Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
10.05.2020
Для психолога
4.docx

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.2.

 

Тренинг-беседа для учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс!»

 

Цели занятия:

1.      Развитие коммуникативных навыков.

2.      Формирование чувства принадлежности у детей к группе.

3.      Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом и с учителями.

4.      Воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения.

 

Материалы: бланки анкеты “Вот я какой!” для каждого ребенка, чистые листы, ручки, мяч.

 

Время проведения: 40 – 45 минут.

 

Условия проведения: Дети сидят за партами – весь класс.

 

Ход занятия.

 

Упражнение «Представление имени»

Класс встает.

Психолог: Сейчас я кину одному из вас мячик, а тот, кто этот мячик поймает, должен будет поздороваться со всеми и представиться. Затем возвращает мячик ведущему.

Упражнение заканчивается, когда каждый из участников представится.

 

Упражнение “Вот я какой!”

Инструкция:

«Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения (10 мин.). После того как выполните эту работу, разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей».

Анализ упражнения:

— С кем из детей у тебя больше всего общего?

— Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

— На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

 

Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»

Скажите следующее: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стал пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что — нет».

Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.

Нравится

Не нравится

 

 

 

Вот что говорили дети:

- учиться стало сложнее;

- неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;

- разные учителя;

- некогда отдохнуть;

- короткие перемены — мы не успеваем найти кабинет;

- в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;

- праздники проходят до-другому, не так, как в начальной школе;

- много домашних заданий;

- завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;

- появилась возможность прогуливать;

- можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.

Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.

Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:

- их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;

— кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;

— было много праздников;

— поменьше примеров задавали;

— не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.

 

Упражнение “Чему нас учат? Кто нас учит?”

Класс делится на три группы. Первая говорит названия учебных предметов, вторая – имя учителя, который ведет этот предмет, а третья - отчество. Выиграла та команда, которая быстрее и правильнее всех назовет.

 

Упражнение «Незнайка»

Скажите следующее: «В жизни у всех нас бывают удачные дни и денечки "так себе". В некоторых ситуациях ми чувствуем себя уверенно, "на высоте", а в других теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? "Незнайка" на все вопросы других детей должен отвечать: "Не знаю", подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».

Это одно из самых любимых упражнений детей. В некоторых группах желание играть в «Незнайку» возникает и на следующих занятиях. В этом случае, особенно если в группе есть гиперответственные дети, можно несколько раз повторить.

 

Упражнение «Правила поведения на уроке»

Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила класса помогут эффективнее учиться в школе.

Перед началом упражнения попросите детей нарисовать таблицу из трех столбиков: «да», «нет», «иногда».

Скажите следующее: «Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. После того как я прочитаю утверждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ и отметит его в соответствующем столбике. Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила».

1. Будь подготовленным:

я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;

я приношу все необходимое к уроку;

я успеваю выполнить задание в классе;

у меня нет проблем с выполнением домашней работы.

2. Работай на уроке:

я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;

я работаю вместе с классом;

я хорошо выполняю работу в классе.

3. Уважай окружающих:

я не разговариваю на посторонние темы на уроке;

я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;

я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;

я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа и т.д.

В конце ребята подсчитывают, сколько у них получилось ответов «да», «нет», «иногда».

 

Упражнение “Сложные вопросы”.

В начале упражнения психолог кратко зачитывает классу Устав школы. Затем класс делится на три группы, каждая из которых получает бумагу для записей и задание: придумать три сложных вопроса “Как вести себя, если …”. Готовые вопросы задаются команде сопернику. Важно не только задать вопрос, но и сформулировать правильный ответ, который записывается в черновике вместе с вопросом.

За каждый правильный ответ группа получает один балл (подсчет баллов ведется на доске).

 

Упражнение «Доброжелательное послание»

Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.

Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я желаю тебе в пятом классе ...». Ответы могут быть самыми разными.

 

Обсуждение итогов тренинга

Обратите внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время тренинга. Желательно каждого участника наградить грамотой за те или иные достижения.

 

Прощание

 

 

Педагог-психолог                                                                                        Соловьева Д.Ю.

                   

 

И.о. директора                                                                                               Кохтенко Л.Н.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.2. Тренинг-беседа для учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс!»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.2. Тренинг-беседа для учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс!»

Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных

Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных

Работай на уроке: я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке; я работаю вместе с классом; я хорошо выполняю работу в классе

Работай на уроке: я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке; я работаю вместе с классом; я хорошо выполняю работу в классе
Скачать файл