег по маршруту Москва − Тула − Москва на дистанцию 360 км и 725­километровый   мотопробег   с   лыжниками   на   буксире,   проведенный   по маршруту Москва − Ленинград − Москва. 23   октября   1935   г.   постановлением   Правительства   СССР мотоциклетный спорт был передан в ведение Всесоюзного комитета по делам физической   культуры   и   спорта.   Всесоюзным   комитетом   было   принято решение о создании широкой сети автомотоклубов, а также развертывания работ   по   линии   добровольных   спортивных   обществ   на   различных предприятиях. С этого момента мотоспорт стал носить еще более массовый характер. В 1936 г. по решению Всесоюзного комитета были проведены в Киеве первые всесоюзные мотоциклетные соревнования, в которые входили: гонки на 1 км с хода и с места; шоссейная гонка на 100 км и кросс на 150 км. В них приняли участие 75 мотоспортсменов различных городов Советского Союза, которыми было установлено 5 всесоюзных рекордов. Этот   год   положил   начало   регистрации   во   Всесоюзном   комитете рекордов по мотоциклетному спорту. Немаловажное   значение   для   развития   мотоциклетного   спорта   и отечественного мотоциклостроения  имели 300­километровые состязания на первенство   заводской   марки,   проведенные   24   апреля   1937   г.   в   Москве. Состязания   проводились   на   следующих   отечественных   мотоциклах:   Л­300 (Ленинградского мотоциклетного завода «Красный Октябрь»); ТИЗ­АМ­600 (Таганрогского завода); ПМЗ­750 (Подольского завода) и ИЖ­7 (Ижевского завода) [36]. 12Эти состязания показали высокое качество мотоциклов, выпускаемых нашими   заводами,   и   все   результаты   послужили   ценным   материалом   для дальнейшего   усовершенствования   и   развития   новых   конструкций отечественных мотоциклов. В том же 1937 г. с 30 сентября по 6 октября в Киеве было проведено второе состязание на первенство СССР, куда входили гонки на 1 км, гонки по шоссе   на   300   км   и   кросс   на   дистанцию   106   км.   Участвовало   более   100 человек, причем было установлено 23 новых всесоюзных рекорда. В 1938 г. было проведено третье всесоюзное состязание и в том же году в  Могилеве   второе  соревнование   на   первенство   заводской   марки.  На  этих соревнованиях   отличился   Ижевский   завод,   завоевавший   первенство   на мотоциклах ИЖ­8. Рис. 5 −  «Иж­8» модель 1938 года В   послевоенный   период,   несмотря   на   огромный   ущерб,   нанесенный германскими   фашистами   в   период   Великой   Отечественной   войны,   в послевоенный период наша страна стала восстанавливаться быстрым темпом и мотоспорт получил широкое развитие [38]. 13Этому   способствовали   пятилетний   план   (1945   −   1950   гг.) восстановления   и   развития   народного   хозяйства   и   указания   партии   и правительства о развитии массового производства технически совершенных мотоциклов. В   1947   г.   во   всесоюзных   соревнованиях   принимали   участие представители   союзных   республик   и   городов   Москвы   и   Ленинграда   и представители Советской Армии. В том же году на первенство Вооруженных Сил был проведен мотоциклетный кросс на дистанции 100 км. Начиная с 1947 г., в нашей стране стали проводиться соревнования на первенство   СССР   по   кольцевым   шоссейным   гонкам.   Соревнования проводились   в   пригороде   г.   Таллина   по   замкнутому   кругу   на   дистанции 202,83 км. Из   достижений   в   мотоциклетном   спорте   в  1948  г.  следует   отметить установленный   Н.   Шумилкиным   на   мотоцикле   «Комета­2»   собственного изготовления с двигателем до 500 см3 с нагнетателем всесоюзный рекорд на 1 км с хода, равный 175,953 км/час, а также всесоюзный рекорд А. Силкина на дистанцию 1 км с места, скорость 103,418 км/час, показанная на мотоцикле М­76 с коляской [25]. В 1949 г. впервые в послевоенный период было проведено соревнование между   заводами   на   первенство   марки,   которое   в   значительной   степени способствовало повышению качества выпускаемых мотоциклов. Переходящий приз получила команда, выступавшая на мотоциклах ИЖ­350. Проведенный   в   том   же   году   традиционный   кросс   имени   К.   Е. Ворошилова (район Химкинского водохранилища в Москве) привлек большое количество участников − 200 человек.  Кроме   того,   следует   отметить   проведенный   в   том   же   1949   г.   очень сложный   по   выполнению   кросс,   посвященный   комсомолу.   Этот   кросс 14проводился между городами Сухарево − Дмитров − Загорск − Подольск − Москва на дистанции 400 км. В нем принимали участие 18 команд.  В 1954 году в СССР впервые состоялись международные соревнования по мотокроссу. Гонка длительностью два дня проходила в районе Планерной под   Москвой.   В   ней   приняли   участие   чехословацкие,   польские,   немецкие (ГДР) и советские гонщики. Впоследствии международные мотокроссы стали проводиться в СССР ежегодно. После   вступления   Центрального   автомотоклуба   Советского   Союза   в члены   ФИМ   (1956г.)   в   СССР   неоднократно   проводились   классические международные   соревнования,   этапы   и   финалы   чемпионатов   мира   по мотокроссу, по гонкам на гаревой и ледяной дорожках.  Так   в   августе   1956   г.   впервые   в   стране   прошли   международные кольцевые гонки, а через 3 года состоялась первая международная встреча советских   спортсменов   в   мотогонках   по   льду,   впервые   прошел   чемпионат СССР по спидвею, в 1966 г. ­ первый чемпионат мира в гонках по льду.  В 1963 году гонщик Игорь Григорьев завоевал третье место в классе 250 см3 и первым из советских гонщиков был награждён бронзовой медалью ФИМ [38]. В  1964  году   завоевал   третье   место   Виктор   Арбеков.   А   в 1965­м   он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу, одержав   победу   над   шестикратным   чемпионом   мира   в   классе   250   см3 бельгийцем Жоэлем Робером. В   1968   году   в   Кишиневе   ФИМ   и   Центральный   автомотоклуб   СССР проводят   «Мотокросс   наций»   (англ.)русск.   −   командное   соревнование   по кроссу   на   мотоциклах   класса   500   см3.   Первое   место   завоевывает   СССР, второе − ГДР, третье − Франция, четвёртое − Румыния, пятое − Финляндия и последнее − Швейцария . 15В   1973   году   советские   спортсмены   завоевали   третье   место   в «Мотокроссе наций» и второе − в «Трофее наций». В 1974 году гонщик Геннадий Моисеев становится чемпионом мира по кроссу на мотоциклах 250 см3. В   1978   году   в   соревнованиях   на   приз   «Трофей   наций»   советские гонщики занимают второе место [40]. По   идеологическим   причинам   в   СССР   было   запрещено   использовать технику   западных   стран,  поэтому   спортсмены   могли   участвовать   в  гонках только   на   мотоциклах   производства   Советского   Союза   и   соцстран,   в частности, Чехословакии (мотоциклы CZ и Jawa). Однако, на одном из этапов чемпионата   мира   1973   года   мотоцикл   CZ   Моисеева   не   был   доставлен вовремя,   и   тогда   австрийцы   предложили   проехать   этот   этап   на   KTM. Геннадий Моисеев принял предложение и выиграл гонку. С KTM Геннадий Моисеев стал трижды чемпионом мира в 1974, 1977 и 1978 годах. Рис.6– Геннадий Моисеев на мотоцикле КТМ (чемпионат мира 1973 года) 16В   1979   году   был   наложен   очередной   запрет   на   использование   в соревнованиях   техники   западных   стран,   что   отрицательно   сказалось   на результатах советских кроссменов Следует отметить, что ключевым моментом в развитии отечественного мотоспорта было образование в январе 1960 г. самостоятельной федерации мотоциклетного  спорта  (ФМС)  СССР.  Сейчас  правопреемницей  федерации мотоциклетного   спорта   СССР   является   мотоциклетная   федерация   России (МФР), образованная в 1991г., она принята постоянным членом в ФИМ на конгрессе в 1992г [26]. Технические   характеристики   серийных   чехословацких   мотоциклов «Ява», участвующие в шестидневных соревнованиях в 1983 г. приведены в таблице 1.1. 17Таблица 1. – Технические характеристики мотоциклов «Ява 125», «Ява Мотоцикл  Тип  Диаметр цилиндра, мм Ход поршня, мм Рабочий объём, см3 Максимальная мощность, кВт Частота вращения, мин­1 Число ступеней коробки передач Ход   заднего колеса, мм Колесная база, мм Высота седла, мм Масса, кг амортизатора 250», «Ява 500» и «Ява 560» «Ява 125» 657­2­83 «Ява 250» 652­5­83 «Ява 500» 654­5­83 «Ява 560» 871­0­83 55 52 124 19,5 10500 6 270 1460 910 106 70 64 246 29 8500 6 270 1490 930 110 82 75 396 35 7500 5 275 1480 960 115 94 81 562 33,5 7000 5 275 1485 960 129 Приведём   марки   мотоциклов   и   страну­изготовитель,   которые   были представлены   на   международных   соревнованиях   в   80­е   годы   прошлого столетия (См. Табл. 1.2) и современная мото­кроссовая техника (Табл. 3) Таблица 2 – Марки мотоциклов, задействованные в международных стартах по мотокроссу № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Марка  «Ява» «Хускварна» КТМ «Пух» «Ямаха» «Хонда» «Кавасаки» «Судзуки» «Кагива» СВМ  МЦ «Симсон» Страна­изготовитель Чехия  Швеция  Австрия  Австрия  Япония  Япония  Япония  Япония  Италия  Италия  Германия  Германия  1813 14 15 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 «Майко» «Алфер» Остальные марки Германия  Испания  ­ Таблица 3 ­ Производители современной мото­кроссовой техники Марка Honda, Suzuki Yamaha Kawasaki КТМ Alfer GasGas, Ossa Aprilia Benelli TM Racing, Vermati VOR Husqvarna Maico CCM Praga Страна­изготовитель Япония Япония Япония Япония Австрия Испания Испания Испания Италия Италия Италия Италия Италия Германия Германия Великобритания Чехия Некогда максимально популярными были и кроссовые мотоциклы от  таких брендов, как: BSA; Can; Cooper ; CZ; Bultaco; DKW;  Greeves; Hodaka. 19        В число последних байков мотокросса некогда входил и американский Harley­Davidson. На   сегодняшний   день   бренды   Honda,   Suzuki,   Kawasaki,   Yamaha   –   Россию. сократили   объемы   импорта   до   минимума   в Склады KTM и Kawasaki по   всей   Европе   пока   остаются   в   нашем распоряжении.   По  экипировке   имеется   возможность   делать   постоянные заказы. По   информации   от   инсайдеров,  HondaMotor  RUS   в   конце  2014  года попросту не стала делать заказ на мотоциклы. Лишь позднее, когда ситуация на   рынке   более­менее   определилась,   удалось   выделить   небольшой   объем техники, около 2,5 тыс. единиц на всю страну. Эта техника поступит в салоны даже   быстрее,   чем   в   прошлые   сезоны.   Дело   в   том,   что   прежде   завод производил мотоциклы специально для России. Объем заказов HondaMotor RUS   колебался   от   1500   до   2500   единиц,   вставал   на   линию   в   Японии   в последнюю очередь и поступал на склад в Подмосковье в конце марта, но в салоны   дилеров   –   иногда   не   раньше   мая   (из­за   бюрократии   и сертификационной системы). Тысячей мотоциклов больше, тысячей меньше ­ для   всей   крмпанииHondaMotorCo.   не   велика   потеря.   Теперь   мотоциклы   в Россию  придут из Европы, из квот других представительств, разместивших заказы еще осенью. В   похожих   рамках   решили   действовать   все   импортеры   японских компаний, сократив поставки в 8­10 раз. Труднее всего сложилась ситуация у Suzuki. Весь 2014 год московский офис держал цены на очень доступном уровне, продажи шли неплохо, а когда курсы USD и EUR подскочили на 30%, было   принято   решение   не   поднимать   ценники.   За   две   недели   в   середине декабря   был   распродан   до   последней   единицы   весь   сток Suzuki,   как   со складов дилеров, так и со складов импортера. Три месяца в России не было ни 20одного   нового   мотоцикла Suzuki,   все   обрели   хозяев;   поставка   2015   года пришла   вот   только­только.   Объем   тот   же,   порядка   250   байков,   треть   из которых составляет поставка нового бестселлера младшего класса GW250.  С Kawasaki ситуация   чуть­чуть   ровнее,   «Фудзи»   не   стала   менять систему поставок в связи с курсом валют, а лишь сократила объемы (сколько мотоциклов дилеры заказали, столько их приехало в Москву). Плюс, остались большие складские запасы 2014 года, которые продаются теперь по новым ценам.   В   Россию   приехали   и   кое­какие   новинки   2015,   но   в   ограниченном количестве. Ситуация   у   Yamaha   и   ее   дилеров   острее.   Компания   никогда   не афишировала   реальные   объемы   поставок   и   продаж,   воздержалась   от комментариев и на этот раз. Но факт остается фактом, что салоны дилеров Yamaha   в   Москве   уже   начали   закрываться.   Ведь   Yamaha   не   торгует автомобилями, а спрос на резко подорожавшие лодочные моторы, снегоходы и квадроциклы сократился до нулевой отметки после января 2015. В салонах, которые еще остались на плаву, вы едва найдете самые ходовые модели, такие как R6. Их попросту нет. Можно найти остатки 2014 года по цене в 862000 руб.   Yamaha   YZF­R1M   выставлен   на   продажу   по   цене   почти   в   1,9   млн. рублей.   Объем   поставок   Yamaha   в   Россию   пока   неизвестен,   но   цены   на некоторые модели 2015 года объявлены дилерам. Одной   из   ключевых   причин   снижения   спроса   на   автомобили   и мотоциклы   в   России   стали   жесточайшие   требования   банков   на   выдачу кредитов и сложности с их выплатой у населения: приток денежных средств в карманы покупателей даже сократился, кредитные ставки теперь на уровне 22­25%   годовых,   а   рублевые   цены   на   технику   поднялись   на   25­35%. По статистике, из­за этого автомобильный рынок за первые 3 месяца 2015 года в 21России сократился на 40%, а мотоциклетный – на 80%. Цены на японские мотоциклы до конца года  точно не будут ниже. Благодаря наличию у BMW Motorrad собственного «карманного» банка («BMW   Finance»),   российскому   представительству   удалось   сохранить определенный объем предзаказов даже этой непростой зимой, так что новые модели баварцев можно спокойной купить по новым ценам, а те, кто получал доход в EUR, вообще не почувствовали перемен. Импортеры KTM и Ducati в России постарались минимизировать рост цен   за   счет   снижения   собственной   маржи,   а   также   существенного стимулирования дилерских сетей и дисконтной системы. В   итоге,   представительство KTM (помимо   BMW)   смогло   обеспечить поставку   всего   модельного   ряда   2015   года   в   Россию   без   существенных сокращений   ассортимента.  На   складах   еще   остались   мотоциклы  2013­2014 г.в.,   которые   продаются   теперь   по   минимально   возможной   (в   данной ситуации) цене. У   евроимпортеров   есть   большое   преимущество   перед   японцами: гибкость и «короткая нога», т.е. возможность дозаказывать небольшие партии с поставкой в 10­20 дней, пополнять склады и поддерживать ассортимент, не морозя на складах миллионы. Но для этого импортеру нужно иметь особые, очень близкие отношения с производителем. В конце 2014 года была крупная поставка мотоциклов на федеральном уровне по программе развития технических видов спорта. Заказ на 147 байков – само по себе серьезное дело, ведь некоторые мотосалоны за год столько реализуют, а здесь был единый контракт, тендер выиграл «Байк Ленд». 1.2 Гендерные особенности женщин 22Слово   пол,   при   использовании   социологами,   психологами   и   другими специалистами,   указывают   на   характеристики   человека   анатомического характера. Если у вас есть мошонка, пенис, яички, то вы мужчина, а если половые губы, яичники, матка и вы можете выносить и родить ребенка, то вы женщина. Пол можно определить при помощи внутриутробных гормонов и хромосом,   это   биологический   феномен.   Следовательно,   каждый   человек, который рождается, имеет биологический пол [1]. С самого первого дня жизни каждому человеку присваивается гендер. Гендер,   как   уже   говорилось   ранее,   намного   более   широкое   понятие,   чем понятие пол. Гендер включает в себя все культурные ассоциации, ожидания от биологического пола. Например, только женщина может быть беременна и родить   ребенка,   спортсмены­мужчины   могут   иметь   большее   количество мышечной   массы   по   сравнению   и   с   женщинами.   Культурные   ожидания: женщина   должна   вскармливать   детей   в   целях   заботы   о   них,   а   мужчины соревнуются между собой, чтобы привлечь представительниц женского пола. На   примере   теории   когнитивного   развития,   предполагается,   что формирование   гендера   начинается   с   присвоения   гендера   ребенку   при рождении,   который   постепенно   им   принимается   по   мере   роста.   В   момент рождения   присвоение   рода   в   основном   происходит   на   основании исследования   гениталий.   С   этого   момента   ребенка   начинают   считать мальчиком   или   девочкой.   Если   присутствуют   генитальные   аномалии,   то присвоение гендера может быть ошибочным, если оно не будет согласованно с половыми хромосомами и имеющимися гонадами.  Наиболее   широко   принятый   вариант   представления   о   когнитивном развитии   гендера   называется   теория   гендерной   схемы.   Гендерная   схема представляет   собой   многоступенчатый   процесс   развития.   Первоначально 23дет6и узнают кто они мальчики или девочки. Затем идет осознание, что не только людей, но и вещи и поведение, которые к ним не относятся. Процесс спортивного  совершенствования происходит одновременно с ростом   и   развитием   организма   юного   спортсмена.   Это   развитие   протекает неравномерно и имеет отчетливые различия у мальчиков и девочек, особенно заметные на разных стадиях полового созревания [4].  Половой   диморфизм   –   анатомические   различия   между   самцами   и самками   одного   и   того   же   биологического   вида.   У   человека   –   наличие морфофизиологических различий между особями мужского и женского пола [30].  Половой диморфизм проявляется в соматических, физиологических и поведенческих   характеристиках   человека.   При   этом   женский   пол   как   бы олицетворяет устойчивость, «стандартность» вида, а мужской – подвижное начало,   изменчивость   признаков   –   выполняет   функции   эволюционного авангарда.  Половый   диморфизм   определяет   более   высокую   адаптивность (пластичность)   женских   особей,   их   лучшую   обучаемость,   воспитуемость, конформность   (свойство   личности,   выражающееся   в   склонности   к конформизму).  Половые   различия   проявляются   также   в   полодиморфическом   (роль пола)   поведении.   Так,   мальчики,   как   правило,   более   подвижны,   драчливы, менее   ласковы,   чаще   участвуют   в   силовых   соревновательных   играх,   из игрушек предпочитают конструкторы, машинки, оружие и т.п. Девочки же более спокойны, любят играть в куклы, семью, охотнее помогают матери по хозяйству,   ухаживают   за   младшими   детьми,   как   правило,   избегают конфликтных ситуаций.  24В   последующем   полоролевые   различия   сохраняются.   Мужчины выбирают   профессиональную   деятельность,   чаще   связанную   с   техникой, абстрактными   понятиями,   бизнесом,   армией.   Их   привлекают   карьера, престиж,   высокие   заработки,   но   главное   –   риск.   При   этом   они   более рациональны в своих поступках, менее эмоциональны. Женщины гораздо чаще нуждаются   в   нежности,   любви,   сострадании.   При   этом   обладают   большей жизнестойкостью,   высокой   сопротивляемостью   к   нежелательным   влияниям среды [15].  Изучение   полового   диморфизма   показало,   что   различия   между мужчиной   и   женщиной   формируются   уже   в   процессе   оплодотворения   на генном   уровне,   далее   проявляются   половые   признаки,   в   период   роста   и развития появляются характерные черты физического развития мальчиков и девочек. В период полового созревания подростков различия пола становятся особо четкими. Различия между мужчиной и женщиной также обусловливают специфику   психоэмоциональной   сферы   человека, жизнеобеспечения органов и систем организма в зависимости от пола [30].    особенности Основные   половые   различия   связаны   с   уровнем   содержания   в   крови половых гормонов. В первый пубертатный период передняя доля гипофиза более стабильно продуцирует гормоны, стимулирующие половые железы. У девочек   в   12–14   лет   (это   пубертатный   период)   происходит   рост   и формирование половых желез, оволосение лобка, рост волос в подмышечной впадине,   округляются   бедра,   развиваются   грудные   железы   и   кости   таза   и появляется первая менструация.  1.3 Физиологические особенности женского организма Биологическое   созревание   женского   организма   достигается   к   17–18 годам, тогда как рост тела и окостенение скелета завершаются к 19–20 годам. 25Нормальная циклическая функция яичников и, соответственно, нормальное функционирование   всего   полового   аппарата   обусловлены   постоянным одновременным   действием   двух   гормонов   – фолликулостимулирующего   (ФСГ)   и   лютеонизирующего   гормона   гипофиза гонадотропных   (ЛГ).  Стрессорные   ситуации   (в   том   числе   тренировки   и   соревновательная деятельность) могут нарушать не только гормонообразовательную функцию яичников, но и сопровождаться симптомом дисфункции яичников. Нарушение функции   яичников   оказывает   влияние   на   течение   приспособительных   и восстановительных   процессов   в   организме.   Важно   сохранение   в   организме спортсменки   гомеостаза   и   правильного   функционирования   половых   желез, обеспечивающих регуляторные процессы работоспособности [30].  Уровень   экскреции   эстрогенов   и   прогестерона   в   разные   фазы менструального цикла различен. Выделяют следующие фазы менструального цикла: фолликулиновая – стадия развития фолликулов (постменструальная фаза); овуляционная (стадия овуляции); лютеиновая (прогестероновая) – фаза развития   желтого   тела   (предменструальная   фаза);   фаза   месячных   (выход желтого тела).  В течение месячного цикла у женщин изменяется уровень гормонов в крови, это оказывает значительное влияние на все процессы в организме и, что особенно важно, психоэмоциональное состояние спортсменки. У большинства женщин лабильность психоэмоционального фона (высокая возбудимость или депрессивное настроение) проявляется в предменструальный период, иногда в период   менструации.   При   этом   определяется   генетически   обусловленный индивидуальный   гормональный   профиль,   согласно   которому   по   уровню гормонов   выделяют   три     низкоэстрогенные, группы   женщин: высокоэстрогенные и со среднеэстрогенным профилем.  26Эти   профили   обусловливают   темперамент,   уровень   сексуальной активности, образ жизни, а также готовность спортсменки к тренировочной и соревновательной деятельности в эти периоды.  Необходимо   учитывать   индивидуальные   особенности   женщины­ спортсменки при планировании тренировочных нагрузок, а именно: учитывать фазы менструального цикла при планировании нагрузок. Выяснено, что с 10­ го по 16­й день цикла (овуляция) у женщин увеличивается выброс ЛГ и ФСГ. В   этот   период   организм   ослабевает,   поэтому   и   необходимо индивидуализировать тренировочный процесс. К концу цикла (за 8–10 дней) отмечается повышение прогестерона (продукт желтого тела), и самочувствие улучшается. В этот период тренировочные нагрузки можно увеличивать как по объему, так и по интенсивности.  Циклические   менструальные   периоды   до   менархе   непосредственно влияют   на   сердечно­сосудистую,   нервную,   эндокринную,   кроветворную системы, приводят к изменению различных обменных процессов в организме спортсменок.  Практика   показывает:   со   временем   в   течение   тренировочной деятельности к этим изменениям организм «привыкает», они становятся более сглаженными.   По   данным   С.А.   Ягунова   и   Л.Н.   Старцевой   (1985),   у спортсменок, продолжающих тренироваться и участвовать в соревнованиях, в предменструальной   и   менструальной   фазах   спортивные   успехи   бывают обычными   и   иногда   рекордными;   в   18,4%   случаев   у   женщин   все­таки спортивные результаты ухудшаются [28].  По мнению профессора В. Киндермана (ФРГ), в менструальный период работоспособность женщин порой не только не падает, но и достигает своих максимальных показателей.  Распределение   тренировочных   нагрузок   в   зависимости   от   фаз овариально­менструального цикла предлагает А. Кондрашов (табл. 4).  27Таблица 4­ Распределение тренировочных нагрузок в зависимости от фаз овариально­менструального цикла Фаза Длительность цикла, дни Направленность занятии Нагрузка Менструальная 21­22 24­26 27­28 29­30 32­36 1−4 1−4 1­5 1­5 1­5 Повышение выносливости,   общей   развитие Средняя гибкости Пост­ 5­9 5­11 6­12 6­13 6­16 Повышение   специальной Большая менструальная выносливости, скоростных возможностей Овуляторная 10­12 12­14 13­15 14­16 17­19 Повышение   общей Средняя Пост­овуляторная 13­18 15­22 16­24 17­26 20­31 Повышение   специальной Большая выносливости Предменструальная 19­22 23­26 25­28 27­30 32­36 Повышение   общей Малая выносливости выносливости, гибкости   развитие В   целом   большинство   морфофункциональных   показателей   ярко демонстрирует половой диморфизм, т.е. половые различия: женщины имеют более низкие значения (табл. 5).  28Таблица 5­ Половой диморфизм в некоторых морфофункциональных показателях Показатели Рост, см Вес, кг Жизненный индекс АДс, ммрт, ст, АДд,ммрт, ст, АД­пульс, мм ртст, Общая вода, л Плазма, л Цельная кровь, л Эритроциты, 10|:/л Вязкость крови Гемоглобин, г/л Гсматокрит МСНС, % Железо, мкМ/л КФК, ед /л Креатинин крови, мкмоль/л Мочевина, ммоль/л МПК, мл/мин/кг PWC170:кгм/кг Мужчины 175,5 69,2 65,0­70,0 118,0­122,0 74,0­77,0 40,0­47,0 42,0 3,2 5,3 4,0­5,0 4,3­5,3 130,0­160,0 0,40­0,48 32,9 8,0­31,0 46,0­134,0 61,0­115,0 3,3­7,5 45,0­72,0 19,9 Женщины 162,0 50,1 55,0­60­0 97,0­101,0 60,0­62,0 36,0­40,0 36,5 2,8 3,8 3,9­4,7 3,9­4,9 120,0­140,0 0,36­0­42 30,4 6,0­29,0 20,0­93,0 53,0­97,0 2,7­7,3 40,0­65,0 17,3 Рассматривая с учетом полового диморфизма строение позвоночника, прежде   всего   следует   отметить   его   надкрестцовую   часть,   средняя   длина которой у мужчин больше (примерно 670 мм), чем у женщин (538 мм). У женщин относительно короче, чем у мужчин, грудной отдел позвоночника и длиннее шейный и поясничный отделы (у них выше межпозвоночные диски). Так   как   у   женщин   относительно   длиннее   более   подвижные   отделы позвоночника, весь позвоночник у них тоже значительно подвижнее.  29Такой   подвижности   позвоночника   у   женщин   способствует   большая эластичность   их   связочного   аппарата,   капсул   межпозвоночных   суставов,   а также большая, чем у мужчин, кривизна (лордоз) поясничного отдела и др. Согласно   мнению   многих   авторов,   отчетливых   различий   в   длине   верхних конечностей у мужчин и женщин нет.  Половой   диморфизм   в   нижних   конечностях   прежде   всего   выражен разным углом, образованным шейкой с диафизом бедра (поэтому диапазон движений   у   женщин   гораздо   больший).   Практически   стирается   половой диморфизм в пропорциях тела, например в пропорциях нижних конечностей при занятиях циклическими видами спорта; наблюдается сближение значений мышечной и жировой массы у тренирующихся на выносливость [10].  Кожа мужчин на 25% толще кожи женщин за счет большего содержания коллагена   и  эластина.  В  коже  мужчин   и  женщин   содержится 600  сальных желез.   Но   потоотделение   у   мужчин   и   женщин   разное.   Активирует   работу сальных желез тестостерон. Поскольку у женщин содержание тестостерона в крови в 10 раз ниже, активность сальных желез у них меньше.  Половой диморфизм массы тела выражается не только в абсолютных величинах.   Определяются   морфофункциональные   особенности   женского организма по сравнению с мужским в составе тела: удельный вес мышечной массы  меньше,  жировой   ткани   больше  (основные   места  отложения   жира   у женщин – это область бедер, живота и задней поверхности плеч; у мужчин – бедер, под лопатками, область живота).  Плотность   костей   у   мужчин   выше,   чем   у   женщин.   Количество компактного вещества в костях скелета, в частности в трубчатых, у мужчин больше, что обусловливает большую прочность их скелета.  Существуют значительные половые различия в показателях развития и строения   скелетной   мускулатуры   и   мышечной   силы.   Эти   показатели 30существенно   выше   у   мужчин.   Рост   мышечных   волокон   в   толщину продолжается до 30–35 лет. Степень увеличения толщины мышечных волокон и  интенсивность   этого   процесса   в  значительной   мере  зависят   от  величины получаемой физической нагрузки как на отдельные группы мышц, так и на мышечную систему организма в целом.  Показатели   морфологии   сердца   (толщина   стенок,   объем   полостей, ударный   выброс,   сократительная   функция,   производительность   сердца)   у женщин­спортсменок выше, чем у не занимающихся спортом, и меньше, чем у мужчин, но их значения приближаются к мужским, если спортсмены разного пола   заняты   в   одном   и   том   же   виде   спорта   при   равной   квалификации   (у женщин масса сердца меньше на 10–15%, объем полости – на 20–25%).  Типы   кровообращения   у   высококвалифицированных   спортсменов   в большей   мере   определяются   индивидуальной   спецификой   вида   спорта   и этапом   тренировочного   процесса,   а   не   половыми   особенностями.   Общее количество   крови   в  организме   человека   составляет   около  7%  (1/13)   всего тела, причем объем крови на 1 кг веса тела у мужчин больше, чем у женщин. Вязкость крови не зависит от пола. Удельный вес крови человека равен 1,050– 1,062.   Концентрация   гемоглобина   у   здоровых   мальчиков   и   девочек   до наступления   подросткового   периода   сходна.   В   дальнейшем   содержание гемоглобина в крови женщин ниже, чем у мужчин, в среднем на 10%, что предопределено физиологически.  Под влиянием физических нагрузок происходит перестройка организма женщин­спортсменок. Мартиросов Э.Г. с сотрудниками (1986) на основании анализа   динамики   спортивных   результатов   и   тотальных   размеров   тела чемпионов и призеров Олимпийских игр по плаванию выявили, что тенденция роста результатов у женщин и сближение их с результатами, показанными мужчинами, происходит за счет повышения женского атлетизма, увеличения 31массы и длины тела. Но, несмотря на это, половой диморфизм сохраняется как в структурном, так и в функциональном планах.  Гормональная   регуляция   играет   важную   роль   в   управлении адаптационным   синтезом   белков   и   тем   самым   в   морфофункциональном усовершенствовании клеточных структур, мобилизации липидных ресурсов.  Резервные   жиры   у   спортсменок,   тренирующихся   на   выносливость, активно используются как источник энергии благодаря наличию в организме женщин больших концентраций полового гормона эстрогена.  По   величине   энергопродукции   женщины   отличаются   от   мужчин   не только разной величиной мышечной массы как продуктивного органа, но и механизмом   энергообеспечения.   У   женщин   выработка   энергии   идет   путем увеличения   скорости   аэробных   реакций.   Пышняк   Э.Н.   с   сотр.   (1981), обследуя гребцов в гребном бассейне, установила, что при интенсификации тренировочного   процесса   у   мужчин   достаточный   уровень   кровоснабжения сердца во время работы сочетался с усилением гликолиза, а у женщин – с повышением   максимальных   аэробных   возможностей.   Это   объясняется пониженной   чувствительностью   коронарных   артерий   у   спортсменок   и сосудорасширяющим   влиянием   метаболитов,   образующихся   в   процессе гликолиза [30].  Вместо   адаптивного   механизма   гемоконцентрации,   характерного   для мужчин, у женщин имеет место физиологическая гемодилюция, или снижение концентрации эритроцитов. После соревнований сдвиги показателей обмена железа и меди больше, чем у мужчин. Это объясняет часто встречающиеся случаи «рабочей» анемии у женщин.  У   женщин­спортсменок   меньшая,   чем   у   мужчин,   экономичность сердечного   сокращения   и   относительно   укорочен   период   диастолического расслабления, большая величина внутрисистолического показателя, а также 32меньшие   значения   индекса   напряжения   миокарда   и   отношение   диастолы   к продолжительности сердечного цикла.  Реакция   на   функциональные   пробы   с   физической   нагрузкой   у спортсменок   характеризуется   более   выраженным   повышением   ЧСС   и меньшим подъемом АД. Особенность регуляции сердечного ритма у женщин – более высокий тонус симпатического отдела ВНС.  Ортостатическая   тоническая   реакция   артерий   нижних   конечностей слабее у молодых женщин по сравнению с мужчинами того же возраста, т.е. у женщин степень участия эрготропной системы менее выражена, поэтому не столь   значительны   и   ортостатические   колебания   периферического сопротивления сосудов.  Половой   диморфизм   проявляется   и   в   различии   органов   дыхания: строении дыхательных путей, величине легочных объемов. По данным А.Э. Колчинской   (1990),   максимальный   минутный   объем   дыхания   у   женщин составляет около 80% его величины у мужчин. Неодинаковы возможности мужского   и   женского   организма   в   использовании   кислорода   при максимальной работе [1].  Показатели   физической   работоспособности,   максимальной   мощности работы, аэробной производительности (МПК, мощность ПАНО, О2­пульс) у женщин­спортсменок уступают мужчинам, но приближаются к значениям у мужчин в одном и том же виде спорта при равной квалификации. Особенно отчетливо   это   подтверждают   данные   И.А.  Тер­Ованесяна,  полученные   при исследовании   участников   сборной   команды   по   легкой   атлетике   при подготовке к Олимпийским играм 1992 г.  331.4 Особенности учебно­тренировочного процесса в женском мотокроссе Учебно­тренировочный   процесс   в   мотоспорте   состоит   из   обучения   и тренировки. Обучение и тренировка в мотоспорте − две стороны единого процесса, направленного на всестороннее физическое развитие, изучение мотоциклов, привитие   практических   навыков   езды   на   мотоцикле   в   самых   различных условиях,   на   воспитание   высоких   моральных   и   волевых   качеств   и   на подготовку   спортсменов   к   установлению   высоких   спортивных   достижений [37]. Обучение   в   мотоспорте   следует   рассматривать   как   педагогический процесс, направленный на всестороннее развитие физических способностей и выработку умения совершать смелые, решительные и уверенные действия на мотоцикле в самых разнообразных условиях/  Тренировка   в   мотоспорте   −   процесс   дальнейшего   всестороннего физического   развития   и   совершенствования   (воспитания)   моральных   и волевых   качеств   спортсмена   и   выработки   навыка   совершенного   владения мотоциклом   в   разнообразных   условиях,   в   любое   время   года   и   при   любой погоде. Элементы обучения имеют место и в тренировке, так же как элементы тренировки имеют место в обучении. Занятия с новичками и недостаточно подготовленными спортсменами содержат больше элементов обучения. Занятия с хорошо обученными носят характер   тренировки,   закрепления   результатов   обучения   и   достижения высокого мастерства в практических действиях. 34В   целях   осуществления   задачи   всестороннего   развития   физических способностей обучение и тренировку спортсмена нужно строить на основе индивидуального подхода и учета возрастных, физиологических и гендерных особенностей спортсмена [5]. В мотокроссе передвижение на мотоцикле возможно по дорогам и вне дорог, в разнообразных условиях местности, зимой и летом, при хорошей и плохой погоде. Следовательно, обучение и тренировка должны проводиться в подобных   же   условиях.   Условия   использования   мотоцикла   должны учитываться при определении как содержания, так и методики обучения и тренировки спортсмена. В учебно­тренировочном процессе должно уделяться большое внимание проведению занятий   и  соревнований на незнакомой  местности. Действия в   условиях внимательность, сообразительность, находчивость, расширяют круг представлений, знакомят с незнакомой   местности   развивают   разнообразием местности, с характером дорог, с проходимостью мотоциклов, всесторонне   развивают   способности   спортсмена,   повышают   мастерство вождения мотоцикла. Систематические   занятия   на   местности   развивают   способность действовать   сообразно   возникающей   обстановке.   Выработанные   в   процессе занятий умения и навыки закрепляются в процессе тренировочных занятий и реализуются в практике соревнований на пересеченной местности. Для   проведения   учебных   занятий   и   специальных   тренировок целесообразно избирать участки местности, отличающиеся разнообразностью рельефа, наличием различных по своему состоянию дорог, легких и трудных для преодоления бродов, заболоченных участков и т. д. [11]/ Предварительный выбор участков местности для занятий и специальных тренировок   может   производиться   по   карте.   В   выборе   местности   вместе   с 35тренером   должны   принимать   участие   сами   обучающиеся.   Это   повышает интерес   к   предстоящим   занятиям,   приучает   пользоваться   картой.   После выбора участка местности по карте необходимо ознакомиться с местностью. Для   этого   тренер   должен   совершить   с   обучающимися   объезд   избранного участка, обращая их внимание на особенности дорог, бездорожных участков, на   крутизну   встречающихся   подъемов   и   спусков,   поворотов,   на   характер бродов,   песчаных   и   заболоченных   участков   и   других   встречающихся   на местности препятствий. Во всех характерных местах делать остановки для всестороннего   ознакомления   с   особенностями   местности,   определения наиболее   выгодных   способов   передвижения   на   мотоцикле   и   допустимой скорости передвижения по этим участкам. Остановки на наиболее трудных участках следует делать не только для ознакомления с их характером, но также   с   целью   проведения   занятий   по   преодолению   бродов,   подъемов, спусков   и   т.п.,   с   разбором   действий   обучающихся   и   выбором   наиболее выгодных способов действий.  В   целях   закрепления   навыка   езды   по   избранному   участку   местности должно быть проведено 2 −3 повторных занятия с постепенным повышением скорости езды на отдельных, позволяющих это сделать, отрезках пути.  Последнее   занятие   на   данном   участке   должно   носить   характер соревнования, закрепляющего достигнутые навыки. Соревнования в периоды обучения   и   тренировки   следует   проводить   как   по   отдельным   элементам учебного   плана   (подъем   на   склон,   преодоление   брода   и   др.),   так   и   по отдельным нормативам физической [26]. Рассмотрим   основные   принципы   обучения   в   мотоспорте.   Под принципами   обучения   следует   понимать   основные   положения,   на   которых строится   и   проводится   обучение.   В   осуществлении   задач   обучения   и тренировки   в   мотоспорте   необходимо   придерживаться   установившихся   в 36педагогической практике дидактических принципов, позволяющих наиболее четко организовать процесс обучения и тренировки. К числу дидактических принципов   относятся:   принцип   воспитывающего   обучения,   принцип наглядности,   принцип   сознательности,   принцип   систематичности,   принцип доступности, принцип прочности [22]. Принцип   воспитывающего   обучения.  Процесс   обучения   и  спортивной тренировки должен носить воспитывающий характер. Принцип наглядности. Процесс обучения и тренировки в мотоспорте включает  в свое содержание физические упражнения, знание материальной части и навыки управления мотоциклом. Принцип наглядности применяется во всех этих случаях. Практические занятия физическими упражнениями проходят успешнее, когда незнакомые движения показывает тренер. В   обучении   вождению   мотоцикла   наглядность   имеет   решающее значение. Способы передвижения на мотоцикле зависят от состояния дороги, характера   местности   и   выполняемой   задачи.   При   обучении   важен   показ наиболее целесообразного способа действий в данных конкретных условиях с тем, чтобы занимающиеся могли наглядно убедиться в том, что им предстоит сделать. Принцип   наглядности   в   обучении   связан   с   непосредственной деятельностью   занимающихся   по   усвоению   ими   определенных   знаний   и навыков [17]. В   обучении   очень   важно,   чтобы   занимающиеся   имели   возможность видеть изучаемое. С этой целью применяется метод показа. Показ должен создавать правильное впечатление о характере и содержании предстоящего действия. Тренер к показу того или иного действия на мотоцикле должен 37относиться с особой ответственностью, действовать  обдуманно, правильно, четко, требуя того же от своих учеников.  Например, показывая технику подъема на склон, тренер должен быть убежден,   что   на   включенной   передаче   он   сумеет   преодолеть   склон   в избранном направлении и избранный им способ действия пригоден для его учеников.   Или,   например,   показывая   технику   преодоления   брода   при работающем двигателе, не слезая с мотоцикла, тренер должен быть уверен, что при данных условиях двигатель не заглохнет и мотоцикл не застрянет.  Показ следует сочетать с объяснением. Объяснению и показу должна предшествовать организация внимания занимающихся. Перед объяснением и показом   каждого   нового   действия   надо   так   расположить   занимающихся, чтобы они могли хорошо видеть показываемое действие на мотоцикле и чтобы это расположение способствовало дисциплине и организованности. Например, перед показом техники подъема па склон занимающиеся могут находиться в строю, фронтом к склону и в таком месте, с которого всем будет виден показ действий. Четкое построение, удобное для следующих за показом и объяснением действий, должно иметь место во всех случаях. Объясненное и показанное должно закрепляться самостоятельными действиями занимающихся, вначале одиночными,   совершаемыми   под   контролем   тренера.   На   неверные   или неточные   действия   тренер   должен   указать   занимающимся   и   предложить повторные действия. Правильно выполняемые одиночные действия должны закрепляться далее одновременными групповыми действиями занимающихся [28]. При изучении устройства  мотоцикла, работы его механизмов должно показываться их место в общей конструкции. Занимающиеся должны иметь возможность   видеть   изучаемые   детали,   их   устройство,   наблюдать 38взаимодействие различных механизмов. Очень важно иметь разрезные детали как съемные, так и установленные на мотоцикле. Сообщаемые знания должны быть органически соединены с наглядно изучаемыми предметами. Принцип   сознательности.   В   основе   обучения   и   тренировки   должно лежать сознательное, осмысленное отношение занимающихся к выполнению задач каждого занятия, вытекающее из понимания сущности и общественного значения всего процесса обучения и тренировки. Сознательное   отношение   спортсмена   к   занятиям   −   самое   важное условие   успеха.   Принцип   сознательности   имеет   две   неразрывно   связанных между собой стороны. Одна из сторон этого принципа состоит в сознательном отношении   к   занятиям,   в   понимании   спортсменами   того,   что   предстоит сделать, с какой целью, какого результата добиться. Вторая сторона состоит, в   сознательном   применении   результатов   занятий   в   повседневной деятельности.  Это  означает, что  сознательность  занимающихся   на  том  или ином занятии не должна ограничиваться достижением только цели данного занятия.   Занимающиеся   должны   понимать   связь   данного   занятия   со   всей системой занятий, понимать значение дисциплины не только в рамках занятия или системы занятий по данному виду спорта, а и значение дисциплины в повседневной   деятельности   советских   людей.   Стремление   к   высоким показателям   физического   развития,   к   спортивным   рекордам   должно   быть осознано занимающимися [15].  Сознательность   занимающихся   находится   в   прямой   зависимости   от постановки всей воспитательной работы и является необходимым условием их   активности.   В   развитии   сознательности   большое   значение   имеет перспективность   занятий.   Занимающиеся   должны   ясно   представлять результаты, к которым они стремятся. Они должны видеть пользу занятий спортом, осознавать результаты своих устремлений. 39Принцип   сознательности   в   обучении   и   тренировке   мотоспортсменов должен   охватывать   все   стороны   этого   процесса:   изучение   техники, физическое   развитие,   воспитание,   практические   действия   на   мотоцикле. Занимающиеся   должны   осознавать   цели   и   содержание   занятий,   направлять свою волю к достижению поставленной цели, осознавать результаты занятий [1].  В   достижении   осознанной   цели   они   должны   проявлять   активность, настойчивость. Сознательное отношение к занятиям немыслимо без активного стремления   к   достижению   поставленной   цели,   к   выполнению   учебного задания.   Практика   вождения   мотоцикла,   особенно   на   пересеченной местности,   требует   большой   активности,   больших   волевых   усилий, инициативного, творческого отношения к поиску выхода из встречающихся затруднений.  Задача тренера − вести занимающихся по пути роста их сознательности, трудолюбия, преодоления трудностей [16]. Принцип   систематичности.   Обучение   и   тренировка   должны   носить характер   определенной   системы,   позволяющей   наиболее     успешно   решать положенные   в   основу   обучения   и   тренировки   педагогические   задачи. Несоблюдение последовательности в разучивании элементов техники езды на мотоцикле   может   привести   к   опасным   последствиям.   При   постепенном усложнении практических задач и постепенном увеличении общей нагрузки на организм   человек   в   состоянии   справиться   с   каждой   очередной   задачей. Выполнение   задачи   создает   уверенность   в   собственных   силах,   моральное удовлетворение, желание дальнейшего совершенствования. Принцип систематичности требует последовательного, систематичного обучения.   Систематичность   обучения   означает,   что   в   процессе   обучения занимающиеся   должны   приобрести   определенный   круг   знаний   и   навыков. 40Каждое   из   занятий   должно   отвечать   целям   обучения   и   его   общему содержанию, иметь связь с изученным и с тем, что предстоит изучить.  Систематичность   в   обучении   требует   постепенного   перехода   от известного   к   неизвестному.   Занятия   должны   носить   регулярный   характер, проводиться на основе учебного плана и программы. Каждое последующее занятие   должно   строиться   с   учетом   усвоения   учебного   материала предыдущих занятий. Принцип   доступности.   Соблюдение   этого   принципа   имеет   очень большое значение для занимающихся, для более продуктивной организации занятий.   Учебные   задания   должны   быть   доступными   для   выполнения   их занимающимися. Постепенное осложнение практических задач в обучении и тренировке   спортсмена   должно   сочетаться   с   требованием   безусловного выполнения заданного [1]. Тренер,   подбирая   учебные   задания   сообразно   силам   занимающихся, предлагая   доступные   для   учеников   способы   выполнения   заданий, обеспечивает   четкое   их   выполнение   и   тем   самым   не   только   способствует формированию нужного навыка, но и воспитывает принципиальное отношение к делу, приучает доводить порученное дело до конца. Этот принцип требует учета   возрастных   и   генднрных   особенностей,   подготовленности занимающихся,   допустимых   нагрузок   на   организм   при   проведении практических занятий.  В процессе теоретических занятий необходимо учитывать способность занимающихся понять и усвоить преподносимый им учебный материал. При проведении   практических   занятий   необходимо   учитывать   способности занимающихся   к   выполнению   практических   действий   −   будь   то   занятия физическими упражнениями или действия на мотоцикле. 41Доступность не означает легкость. Необходимо путем систематического и   планомерного   повышения   общей   нагрузки   на   организм   приучать занимающихся от занятия к занятию совершать все более сложную и более трудную   работу,   преодолевать   затруднения,   проявлять   все   более   и   более значительные   волевые   усилия,   совершенствовать   навыки,   повышать выносливость, развивать и закалять волю к борьбе и победе. Доступность или посильность  требует учета  индивидуальных  особенностей занимающихся, в первую очередь их подготовленности, состояния нервной системы.  Не   следует   допускать   чрезмерных   усилий   занимающихся, переутомления организма. Что доступно одному, то может быть недоступно другому. Равняясь на средне подготовленных занимающихся, необходимо не перегружать   менее   подготовленных   и   создавать   условия   для   полного проявления способностей наиболее подготовленными. Педагог должен вести занимающихся   по   пути   постепенного   преодоления   все   более   и   более значительных трудностей. Идя от известного к неизвестному, от простого к сложному,   от   легкого,   к   трудному,   занимающиеся   расширяют   круг   своих знаний   и   навыков,   достигают   высокого   спортивного   мастерства,   закаляют свои силы, свою волю [11]. В   мотоспорте   следует   учитывать   не   только   то,   насколько   доступен учебный   материал   теоретических   занятий,   физической   подготовки   по   его сложности,   общей   умственной   и   физической   нагрузке,   но   и   скорость передвижения   на   мотоцикле.   Необходимо   иметь   в   виду,   что   способность ездить   на   мотоцикле   с   большой   скоростью   вырабатывается   постепенно, требует высокого развития органов ощущения, быстрых и точных ответных реакций на все изменения внешних условий (неровности дороги, повороты, встречный транспорт и т. д.).  42Езда   в   трудных   условиях   пути   с   высокой   скоростью   очень   сильно утомляет   весь   организм   человека.   Усталость   замедляет   ответные   реакции организма на изменяющиеся условия внешней среды, ведет к запоздалым и неточным действиям, может вызвать аварию. Быстрая езда на мотоцикле − результат   хорошей   выучки   и   очень   долгой   тренировки,   вызывает   большую нагрузку   на   организм.   Принцип   доступности   по   отношению   к   скорости движения на мотоцикле ни в коем случае не следует рассматривать с точки зрения динамических возможностей  мотоцикла. Доступной для спортсмена скоростью   движения   на   мотоцикле   является   та,   к   которой   он   приучен, натренирован и при которой он действует уверенно. В   любых   условиях   (шоссе,   лесная   или   полевая   дорога)   скорость движения   в   период   обучения   и   тренировки   должна   нарастать   постепенно. Постепенно   должна   увеличиваться   и   общая   нагрузка   на   организм.   Езде   с высокой   скоростью   должно   предшествовать   обучение   торможению   с   тем, чтобы   каждый   занимающийся   твердо   знал   тормозной   путь   при   данной скорости движения и в случае необходимости мог уверенно и своевременно затормозить. Принцип   прочности.   Сущность   принципа   прочности   состоит   в   том, чтобы в процессе обучения и тренировки занимающиеся приобретали прочные знания, навыки и умения. В   мотоспорте   особенно   важно   добиваться   от   спортсменов   прочных знаний,   навыков   и   умений,   уверенных   действий.   Высокое   спортивное мастерство   основывается   на   прочных   знаниях   и   практических   навыках,   на умении действовать смело и уверенно. В процессе обучения и тренировки тренер должен обращать внимание на успеваемость   каждого   из   занимающихся   и   в   зависимости   от   этого   решать вопрос о выделении времени, необходимого для более прочного закрепления 43того   или   иного   навыка.   Без   прочного   закрепления   необходимых   навыков невозможно участие в соревнованиях. Обучение,   как   правило,   должно   начинаться   в   летний   период,   когда местность   может   быть   изучена   во   всех   деталях.   Зная   местность   в   летних условиях, легче распознавать ее зимой. Таким образом, изучив особенности учебно­тренировочного процесса в мотоспорте, можно сказать, что гендерные особенности спортсменов следует учитывать   при   физической   подготовке   занимающихся,   а   также   некоторые нюансы   имеются   при   психологической   подготовке   спортсменов   к соревнованиям. Итак,   мы   пришли   к   выводу,   что   учебно­тренировочный   процесс   в женском   мотокроссе   не   имеет   существенных   отличий.   Мы   выяснили,   что обучение технике вождения мотоцикла и тренировку следует проводить на различных дорогах и на пересеченной местности. Основное внимание должно быть уделено обучению и тренировке на местности, так как вся обстановка в этом случае способствует формированию более разносторонних практических навыков в управлении мотоциклом, способствует более высокой физической подготовке спортсмена. При   обучении   технике   вождения   мотоцикла   в   трудных   дорожных условиях   (грязь,   брод,   песок,   лесное   бездорожье)   в   начале   обучения необходимо   добиваться   понимания   особенностей   движения   в   каждом конкретном   случае,   умения   выбирать   правильный   способ   действий,   но   не требовать быстроты выполнения их. Скорость выполнения отдельных приемов вождения   будет   возрастать   в   процессе   совершенствования   навыка   как   его существенная качественная сторона. 44ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Цели задачи и методы исследования Цель данного исследования − проанализировать и обозначить динамику и  перспективы   дальнейшего   развития   женского   мотокросса,  как   одного   из ведущих направлений в современном мотоспорте. Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   сформулировать   и решить ряд задач: 1. Изучить историю развития мотоспорта в России. 2. Рассмотреть особенности учебно­тренировочного процесса в женском мотокроссе. 3. Изучить архивные материалы по теме исследования. 4. Провести анкетирование и интервьюирование девушек, занимающихся мотокроссом. Для решения задач, поставленных в работе, и проверки гипотезы были использованы следующие методы научного исследования: 1. 2. 3. Анализ специальной литературы по истории развития мотоспорта. Анкетирование, интервьюирование. Анализ фото­ и видеоматериалов. 4. Методы математической статистики. Рассмотрим каждый метод в отдельности. Анализ специальной литературы по истории развития мотоспорта. Для   получения   объективных   сведений   по   изучаемым   вопросам   изучалась 45литература   об   истории   мотоспорта   в  России,  об   особенностях   построения тренировочного   процесса   в   мотокроссе.   Анализировались   результаты соревнований   по   женскому   мотокроссу.   Всего   было   проанализировано   43 литературных источника. Анкетирование.  Анкетирование   испытуемых   проводилось   для выявления   заинтересованности   девушек   в   занятиях   мотокроссом,   а   также определения мотивации к занятиям.  Для   этого   использовалась   анкета,  разработанная   Е.Г.Бабушкинымс закрытыми   вопросами,   состоящая   из   преамбулы,   вопросов.   В   преамбуле раскрывается   цель   проведения   анкетирования   и   содержится   краткая инструкция по ее заполнению. (Приложение 1). Ключ к анкете: Каждый ответ имеет свою мотивационную нагрузку, выражающуюся в баллах:    первый ответ ­ 3 балла,  второй ответ ­ 2 балла,  третий ответ ­ 1 балл.   Далее   находится   общая   сумма   баллов,   характеризующая   степень устойчивости интереса к занятиям мотокроссом по шкале:     устойчивый интерес 31­36 баллов;  недостаточно устойчивый 27­30 баллов;  неустойчивый интерес 26 баллов и менее. Интервьюирование.  Нами было проведено так называемое интервью мнений. Мы изучали отношение девушек к занятиям мотоспортом. Проведенное интервью было индивидуальным и стандартизированным. Отличительной   особенностью   стандартизированного   интервью   является 46определенная   Преимущество стандартизированного   интервью   выражается   в   следующем:   оно   следует последовательность     вопросов. основному   принципу   измерения   –   сделать   информацию   сопоставимой;   оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса. Проведенное   интервью   (Приложение   2)   записывалось   на   диктофон, результаты анализировались и обрабатывались. Анализ   фото   и   видео   материалов.  Для   получения   информации   о динамики развития женского мотокросса в России были проанализированы архивные   видео  и  фото  материалы.  Также   были  просмотрены  видеозаписи соревнований по мотокроссу с участием российских спортсменок.  Методы   математической   статистики.Полученные   результаты обрабатывались   и   оформлялись   в   виде   диаграмм   и   гистограмм,   далее производился их анализ. 2.2 Организация исследования На   основе   проведенного   теоретического   исследования,   мы проанализировали историю развития мотоспорта в России, а также изучили особенности   женского   мотокросса.   Экспериментальное   исследование   мы проводили в клубе RRG Moto. Исследование проводилось с января 2014 года по январь 2015 года  в 3 этапа. Эксперимент длился в течение 2­х месяцев с сентября по ноябрь 2014 года. Первый этап (с января 2014 года по август 2014 года) – обзор и анализ литературных источников, по результатам которого были определены методы исследования, составлена анкета и подобраны вопросы для интервью. 47На   втором   (с   сентября   2014   года   по   ноябрь   2014   года)   этапе   была определена группа, состоящая из 20 девушек, занимающихся мотокроссом. Затем мы проинтервьюировали девушек и провели анкетирование. Также  на  данном  этапе  мы  изучали  архивные  данные, анализировали фото, видео материалы и историю участия в соревнованиях по мотокроссу российских спортсменок. Третий этап (с ноября 2014 года по январь 2015 года)– конечный этап эксперимента.   Результаты   анкетирования   и   интервьюирования   были оформлены в виде таблиц и диаграмм, подведены итоги исследования. После подведения итогов исследования были сделаны соответствующие выводы. 48ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 3.1 Результаты анкетирования и интервьюирования Анкетирование   проводилось   в   целях  изучения   заинтересованности   в занятиях мотокроссом, а также выявления мотивации к ним. В анкетировании участвовали 25 девушек, занимающихся мотокроссом (таблица 6). Таблица 6­ Характеристика девушек, участвующих в исследовании Имя Анна В. Анна Л. Валентина Е. Вера Л. Вероника О. Вероника О. Галина М. Дарья С. Екатерина А. Елена А. Елена К. Елена К. Ираида К. Ирина Н. Ирина У. Лариса В. Любовь В. Маргарита О. Мария К. Надежда А. Наталья Г. Наталья Д. Наталья Х. Нина П. Юлия Т. Возраст Разряд Стаж занятий мотокроссом III V V V IV I III I V III II МС КМС IV V V IV II V КМС I КМС IV МС V 19 18 20 19 22 27 25 29 19 21 23 28 25 24 18 19 24 22 19 26 23 27 25 27 18 49 3 года 1 год 2 года 2 года 3 года 5 лет 3 года 6 лет 1 год 3 года 4 года 8 лет 6 лет 3 года 1 год 1 год 3 года 4 года 1 год 7 лет 5 лет 6 лет 3 года 8 лет 1 год