Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Амвросиевская школа №6»
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
Дистанционный педагогический совет мастер-класс
Аспекты
компетентностно-ориентированного урока в рамках инновационных педагогических технологий
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Шаповалова В.В.
-
Цель педагогического совета
Если учитель хочет работать, если у него горят глаза, он полон идей и вдохновения, то качество его работы будет высоким. Нашей объемной целью педсовета мастер – класс является повышение уровня мотивации педагогов на постоянное усовершенствование образовательного процесса в условиях внедрения новых ГОС. Известно, что мотивация- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают нас к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотив – это смысл поведения и деятельности педагога всё то, ради чего он активизируется.
Классификация мотивов
Глубина интереса к совершенствованию профессионального мастерства.
2. Интерес к способам добывания знаний, рациональной организации труда.
3. Желание занять определённую позицию, место среди окружающих, заслужить авторитет.
4. Желание общаться, взаимодействовать с другими педагогами, осмысливать формы взаимоотношений с ними, проявлять толерантность и уважение, не использовать личностный фактор в корыстных целях.
Если преобладают познавательный и социальный мотивы , значит у нас хорошие взаимоотношения, нет конфликтов, мы можем поделиться друг с другом, увлечь других своими умениями. В итоге наша профессионально-методическая деятельность будет успешна и результативна. Если преобладают только внешние мотивы, результативность практически будет отсутствовать.
Задачи дистанционного педагогического совета:
- способствовать поиску педагогических идей по обновлению содержания компетентно – ориентированного урока;
- активизировать деятельность педагогов, повысить их методический уровень в использовании в на всех этапах ведения компетентностно-ориентированного урока инновационных методов, форм, приемов в рамках инновационных технологий;
- выявить и распространить интересные педагогические находки и идеи аспектов компетентностно-ориентированного урока;
- Способствовать выявлению перспективного педагогического опыта.
Педсовет мастер-класс мы начнем со своей внутренней мотивации на положительный эффект взаимодействия. Предлагаю каждому онлайн-посетителю представить себе чистое голубое небо. Определите, пожалуйста, какая из перечисленных картин выглядит для Вас наиболее успокаивающей и расслабляющей:
- белая заснеженная равнина;
- голубой морской простор;
- покрытые зеленью горы;
- поле, поросшее желтыми цветами
Педагог обладает особой восприимчивостью, воображением, интуицией, способен даже в какой-то степени прогнозировать будущее.
Выбрав эту картину, Вы убеждаетесь, что обладаете особой восприимчивостью, воображением, интуицией, способны даже в какой-то степени прогнозировать будущее.
Выбор морского простора свидетельствует о том, что у педагога наиболее развито воображение в сфере межличностных отношений, он подбадривает коллектив, помогает не терять уверенности и оптимизма.
Выбор морского простора свидетельствует о том, что у Вас наиболее развито воображение в сфере межличностных отношений Море подбадривает Вас, помогает не терять уверенности и оптимизма.
Покрытые зеленью горы выбирает педагог, наделенный воображением в сфере ораторского искусства, он способен сделать интересным сухой доклад, помочь подготовить увлекательное родительское собрание и научить учащихся говорить образно.
Если Вы выбираете покрытые зеленью горы, то наделены воображением в сфере ораторского искусства и способны сделать интересным сухой доклад, помочь подготовить увлекательное родительское собрание и научить учащихся говорить образно и красиво, способствовать формированию творческой личности.
Психологическая зарядка https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/02/21/psihologicheskie-zaryadki
Психологические зарядки способствуют повышению энергетического потенциала, помогут овладеть приемами релаксации и концентрации.
1. Улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом левым, повторить «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь»
2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторить: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача»
3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
4. Руки над головой сомкнуть в кольцо сказать: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»
5. Руки вперед, кулаки сжать, поднимая вверх-вниз повторять «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»
6. Сжимая-разжимая руки в локтях, говорить : «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»
7. Наклоняя голову – закрывая глаза, поднимая голову – открывая глаза: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!!!».
8. Стуча руками по коленям: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!!!».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается». Итак, все настроились на успешную работу.
Такой же многообразной является и система образования. В перечень школьных предметов иногда входят самые необычные уроки. При этом многие из них могут являться предметом настоящей зависти со стороны школьников других стран. Можно бесконечно спорить о целесообразности введения в школьную программу того или иного предмета, однако причины появления необычных уроков, на самом деле, вполне оправданы. Каждый их нас с интересом изучает российскую систему образования. В России множество школ, как государственных, так и частных. В них можно найти самые разные школьные предметы. Например:
- В Башкирии во многих школах включены уроки пчеловодства, так как там эта отрасль весьма развита.
В Себян - Кюельской эвенской средней школе им. П.А. Ламутского введены уроки оленеводства.
В 150 школах Краснодарского края введены занятия самбо.
В школах Республики Калмыкия введены уроки по шахматам
В некоторых школах преподают латынь, в других — античное искусство.
Во всех российских школах с 2020-2021 учебного года введены уроки финансовой грамотности.
https://rg.ru/2016/09/07/v-shkolah-vveli-uroki-finansovoj-gramotnosti.html
Московская экологическая школа № 446. https://amoskva.com/school/20596
Британские школы в Москве. Сеть частных британских школ работает в столице 22 года.
Славянско-англо-американская школа «Марина» https://saasmar.mskobr.ru/#/
Школы России
Школа имени Жака-Ива Кусто находится в Санкт-Петербурге. Её особенность во французском языке. Он здесь повсюду, школа № 4 давно получила статус школы с углублённым изучением французского. Его здесь учат чуть ли не с третьего класса, вкупе идёт ещё курс по географии Франции, её литературе, а с 9 класса можно изучать и деловой французский. С 7 класса можно выбрать второй язык — английский. В школе налажен международный обмен, каждый год Санкт-Петербург принимает лицеистов из Парижа и Марселя. А ещё в 80-х годах был создан театр на французском языке, который до сих пор получает заслуженные награды на российских и международных сценах. http://ecolecousteau.ru/
Школы Москвы
- Ландшафтный и архитектурный дизайн. Школа №1392 им. Д.В. Рябинкина
- Авиамоделирование. Школа №2025
- Видеомонтаж для первоклассников. Школа № 2117
Веб-дизайн и IT-музей. Школа № 1368
- IT-проекты. Школа №1358 Гольф. Школа №2120 Уроки рыцарства. Школа №1392
Цирковая студия Школа №2065 Туризм и скалолазание. Школа №1391
https://chips-journal.ru/reviews/10-neobycnyh-urokov-kotorye-est-v-rossijskih-skolah-a-vy-ne-znali- «Поликультурная школа» №1650 в Москве, не имеющая аналогов ни в России, ни за ее пределами, является новой уникальной моделью в системе образования. Здесь обучаются дети 32-х национальностей: белорусы, русские, евреи, армяне, абхазы, корейцы, латыши, немцы, цыгане, греки, башкиры… Изучаются язык, литература, культура, традиции своего (или какого-либо иного — по выбору) народа. Также в программу школы введен цикл специальных учебных дисциплин: «Культурология», «Этнология», «Россииведение», «Этика и этикет народов мира».
https://5uglov.ru/post/12534_10_samih_neobichnih_shkol_rossii
Систему образования Донецкой Народной Республики каждый из нас знает хорошо.
Вы принимаете участие в виртуальном педсовете мастер-класс « Аспекты компетентностно - ориентированного урока в рамках инновационных педагогических технологий»
Итак, технологии, методы, формы, приемы. Компетентностно-ориентированный урок со своей разнообразной структурой. Что в современном уроке применить мы готовы?
Проверьте себя на знание содержания актуальных на педсовете понятий
Педагогическая технология - это
а)учение о способах, формах, методах и средствах обучения и воспитания;
б)совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок;
в)это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
2.Заверши предложение: «Методика...
а)возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний»;
б)проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат»;
в)позволяет разложить изучаемые педагогикой объекты на единицы, части, дает возможность рассматривать педагогические принципы и явления в их развитии, устанавливать сложные связи между ними, открывать закономерности обучения и воспитания, прогнозировать ситуации».
3.Структура урока - это
а) способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины;
б)демократическая форма организации жизнедеятельности коллектива, которая предполагает развитие самостоятельности членов коллектива в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей
в)это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действительность.
4.Что является основной особенностью нового стандарта второго поколения?
а) деятельностный характер обучения;
б) информационный характер обучения;
в) информационно-деятельностный характер обучения;
г) проблемно- поисковый характер обучения.
Наша психологическая зарядка в действии: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».
Итак, вопросы педсовета
Структура дистанционного педсовета мастер – класс
Проблемно –теоретический этап:
1. Инновационная технология как основа компетентностно-ориентированного урока (заместитель директора по УВР Шаповалова В.В)
II. Презентационный этап – фрагменты мастер-классов учителей
1.Реализация мотивации в рамках компетентностно -ориентированного урока – потенциал развития творческих способностей учащихся (учитель РЯЛ Путря С.А.)
2. Мотивация как метод педагогической технологии «Создание ситуации успеха» на уроках литературы» (учитель РЯЛ Колесник Л.В.)
3. Использование приемов и методов развития технологии «Создание ситуации успеха» с целью мотивации на уроках русского языка (учитель русского языка и литературы Граф Е.В.)
4. Контрольно-оценочный компонент урока литературы как один из этапов моделирования современного урока (учитель РЯЛ Черная Г.Л.)
5. Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы (этап изучения нового материала; учитель РЯЛ Усенко Е.В.)
6.Использование технологии субъективизации как инновационной методики в рамках компетентностно-ориентированного урока (учитель РЯЛ Калинина Г.Г.)
7. Технологии проведения речевой зарядки с использованием аутентичных материалов на старшем этапе обучения английскому языку ( учитель английского языка Кесарь Н.Э.)
8. Рефлексивное пространство компетентностно - ориентированного урока (учитель английского языка Мирошниченко Н.В.)
9. Использование элементов технологии «Дебаты» на уроках английского языка как один из способов формирования и развития коммуникативной компетенции школьников (учитель английского языка Тимченко И.Б.)
10. Методический продукт. Мини-словарь афоризмов (учитель украинского языка и литературы Гусейникова О.А.)
11. Рекомендации по практическому самообразованию (Шаповалова В.В.)
Уважаемые коллеги. Педагогический мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса ( в данном случае: Учитель-учитель).
С каким багажом и настроением мы его проведем и завершим – зависит только от нас. Все в наших руках!
Один человек захотел доказать, что Мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
- Скажи, Мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
https://yandex.ua/video/preview?text=картинка%20притча%20Мудрец%20и%20бабочка&path=wizard&parent-reqid=1603811640060046-143465671967144969500107-production-app-host-man-web-yp-274&wiz_type=vital&filmId=15052571434788297585
Проблемно –теоретический этап:
Аспекты компетентностно-ориентированного урока в рамках инновационных педагогических технологий (зам. директора по УВР Шаповалова В.В)
Инновационные технологии. Информационно – коммуникационная технология. Технология развития критического мышления. Проектная технология. Технология проблемного обучения. Игровые технологии. Модульная технология. Технология мастерских. Кейс – технология т.д.
1. Характеристики КОУ: Урок развивающий. Урок деятельностный. Урок интерактивный. Урок разноуровневый.
2. Этапы конструирования компетентностно-ориентированного урока (примерный образец)
Определение темы учебного материала.
Определение дидактической темы цели.
Определение типа урока.
Продумывание структуры урока.
Обеспеченность урока.
Отбор содержания учебного материала.
Выбор методов и приемов обучения.
Выбор форм организации педагогической деятельности.
Оценка знаний, умений и навыков.
Форма домашнего задания.
11. Рефлексия урока.
Возможные типы уроков. Урок «открытия» новых знаний. Урок изучения новых знаний. Урок отработки и рефлексии. Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля (построения системы знаний). Уроки совершенствования ЗУН. Уроки обобщения и систематизации. Уроки контроля и коррекции ЗУН т. д.
Образец содержания урока отработки и рефлексии
Деятельностная цель. Формирование у учащихся способности к рефлексии коррекционно – контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений т.д.
Содержательная цель Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действия: понятий, алгоритмов…
Структура урока
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Этап локализации индивидуальных затруднений.
Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Этап реализации построенного проекта.
Этап обобщения затруднений во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Этап включения в систему знаний и повторения.
Этап рефлексии деятельности на уроке.
Образец содержания урока общеметодологической направленности
Деятельностная цель
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель
Построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития и выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий разделов прорамм.
Структура урока:
Этап мотивации.
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3 Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Этап включения изученного в систему знаний.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Образец содержания урока развивающего контроля
Деятельностная цель Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Образец структуры урока развивающего контроля
Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Этап локализации индивидуальных затруднений.
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Этап реализации построенного проекта.
Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Этап решения заданий творческого уровня .
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Образец содержаниея урока «открытия» новых знаний
Деятельностная цель Формирование способности учащихся к новому способу действия.
Содержательная цель Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Образец структуры урока «открытия» новых знаний
1. Организационный этап.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Актуализация знаний.
5. Первичное усвоение новых знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7.Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов урока).
II. Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
1.Реализация мотивации в рамках компетентностно -ориентированного урока – потенциал развития творческих способностей учащихся (учитель русского языка и литературы Путря С.А, специалист высшей категории, старший учитель)
Прием «Занимательность»
Занимательность-прием который, воздействуя на чувства учащегося, способствует созданию положительного настроя к учению, и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Можно найти довольно большую подборку литературных фрагментов, а именно стихов, пословиц и поговорок, отрывков из художественных произведений, загадок, сказок, легенд, народных примет с содержанием большинства предметов. К исходным текстам формулируются вопросы по предмету.
Приём « Лови ошибку»
Учащиеся получают тексты (или разбор решения задачи, практические работы пр.) со специально допущенными ошибками. Тексты готовятся заранее, либо поручается составление задания учащимся в качестве творческого задания. Этот приём можно использовать при объяснении нового материала, когда учитель намеренно допускает ошибку, но школьники должны быть предварительно предупреждены об этом, либо при закреплении.
Метод группового давления
Групповое давление со стороны одноклассников вынуждает школьника поступать требуемым образом, благодаря его положению в системе социальных связей и отношений в учебном коллективе. Метод реализуется только на высоких уровнях развития учебного коллектива, когда возрастает роль группового порицания или одобрения. Должно быть четкое понимание педагогом структуры внутригрупповых отношений в классе и места в ней проблемного учащегося. Знание групповой морали и ценностей в данном учебном коллективе позволяют воздействовать на него не непосредственно, а через группу.
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
2. Мотивация как метод педагогической технологии «Создание ситуации успеха» на уроках литературы» (учитель русского языка и литературы Колесник Л.В., специалист высшей категории, старший учитель)
Выделяют пять уровней учебной мотивации
. Первый уровень – это высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Школьники четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2. Второй уровень – это хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Третий уровень – это положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4. Четвертый уровень – это низкая школьная мотивация. Эти учащиеся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
5. Пятый уровень – это негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Эта категория учащихся испытывает серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях учащиеся могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
3. Использование приемов и методов развития технологии «Создание ситуации успеха» с целью мотивации на уроках русского языка (учитель русского языка и литературы Граф Е.В.)
Мнение учителя
Необходимо проводить уроки, в основе которых положен принцип обучения в сотрудничестве, этим самым предоставляя учащимся возможность достичь высокого уровня взаимопонимания, взаимообщения, а также развивая способности работать и учиться самостоятельно:
- Предоставить возможность школьникам нести ответственность за совместную деятельность.
- Создать ситуации, чтобы дети работали по очереди, слушали друг друга и обменивались мнениями, материалами.
- Организовать работу детей в группах, парах, для того, чтобы они получили более широкую перспективу через обмен знаниями, идеями, мыслями.
- В классной комнате разместить различные материалы, регулирующие совместную работу детей.
- Четко сформулировать требования к поведению учащихся при совместной деятельности, определить конкретные задачи, инструкции.
- Адаптировать материал и учебные приемы для того, чтобы учесть индивидуальные запросы, интересы и особенности детей.
- Использовать различные методы и наглядность с целью удовлетворения потребностей школьников.
Работа над проблемой «Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе в классе дает учителю возможность совершенствовать внутренний мир школьника, дает вдохновение для постоянной работы над собой
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
4. Контрольно-оценочный компонент урока литературы как один из этапов моделирования современного урока (учитель русского языка и литературы Черная Г.Л., специалист высшей категории, учитель-методист)
Мнение учителя
Важное значение имеет умение учителя управлять опросом. Оно заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его деятельности, корректировать эту деятельность. Педегог не должен торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку, учитель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не подсказывая ему правильного ответа.
Для углубления и расширения знаний учащихся можно дать индивидуальные задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.
Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся. Учитель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
5. Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроках литературы (этап изучения нового материала; учитель русского языка и литературы Усенко Е.В. , специалист высшей категории, старший учитель)
Методы, приемы
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.
Корзина» идей
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Инсерт – это маркировка текста значками по мере его чтения:
٧ – уже знал
- новое
- - думал иначе
? – - не понял, есть вопросы
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
6.Использование технологии субъективизации как инновационной методики в рамках компетентностно-ориентированного урока (учитель русского языка и литературы Калинина Г.Г., специалист первой категории)
Мнение учителя
Очень важным структурным этапом в уроке русского языка, проводимом по технологии субъективации, является словарно-орфографическая работа. Она состоит из нескольких взаимосвязанных частей:
-определение учащимися нового словарного слова;
-формулирование лексического значения нового слова;
-этимологическая справка (если она доступна учащимся);
-освоение написания нового словарного слова;
-введение слова в активный словарь учащихся.
Во время организации и проведения словарно-орфографической работы высока роль учащихся: с помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют её тему; в процессе беседы – рассуждения формулируют лексическое значение слова, определяют понятие, им обозначаемое, в соотношении с видовыми или родовыми понятиями, отмечают его существенные признаки; пользуясь словарем, рассказывают о правильном написании слова. С помощью упражнений, способствующих развитию творческого мышления, внимания, памяти, речи, они включают новое слово в свой словарный запас.
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
7. Технологии проведения речевой зарядки с использованием аутентичных материалов на старшем этапе обучения английскому языку ( учитель английского языка Кесарь Н.Э., специалист высшей категории, старший учитель)
Методы, приемы
Начальные классы
Игра «Снежный ком» предполагает, что каждый обучающийся, прежде чем ответить на вопрос, должен повторить все предыдущие ответы. Например:
T – What’s your favourite sport? S1 – My favorite sport is swimming.
S2 – Masha’s favourite sport is swimming and my favourite sport is tennis.
S3 – Masha’s favourite sport is swimming. Dasha’s favourite sport is tennis. And my favourite sport is football…
T – What do you like doing in your free time?
S1 – I like reading.
S2 – Masha likes reading and I like playing computer games.
S3 – Masha likes reading, Oleg likes playing computer games and I like going out with my friends …
Основная школа
Игра «The Question Game» помогает активизировать или закрепить изученные грамматические формы. Правила таковы, что один из обучающихся задаёт вопрос и называет имя другого обучающегося, который не отвечает на вопрос, а лишь повторяет его и переадресует третьему обучающемуся, который даёт свой ответ и задает новый вопрос. Для отработки нужных структур круг вопросов можно ограничить, например, только Are you going to… или Zero Conditional questions и т.д
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
8. Рефлексивное пространство компетентностно - ориентированного урока (учитель английского языка Мирошниченко Н.В., специалист высшей категории)
Приемы организации рефлексии на уроке
«Букет настроения». В начале урока раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисуется ваза. В конце урока говорится: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему - голубой».
«Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами.
«Ресторан». Одним из нестандартных видов работы является приём «Ресторан». Особенно интересно его применять, когда выполняются задания по теме «Еда. Любимое блюдо» и т. д. Учащимся предлагается картинка с изображением еды и фразы:
«Я съел бы еще…» «Я почти переварил…» Я переел…»
«Пожалуйста, добавьте еще…» «Больше всего мне понравилось…»
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
9. Использование элементов технологии «Дебаты» на уроках английского языка как один из способов формирования и развития коммуникативной компетенции школьников (учитель английского языка Тимченко И.Б., специалист высшей категории, учитель-методист)
Мнение учителя
Дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка на старшей ступени обучения в целом и к подготовке обучающихся к сдаче устной части ГИА по английскому языку в частности.. Данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать обучающихся к изучению английского языка и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку. Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии. Идет процесс:
развития критического мышления;
развития коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
формирования организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
формирования навыков слушания и ведения записей.
Презентационный этап – фрагмент мастер-класса
10. Методический продукт. Мини-словарь афоризмов (учитель украинского языка и литературы Гусейникова О.А., специалист первой категории)
Мнение учителя
Одной из уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Хороший наставник может найти подход к каждому школьнику, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие им важные знания. Сократ, например, говорил: «…я просматриваю сокровища древних мудрых мужей, которые оставили нам последние в своих сочинениях; и если мы встретим что-либо хорошее, заимствуем и считаем великой для себя прибылью...». Так и нам мудрые и шуточные высказывания помогут правильно общаться с учащимися, обучать их.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. Ключевский
Практическое самообразование
(общее направление)
Аспекты компетентностно-ориентированного урока https://studopedia.info/5-67107.html
Интерактивная лекция "Аспекты компетентностно-ориентированного урока" http://biologiyavo.narod.ru/p3aa1.html
Компетентностно –ориентированный урок. Сборник по материалам участников телекоммуникационного обучающего проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок» (30 предметов)
https://markova.ucoz.ru/Sbornik_KOU_2012_2.pdf
https://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/sbornik-kompetentnostno-orientirovannyh-urokov-po-materialam-uchastnikov-telekommunikacionnogo-proekta-konkursa-laquo-kompetentnostno-orientirovannyy-urok-raquo-949219
Компетентностно - ориентированный урок по систематизации знаний при ФГОС
https://videouroki.net/razrabotki/kompietientnostno-oriientirovannyi-urok-po-sistiematizatsii-znanii-pri-fgos.html
Компетентностный подход в обучении Методическая мастерская « Конструирование урока на компетентностном подходе в обучении. http://www.myshared.ru/slide/1066169/
Компетентностно - ориентированный урок по систематизации знаний при ФГОС
https://videouroki.net/razrabotki/kompietientnostno-oriientirovannyi-urok-po-sistiematizatsii-znanii-pri-fgos.html
Особенности компетентн. ориентированного урока https://studopedia.ru/11_176861_osobennosti-kompetentn-orientirovannogo-uroka.html
Презентация Компетентностно-ориентированный урок. Его структура https://weburok.com/1274461
https://infourok.ru/prezentaciya-kompetentnostnoorientirovanniy-urok-ego-struktura-1120942.html
-Проектирование компетентностно-ориентированного урока https://urok.1sept.ru/статьи/658730/
.-Основные-принципы-компетентностно–ориентированного-урока.pdf
Проектирование современного учебного занятия в логике компетентностного подхода
https://kopti.schools.by/pages/41089193808
Результативно-деятельностный компонент компетентностно-ориентированного урока https://lektsii.net/1-108493.html
Современный компетентно - ориентированный урок
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/12/12/sovremennyy-kompetentno-orientirovannyy-urok
Современный урок: компетентностный подход https://multiurok.ru/files/sovriemiennyi-urok-kompietientnostnyi-podkhod.html
Технология составления компетентностно - ориентированных заданий
https://multiurok.ru/files/tiekhnologhiia-sostavlieniia-kompietientnostno-ori.html
-
Практическое самообразование
(русский язык и литература )
Использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках русского языка в начальной школе при введении ФГОС https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/01/17/kompetentnostno-orientirovannye
Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы Методические рекомендации https://pandia.ru/text/78/037/9483.php
Компетентностно-ориентированные задания как средство повышения мотивации к изучению русского языка https://multiurok.ru/index.php/files/kompietientnostno-oriientirovannyie-zadaniia-kak-s.html
Компетентностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы https://weburok.com/863281
Модель современного компетентностно-ориентированного урока русского языка
https://infourok.ru/model-sovremennogo-kompetentnostnoorientirovannogo-uroka-russkogo-yazika-690738.html
Технология проектирования компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку / литературе https://urok.1sept.ru/статьи/665077/
Компетентностно-ориентированное образование учащихся в процессе обучения английскому языку»
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/24/kompetentnostno-orientirovannoe
Компетентностный подход на уроке английского языка
https://multiurok.ru/index.php/files/kompetentnostnyi-podkhod-na-uroke-angliiskogo-iazy.html
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка http://internet-konkursy.com/statii/primenenie-kompetentnostno-orientirovannyx-zadanij-na-urokax-anglijskogo-yazyka/
Компетентностный подход на уроках английского языка. noueduplus.mskobr.ru
Технологическая карта урока с применением компетентностного подхода в обучении английскому языку https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-s-primienieniiem-kompietientnostnogho-podkhoda-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku
Компетентностно – ориентированные задания при обучении иностранному языку https://science-education.ru/ru/article/view?id=28127
Практическое самообразование
(английский язык, начальные классы, ОВЗ)
Компетентностно-ориентированное образование учащихся в процессе обучения английскому языку»
https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2012/11/24/kompetentnostno-orientirovannoe
Компетентностный подход на уроке английского языка
https://multiurok.ru/index.php/files/kompetentnostnyi-podkhod-na-uroke-angliiskogo-iazy.html
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка http://internet-konkursy.com/statii/primenenie-kompetentnostno-orientirovannyx-zadanij-na-urokax-anglijskogo-yazyka/
Компетентностный подход на уроках английского языка. noueduplus.mskobr.ru
Технологическая карта урока с применением компетентностного подхода в обучении английскому языку https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-s-primienieniiem-kompietientnostnogho-podkhoda-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku
Компетентностно – ориентированные задания при обучении иностранному языку https://science-education.ru/ru/article/view?id=28127
Компетентностно-ориентированные задания на уроках в младших классах как средство формирования ключевых компетенций обучающихся https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/02/01/kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-na-urokah-v
Компетентностно-ориентированный подход в обучении в начальной школе https://weburok.com/441485
Компетентностный урок. Критерии и анализ Начальные классы
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/kompietientnostnyi-urok-kritierii-i-analiz
Курсовая работа, современный компетентно-ориентированный урок в начальной школе»
https://infourok.ru/sovremenniy-kompetentno-orientirovanniy-urok-v-nachalnoy-shkole-685020.html
Компетентностно-ориентированные уроки изучения природы в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5722/
Научно-методическое сопровождение реализации компетентностно-ориентированного обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-realizatsii-kompetentnostno-orientirovannogo-obucheniya-v-spetsialnyh-korrektsionnyh-shkolah
Основные принципы компетентностно – ориентированного урока» Коррекционная школа http://skshi8v11.org.ru/wp-content/uploads/2014/05/Доклад.-Основные-принципы-компетентностно–ориентированного-урока.pdf
Использование компетентностно-ориентированных заданий по математике в специальной (коррекционной) школе». Мастер – класс. https://znanio.ru/media/ispolzovanie-kompetentnostno-orientirovannyh-zadanij-po-matematike-v-spetsialnoj-korrektsionnoj-shkole-master-klass-2534098
Практическое самообразование
(математика, физика, информатика и ИКТ)
- Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики
https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/kompietientnostno-oriientirovannyie-zadaniia-na-urokakh-matiematiki
- Как провести мастер-класс по теме «Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся»
https://урок.рф/library/kak_provesti_masterklass_po_teme_«kompetentnostnoo_121401.html
- Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/95-maths/3896-2013-11-10-19-51-31
- Компетентностный подход в преподавании математики https://urok.1sept.ru/статьи/617150/
- Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках физики
https://infourok.ru/ispolzovanie-kompetentnostnoorientirovannih-zadaniy-na-urokah-fiziki-3263797.html
- Компетентностно – ориентированный урок по физике по теме «Кипение» Класс: 8
https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2014/09/18/kompetentnostno-orientirovannyy-urok-po-fizike-po-teme-kipenie
-Компетентностно-ориентированные задачи на уроках физики как метод формирования ключевых компетенций https://stranatalantov.com/publications/7142/
-Способы построения компетентностно-ориентированных заданий по физике в свете требований ФГОС https://multiurok.ru/files/sposoby-postroieniia-kompietientnostno-oriientirov.html
Компетентностно-ориентированные задания на уроках информатики
https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2016/12/28/kompetentnostno-orientirovannye
Компетентностный подход в обучении информатике
https://compedu.ru/publication/kompetentnostnyi-podkhod-v-obuchenii-informatike.html
Мастер-класс «Использование компетентностно-ориентированного подхода в преподавании предмета «Информатика и ИКТ»» + приложение http://metodsovet.su/load/infor/inoe/master_klass_ispolzovanie_kompetentnostno_orientirovannogo_podkhoda_v_prepodavanii_predmeta_informatika_i_ikt_prilozhenie/121-1-0-1049
Примеры компетентностно-ориентированных заданий на уроках информатики
https://videouroki.net/razrabotki/primiery-kompietientnostno-oriientirovannykh-zadanii-na-urokakh-informatiki.html
Практическое самообразование
(история, обществоведение, география, биология)
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории и обществознание
https://infourok.ru/ispolzovanie-kompetentnostnoorientirovannih-zadaniy-na-urokah-istorii-i-obschestvoznanie-1577060.html
Из опыта работы по теме «Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках истории»
https://www.metod-kopilka.ru/iz_opyta_raboty_po_teme_ispolzovanie_kompetentnostno-orientirovannyh_zadaniy_na_urokah_istorii-5399.htm
Компетентностно-ориентированные задания на уроках истории
https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/kompietientnostno-oriientirovannyie-zadaniia-na-urokakh-istorii
Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС на уроках истории и обществознания https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/formirovanie-klyuchevyh-kompetenciy-o/
Компетентностно- ориентированные задания по географии
https://multiurok.ru/index.php/files/kompietientnostno-oriientirovannyie-zadaniia-po-gh.html
Ключевые компетенции на уроках географии
http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-geografii/kliuchevye-kompetentcii-na-urokakh-geografii.html
Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетентностей учащихся при изучении географии https://екатеринбург.рф/жителям/образование/публикации/педчтения/2015%20год/с5/14490
Применение компетентностно-ориентированных заданий в курсе изучения географии материков и океанов в 7 классе.
https://multiurok.ru/files/primienieniie-kompietientnostno-oriientirovannykh.html
Активизация познавательной деятельности по биологии через применение компетентностно-ориентированных заданий
https://schoolfiles.net/1020667
Виртуальная мастерская «Разработка компетентностного урока биологии» http://biologiyavo.narod.ru/p12aa1.html
- Создание и использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках биологии для повышения компетентности учащихся https://infourok.ru/sozdanie-i-ispolzovanie-kompetentnostnoorientirovannih-zadaniy-na-urokah-biologii-dlya-povisheniya-kompetentnosti-uchaschihsya-1279245.html
Компетентностно-ориентированные задачи - один из возможных путей формирования компетентностей личности, в том числе предметной, химической компетенции. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/11/05/kompetentnostno-orientirovannye-zadaniya-na-urokah-himii
Компетентностно-ориентированные задания по биологии как средство достижения планируемых результатов обучении
https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/kompietientnostno-oriientirovannyie-zadaniia-po-biologhii-kak-sriedstvo-dostizhieniia-planiruiemykh-riezul-tatov-obuchieniia
Практическое самообразование
(химия, технологии, физическая культура)
Методический семинар на тему «Компетентностно - ориентированные технологии в обучении химии»
Развитие ключевых компетенций обучающихся через решение компетентностных задач на уроках химии
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=556
https://multiurok.ru/files/metodicheskii-seminar-na-temu-kompententnostno-ori.html
Сборник для учителей химии Компетентностно - ориентированные задания по химии (8 класс) https://botana.biz/prepod/himiya/oaouw8ep.html
Методическое объединение учителей на тему «Формирование компетентностного подхода на уроках трудового обучения»
https://infourok.ru/metodicheskoe-obedinenie-uchiteley-na-temu-formirovanie-kompetentnostnogo-podhoda-na-urokah-trudovogo-obucheniya-301900.html
Компетентностно-ориентированное обучение учащихся по обслуживающему труду
https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/kompetentnostno-orientirovannoe-obuchenie-uchaschihsya-po-obslujivayuschemu-trudu
Компетентностно-ориентированные задания по технологии
https://multiurok.ru/index.php/files/kompetentnostno-orientirovannye-zadaniia-po-tekhno.html
Методическое объединение учителей на тему «Формирование компетентностного подхода на уроках трудового обучения» https://infourok.ru/metodicheskoe-obedinenie-uchiteley-na-temu-formirovanie-kompetentnostnogo-podhoda-na-urokah-trudovogo-obucheniya-301900.html
Использование компетентностного подхода на уроках физической культуры
https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-kompetentnostnogo-podkhoda-na-urokakh.html
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании
https://pedsovet.org/publikatsii/fizicheskaya-kultura/ispolzovanie-nestandartnyh-form-provedeniya-urokov-fizicheskoy-kultury-v-kontekste-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii
Компетентностный подход на уроках физкультуры https://infourok.ru/kompetentnostniy-podhod-na-urokah-fizkulturi-499974.html
Компетентностно-ориентированные задания на уроках физической культуры https://urok.1sept.ru/статьи/579501/
Решение педсовета
Учитывая актуальность темы «Аспекты компетентностно-ориентированного урока в рамках инновационных педагогических технологий для успешного обучения, систематизировав теоретические основы по проблеме и практический опыт, педагогический совет выносит следующее решение:
1. Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения педагогами школы в методике преподавания компетентностно-ориентированного подхода, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению.
Срок: постоянно
2. Методическим объединениям и предметным кафедрам учителей способствовать накоплению и распространению опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, предметных кафедр, педагогические советы, семинары.
Срок: постоянно
3. Учителям учитывать при планировании и проведении образовательного процесса ключевые образовательные компетенции учащихся, выбирать соответствующие их личностным характеристикам методы и формы организации обучения.
Срок: постоянно
Рефлексия. Взгляните на слайд. Вы видите бутон цветка. Каждый из вас
воспринимает рисунок по-своему. Ведь цветок в бутоне - это только
потенциальная возможность. Когда он раскрывается и растет из своего центра, то олицетворяет развитие в осуществлении. В осуществлении чего, спросите вы? Сегодня, здесь и сейчас – в осуществлении желаний педагогов: учить, учиться и «расти» в профессиональной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.