Дисперсионный анализ – анализ изменчивости результативного признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов. (В зарубежной литературе именуется ANOVA – «Analisis of Variance»).
Результативный признак называют также зависимым признаком, а влияющие факторы – независимыми признаками.
Ограничение метода: независимые признаки могут измеряться по номинальной, порядковой или метрической шкале, зависимые – только по метрической. Для проведения дисперсионного анализа выделяют несколько градаций факторных признаков, а все элементы выборки группируют в соответствии с этими градациями.
Дисперсионный анализ.docx
Дисперсионный анализ.
Дисперсионный анализ – анализ изменчивости результативного признака под
влиянием какихлибо контролируемых переменных факторов. (В зарубежной
литературе именуется ANOVA – «Analisis of Variance»).
Результативный признак называют также зависимым признаком, а влияющие
факторы – независимыми признаками.
Ограничение метода: независимые признаки могут измеряться по номинальной,
порядковой или метрической шкале, зависимые – только по метрической. Для
проведения дисперсионного анализа выделяют несколько градаций факторных
признаков, а все элементы выборки группируют в соответствии с этими
градациями.
Формулировка гипотез в дисперсионном анализе.
Нулевая гипотеза: «Средние величины результативного признака во всех
условиях действия фактора (или градациях фактора) одинаковы».
Альтернативная гипотеза: «Средние величины результативного признака в
разных условиях действия фактора различны».
Дисперсионный анализ можно подразделить на несколько категорий в
зависимости:
от количества рассматриваемых независимых факторов;
от количества результативных переменных, подверженных действию факторов;
от характера, природы получения и наличия взаимосвязи сравниваемых выборок
значений.
При наличии одного фактора, влияние которого исследуется, дисперсионный
анализ именуется однофакторным, и распадается на две разновидности:
Анализ несвязанных (то есть – различных) выборок. Например, одна группа
респондентов решает задачу в условиях тишины, вторая – в шумной комнате. (В
этом случае, к слову, нулевая гипотеза звучала бы так: «среднее время решения
задач такогото типа будет одинаково в тишине и в шумном помещении», то есть
не зависит от фактора шума.)
Анализ связанных выборок, то есть, двух замеров, проведенных на одной и той
же группе респондентов в разных условиях. Тот же пример: в первый раз задача
решалась в тишине, второй – сходная задача – в условиях шумовых помех. (На
практике к подобным опытам следует подходить с осторожностью, поскольку в
действие может вступить неучтенный фактор «научаемость», влияние которого
исследователь рискует приписать изменению условий, а именно, шуму.) В случае если исследуется одновременное воздействие двух или более
факторов, мы имеем дело с многофакторным дисперсионным анализом,
также можно подразделить по типу выборки.
который
Если же воздействию факторов подвержено несколько переменных, речь идет
о многомерном анализе. Проведение многомерного дисперсионного анализа
предпочтительнее одномерного только в том случае, когда зависимые
переменные не являются независимыми друг от друга и коррелируют между
собой.
Обобщенно задача дисперсионного анализа состоит в том, чтобы из общей
вариативности признака выделить три частные вариативности:
вариативность, обусловленную действием каждой из исследуемых
независимых переменных (факторов).
вариативность, обусловленную взаимодействием исследуемых
независимых переменных.
вариативность случайную, обусловленную всеми неучтенными
обстоятельствами.
Для оценки вариативности, обусловленной действием исследуемых переменных
и их взаимодействием вычисляется отношение соответствующего показателя
вариативности и случайной вариативности. Показателем этого соотношения
является F – критерий Фишера.
;
;
.
Чем в большей степени вариативность признака обусловлена действием
влияющих факторов или их взаимодействием, тем выше эмпирические значения
критерия
.
В формулу расчета критерия
метод относится к разряду параметрических.
входят оценки дисперсий, и, следовательно, этот
Непараметрическим аналогом однофакторного дисперсионного анализа для
независимых выборок является критерий КраскелаУоллеса. Он подобен
критерию МаннаУитни для двух независимых выборок, за тем исключением, что
он суммирует ранги для каждой из
групп. Кроме этого, в дисперсионном анализе может быть применен медианный
критерий. При его использовании для каждой группы определяются число
наблюдений, которые превышают медиану, вычисленную по всем группам, и
число наблюдений, которые меньше медианы, после чего строится двумерная
таблица сопряженности.
Критерий Фридмана является непараметрическим обобщением парного t
критерия для случая выборок с повторными измерениями, когда количество
сравниваемых переменных больше двух.
В отличие от корреляционного анализа, в дисперсионном анализе исследователь
исходит из предположения, что одни переменные выступают как влияющие
(именуемые факторами или независимыми переменными), а другие
(результативные признаки или зависимые переменные) – подвержены влиянию
этих факторов. Хотя такое допущение и лежит в основе математических
процедур расчета, оно, однако, требует осторожности при выводах о причине и
следствии.
Дисперсионный анализ.
Дисперсионный анализ.
Дисперсионный анализ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.