Дизайн и его место в духовной и материальной культуре

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели. Образовательные. • Познакомить учащихся с понятием “дизайн”, его сущности. • Дать представление об истории рождения дизайна. • Показать место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство) • Познакомить с направлениями (видами) дизайна - промышленный дизайн, графический дизайн, дизайн среды, дизайн имиджа человека. Развивающие. • Формировать познавательный интерес к творчеству, творческим видам деятельности. • Развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус. • Развивать умения ориентироваться в мире вещей. Воспитывающие. • Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду дизайнера. • Воспитывать эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира.
Иконка файла материала Дизайн и его место в духовной.doc
Дизайн и его место в духовной и материальной культуре Цели. Образовательные.  Познакомить учащихся с понятием “дизайн”, его сущности.  Дать представление об истории рождения дизайна.  Показать место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими  видами искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно­ прикладное искусство)  Познакомить с направлениями (видами) дизайна ­ промышленный дизайн,  графический дизайн, дизайн среды, дизайн имиджа человека. Развивающие.  Формировать познавательный интерес к творчеству, творческим видам  деятельности.  Развивать ассоциативное, образное, творческое мышление, эстетический вкус.  Развивать умения ориентироваться в мире вещей. Воспитывающие.  Воспитывать уважительное отношение к интеллектуальному и творческому труду  дизайнера.  Воспитывать эстетический, художественный вкус и желание грамотно выбирать и  создавать жизненное пространство согласно своему видению окружающего мира. Методическое обеспечение занятия. Форма организации образовательного процесса (вводное занятие, изучение нового  материала). Приемы и методы организации образовательного процесса:       словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, диалог); наглядные (показ слайд­фильма); метод наблюдения (записи в тетради, зарисовки); метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов); проведение занятия с использованием средств искусства; психологические и социологические методы (проведение и анализ теста). Материалы и оборудование: Презентация “Мир дизайна”; тест “Твой творческий  потенциал”; компьютер, мультимедийное оборудование. Ход занятия I. Изучение нового материала. Введение в тему. 1. Организационный момент. 2. Вводная часть.Кто может ответить, что значит это таинственное и так всех манящее слово ­ дизайн. Что  такое “дизайн”? (Диалог, беседа) Чем чаще повторяется слово ­ “дизайн”, — тем все труднее становится определить, что же  точно оно означает. Происходит это потому, что всякий раз слово произносится по разным  поводам, в различных смысловых контекстах. 3. Актуализация знаний (рассказ, беседа, записи в тетради). Дизайн от англ. Design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок. Дизайн ­ процесс художественно­технического проектирования с учетом комплекса  взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства,  безопасности и т.д.). Дизайн ­ в широком смысле ­ художественное конструирование предметного мира;  разработка образцов рационального построения предметной среды Дизайн ­ в узком смысле ­ творческая деятельность. Комплексный системный подход к проектированию каждого изделия ­ смысл дизайна. Из истории развития дизайна. Существует три основных версии рождения дизайна:  Дизайн существовал всегда, на всем протяжении существования человечества.  Дизайн возник с переходом от ремесленного труда к машинному производству.  О дизайне стоит говорить, только изучая новейшую историю: с появлением  различных школ дизайна, накопившейся практики и теории. Они не противоречат друг другу, а отражают лишь разные варианты глубины осмысления  понятия дизайна. В начале века в Германии был основан производственный союз “Verkbund”, объединявший  промышленников, архитекторов, художников и коммерсантов. Основатель архитектор  Герман Мутезиус был до 1914 года президентом этого общества. Цели создания союза:  реорганизация ремесленного производства на промышленной основе, создание идеальных  образцов для промышленного производства и борьба с украшениями и орнаментацией. Программа объявляла: объединение “желает осуществить отбор всех лучших действующих  возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Союз стремится к охвату всего,  что содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда”. В нашей стране вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым идеалам, и  внедрении художественного творчества в производство, был установлен в  общегосударственном масштабе уже в 1918 году. При отделе изобразительных искусств  Наркомпроса, был организован подотдел художественной промышленности, а в составе  научно­технического отдела Высшего совета народного хозяйства, была создана  художественно­производственная комиссия, куда наряду с художниками входили  руководящие и инженерно­ технические работники производства. Постановлением Совнаркома, опубликованным 25 декабря 1920 года, были созданы  Московские государственные высшие художественно­технические мастерские. Это должен  быть специальный вуз, имеющее целью подготовку "художников­мастеров высшей  квалификации для промышленности". Создался “ВХУТЕМАС” первоначально в результате  слияния бывшего Строгановского училища и бывшего Училища живописи, ваяния и  зодчества. В 1926 году “ВХУТЕМАС” был преобразован в институт “ВХУТЕИН”, который  просуществовал до 1930 года. При этих институтах работали научно­исследовательские  лаборатории, которые ставили своей целью создание действительного научного  обоснованного преподавания и исследования природных художественных дисциплин.Многие архитекторы считали, что старую культуру надо полностью разрушить и на её  развалинах построить новую, коллективистскую культуру коммуны. В конце тридцатых годов дизайн стал проникать и в область культурно­бытовых изделий:  художники участвовали в проектировании советского дискового телефона, радиоприёмника, осветительной аппаратуры, мебели. Дальнейшему продвижению этих интересных работ помешало начало Великой  Отечественной Войны. Параллельно созданию удачных новинок в серийной массовой  промышленности, нащупывались и пути новой дисциплины эргономики. Первые дизайнеры в России появились из среды архитекторов, художников­декораторов,  графиков и инженеров. Место дизайна в системе пластических искусств. Пластические искусства подразделяются:   на изобразительные искусства: живопись, скульптура, графика, фотоискусство; и неизобразительные искусства: архитектура, декоративно­прикладное искусство и  художественное конструирование (дизайн). Изобразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка,  линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорция, масса и пространство. Эти  составляющие комбинируются на основе принципов композиции: симметрии, асимметрии,  равновесия, ритма, движения и т.д. В дизайне имеет широкое применение и такие средства  как пропорция золотого сечения. Гармония и контрастность как универсальные средства  искусства являются системообразующими и в дизайне. Демонстрация презентации. (Презентация) Направления (виды) дизайна. Слайд 2  Промышленный дизайн.  Графический дизайн.  Дизайн сред  Дизайн имиджа человека. Промышленный дизайн. Слайд 3­6 Промышленный дизайн (индустриальный дизайн) – отрасль дизайна, целью которого  является определение формальных качеств промышленно производимых изделий. Он  предполагает эффективное развитие идей через процесс, который приводит к производству новых товаров (машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды  автомобили, самолеты, и т.д.) Графический дизайн и его направления. Слайд 7­12 Его деятельность направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с  помощью средств массовой коммуникации. Его главная отличительная особенность – связь с художественным проектированием мира информации. Эта отрасль дизайна сравнительно  молода. Два подхода к понятию “Графический дизайн”:   Графический дизайн (график­дизайн) как область дизайна, занимающаяся  проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные  знаки, рекламные листы). Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого­либо изделия  (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика.Дизайнеры решают такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как  выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей  промышленности, обновление зрительно­информационного ряда учебников, создание  визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. Сегодня графический  дизайн используется в рекламе, издательской деятельности и печати, кино, телевидении,  компьютерной и электронной технике, сферы паблик рилейшнз, других областях массовой  информации. Недаром его иногда очень точно называют коммуникационным дизайном. Веб­дизайн. Слайд 13 В чем отличие? Отличия веб­дизайна и графического дизайна, связанны в основном с техническими  моментами. Так полиграфист не сможет разрабатывать выставочные стенды, или  заниматься разработкой наружной рекламы, т.к. не знает многих технических моментов,  связанных с этими направлениями. Так веб­дизайнер, не сможет создавать полноценную  полиграфическую продукцию, т.к. не знает основ печатных процессов, цветоделения и т.д. В чем же специфика именно профессии веб­дизайнера? Веб­дизайн ­ дизайн сайтов и их отдельных элементов, создание графических рекламных  материалов в Internet. В том, что по сути веб­дизайнер является проектировщиком пользовательского интерфейса.  Его задача: помочь пользователю сориентироваться на веб­сайте, сделать работу  пользователя с веб­сайтом легкой и приятной. В тоже время веб­дизайнер должен помнить,  что он создает рекламный продукт, который должен соответствовать поставленным задачам (т.е. доносить некое рекламное сообщение до пользователя). Дизайн среды. Слайд 14  Дизайн экстерьера.  Дизайн интерьера.  Экологический дизайн.  Ландшафтный дизайн.  Фитодизайн. Дизайн экстерьера. Слайд 15­17 Очевидно, что выбор дизайна экстерьера (внешнего вида) здания будет зависеть от того,  что это за здание и для каких целей оно предназначено. Это может быть загородный  коттедж, небольшая гостиница, ресторан, кафе, офисное здание или что­то ещё. Работы по созданию дизайна экстерьера призваны сделать внешний вид здания приятным  глазу и гармонично сочетающимся с окружающей средой. Дизайн интерьера. Слайд 18­21 Интерьер от французского Interieur т.е. внутренний ­ архитектурное, внутреннее  пространство здания. Дизайн интерьера – это проектирование, отделка и обстановка  внутренних помещений зданий. Основной целью архитектуры на всём пути её развития, оставалось воссоздания внутри  здания, в каждом помещении, уникальной среды для человека, которая соответствовала бы  его практическому и эстетическому назначению. Каждому человеку свойственно стремиться к лучшему. С каждым днем повышаются  требования к комфорту и качеству окружающего мира, развиваются технологии и  повышается уровень жизни. Буквально недавно, человек не мог и мечтать о том, что сегодня  является стандартом нашей жизни. Возросли запросы, но на ряду со спросом развивается ирынок предложений, внося новые материалы и возможности для реализации современного  дизайна интерьера. Экологический дизайн. Слайд 22­23 Экодизайн ­ это абсолютно новое направление в дизайне, появившееся не так давно. Что же такое ­ экодизайн? Каковы его черты? Экодизайн определяют как направление в дизайне, базирующееся на идее защиты  окружающей среды. Экодизайн ­ естественная красота. Этот стиль восходит своими корнями к скандинавскому и японскому минимализму. Основными принципами экодизайна являются:  Использование натуральных, желательно быстро возобновляемых материалов,  производство которых не влияет негативно на экологию (например, бамбук, который  очень быстро растет).  Нетоксичность, гипоаллергенность материалов.  Использование энергосберегающих технологий.  Простота и безопасность утилизации, возможность повторного использования  материалов с минимальным экологическим ущербом. Основными материалами экодизайна являются: дерево, пробка, камень, глина, стекло, ткани  из натуральных материалов (биохлопок, ткань из бамбука, лен, шерсть). Главные цвета — бежевый, коричневый, белый (в контрасте с черным или темным деревом),  нежные пастельные тона. Чаще используют природные цвета: бледно­зеленый, бледно­ голубой, цвета травы, воды, камня, дерева, почвы. Ландшафтный дизайн. Слайд 24­27 Задача такого мастера – создать особую реальность на обычном участке земли, продумать,  как должен выглядеть здесь каждый сантиметр, распланировать, высадить растения,  разбить дорожки и цветники, сделать грамотное освещение, устроить поливочную систему,  зону отдыха, детскую площадку. Раньше таких работников называли устроителями садов и  парков. Плодов труда ландшафтного дизайнера приходиться ждать много месяцев. Фитодизайн. Слайд 28­33 Фитодизайн ­ составная часть дизайна. То, что для технической эстетики (использование  растений) является частным, для фитодизайна является основным. Деятельность фитодизайна направлена:   объединить растения с предметным миром; проводить линию гуманизации искусственной среды, содействуя эмоционально­ эстетическому пониманию человека ценить все возвышенное и вызывать желание  жить и работать по законам красоты. Задачи, которые стоят перед фитодизайном, весьма разнообразны, они охватывают  вопросы, решаемые на стыке нескольких различных областей науки:     создание эстетически приятной и комфортной обстановки, отвечающей  функциональному назначению помещения; обеззараживания помещений от патогенной микрофлоры; обеспечение очистки атмосферы помещения от пыли и газов; ионизация и увлажнение помещений;  обогащение воздуха биогенными веществами, благотворно действующими на общее  состояние организма человека; удовлетворение инстинкта заботы. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем. Слайд  34­37  Визаж, или искусство макияжа.  Дизайн причесок, или парикмахерское искусство.  Дизайн одежды, обуви, аксессуаров. Заключение. 1. Объектом дизайна может оказаться практически любая вещь, совокупность вещей,  предметно­пространственная среда или любое информационное сообщение, 2. Целью дизайна исходно выступала гуманизация материального окружения человека,  выражающаяся в его упорядочивании соответственно этическим и эстетическим  нормам данной эпохи и данного культурного региона. В настоящее время процесс  гуманизации информационной среды более сложен и включает в себя также  элементы неожиданности. 3. Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в  архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также ряд приемов и методов, родственных применяемым в различных видах  художественного и научного творчества. 4. Адресатом дизайна могут быть все и может стать каждый, поэтому в методологии  дизайн­проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим,  но и социально­культурным, а также психологическим характеристикам потребителя  конкретного дизайн­продукта. Вывод. Сущность дизайна безгранична: 1. Он открывает свободные возможности материализации эстетических идей, новые  горизонты красоты и величия человека. 2. Дизайн, это уникальное по своей природе явление, востребовал множество  естественных качеств человека ­ ценности эстетики, этики, уважения и заботы о  людях. 3. Продукт дизайна оказывает положительное влияние на общую социальную  атмосферу, он формирует эстетический вкус, вдохновляет людей, поднимает их  работоспособность, создаёт условия для эффективной творческой деятельности,  повышает уважение к непосредственной среде людского существования, делает ее  более человечной 4. Дизайн ­ это особый продукт специфического, абстрактного и вместе с тем образного мышления. Оно создается и на основе фундаментальных знаний: философии,  эстетики, антропологии, основ изобразительной грамотности, психологии. Оно  предполагает изучение техники, технологии, эргономики, экологии и системного  проектирования и др. “Быть "возбудителем беспокойства" в обществе ­ значит, для дизайнера постоянно выходить  за границы сложившихся стереотипов, ломать их, творить новые оригинальные формы,  предощущать в будничной прозе сегодняшнего дня тенденции завтрашнего”.

Посмотрите также