Дипломная работа: Педагогическая деятельность по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками
Оценка 4.9

Дипломная работа: Педагогическая деятельность по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
02.02.2020
Дипломная работа: Педагогическая деятельность по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками
Педагогическая деятельность по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками.docx

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Алтайский Государственный Педагогический Университет»

Институт психологии и педагогики

Кафедра теории и методики начального образования

 «Педагогическая деятельность по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками»

 

Выпускная квалификационная работа

по направлению 44.03.01 Педагогическое образование: Начальное образование

                                            Выполнила студентка

 

                                                          _______________________

(Подпись) 

                                                   Научный руководитель:

 

                                                            _______________________

                                                                                   (Подпись)           

Выпускная работа защищена

«_____» _____________2019 г.

Оценка____________________

Председатель ГЭК:     

__________________________

(подпись)

Барнаул 2019

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.Теоретические основы проектирования воспитательной работы в школе……………………………………………………………………...6

1.1.          Сущность понятия «проектирование» в педагогике…………….6

1.2.          Основные этапы педагогической деятельности по проектированию воспитательной работы………………………12

Выводы по 1 главе……………………………………………………….18

Глава 2. Экспериментальная работа по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками……………………19

2.1. Организация проектирования воспитательной работы с младшими школьниками ……………………………………………………………..19

2.2. Апробация серии занятий, направленных  на духовно-нравственное воспитание коллектива…………………..………………………………27

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………………………………………………..………………...30

Выводы по 2 главе……………………………………………………..…37

Заключение………………………………………………………………..39

Список литературы………………………………………………………40

Приложения………………………………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день в педагогике существуют различные виды деятельности. Один из видов – проектирование воспитательной работы. Особенностью воспитания в начальных классах является то, что оно пронизывает все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения. Соответственно, правильно составленная система работы поможет личности ребенка сформироваться более полно и всесторонне развито.

Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена многообразием воспитательных систем, большим выбором технологий, но не полностью раскрытой спецификой проектирования воспитательной работы именно в младшем школьном звене. Изучение основных видов воспитательной работы и развитие навыка ее самостоятельного проектирования в процессе получения высшего педагогического образования необходимо, так как по окончании ВУЗа, придя работать в школу, каждый сталкивается с проблемой подготовки документации по вопросу и внедрением воспитательной работы в жизнь. Таким образом, тема дипломной работы «Педагогическая деятельность по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками» представляется актуальной.

Методологический фундамент современной практики начального обучения представлен широким спектром теорий и концепций (Ш.А.Амонашвили и др.), экспериментальных программ. Программы воспитания младших школьников разработаны в настоящее время как в отечественной (Г.А.Цукерман и др.), так и в зарубежной теории и практике воспитания.

Широкий круг вопросов, связанных с воспитательной деятельностью педагога начальной школы, нашел отражение в психолого-педагогических исследованиях: методики воспитательной работы в начальной школе (О.С.Богданова и др.); организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем,  деятельности педагога по формированию ученического коллектива (Н.Л.Селиванова и др.); разработки модели института освобожденных классных руководителей (Т.В.Фролова и др.); профессиональной позиции педагога как воспитателя (В.А.Сластенин и др.); его взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса, содержания деятельности классного руководителя, учителя начальных классов в гуманистической воспитательной системе школы (В.В.Андреева и др.).

Приступая к исследованию, исходим из гипотезы, что уровень воспитания повысится, если план воспитательной работы проектируется с учетом следующих условий:

- учет индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся;

- направление на воспитание всесторонне развитой личности.

Объектом исследования является процесс проектирования воспитательной работы.

Предметом исследования является педагогическая деятельность в проектировании воспитательной работы с младшими школьниками.

Цель исследования – изучить педагогические условия проектирования воспитательной работы с младшими школьниками.

 

Задачи исследования:

1.1 Выявить сущность  проектирования воспитательной работы с младшими школьниками.

1.2  Изучить основные этапы воспитательной деятельности педагога начальной школы

2.1. Организовать экспериментальную работу по проектированию воспитательной работы с младшими школьниками

2.2 . Разработать план воспитательной работы для младших школьников.

2.3  Проанализировать результаты экспериментальной работы

Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы; обобщение, синтез, сравнение, педагогический эксперимент беседа с учителем, анкетирование детей и родителей.

Экспериментальная база – исследование осуществлялось на базе МКОУ «Тальменская СОШ № 5», Тальменского района,  Алтайского края  во 2  классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проектирования воспитательной работы в школе.

1.1  Сущность понятия «проектирование» в педагогике

 

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и учащихся, а иногда и родителей. Для любого педагога оно является функцией не менее значимой, чем организаторская, коммуникативная или гностическая (поиск содержания, методов и взаимодействия с учащимися) деятельность.  Проектирование является предметом изучения во многих сферах деятельности человека и рассматривается как процесс изменения действительности. В воспитательной деятельности значение проектирования возрастает с каждым днем, так как решение задач воспитания невозможно без четкого представления всех участников воспитательного процесса о результатах воспитательной деятельности учреждения и способах их достижения. У всех участников воспитательного процесса должно быть сформировано полное и развернутое представление об особенностях процесса проектирования, его роли и месте в воспитательной деятельности. Для педагогической сферы характерно отсутствие единого понимания категории проектирования. 

Педагогическое проектирование трактуется как:

1. процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, нового содержания и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления (В.А. Болотов, Е.И. Исаев и др.).

2. деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимается оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях и деятельности (Н.В. Борисова).

3. предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов (В.С. Безрукова).

4. содержательное, организационно-методическое, материально-техническое, социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическом, интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях (В.А. Сластенин).

Виды проектных работ в педагогике создают иерархию уровней педагогического проектирования:

На концептуальном  уровне происходит проектирование педагогических систем, процессов разных типов, строятся теоретические модели, предлагаются концептуальные решения, производится их обоснование.

На программном  уровне проектируется конкретная программа (план) действия в соответствии с выбранной концепцией. Конечным результатом этого уровня выступает учебная программа, учебный план, структура учебного предмета и т.д.

На технологическом  уровне создаются и реализуются технологий обучения посредством программы (плана) действий. На этом уровне выполняется и проверочная функция.

Загвязинский В.И. выделил следующие уровни проектирования:

Стратегический уровень проектирования – формы проектирования: концепции образовательных учреждений, дидактических систем, систем воспитания, программы развития образования, технологии обучения и т.д.;

Тактический  уровень проектирования – формы проектирования: учебные и учебно-тематические планы, планы-конспекты уроков, планы воспитательных мероприятий, учебные программы и т.д.

Главная идея проектирования заключается в представлении развертывания образовательной стратегии и организации условий для полноценного образования и профессионального развития. [8, 115]

Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считают А.С. Макаренко, который весьма критично относился к стихийности воспитательного процесса и предлагал рассматривать его как «педагогическое производство».

Сам же термин «педагогическое проектирование» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики  А.С. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности», и функцию педагогов-практиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта и с учетом индивидуальных особенностей личности. Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируются ее результаты. Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации. 

В педагогике проектирование рассматривается как культурно-историческая форма деятельности человека, предполагающая прогнозирование возможных результатов и, следовательно, принятие ответственности за проект. Как отмечает В.П. Беспалько, с 90-х годов XX века можно говорить о формировании методологии проектирования в педагогике. [4, 21]

Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов. Каким бы ни был этот субъект, он должен обладать, следующими специфическими чертами: творческим мышлением и способностью к изобретательству; профессионализмом и высокой работоспособностью; общественно значимыми ценностными ориентациями; способностью предвидеть последствия перспективных изменений действительности, реализуемых в педагогическом проекте.

 Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации, педагогические технологии.

Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования. Педагогический процесс специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с целью обучения и воспитания.

Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. В структуру педситуаций входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Педситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.

Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы. [9, 16]

В связи с тем, что проектирование используется во многих сферах деятельности человека, на сегодняшний день понятие «проект» трактуется неоднозначно. В словаре русского языка С.И. Ожегова «проект» рассматривается как: 1) разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства или реконструкции чего-либо; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план, намерение..

Таким образом, сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Можно сказать, что педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, она не менее значимая, чем организаторская, гностическая или коммуникативная.

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.

Педагогическая система – это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека, это главный для педагога объект проектирования, объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций входит в проектирование самого процесса.

Подробное рассмотрение сущности педагогической деятельности по проектированию воспитательной работы позволяет сделать вывод о том, что ей присуща определенная динамика, смена этапов, стадий.

Средства проектирования бывают материальные и духовные. К первым относятся законодательные акты, документация, технические средства, схемы, таблицы и т.д. Ко вторым – общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук и т.д. [9, 38]

К основным формам педагогического проектирования относятся:

1.    Концепция – форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.

2.    Мечта – особая форма проектирования, создаваемая нашим воображением. Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Места становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции. Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт и человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. Мечта – это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.

3.    План это документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы, план занятия и т.д.  Учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Тематический план составляется из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План занятия – это определение задач занятия и перечень основных действий педагога и обучающихся по освоении содержания учебного материала. Если тематический план является проектом педагогического процесса, то план занятия – его конструктом.

 

 

1.2  Основные этапы педагогической деятельности по проектированию воспитательной работы

 

Структура процесса проектирования – это связи между отдельными шагами (этапами) проектирования. Это связи преемственные, когда каждый последующий шаг закономерно вытекает из предыдущего и подготавливает наступление следующего. Следовательно, структура проектирования – это алгоритм проектировочного процесса, логика деятельности педагогического проектирования. Структура (лат. «structura» – строение, связь) – прочная, относительно устойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов, сторон, частей предмета, явления, процесса как целого. Знание структуры облегчает изучение элементов, входящих в целое, поскольку элементы находятся в зависимости от структуры целостного образования. Проектирование педагогических систем основывается на сложном процессе, поэтому является сложной многоуровневой деятельностью. Все виды деятельности независимо от того, кому они принадлежат, каким бы объектом они ни осуществлялись, имеют много общего.[18, 45] Данная деятельность совершает ряд последовательных шагов, идущих от идеи к точному описанию конкретных действий.  В литературе, посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов, но основными являются:

Представляя структуру проектирования, выделяют три этапа проектировочной деятельности:

1) моделирование (создание модели) – это разработка целей, общей идеи создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения;

2) проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования;

3) конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Любая педагогическая деятельность начинается с постановки цели. В качестве цели может быть какой-либо взгляд, идея, убеждение, в соответствии с которыми дальше строится педагогическая система, а затем процесс и ситуация.

Следующий этап проектирования – создание проекта. На этом этапе производится практическая работа с моделью, она приводится к виду, который приемлем для использования в педагогической деятельности. Так как модель в педагогике создается только мысленно, то проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Заключительным, третьим, этапом является конструирование. Конструирование в большой степени разбивает проект на части, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности является методической задачей.

Также акцентируя внимание на подготовке проекта, предлагают такую последовательность:

1) разработка замысла;

2) задание цели;

3) определение состава и условий действий, ведущих к новообразованию;

4) формирование обобщенной характеристики педагогической ситуации;

 5) динамическое структурирование процесса;

6) подбор педагогических средств;

7) прогнозирование вариантов поведения педагога;

8) диагностика результатов.

Рассмотрев разнообразие подходов, мы предлагаем следующие этапы проектировочной деятельности в воспитательной работе:

1)  целеполагание (определение замысла воспитательной деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);

2)  моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);

3)  конструирование (определение и обоснование условий и средств для достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

4)  планирование (составление плана, программы реализации обозначенных целей и задач, с учетом выявленных условий и средств);

5)  реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

6)  анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений воспитательной деятельности).

Представим развернуто каждый из этапов. Первый и наиболее ответственный этап проектировочной деятельности воспитателя – целеполагание. Воспитательную работу можно начать, лишь четко обозначив цели. Для педагога в проектировании воспитательной деятельности, в процессе принятия решений необходимо провести анализ ценностей и интересов воспитанников, которые влияют на организацию воспитательного пространства коллектива. Реальные цели воспитания формулируются с позиций ценности деятельности для ребенка: зачем воспитаннику в этом участвовать, т. е. что они должны понять, усвоить, какие личностные качества развить, какой демонстрировать опыт поведения и какие формировать ценностные ориентации. Основу целеполагания составляют осмысление и выработка каждым педагогом целей своей деятельности. Таким образом, кратко охарактеризуем основные требования к процессу целеполагания: выражение в целях общечеловеческих ценностей, поддержка целей коллективом, влияние коллектива на процесс принятия решений, формулировка цели, позволяющая проверить и оценить полученный результат.

Следующий этап – моделирование. Процесс проектирования воспитательной деятельности тесно связан с моделированием как одним из наиболее действенных средств, обеспечивающих информационную основу будущих преобразований. Цель этапа моделирования – выявление возможностей совершенствования учебно-воспитательного процесса, поиска резервов повышения его эффективности и качества на основе анализа модели. На данном этапе педагогу важно выделить сущностные характеристики, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, которые будут изменены в ходе реализации проекта, оценить, как изменения повлияют на настоящее и будущее состояние воспитательной системы школы, класса и уровня развития личностных качеств воспитанника.

Конструирование–дальнейшая детализация созданного проекта, учитывающая конкретные условия деятельности и потенциал реальных участников воспитательных отношений. На этом этапе необходимо учесть все условия воспитательной деятельности, которые имеются у педагога, педагогического коллектива, воспитательной системы учреждения. Особое значения в будущей воспитательной деятельности играет понимание потенциальных возможностей всех участников воспитательного процесса (отдельных воспитанников и референтных групп, родителей, педагогов, других «личностно значимых» для ребенка взрослых и т. д.). В процессе конструирования все действия педагога должны быть пронизаны ценностным смыслом. То есть выбор средств, методов, приемов воспитательного воздействия должен проходить оценку не только на степень достижения цели, но и получать моральную оценку: «Как воспитатель, я не имею права так поступать!». В данном процессе ведущую роль будут играть морально-нравственные представления педагога, уровень развития его ценностных установок.

Планирование предполагает, что деятельность всех участников воспитания должна быть объединена общим планом, в котором отражен не просто порядок мероприятий и сроки их проведения, но и предполагаемые результаты. План определяет и ответственность субъектов воспитательного процесса. На этом этапе деятельность выражена в конкретном плане действий. Успешность реализации плана (программы) будет зависеть от степени участия на данном этапе всех участников воспитательного процесса (педагогов, учащихся, родителей и т. д.). [12, 36-45]

Реализация проекта включает в себя организацию, корректировку, выполнение задуманного. Реализация деятельности предполагает совместную позицию каждого участника проектировочной деятельности.

Анализ. На основе аналитической оценки данных воспитательной деятельности могут вноситься необходимые изменения и дополнения. Под рефлексией мы понимаем характер отношения субъекта к себе и своей деятельности, заключающийся в самопознании и самоанализе, самокритике, выяснение представлений других людей о нем и о совместной деятельности. В процессе проектирования педагог постоянно соотносит идеальные представления о воспитательном процессе и реальные условия, свои личностные качества, потенциальные способности и возможности их реализации (раскрытия). Использование рефлексии требует непрерывной коррекции создаваемого проекта воспитательной деятельности на основе анализа потребностей и возможностей субъектов.

Рассматривая процесс проектирования, мы еще раз подчеркиваем ценностных характер субъектов данной деятельности – педагога и воспитанников. Проектировочная деятельность педагога не самоцель и более важным её результатом является изменения в личности воспитанников, а не реализованная программа воспитания или изменения в воспитательном процессе (появление новых структур, компонентов, связей и т. д.). Для достижения оптимального результата проектирования - изменения в личности воспитанников, педагогу необходимо организовать посильное участие детей на каждом этапе проектирования. В отличие от проектировочной деятельности педагога разбитой на этапы, которые могут быть осуществляться в течение достаточно продолжительного времени, первые четыре этапа проектирования с участием детей должны быть организованы в рамках одного воспитательного мероприятия продолжительностью не более 1-1,5 часа. Для того чтобы за такой короткий промежуток ребята справились с определением целей, задач, средств достижения будущей деятельности, педагогу необходимо провести подготовительную работу. Во-первых, без участия детей пройти этапы: целеполагание, моделирование, конструирование, это поможет определить сущность будущего проекта, а также подготовить несколько интересных предложений, которые будут озвучены педагогом в процессе совместного обсуждения. Во-вторых, разработать план воспитательного мероприятия, в котором будут учтены такие моменты: возрастные особенности детей, психологический климат и степень сплоченности коллектива, уровень готовности к проектной деятельности. В-третьих, если возможно, провести предварительный опрос предложений воспитанников вариантов проекта. В процессе проведения дела необходимо организовать обсуждение следующих вопросов:

- Для кого проект? Кто будет участником проекта?

- Какие изменения привнесет проект?

- Какой результат будет получен, кому будет польза от этого проекта?

- Что нам необходимо сделать, чтобы получить результат?

- Что мы умеем? Чему нам необходимо научиться?

- Кто или что нам поможет?

Воспитательное дело по планированию проекта можно считать завершенным, если у каждого из участников мероприятия есть представление, что мы будем делать все вместе, и за что отвечает он лично в этом проекте. Посильное участие каждого воспитанника – непременное условие коллективного педагогического проектирования.

Выводы по 1 главе

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и учащихся, а иногда и родителей. Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считают А.С. Макаренко. Главная идея проектирования заключается в представлении развертывания образовательной стратегии и организации условий для полноценного образования и профессионального развития. Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Самым крупным объектом педагогического проектирования являются педагогические системы.  К основным формам педагогического проектирования относятся: концепция , мечта, план.

Этапы проектировочной деятельности в воспитательной работе:

1)  целеполагание (определение замысла воспитательной деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);

2)  моделирование (разработка и оценка вариантов решения, теоретическое представление будущего образа деятельности);

3)  конструирование (определение и обоснование условий и средств для достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

4)  планирование (составление плана, программы реализации обозначенных целей и задач, с учетом выявленных условий и средств);

5)  реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

6)  анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений воспитательной деятельности).

 

 

Глава 2. Содержание и результаты проведения эксперимента по технологии проектирования воспитательной работы с младшими школьниками.

2.1  Организация проектирования воспитательной работы с младшими школьниками.

          Целью практической части дипломной работы являлось проектирование плана воспитательной работы для учителя.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МКОУ «Тальменская СОШ № 5» во 2  классе с 1 по 30 ноября 2018 года.

Опытно-экспериментальная работа была построена в соответствии со следующими этапами:

1.     Констатирующий этап.

На констатирующем этапе проведены:

- беседа со школьным психологом;

-изучение психолого - педагогической характеристики  2 класса;

-анкетирование на тему «Здоровый образ жизни».

2. Формирующий этап.

На формирующем этапе спроектирован план воспитательной работы,  апробирована серия занятий, направленных на повышение уровня духовно-нравственного воспитания и проведение работы по здоровому образу жизни обучающихся 2 класса.  Продолжительность этапа составляла 4 недели.

 

3. Контрольный этап. На данном этапе в экспериментальном классе была проведена повторная диагностика. Результаты диагностики, также как и на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, были обработаны методом количественного и качественного анализа.  

На констатирующем этапе в беседе с психологом выявлено, что почти все учащиеся адаптировались к школе,  находятся в хороших отношениях с учителями, но довольно пассивны на уроках. С другими классами учащиеся находятся в нейтральном отношении. Часто отмечаются нарушения дисциплины на переменах, случаются опоздания на уроки.

На основе анализа характеристики класса были выявлены следующие проблемы: недостаточная активность класса в общественной жизни школы, недостаточная реализация  интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей младших школьников.

Психолого – педагогическая характеристика 2 класса:

Во 2 классе 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек. Прибыло 2 человека из другой школы. Из многодетных семей 4 человека. 3 учащихся из неполных семей. Смена классного руководителя за 2 года не производилась. Взаимоотношения с классным руководителем строятся на доверии и уважении. В классном коллективе есть дети, которые могут нарушить дисциплину – бегать по коридорам, шумно вести себя.  В целом у класса успеваемость выше среднего. Большинство учащихся объединены по своим группкам, в основном это сосед по парте. За пределами урока группы не прослеживаются, все учащиеся контактируют друг с другом. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место взаимовыручка и взаимопомощь между учащимися. Они понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с учителями-предметниками – доброжелательно-деловые. Отношения между полами имеют ситуативный характер. Мальчики в основном взаимодействуют между собой, но встречаются случаи, когда мальчики тесно взаимодействуют и с девочками. 

В классе есть несколько учащихся, претендующих на роль лидера. К ним можно отнести действующего лидера, старосту класса, Влада и неофициального лидера Сашу. Влияние на класс у них принципиально разное. Если Влада выбрали на должность старосты за ответственность, добросовестное отношение к учебе и умение помогать с успеваемостью, то Саша является лидером по причине своей активной жизненной позиции. Он активный, легко находит общий язык, как со сверстниками, так и с учителями, не конфликтный и задорный.

В ходе наблюдения за учащимися могу сделать следующие выводы. Группа в целом не выделяется особой активностью. Есть учащиеся, которые полны энергии, есть и пассивные ребята, но большинство обладает средним уровнем активности. Есть дети, которые обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, выкрикивают с места, нарушают дисциплину. Распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое у некоторых учащихся затруднено. У учащихся преобладает непроизвольное внимание.

У другой группы детей достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. Они внимательны и активны. В классе есть ученики, которые не проявляют на уроках активности, хотя, как правило, дают положительные ответы, справляются с учебным заданием.

Восприятие очень конкретно, ситуативно. Дети воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности. Учащиеся недостаточно способны анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы через наблюдение. Характерны ошибки в восприятии пространства, чисел, времени. Учащиеся непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес. Большую роль в этом играет сочетание наглядного и словесного обучения. Идёт развитие памяти в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Ребёнок хорошо запоминает сведения, факты - всё то, что чем- то мотивировано, значимо. Доминирует наглядно-действенное (чувственное) и наглядно-образное мышление (всё изучаемое нужно увидеть и потрогать). Начинается развитие словесно- логического мышления, способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. Учащиеся много работают с наглядными образцами. Обобщения происходят под сильным давлением броских признаков предметов. Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие. Абстрактное мышление развито плохо, поэтому ребёнок с трудом понимает переносное значение слов, смысл фразеологизмов и пословиц. Преобладает воссоздающее (репродуктивное) воображение.

У учащихся второго класса продолжается формирование мотивации к школе. Любознательность, конкретность мышления, подвижность, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - характерные черты этого возраста. У учащихся продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности – рефлексии.

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. Необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий созданы достаточно. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собраниях явка составляет до 90%. Большое внимание в воспитательной работе уделяется культуре общения в коллективе, правилам поведения на уроке и переменах, умению слушать и принимать чужое мнение.

Выявлено, что с классом требуется работа по коррекции поведения, включение в работу детских организаций школы, увеличение активности в школьной жизни, на воспитание нравственных качеств младших школьников.

 На следующем этапе работы был использован метод   анкетирования.

 1)для родителей

 2) для детей.

В анкетировании участвовали 25 человек (100% класса).

Таблица 1.

Результаты анкетирования обучающихся на констатирующем этапе

1 вопрос

 

Следишь ли ты за режимом дня?

Да

 

40%

Нет

 

40%

Не всегда

 

20%

Ты принимаешь пищу регулярно?

60%

20%

20%

Ведешь ли ты активный образ жизни?

20%

40%

40%

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?

50%

10%

40%

Знаешь ли ты, к чему приводят вредные привычки?

90%

10%

-

В твоей семье доброжелательные отношения между детьми и взрослыми?

40%

10%

50%

У тебя есть проблемы в общении с близкими?

50%

40%

10%

 

Результаты анкетирования родителей (25 родителей):

Таблица 2.

Результаты анкетирования родителей обучающихся на констатирующем этапе

1 вопрос

 

Следишь ли ты за режимом дня?

Да

 

70%

Нет

 

20%

Не всегда

 

10%

Ты принимаешь пищу регулярно?

20%

60%

20%

Ведешь ли ты активный образ жизни?

70%

10%

20%

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?

80%

-

20%

Знаешь ли ты, к чему приводят вредные привычки?

100%

-

-

В твоей семье доброжелательные отношения между детьми и взрослыми?

50%

20%

30%

У тебя есть проблемы в общении с близкими?

20%

50%

30%

 

 

 

 

 

 

 

Результаты анкеты позволяют судить о том, что требуется целенаправленная систематическая работа по здоровому образу жизни и духовно-нравственному воспитанию.

 Цели воспитательной работы: создать условия для формирования дружеского коллектива; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности; сознательная постановка учащимися цели достижения успехов и регуляция поведения.

Задачи: формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива; укрепление здоровья, формирование навыков санитарно – гигиенической культуры.

Ожидаемые результаты:

- развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку;

- привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции;

- формирование привычек здорового образа жизни.

В связи с данными исследования пришли к выводу, что необходимо спроектировать план работы,  направленный на оздоровление и всестороннее воспитание младших школьников .  Изучив характеристику класса и отметив особенности учащихся, составлены и апробированы серии  занятий, направленных на повышение уровня духовно-нравственного воспитания и работу по здоровому образу жизни для обучающихся 2 класса.   Эта работа была проведена на формирующем этапе, продолжительностью которого составляла 4 недели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Апробация серии занятий, направленных  на духовно-нравственное воспитание коллектива.  

На формирующем этапе исследования нам было необходимо спроектировать такой план воспитательной работы, чтобы повысить уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся и провести работу по здорову образу жизни.  Эта работа была проведена на формирующем этапе, продолжительностью которого составляла 4 недели. Цель формирующего этапа заключается в проектировании плана  воспитательной работы и   апробации серии  занятий, направленных на повышение уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся и проведение работы по здоровому образу жизни, т.к. отмечаются  такие проблемы как недостаточная активность класса в общественной жизни школы, недостаточная реализация  интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей младших школьников, низкая мотивация к ЗОЖ, несоблюдение режима дня, двигательной активности. Внеурочные занятия и  внеклассные мероприятия проводились по 1 разу в неделю.

Таблица 3.

Список мероприятий, проведенных на формирующем этапе во 2 классе

Направление

Тема

Цель

Спортивно – оздоровительное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВУД « Школа здоровья. Правильное питание»

Создать условия для формирования знаний о правильном питании

ВУД « Школа здоровья. Молочные продукты»

Кл. час «Влияние двигательной активности на здоровье человека»

Создать условия для формирования знаний о здоровом образе жизни

Кл. час «Вредные привычки не для нас»

Духовно- нравственное

Проект «Прежде чем сделать, подумай»

 

Создать условия для формирования знаний о важности семьи в жизни человека, о правильном образе жизни.

Кл. час «Мама - первое слово»

ВУД «Учимся следить за своим внешним видом»

Игра «Моя семья – мое богатство».

Концепция системы воспитательной работы в школе предполагает создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности, поэтому спроектирован план воспитательной работы по 2 направлениям - спортивно-оздоровительному и духовно-нравственному, так как эти сферы требуют коррекции в данном классе.  Так как при выборе форм и способов работы классный руководитель должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и их родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе, и учитывать проблемные моменты,  разработаны и проведены  несколько мероприятий разного типа.  2 занятия по внеурочной деятельности в рамках  «Школа здоровья. Правильное питание», целью которого являлось сформировать у учащихся представление о здоровой пище (Приложение 1). Учащиеся отвечали на предложенные вопросы, познакомились с такими понятиями как разнообразие и умеренность. Учащиеся  усвоили навыки выбора правильного питания и составление ежедневного рациона. В этом же направлении проведены классные часы.  На классных часах «Влияние двигательной активности на здоровье человека» и «Вредные привычки не для нас»,  учащиеся продолжили знакомиться  и формировать представление о здоровом образе жизни. Классные часы были  построены в форме беседы (Приложение 2) . Были использованы следующие виды работы: чтение учащимися стихотворений, составление правил о том, как нужно правильно питаться и не переедать, беседа о вредных привычках. Были  решены и реализованы следующие задачи: воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью. Доведена до сведения детей информация о том вреде, который наносит своему здоровью пьющий, курящий и употребляющий наркотики человек.

В рамках духовно-нравственного направления разработаны и проведены 4 мероприятия: проект «Прежде чем сделать, подумай», классный  час «Мама - первое слово», занятие по внеурочной деятельности «Учимся следить за своим внешним видом» и игра «Моя семья – мое богатство». Целью проведения мероприятий стало создание  условия для формирования знаний о важности семьи в жизни человека, о правильном образе жизни. При проведении мероприятий упор делался на семейные ценности, сплоченность детей и родителей, обязанности в жизни человека. 3 мероприятия проводились с присутствием родителей и их участием в мероприятии. Каждый обучающийся был включен в деятельность, по учету его возможностей.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости проведения  подобного рода мероприятий, и, проектируя воспитательную работу в школе с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся, направив ее на воспитание всесторонне развитой личности, можно увидеть положительный результат, уровень воспитанности учащихся повысится.

2.3  Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

После проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап. Опишем результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы в сравнении с результатами констатирующего этапа.

В рамках контрольного этапа повторно проведено анкетирование обучающихся и родителей. На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты:

Практически по всем вопросам отмечается улучшение показателей.  На вопрос «Следишь ли ты за режимом дня?» 60 % обучающих ответили положительно, что на 20% больше, чем на констатирующем этапе. Сократилось число тех, кто не следит за режимом на 20 % . Графа «не всегда» осталась неизменной, но, практически  во всех ответах этой графы, это не те дети, которые давали первоначально такой ответ.

 Небольшая положительная динамика также прослеживается и по вопросу «Ты принимаешь пищу регулярно?» 70% обучающихся ответили положительно, чем повысили показатель на 10 %. На 10 % соответственно понизилось количество отрицательных ответов. Графа «Не всегда» осталась неизменной. На вопрос  «Ведешь ли ты активный образ жизни?» также отмечаем повышение показателей. 20% обучающихся изменили свое отношение к образу жизни и дали положительный ответ. На 20 процентов сократилось количество отрицательных ответов. Графа «Не всегда» вновь осталась неизменной. Показатели вопроса « Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?» изначально были высокими, результат не изменился. 50% класса уверенно ответили положительно, 40 ответили «не всегда».  Всего 10% обучающихся ответили отрицательно.  Положительная тенденция до 100 % на вопрос «Знаешь ли ты, к чему приводят вредные привычки?». 60% положительных ответов, 10% отрицательных,  40% «не всегда» на вопрос «В твоей семье доброжелательные отношения между детьми и взрослыми?»,    по отношению к результатам констатирующего этапа это 40% ,10% , 50%. Также прослеживается положительная динамика. Последний вопрос показал улучшение результатов на 20% - сократилось число тех, у кого есть проблемы в общении с близкими, положительно настроенных стало больше на 10% (50% не имеют проблем), в графе «не всегда» увеличение числа на 10%. 

Таблица 4.

Результаты анкетирования обучающихся на контрольном  этапе

1 вопрос

 

Следишь ли ты за режимом дня?

Да

 

60%

Нет

 

20%

Не всегда

 

20%

Ты принимаешь пищу регулярно?

70%

10%

20%

Ведешь ли ты активный образ жизни?

40%

20%

40%

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?

50%

10%

40%

Знаешь ли ты, к чему приводят вредные привычки?

100%

-

-

В твоей семье доброжелательные отношения между детьми и взрослыми?

60%

10%

40%

У тебя есть проблемы в общении с близкими?

30%

50%

20%

 

Результаты анкетирования родителей  на контрольном этапе не такие высокие, как детские, родители посетили 3 мероприятия, где приняли активное участие.

 Таблица 5.

Результаты анкетирования родителей на контрольном этапе

1 вопрос

 

Следишь ли ты за режимом дня?

Да

 

70%

Нет

 

20%

Не всегда

 

10%

Ты принимаешь пищу регулярно?

40%

20%

40%

Ведешь ли ты активный образ жизни?

70%

10%

20%

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?

80%

-

20%

Знаешь ли ты, к чему приводят вредные привычки?

100%

-

-

В твоей семье доброжелательные отношения между детьми и взрослыми?

60%

20%

20%

У тебя есть проблемы в общении с близкими?

10%

60%

30%

 

 

Сохранили свой результат вопросы «Следишь ли ты за режимом дня?» (да-70%,нет- 20%, не всегда-10%), «Ведешь ли ты активный образ жизни?» (да-70%,нет- 10%, не всегда-20%),  «Считаешь ли ты себя аккуратным человеком?» (да-80%, нет- 0, не всегда-20%),  «Знаешь ли ты, к чему приводят вредные привычки?» (100%).

Небольшая положительная динамика также прослеживается и по вопросу «Ты принимаешь пищу регулярно?» 40% родителей ответили положительно, чем повысили показатель на 20 %. На 40 % соответственно понизилось количество отрицательных ответов. Графа «Не всегда» улучшила показатель до 40%.

На вопрос «В твоей семье доброжелательные отношения между детьми и взрослыми?»,   результаты скорее положительные, т.к. по отношению к результатам констатирующего прослеживается положительная динамика -60%, 20%, 20% против 50%, 20%, 30% на констатирующем этапе.

 Последний вопрос показал улучшение результатов на 10% - сократилось число тех, у кого есть проблемы в общении с близкими, положительно настроенных стало больше на 10% (60% не имеют проблем), в графе «не всегда» сохранение результата.

Соотношение результатов показано на рисунках 1-4. 

 

 

Рис 1. Результаты анкетирования обучающихся

на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

 

 

Рис 2. Результаты анкетирования обучающихся

на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

 

Рис 3. Результаты анкетирования родителей

на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы

 

Рис 4. Результаты анкетирования родителей

на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что результат проектирования и апробации плана воспитательной работы будет успешным, если строится с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлен на воспитание всесторонне развитой личности.

Следовательно, можно сделать вывод, что если на уроках, классных часах, внеурочных занятиях систематически применять  с учащимися спроектированные таким образом  формы работы, то уровень воспитанности повысится. Отметим, что перечисленные виды работы могут быть дополнены. Хотелось бы обратить внимание на многообразие видов заданий , использование которых будет также способствовать повышению результата воспитательной работы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

С целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся и проведения работы по здоровому образу жизни учащихся 2 класса  была организована и проведена опытно-экспериментальная работа, т.к. у  обучающихся отмечаются  такие проблемы как недостаточная активность класса в общественной жизни школы, недостаточная реализация  интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей младших школьников, низкая мотивация к ЗОЖ, несоблюдение режима дня, двигательной активности.

В ходе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что необходимо спроектировать и апробировать план воспитательной работы для 2 класса, с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся, направив ее на воспитание всесторонне развитой личности. Выявлено, что с классом требуется работа по коррекции поведения, включение в работу детских организаций школы, увеличение активности в школьной жизни, на воспитание нравственных качеств младших школьников, а также требуется целенаправленная систематическая работа по здоровому образу жизни и духовно-нравственному воспитанию.

На формирующем этапе исследования нам было необходимо повысить  уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся и провести  работу по здоровому образу жизни для учащихся 2 класса. На данном этапе был разработан и апробирован комплекс внеурочных мероприятий, классных часов. Внеурочные занятия и  внеклассные мероприятия проводились по 1 разу в неделю.

В ходе анализа результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было установлено, что если на уроках, классных часах, внеурочных занятиях систематически применять  с учащимися спроектированные таким образом  формы работы, то уровень воспитанности повысится. Гипотеза подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено,  что технология планирования воспитательной работы в школе строится с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлена на воспитание всесторонне развитой личности.

Следовательно, можно сделать вывод, что если разработать воспитательный план с учетом особенностей класса, то уровень их воспитания повысится. 

Становление привычек, поведения, отношения к учебе и основы межличностных отношений закладываются с самого раннего детства, поэтому, чем раньше начнется соответствующая корректирующая работа , тем меньше будет проблем впоследствии. Поэтому очень важно подготовить детей в начальной школе к более глубокому изучению правил поведения и привычек здорового образа жизни. В начальной школе в процессе работы над воспитательным планом можно использовать разнообразные мероприятия по формированию здорового образа жизни, занятия по внеурочной деятельности, классные часы. Комплексная работа будет способствовать улучшению результатов.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Федеральный государственный стандарт начального образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).

2.     Александрова, А.В. Анализ воспитатель ной работы.//Завуч начальной школы.- 2008. - №1.- 59.

3.     Безруких, М., Ефимова, С., Круглов, Б. Почему учиться трудно? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова - М., 2012. - 202

 

4.     Беспалько, В. П. Прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 2008. – 218.

 

5.     Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект / М.В. Волкова. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2006. – 228.

 

6.      Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. ред. . – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001.- 1312

7.     Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший ребенок младшего школьного возрастаи младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.-Воронеж: Феникс, 2008. – 415.

8.     Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: системный подход / Я. Дитрих. – М.: Мир, 1981. – 456.

9.     Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - Спб. : КАРО, 2016. - 368.

10.  Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 2008. –176 .

11.  Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. . – Челябинск: ЧГПУ. Ч. 1, 2009. -28.

12. Моделирование воспитательных систем: теория – практика: сб. науч. ст. / под ред. , . – М.: РОУ, 2009.-178.

13. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2014. – 336.

14.  Подласый, М. П. Педагогика / М. П. Подласый. - М.: Высшее образ-е, 2007. – 540.

15.  Радугин, А. А. Педагогика. Учеб. пособие для ВУЗов / А.А. Радугин. - М. : Центр, 2012. – 272.

16. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. - М. : НИИ шк. техн., 2015. – 224.

17. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. - М.: НИИ шк. техн. 2005. – 288

18. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. - М. : Пед. общество России, 1998. - 250.

19. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2015. - 519.

20.  Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. СПб.: Питер, 2005. - 350 с.

21. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Просвещение, 2012. – 386 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Конспект занятия по внеурочной деятельности

«Школа докторов»

Класс: 2

Тема: Здоровая пища для всей семьи.

Цель: создать условия для формирования умения распознавать «полезную» и «вредную» пищу и практических навыков в её выборе.

Задачи:

Образовательная: Закрепление знаний детей о продуктах питания и их значении для человека, ознакомление с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты».

Развивающая:  Развитие умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья.

Воспитательная:  Воспитание у детей культуры питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Привитие желания вести здоровый образ жизни.

Оборудование: презентация, карточки с изображением продуктов, карточки с именами детей,  красные и зелёные кружки с магнитами, альбомные листы с контурами продуктов питания, цветные карандаши.

Ход занятия

1.     Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем занятия в нашей «Школе здоровья». Я рада вас всех видеть веселыми , здоровыми и румяными.

 А теперь настроимся на работу.

2.     Актуализация знаний. Сообщение темы и цели занятия.

Тему занятия, ребята, вы узнаете, если отгадаете загадки.

1. Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...(капуста).

2.Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

3.Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко —

Это просто… (молоко).

4. С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин -

Это спелый ...(апельсин).

(На экране высвечиваются картинки с отгадками)

- Как одним словом назвать отгадки, что это? (Продукты питания).

Сегодня мы поговорим о здоровой пище для всей семьи и научимся выбирать полезные продукты питания. Ребята, я думаю, что вы уже кое-что знаете о здоровой пище. Сейчас я дам каждому карточку с вашим именем. Кто много знает о правильном питании и здоровой пище, те прикрепят свою карточку около солнышка. Кто знает, но немного, прикрепите карточку около солнышка, которое спряталось за тучку. А кто совсем мало знает о правильном питании, прикрепит карточку рядом с тучкой.

3.     Основная часть. Работа по теме.

1) Беседа.

- Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. Как вы думаете, какие продукты нужно употреблять, чтобы быть здоровым и сильным?

Правильно, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, яйца. А почему именно их?

Пища должна быть разнообразной. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм,). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи — фрукты и овощи — усиливают защитные силы организма, помогают бороться с болезнями. Если в вашем организме много витаминов, он легко победит любую болезнь, а у вас будет хорошее настроение и отличное здоровье.

Кроме полезных и натуральных продуктов есть такие, которые содержат различные вредные вещества, химические добавки и могут принести вред здоровью человека, а особенно ребёнка. Это жирная, жареная и острая пища, чипсы, сухарики, газированные напитки, жевательные конфеты, кофе.

2) Сегодня утром почтальон вручил мне письмо, адресованное ребятам из «Школы здоровья», то есть вам. Пришло оно от мальчика Пети. Вам интересно узнать, что он нам пишет? На слайде:

Ем всегда я что хочу —

Чипсы, вафли, чупа-чупс...

Каши вашей мне не надо,

Лучше тортик с лимонадом,

Не хочу я кислых щей,

Не люблю я овощей.

Чтоб с обедом не возиться,

И колбаска мне сгодится

Всухомятку — ну и что ж!

Чем обед мой не хорош?

И последний мой каприз —

Дайте «Киндер» мне «Сюрприз».

 

- Дети, скажите, полезные ли продукты употребляет Петя?

3) Ещё Петя даёт нам советы. А вы послушайте и решите, правильные они или нет.

Если дам совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите слово «Нет!».

 

Постоянно надо есть

Для здоровья вашего

Больше сладостей, конфет

И поменьше каши.

Ну, хороший мой совет?

Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад,

Это правильный совет?

Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти пора.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

Зубы вы почистили

И идёте спать,

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

- Какой из советов вам особенно понравился?

4)  Игра«Светофор»  Ребята, сейчас поиграем в игру «Светофор здоровья».. Если увидите картинку с полезным продуктом, то возьмите зелёный кружок и прикрепите его на доску к зелёному цвету светофора. Если продукт не полезен, то прикрепите красный кружок.

Учитель показывает детям слайды с изображением моркови, яиц, молока, ягод, чипсов, торта и т.д.. Молодцы! Все справились с заданием.

4.      Практическая работа. Рисование.

 «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть». Ребята, перед вами контуры разных продуктов. Раскрасьте только те, которые, по вашему мнению, полезны для здоровья всей семьи. (Выставка детских рисунков).

5.     Итог. Рефлексия

-Ребята, что вы узнали на занятии о правильном питании? Сейчас я дам каждому карточку с вашим именем. Подумайте, куда вы её сейчас прикрепите. Напоминаю, кто стал знать больше о правильном питании и здоровой пище, те прикрепят свою карточку около солнышка. Кто знает, но немного, прикрепите карточку около солнышка, которое спряталось за тучку. А кто совсем мало знает о правильном питании, прикрепит карточку рядом с тучкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Классный час

Класс: 2

Тема: Влияние двигательной активности на здоровье человека

Цель: узнать,  как влияет недостаток движений на состояние здоровья человека.

Задачи:

Образовательная: изучить, какую роль играет физическая культура и спорт в формировании здорового образа жизни.

Развивающая:  развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Воспитательная:  организации активного отдыха и профилактике вредных привычек; формирование навыков здорового образа жизни.

Ход занятия:

1.     Организационный момент 

-Ребята встаньте тихонько у своих парт и улыбнитесь друг другу. Улыбка может согреть вас и ваших друзей теплом и улучшить всем настроение. А сейчас сядьте все прямо, и мы начнем наше занятие.

 

2.     Вводная беседа.

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя — сыновья часто и подолгу болели.

Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для детей своей страны.

- От чего же зависит здоровье человека?

- Что помогает нам сохранять и укреплять своё здоровье?

- Посмотрите друг на друга и скажите, как выглядит здоровый человек?

Выберите слова - характеристики здорового человека.

Здоровый человек - это ....... человек.

(-крепкий; -сильный; -бледный; -неуклюжий; -весёлый; -ловкий; -сутулый; -румяный).Молодцы!

3.     Определение темы.

На доске запись: Подвижный образ жизни.

На какой вопрос мы сегодня будем отвечать? (Как влияет двигательная активность на здоровье человека?)

Движение - это важнейшая потребность нашего организма. На протяжении тысячелетий истории человечества люди стремились развивать такие качества, как выносливость, ловкость, сила, быстрота. Это было продиктовано в основном суровыми жизненными условиями: повседневная борьба за существование и суровые природные условия. А теперь? Может возникнуть вопрос, а нужны ли сейчас человеку физические нагрузки? Всё меньше становится профессий, где применяется физический труд.

4.     Актуализация  знаний

- Ребята, кто из вас занимается спортом? На какие секции вы ходите? Расскажите.

-Кому известен термин «Гиподинамия»? (Выслушиваются ответы детей и проверяется правильность значения с помощью толкового словаря.)

Гиподинамия – ограничение двигательной активности.

5.     Физминутка против гиподинамии

6.     Основная часть

1)    Двигательная активность влияет на сохранение и укрепление здоровья человека. Однако сохранять и укреплять своё здоровье умеет далеко не каждый.

 Я предлагаю Вам разыграть шуточную сценку «На приёме у врача».

Врач: Здравствуйте, садитесь. На что жалуетесь?

Пациент: Да вот, доктор, что-то здоровье стало подводить. Ходить быстро не могу, дыхания не хватает, на второй этаж поднимаюсь с трудом, голова болит, аппетита нет.

Врач: Ну, что-же, дела у вас неважные.(Измеряет давление, слушает) . Давление высокое, пульс частый. А скажите-ка, мне, вы утреннюю зарядку выполняете?

Пациент: Ну, что вы, доктор, некогда мне я поспать люблю.

Врач: А на свежем воздухе часто бываете?

Пациент: Ну, нет, по телевизору все интересные передачи еле-еле за вечер посмотреть успеваю.

Врач: А спортом занимаетесь?

Пациент: Ну, что вы, доктор, устаю быстро, мышцы болят…

Врач: А сколько вам лет, дедушка?

Пациент: Да вы что, доктор, какой я вам дедушка! Мне всего 9 лет!

- Как вы считаете, в чём причина плохого самочувствия мальчика?

- Почему необходимы физические упражнения?

На слайде (после обсуждения): 

- Физические упражнения улучшают работу сердца,

- положительно влияют на настроение;

- улучшают сон;

- укрепляют костно-мышечную систему;

- способствуют снижению избыточной массы тела;

- улучшают физическую форму и самочувствия;

- повышают работоспособность.

2)    Разделимся на 2 команды, каждой я предлагаю такое задание: в качестве итога нашего занятия вы создадите плакат «Я умею думать, я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!» (А4). Выступление команд и представление плаката.

7.     Рефлексия. Чему вы научились в ходе своего исследования ( пишут на листочках: я узнал …, я научился…)

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И

Оглавление Введение……………………………………………………………………

Оглавление Введение……………………………………………………………………

Введение На сегодняшний день в педагогике существуют различные виды деятельности

Введение На сегодняшний день в педагогике существуют различные виды деятельности

Г.А.Цукерман и др.), так и в зарубежной теории и практике воспитания

Г.А.Цукерман и др.), так и в зарубежной теории и практике воспитания

Задачи исследования: 1.1 Выявить сущность проектирования воспитательной работы с младшими школьниками

Задачи исследования: 1.1 Выявить сущность проектирования воспитательной работы с младшими школьниками

Глава 1. Теоретические основы проектирования воспитательной работы в школе

Глава 1. Теоретические основы проектирования воспитательной работы в школе

Н.В. Борисова). 3. предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов (В

Н.В. Борисова). 3. предварительная разработка основных деталей, представляющих деятельность учащихся и педагогов (В

Стратегический уровень проектирования – формы проектирования: концепции образовательных учреждений, дидактических систем, систем воспитания, программы развития образования, технологии обучения и т

Стратегический уровень проектирования – формы проектирования: концепции образовательных учреждений, дидактических систем, систем воспитания, программы развития образования, технологии обучения и т

Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов

Субъектом проектирования выступают педагог или группа специалистов

В связи с тем, что проектирование используется во многих сферах деятельности человека, на сегодняшний день понятие «проект» трактуется неоднозначно

В связи с тем, что проектирование используется во многих сферах деятельности человека, на сегодняшний день понятие «проект» трактуется неоднозначно

Подробное рассмотрение сущности педагогической деятельности по проектированию воспитательной работы позволяет сделать вывод о том, что ей присуща определенная динамика, смена этапов, стадий

Подробное рассмотрение сущности педагогической деятельности по проектированию воспитательной работы позволяет сделать вывод о том, что ей присуща определенная динамика, смена этапов, стадий

Если тематический план является проектом педагогического процесса, то план занятия – его конструктом

Если тематический план является проектом педагогического процесса, то план занятия – его конструктом

Любая педагогическая деятельность начинается с постановки цели

Любая педагогическая деятельность начинается с постановки цели

Рассмотрев разнообразие подходов, мы предлагаем следующие этапы проектировочной деятельности в воспитательной работе: 1) целеполагание (определение замысла воспитательной деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для…

Рассмотрев разнообразие подходов, мы предлагаем следующие этапы проектировочной деятельности в воспитательной работе: 1) целеполагание (определение замысла воспитательной деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для…

Таким образом, кратко охарактеризуем основные требования к процессу целеполагания: выражение в целях общечеловеческих ценностей, поддержка целей коллективом, влияние коллектива на процесс принятия решений, формулировка цели,…

Таким образом, кратко охарактеризуем основные требования к процессу целеполагания: выражение в целях общечеловеческих ценностей, поддержка целей коллективом, влияние коллектива на процесс принятия решений, формулировка цели,…

В данном процессе ведущую роль будут играть морально-нравственные представления педагога, уровень развития его ценностных установок

В данном процессе ведущую роль будут играть морально-нравственные представления педагога, уровень развития его ценностных установок

Для достижения оптимального результата проектирования - изменения в личности воспитанников, педагогу необходимо организовать посильное участие детей на каждом этапе проектирования

Для достижения оптимального результата проектирования - изменения в личности воспитанников, педагогу необходимо организовать посильное участие детей на каждом этапе проектирования

Посильное участие каждого воспитанника – непременное условие коллективного педагогического проектирования

Посильное участие каждого воспитанника – непременное условие коллективного педагогического проектирования

Глава 2. Содержание и результаты проведения эксперимента по технологии проектирования воспитательной работы с младшими школьниками

Глава 2. Содержание и результаты проведения эксперимента по технологии проектирования воспитательной работы с младшими школьниками

Контрольный этап. На данном этапе в экспериментальном классе была проведена повторная диагностика

Контрольный этап. На данном этапе в экспериментальном классе была проведена повторная диагностика

Взаимоотношения с учителями-предметниками – доброжелательно-деловые

Взаимоотношения с учителями-предметниками – доброжелательно-деловые

Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего

Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей

Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком? 50% 10% 40%

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком? 50% 10% 40%

Знаешь ли ты, к чему приводят вредные привычки? 100% - -

Знаешь ли ты, к чему приводят вредные привычки? 100% - -

Задачи: формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива; укрепление здоровья, формирование навыков санитарно – гигиенической культуры

Задачи: формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива; укрепление здоровья, формирование навыков санитарно – гигиенической культуры

Апробация серии занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание коллектива

Апробация серии занятий, направленных на духовно-нравственное воспитание коллектива

Направление Тема Цель

Направление Тема Цель

Школа здоровья. Правильное питание», целью которого являлось сформировать у учащихся представление о здоровой пище (Приложение 1)

Школа здоровья. Правильное питание», целью которого являлось сформировать у учащихся представление о здоровой пище (Приложение 1)

Каждый обучающийся был включен в деятельность, по учету его возможностей

Каждый обучающийся был включен в деятельность, по учету его возможностей

На 20 процентов сократилось количество отрицательных ответов

На 20 процентов сократилось количество отрицательных ответов

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком? 50% 10% 40%

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком? 50% 10% 40%

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком? 80% - 20%

Считаешь ли ты себя аккуратным человеком? 80% - 20%

Соотношение результатов показано на рисунках 1-4

Соотношение результатов показано на рисунках 1-4

Рис 2. Результаты анкетирования обучающихся на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Рис 2. Результаты анкетирования обучающихся на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Рис 4. Результаты анкетирования родителей на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Рис 4. Результаты анкетирования родителей на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы

Выводы по 2 главе С целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся и проведения работы по здоровому образу жизни учащихся 2 класса была организована и проведена…

Выводы по 2 главе С целью повышения уровня духовно-нравственного воспитания обучающихся и проведения работы по здоровому образу жизни учащихся 2 класса была организована и проведена…

На формирующем этапе исследования нам было необходимо повысить уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся и провести работу по здоровому образу жизни для учащихся 2 класса

На формирующем этапе исследования нам было необходимо повысить уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся и провести работу по здоровому образу жизни для учащихся 2 класса

Заключение В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что технология планирования воспитательной работы в школе строится с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлена…

Заключение В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что технология планирования воспитательной работы в школе строится с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся и направлена…

Комплексная работа будет способствовать улучшению результатов

Комплексная работа будет способствовать улучшению результатов

Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект /

Волкова, М.В. Формирование личности школьников на основе интеграции педагогических технологий: теоретико-методологический аспект /

Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии /

Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии /

Развивающая: Развитие умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья

Развивающая: Развитие умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья

Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый

Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья

Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья

Не люблю я овощей. Чтоб с обедом не возиться,

Не люблю я овощей. Чтоб с обедом не возиться,

И поменьше каши. Ну, хороший мой совет?

И поменьше каши. Ну, хороший мой совет?

Игра«Светофор» Ребята, сейчас поиграем в игру «Светофор здоровья»

Игра«Светофор» Ребята, сейчас поиграем в игру «Светофор здоровья»

Приложение 2. Классный час

Приложение 2. Классный час

Организационный момент -Ребята встаньте тихонько у своих парт и улыбнитесь друг другу

Организационный момент -Ребята встаньте тихонько у своих парт и улыбнитесь друг другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020