Дистанционное обучение в условиях пандемии как условие для новаторства педагогов
Оценка 4.7

Дистанционное обучение в условиях пандемии как условие для новаторства педагогов

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
преподавание
1 кл—11 кл
03.05.2020
Дистанционное обучение в условиях пандемии  как условие для новаторства педагогов
О проблемах и возможностях дистанционного обучения в условиях пандемии
Дистанционное обучение в условиях пандемии как.docx

Дистанционное обучение в условиях пандемии

как условие для новаторства педагогов

 

                                                 Гусева Татьяна Геннадиевна, учитель

 

          Педагоги всегда остро реагировали на любые веяния времени. Жизнь в условиях пандемии не стала исключением. Она затронула буквально все сферы жизни, включая и образование.

        Настоящий педагог не имеет права поддаваться унынию. Он твёрдо убеждён в том, что пандемия сойдет на нет, а вот завершить учебный год в столь необычных условиях придётся.  «Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам» (Ричард Генри Данн). Так учителя стали на путь освоения преподавания в дистанционной форме. Оказывается, вынужденное заточение может пойти на пользу, и преподаватели всех рангов стали разбираться с техническими вопросами, связанными с завершением учебного года и порядком проведения экзаменов, не выходя из дома.

        Анализируя  свой опыт и опыт моих коллег в проведении дистанционных уроков, хочу  отдать должное разработчикам таких платформ, как Яндекс.Учебник, Uchi.ru, Youtube, Wizio, ВКонтакте, ZOOM, Google HangOuts и др., которые в сжатые сроки  организовали сервисы в помощь всем: и учителям, и родителям, и, конечно же, самим обучающимся.

       Можно много говорить о том, что дистанционное обучение – это что-то для нас неизведанное, новое, непонятное, технически несовершенное как со стороны пользователей, так и со стороны разработчиков. Но другой альтернативы нет. Нужно искать не причины и недостатки, а возможности их преодоления! Иначе нельзя, образование детей нельзя прекращать ни на один день!

       Только объединившись в единое целое – администрация школ, учителя, родители и дети – можно надеяться на успех в подобном эксперименте. Да, педагоги много времени вынуждены проводить у экранов дисплеев, подготавливая электронные и дистанционные уроки, презентации, ведя онлайн уроки и занятия со своими питомцами и онлайн встречи с их родителями. Нельзя забывать о том, что вынужденная самоизоляция повышает степень невротизации в семьях, особенно если в одной семье  несколько школьников, а технические возможности ограничены. Огромная нагрузка легла и на плечи родителей, которые невольно стали учителями.

        Вспомнились слова великого писателя М.Горького: «В жизни всегда есть место подвигам». Сейчас действительно наступило такое время, когда обычные люди совершают подвиги во имя других. В первую очередь, это врачи, на которых сегодня возлагаются все надежды. Не отстают от них и педагоги. Ведь врачи спасают тело, а настоящие педагоги призваны спасти душу. Поэтому дистанционное обучение в условиях пандемии видится мне как простор  для новаторства и творчества педагогов.

        Как учитель начальных классов, хочу поделиться своим опытом в проведении онлайн уроков в начальной школе.

       Прежде всего, нужно было определиться, на какой платформе проводить уроки в новой для всех участников учебного процесса форме. Проанализируя все имеющиеся сервисы, мой выбор пал на Яндекс.Учебник и Uchi.ru. Для начальной школы эти две платформы наиболее оптимальны.

         Во-первых, большинство младших школьников знакомы с этими сервисами, так как выполняют на их базе  всевозможные олимпиады и задания по математике, русскому и английскому языкам, а недавно там появились задания по окружающему миру и программированию.

        Во-вторых, на этих двух платформах в сжатые сроки были разработаны и выложены инструкции по организации и проведении дистанционных уроков, организованы вебинары и курсы повышения квалификации для учителей «Цифровая грамотность: базовый курс  по развитию компетенций ХХI века», что позволило учителям сразу включиться в процесс освоения новых компетенций.

       В-третьих, технические характеристики для поддерживания сервиса на этих платформах более доступны как для учителей, так и для родителей.

       Нельзя не отметить несколько отличий этих двух платформ в плане организации и проведения онлайн уроков:

– продолжительность онлайн урока не должна превышать 30 минут, в Яндекс-Учебнике за этим следит сама программа, учитель не имеет возможности по необходимости сдвинуть временные рамки урока. В связи с тем, что в данной ситуации все заявленные платформы перегружены, здесь есть некоторое неудобство. Если предположить, что по техническим причинам не все обучающиеся  смогли вовремя подключиться к уроку или не всем было понятно объяснение учителя, то закончить урок немного позже будет логично с точки зрения методики;

– в Яндекс.Учебнике нет возможности вставлять во время проведения онлайн урока готовые видео-уроки или их фрагменты, что было бы хорошим подспорьем для учителей. Данный сервис предлагает запланированные видеотрансляции уроков по своему расписанию в соответствии со школьной программой для 5-11 классов. Для начальной школы такого сервиса не предусмотрено.

         На платформе  Uchi.ru этих нюансов нет, учитель сам оканчивает урок, в онлайн урок можно вставить презентацию, сделанную самостоятельно  (пока только в формате PDF), и урок (или его фрагмент) в трансляцию урока. Кроме того, можно с помощью маркера что-то главное подчеркнуть в самой презентации или фрагменте урока, и еще раз наглядно оъяснить младшим школьникам.

        К сожалению, не у всех детей есть устройства для дистанционного обучения и доступ к интернету. Из-за этого многие ученики пропускают онлайн-уроки. Особенно остро стоит эта проблема в сельской местности. Функции видеозаписи уроков пока нет на обеих платформах. В таких случаях эффективно выкладывать ссылки на уроки из базы Uchi.ru в домашние задания  в электронный дневник, чтобы ребята не отстали от своих одноклассников, которые посетили онлайн урок.

       Наверно, нет смысла говорить о том, что в методическом плане онлайн уроки существенно отличаются от урока классно-урочной системы.

       Хочется остановиться на особенностях проведения онлайн уроков из собственного педагогического опыта:

– продолжительность урока не более 30 минут, желательно с проведением двух физминуток;

– в целях профилактики ухудшения зрения и сколиоза заниматься желательно устно, даже на уроках русского языка и математики, так как не у всех есть правильно оборудованное рабочее место;

– необходимо начать онлайн обучение с ознакомления детей с правилами ведения и поведения урока в новом формате;

– обязательно нужно начинать с приветствия (функция «поднятая рука»), а затем напомнить, по какому предмету урок, назвать его тему. Чем проще и конкретнее сообщение, тем легче ученикам будет удержать внимание;

– при изложении материала, нужно не менее 50% времени использовать демонстрацию рабочего стола, чтобы показать заранее подготовленную презентацию, документы или карточки с заданиями (с обязательными комментариями);

– если у ребёнка во время урока появляется вопрос к учителю – ученик запоминает или записывает его и отправляет в чат позже, когда учитель попросит задавать вопросы в чате;

– чтобы ученики не отвлекались на разговоры в чате, учитель чат может отключить, а также задавая домашнее задание, нужно обязательно разобрать его выполнение, тем самым удерживая внимание обучающихся на учебном материале урока;

контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложнее, чем в оффлайне. Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат. Привлечь внимание помогают картинки и видеоматериалы. Для снятия напряжения отлично работает гимнастика;

на дистанционном уроке, как и на уроке в школе, всегда есть риск, что что-то пойдет не так. Если во время видеотрансляции возникла проблема, не нужно паниковать. Онлайн — новый опыт и для учителей, и для детей. Просто понадобиться  больше времени, чтобы привыкнуть и наладить работу;

– в случае с дистанционным обучением родителей пугает неизвестность: сколько будут длиться уроки, как делать домашнее задание, как будут выставлять оценки. Чтобы их успокоить, объясните заранее, как вы построите учебный процесс. Устройте онлайн-собрание и попросите родителей заранее подготовить вопросы, которые их волнуют;

– чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления. Можно отправить напоминание о расписании онлайн  уроков  заранее, выложив его в чате ЭЖД или на сайте класса. На платформе Uchi.ru также есть расписание онлайн уроков на всю учебную неделю. Постепенно ребята войдут в ритм и привыкнут к новому формату.

       Подведём итоги дистанционного обучения за несколько недель его внедрения. Руководитель Яндекс.Учебника Евгений Лурье представил результаты всероссийского исследования в рамках Московского международного салона образования ММСО 2020. В исследовании приняли участие 5063 учителя из разных городов России. Вот что удалось выявить:

С переходом на дистант в начальной школе уменьшилось количество уроков, направленных на диагностику и контроль знаний. Это отметили 50% учителей. 36% учителей снизили изучение нового материала.
В средней и старшей школе у 42% учителей стало меньше уроков на повторение и обобщение, у 43% снизилась отработка материала
;

самые универсальные инструменты дистанционной работы — распечатки заданий и платформы с автоматической проверкой;

–  исследование выявило связь: чем больше учитель ведет видеоуроков, тем меньше у него падает объем нового материала. В некоторых случаях наблюдается даже рост;

–элементы дистанционного обучения особенно эффективно использовать для детей, которые находятся на домашнем обучении и для учеников, которые пропустили занятия из-за болезни.

 

– регулярно ведут видеоуроки лишь 32% опрошенных учителей. Чаще это жители городов. Основные причины – технические сложности, некомпетентность учителей, детей и их родителей в вопросах цифровой грамотности,  невозможность дать объективную отметку полученным знаниям и простое отсутствие настоящего живого общения.

      Итак, взвешивая все ЗА и ПРОТИВ, приходим к выводу, что вернувшись в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это необходимо как детям, так и учителям.

 

 

Литература

 

1.  https://education.yandex.ru/teacher/posts/kak-provesti-onlayn-urok-sravnivaem-8-servisov-dlya-translyatsiy

2.

 https://mail.yandex.ru/?uid=1130000038640805#message/172262685746922772

3. Евгений Ямбург. На линии огня: учителя вслед за врачами /Евгений Ямбург// Московский комсомолец. – 2020. – № 28252 . – С.3.

 

 

 

 



 

      

 

      

 

 

 

         

 

 

       

 

          

      

      

      

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дистанционное обучение в условиях пандемии как условие для новаторства педагогов

Дистанционное обучение в условиях пандемии как условие для новаторства педагогов

Вспомнились слова великого писателя

Вспомнились слова великого писателя

Для начальной школы такого сервиса не предусмотрено

Для начальной школы такого сервиса не предусмотрено

Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат

Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат

Чаще это жители городов. Основные причины – технические сложности, некомпетентность учителей, детей и их родителей в вопросах цифровой грамотности, невозможность дать объективную отметку полученным знаниям…

Чаще это жители городов. Основные причины – технические сложности, некомпетентность учителей, детей и их родителей в вопросах цифровой грамотности, невозможность дать объективную отметку полученным знаниям…

Дистанционное обучение в условиях пандемии как условие для новаторства педагогов

Дистанционное обучение в условиях пандемии  как условие для новаторства педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020