Диспут
«Не обижай меня!»
Тема. «Не обижай меня!»
Форма. Диспут
Цель: ознакомление с основами позитивной психологии в целях развития самосознания для возможностей личностного роста и преобразования своей реальности.
Задачи: формировать позитивное отношение воспитанников к себе;
- расширять знания о богатстве эмоциональных проявлений человека, о разрушительной силе негативных эмоций и ответственности за них;
- показать, что прощение – это путь к формированию сильной личности, умеющей любить и быть милосердной.
Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, мусорное ведро, листочки бумаги.
Участники: воспитанники группы и педагоги.
План
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Проживание ситуации:
а) Упражнение « Горячий стул»;
б) Игра «Ванька-встанька»;
в) Игра «Коробка переживаний».
3) Стадия осмысления:
а) Упражнение «Паровозик»;
б) Рисунок внешности человека.
4. Стадия рефлексии.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово воспитателя
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем с вами необычное внеклассное мероприятие, на котором познакомимся с одним из распространенных эмоциональных состояний, чаще всего присущее детскому возрасту. Именно там оно зарождается, а потом сопровождает нас по жизни.
2. Проживание ситуации
Соотнесение внутреннего эмоционального состояния с рисунком эмоциональных состояний человека.
а) Упражнение « Горячий стул»
По желанию выбирается один воспитанник, садится перед ребятами на стул. Остальные воспитанники обращаются к нему со словами: « Мне в тебе не нравиться….».
- Какая из представленных эмоций больше подходит к твоему состоянию? Почему? Покажи на рисунке
- Как вы думаете, о какой эмоции мы сегодня будем говорить?
Правильно, мы сегодня будем говорить об обиде.
Но давайте начнем наш классный час с игры.
б) Игра «Ванька-встанька»
Воспитатель задает вопросы, а воспитанники встают, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно.
- Кто любит шутки?
- Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
- Кто не любит, когда над ним подшучивают?
- Кто получал прозвища?
- Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?
- Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
- Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
- Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
- Кто на злобные слова отвечает шуткой?
- Кто прощал, когда его обижали?
По вашим ответам я вижу, вам не безразлично, как к вам относятся, окружающие и как вы, относитесь к людям. И это правильно. Знаете, отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других — люди обижают друг друга намеренно. Обида причиняет боль. Как же устроена обида? Почему она возникает? Как избавляться от чувства обиды? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня на классном часе.
Среди вас есть те, кто был обижен кем-либо когда-нибудь. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся…
Ответы детей… (раздраженность, гнев, злоба, огорчение, оскорбление, насмешка, побои, убыток…)
Правильно. Мы можем теперь сказать, что такое обида, как она устроена и как она влияет на отношения?
Обида - это смесь агрессии, обращенной внутрь и вовне. Самый мучительный компонент любой обиды, когда ты понимаешь, что обидчик-то прав. Тогда получается, что обижают не нас, обижаем мы себя сами. Обижаем тем, что бессознательно соглашаемся с каким-то условно - нехорошим поступком (или суждением) в свой адрес.
в) Игра «Коробка переживаний»
В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.
Послушайте еще одну притчу.
Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и поставил ведро на крыльцо соседа. Сын увидел, что сделал его отец и спросил6 «Отец, почему ты так поступил?» А человек ответил: «Каждый делится тем, что у него в избытке».
3) Стадия осмысления:
а) Упражнение «Паровозик»
Время поведения: 5 минут.
Для
начала воспитатель задаёт ребятам вопрос: «Кто может быть виновен в крушении
поезда, если нет никаких помех?» Чаще всего дети отвечают, что машинист.
Далее воспитатель просит ребят группами
выстроиться в затылок друг другу, положив руки на пояс предыдущему одногруппнику
– «паровозиком».
Затем им даётся следующая установка: один хлопок – это шаг вперёд, два хлопка – шаг назад, три хлопка – шаг вправо, четыре хлопка – шаг влево.
Во время выполнения упражнения будет много ошибок, и тот, кто ошибается занимает место в конце цепочки.
По окончании игры воспитатель задаёт вопросы:
1. Во время игры создалась конфликтная ситуация. Кто её создал?
2. Всегда ли машинист
виноват в крушении поезда?
Вывод: конфликтная ситуация – результат действия
не одного человека, а группы людей и решать её нужно вместе.
- Что такое ссора?
Ссора, которая рождает обиду, ненависть между людьми – это конфликт.
Между кем и кем может возникнуть конфликт?
б) Рисунок внешности человека
Нарисуйте лицо человека, который не ссорился и человека после ссоры. Сравним лица двух людей. Сходства-отличия. Скажите, а только лишь меняется внешность?
Ребята, я предлагаю вам объединиться в группы по четыре человека и ответить на вопросы (Работа в группах)
А приходилось ли вам с кем-нибудь ссориться, конфликтовать?
- Попробуйте, пожалуйста, в группах ответить на вопросы.
Из-за каких, поступков можно поссориться?
Как вы себя чувствовали после ссоры. Конфликта?
Что легче: ссориться или мириться? Почему?
Что нужно сделать, чтобы помириться?
Вспомните, какие слова примирения вы знаете.
(«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись», «Мир и дружба — навсегда, ну, а ссора — никогда! »)
4. Стадия рефлексии
Говоря о конфликтах, нельзя забывать о том, что все наши поступки влияют не только на нас самих, но и на окружающих. Добро, которое мы делаем людям, возвращается к нам, делая нас счастливее, так же как и зло, которое мы причиняем другим, возвращается к нам. Можно сказать, что в человеческих отношениях действует закон бумеранга.
Допустим, меня с утра оскорбила своей грубостью продавщица - придя в Центр, я выплеснула свое раздражение на воспитанников - кто-то из них сорвал свою злость на прохожем - этим прохожим оказался муж той самой продавщицы, который от злости и бессилия напился и, придя домой, устроил скандал своей жене. Так бумеранг возвратился к тому, кто его послал.
Но к человеку бумерангом может вернуться и добро - все зависит от содержания послания. Я уверена, что всем вам приходилось сталкиваться с действием бумеранга. Задание для групп: вспомните, как возвращались к вам ваши хорошие и плохие поступки, и сочините небольшую миниатюру «Закон бумеранга».
(Звучит музыка. В течение 5 минут дети придумывают рассказы.)
Послушаем, что у вас получилось.
(Дает слово представителям групп. Дети читают свои рассказы.)
Чтобы избежать конфликтов, чтобы к вам бумерангом возвращалось только добро, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
- Что нового вы узнали сегодня?
- Какие выводы смогли сделать для себя?
- Как вы думаете, что можно сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в группе?
Памятка
«Служба спасения от ссор»
- Старайся управлять своими чувствами.
- Воспринимай любую ситуацию, как проблему для решения, а не обид и переживаний.
- Ответь себе, что можешь сделать ты, и что не могут сделать они.
- Ты ответственен и за себя и за других.
- Твоя сила в спокойствии и уравновешенности.
- Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
- Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
- Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
- В споре будь сдержан и тактичен.
- Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.