ПРИЛОЖЕНИЕ 1.6.2.
Тренинг-беседа для учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс!»
Цели занятия:
1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Формирование чувства принадлежности у детей к группе.
3. Обучение успешному взаимодействию детей друг с другом и с учителями.
4. Воспитывать культуру поведения, вызывать желание соблюдать правила поведения.
Материалы: бланки анкеты “Вот я какой!” для каждого ребенка, чистые листы, ручки, мяч.
Время проведения: 40 – 45 минут.
Условия проведения: Дети сидят за партами – весь класс.
Ход занятия.
Упражнение «Представление имени»
Класс встает.
Психолог: Сейчас я кину одному из вас мячик, а тот, кто этот мячик поймает, должен будет поздороваться со всеми и представиться. Затем возвращает мячик ведущему.
Упражнение заканчивается, когда каждый из участников представится.
Инструкция:
«Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения (10 мин.). После того как выполните эту работу, разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей».
Анализ упражнения:
— С кем из детей у тебя больше всего общего?
— Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
— На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?
Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»
Скажите следующее: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стал пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что — нет».
Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.
Нравится |
Не нравится |
|
|
Вот что говорили дети:
- учиться стало сложнее;
- неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;
- разные учителя;
- некогда отдохнуть;
- короткие перемены — мы не успеваем найти кабинет;
- в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;
- праздники проходят до-другому, не так, как в начальной школе;
- много домашних заданий;
- завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;
- появилась возможность прогуливать;
- можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.
Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.
Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:
- их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;
— кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;
— было много праздников;
— поменьше примеров задавали;
— не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.
Упражнение “Чему нас учат? Кто нас учит?”
Класс делится на три группы. Первая говорит названия учебных предметов, вторая – имя учителя, который ведет этот предмет, а третья - отчество. Выиграла та команда, которая быстрее и правильнее всех назовет.
Упражнение «Незнайка»
Скажите следующее: «В жизни у всех нас бывают удачные дни и денечки "так себе". В некоторых ситуациях ми чувствуем себя уверенно, "на высоте", а в других — теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? "Незнайка" на все вопросы других детей должен отвечать: "Не знаю", подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».
Это одно из самых любимых упражнений детей. В некоторых группах желание играть в «Незнайку» возникает и на следующих занятиях. В этом случае, особенно если в группе есть гиперответственные дети, можно несколько раз повторить.
Упражнение «Правила поведения на уроке»
Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила класса помогут эффективнее учиться в школе.
Перед началом упражнения попросите детей нарисовать таблицу из трех столбиков: «да», «нет», «иногда».
Скажите следующее: «Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. После того как я прочитаю утверждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ и отметит его в соответствующем столбике. Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила».
1. Будь подготовленным:
я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;
я приношу все необходимое к уроку;
я успеваю выполнить задание в классе;
у меня нет проблем с выполнением домашней работы.
2. Работай на уроке:
я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;
я работаю вместе с классом;
я хорошо выполняю работу в классе.
3. Уважай окружающих:
я не разговариваю на посторонние темы на уроке;
я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;
я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;
я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа и т.д.
В конце ребята подсчитывают, сколько у них получилось ответов «да», «нет», «иногда».
Упражнение “Сложные вопросы”.
В начале упражнения психолог кратко зачитывает классу Устав школы. Затем класс делится на три группы, каждая из которых получает бумагу для записей и задание: придумать три сложных вопроса “Как вести себя, если …”. Готовые вопросы задаются команде сопернику. Важно не только задать вопрос, но и сформулировать правильный ответ, который записывается в черновике вместе с вопросом.
За каждый правильный ответ группа получает один балл (подсчет баллов ведется на доске).
Упражнение «Доброжелательное послание»
Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.
Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я желаю тебе в пятом классе ...». Ответы могут быть самыми разными.
Обсуждение итогов тренинга
Обратите внимание детей на те знания и умения, которые они приобрели за время тренинга. Желательно каждого участника наградить грамотой за те или иные достижения.
Прощание
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
И.о. директора Кохтенко Л.Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.