Дистанционное обучение в условиях пандемии
как условие для новаторства педагогов
Гусева Татьяна Геннадиевна, учитель
Педагоги всегда остро реагировали на любые веяния времени. Жизнь в условиях пандемии не стала исключением. Она затронула буквально все сферы жизни, включая и образование.
Настоящий педагог не имеет права поддаваться унынию. Он твёрдо убеждён в том, что пандемия сойдет на нет, а вот завершить учебный год в столь необычных условиях придётся. «Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам» (Ричард Генри Данн). Так учителя стали на путь освоения преподавания в дистанционной форме. Оказывается, вынужденное заточение может пойти на пользу, и преподаватели всех рангов стали разбираться с техническими вопросами, связанными с завершением учебного года и порядком проведения экзаменов, не выходя из дома.
Анализируя свой опыт и опыт моих коллег в проведении дистанционных уроков, хочу отдать должное разработчикам таких платформ, как Яндекс.Учебник, Uchi.ru, Youtube, Wizio, ВКонтакте, ZOOM, Google HangOuts и др., которые в сжатые сроки организовали сервисы в помощь всем: и учителям, и родителям, и, конечно же, самим обучающимся.
Можно много говорить о том, что дистанционное обучение – это что-то для нас неизведанное, новое, непонятное, технически несовершенное как со стороны пользователей, так и со стороны разработчиков. Но другой альтернативы нет. Нужно искать не причины и недостатки, а возможности их преодоления! Иначе нельзя, образование детей нельзя прекращать ни на один день!
Только объединившись в единое целое – администрация школ, учителя, родители и дети – можно надеяться на успех в подобном эксперименте. Да, педагоги много времени вынуждены проводить у экранов дисплеев, подготавливая электронные и дистанционные уроки, презентации, ведя онлайн уроки и занятия со своими питомцами и онлайн встречи с их родителями. Нельзя забывать о том, что вынужденная самоизоляция повышает степень невротизации в семьях, особенно если в одной семье несколько школьников, а технические возможности ограничены. Огромная нагрузка легла и на плечи родителей, которые невольно стали учителями.
Вспомнились слова великого писателя М.Горького: «В жизни всегда есть место подвигам». Сейчас действительно наступило такое время, когда обычные люди совершают подвиги во имя других. В первую очередь, это врачи, на которых сегодня возлагаются все надежды. Не отстают от них и педагоги. Ведь врачи спасают тело, а настоящие педагоги призваны спасти душу. Поэтому дистанционное обучение в условиях пандемии видится мне как простор для новаторства и творчества педагогов.
Как учитель начальных классов, хочу поделиться своим опытом в проведении онлайн уроков в начальной школе.
Прежде всего, нужно было определиться, на какой платформе проводить уроки в новой для всех участников учебного процесса форме. Проанализируя все имеющиеся сервисы, мой выбор пал на Яндекс.Учебник и Uchi.ru. Для начальной школы эти две платформы наиболее оптимальны.
Во-первых, большинство младших школьников знакомы с этими сервисами, так как выполняют на их базе всевозможные олимпиады и задания по математике, русскому и английскому языкам, а недавно там появились задания по окружающему миру и программированию.
Во-вторых, на этих двух платформах в сжатые сроки были разработаны и выложены инструкции по организации и проведении дистанционных уроков, организованы вебинары и курсы повышения квалификации для учителей «Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций ХХI века», что позволило учителям сразу включиться в процесс освоения новых компетенций.
В-третьих, технические характеристики для поддерживания сервиса на этих платформах более доступны как для учителей, так и для родителей.
Нельзя не отметить несколько отличий этих двух платформ в плане организации и проведения онлайн уроков:
– продолжительность онлайн урока не должна превышать 30 минут, в Яндекс-Учебнике за этим следит сама программа, учитель не имеет возможности по необходимости сдвинуть временные рамки урока. В связи с тем, что в данной ситуации все заявленные платформы перегружены, здесь есть некоторое неудобство. Если предположить, что по техническим причинам не все обучающиеся смогли вовремя подключиться к уроку или не всем было понятно объяснение учителя, то закончить урок немного позже будет логично с точки зрения методики;
– в Яндекс.Учебнике нет возможности вставлять во время проведения онлайн урока готовые видео-уроки или их фрагменты, что было бы хорошим подспорьем для учителей. Данный сервис предлагает запланированные видеотрансляции уроков по своему расписанию в соответствии со школьной программой для 5-11 классов. Для начальной школы такого сервиса не предусмотрено.
На платформе Uchi.ru этих нюансов нет, учитель сам оканчивает урок, в онлайн урок можно вставить презентацию, сделанную самостоятельно (пока только в формате PDF), и урок (или его фрагмент) в трансляцию урока. Кроме того, можно с помощью маркера что-то главное подчеркнуть в самой презентации или фрагменте урока, и еще раз наглядно оъяснить младшим школьникам.
К сожалению, не у всех детей есть устройства для дистанционного обучения и доступ к интернету. Из-за этого многие ученики пропускают онлайн-уроки. Особенно остро стоит эта проблема в сельской местности. Функции видеозаписи уроков пока нет на обеих платформах. В таких случаях эффективно выкладывать ссылки на уроки из базы Uchi.ru в домашние задания в электронный дневник, чтобы ребята не отстали от своих одноклассников, которые посетили онлайн урок.
Наверно, нет смысла говорить о том, что в методическом плане онлайн уроки существенно отличаются от урока классно-урочной системы.
Хочется остановиться на особенностях проведения онлайн уроков из собственного педагогического опыта:
– продолжительность урока не более 30 минут, желательно с проведением двух физминуток;
– в целях профилактики ухудшения зрения и сколиоза заниматься желательно устно, даже на уроках русского языка и математики, так как не у всех есть правильно оборудованное рабочее место;
– необходимо начать онлайн обучение с ознакомления детей с правилами ведения и поведения урока в новом формате;
– обязательно нужно начинать с приветствия (функция «поднятая рука»), а затем напомнить, по какому предмету урок, назвать его тему. Чем проще и конкретнее сообщение, тем легче ученикам будет удержать внимание;
– при изложении материала, нужно не менее 50% времени использовать демонстрацию рабочего стола, чтобы показать заранее подготовленную презентацию, документы или карточки с заданиями (с обязательными комментариями);
– если у ребёнка во время урока появляется вопрос к учителю – ученик запоминает или записывает его и отправляет в чат позже, когда учитель попросит задавать вопросы в чате;
– чтобы ученики не отвлекались на разговоры в чате, учитель чат может отключить, а также задавая домашнее задание, нужно обязательно разобрать его выполнение, тем самым удерживая внимание обучающихся на учебном материале урока;
– контролировать внимание учеников в онлайн-формате сложнее, чем в оффлайне. Помогут простые приемы: чаще обращаться к ученикам по имени, задавать больше вопросов, просить написать что-то в чат. Привлечь внимание помогают картинки и видеоматериалы. Для снятия напряжения отлично работает гимнастика;
– на дистанционном уроке, как и на уроке в школе, всегда есть риск, что что-то пойдет не так. Если во время видеотрансляции возникла проблема, не нужно паниковать. Онлайн — новый опыт и для учителей, и для детей. Просто понадобиться больше времени, чтобы привыкнуть и наладить работу;
– в случае с дистанционным обучением родителей пугает неизвестность: сколько будут длиться уроки, как делать домашнее задание, как будут выставлять оценки. Чтобы их успокоить, объясните заранее, как вы построите учебный процесс. Устройте онлайн-собрание и попросите родителей заранее подготовить вопросы, которые их волнуют;
– чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления. Можно отправить напоминание о расписании онлайн уроков заранее, выложив его в чате ЭЖД или на сайте класса. На платформе Uchi.ru также есть расписание онлайн уроков на всю учебную неделю. Постепенно ребята войдут в ритм и привыкнут к новому формату.
Подведём итоги дистанционного обучения за несколько недель его внедрения. Руководитель Яндекс.Учебника Евгений Лурье представил результаты всероссийского исследования в рамках Московского международного салона образования ММСО 2020. В исследовании приняли участие 5063 учителя из разных городов России. Вот что удалось выявить:
– С переходом
на дистант в начальной школе уменьшилось количество уроков,
направленных на диагностику и контроль знаний. Это отметили 50%
учителей. 36% учителей снизили изучение нового материала.
В средней и старшей школе у 42% учителей стало меньше уроков
на повторение и обобщение, у 43% снизилась отработка материала;
– самые универсальные инструменты дистанционной работы — распечатки заданий и платформы с автоматической проверкой;
– исследование выявило связь: чем больше учитель ведет видеоуроков, тем меньше у него падает объем нового материала. В некоторых случаях наблюдается даже рост;
–элементы дистанционного обучения особенно эффективно использовать для детей, которые находятся на домашнем обучении и для учеников, которые пропустили занятия из-за болезни.
– регулярно ведут видеоуроки лишь 32% опрошенных учителей. Чаще это жители городов. Основные причины – технические сложности, некомпетентность учителей, детей и их родителей в вопросах цифровой грамотности, невозможность дать объективную отметку полученным знаниям и простое отсутствие настоящего живого общения.
Итак, взвешивая все ЗА и ПРОТИВ, приходим к выводу, что вернувшись в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это необходимо как детям, так и учителям.
Литература
1. https://education.yandex.ru/teacher/posts/kak-provesti-onlayn-urok-sravnivaem-8-servisov-dlya-translyatsiy
2.
https://mail.yandex.ru/?uid=1130000038640805#message/172262685746922772
3. Евгений Ямбург. На линии огня: учителя вслед за врачами /Евгений Ямбург// Московский комсомолец. – 2020. – № 28252 . – С.3.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.