ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1.
Анализ деятельности педагога-психолога по вовлечению обучающихся во внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Цели организации внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 31: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Основное преимущество организации внеурочной деятельности заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения ребенка, привлечения к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса.
Работа педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность начинается с выявления способностей школьников к различным видам деятельности.
Диагностика способностей школьников проводилась в следующей последовательности.
Первичная диагностика общих способностей учащихся проводилась классными руководителями 5-х классов. Для проведения данной диагностики нами использовались анкеты «Мои способности», «Способности ребенка» (Е.Ю. Фисенко). Анкеты состоят из 9 разделов, посвященных отдельным видам способностей. Каждый раздел содержит по 10 вопросов. Анкеты заполняли все школьники, родители и классные руководители, затем результаты по каждому ребенку обобщались, вычислялось среднее арифметическое значение.
В процессе анализа первичной диагностики классными руководителями выделялись группы детей, демонстрирующих высокие показатели (а также показатели выше среднего) по каждому разделу. Таким образом, формировался банк данных и групп детей с определенным видом способностей.
Так, дети, имеющие высокие показатели по разделам 1 и 2 («Интеллектуальные способности», «Способности к обучению»), включались в группу учащихся с академическими и интеллектуальными способностями. Дети, показывающие высокие результаты по разделу 3 («Лидерские способности»), составляли группу учащихся с социально-лидерскими способностями. Разделы 4, 5, 6, 8, 9 («Творческие способности», «Художественно-изобразительные способности», «Музыкальные способности», «Литературные способности», «Артистические способности») формировали группу детей с художественно-эстетическими способностями. Раздел 7 выявлял спортивно и физически способных детей.
Далее нами приводятся результаты первичной диагностики способностей учащихся классными руководителями 5-х классов за три последовательных года.
Таблица 1. Результаты первичной диагностики способностей учащихся 5-х классов за три последовательных года.
Категории способностей |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Академические и интеллектуальные |
15 % чел. |
17 % чел. |
21 % чел. |
Социально-лидерские |
21 % чел. |
24 % чел. |
19 % чел. |
Художественно-эстетические |
26 % чел. |
27 % чел. |
30 % чел. |
Спортивно-физические |
38 % чел. |
32 % чел. |
30 % чел. |
Анализ полученных результатов и их обобщение позволили сделать некоторые, важные конкретные выводы:
1. Чаще всего дети имеют способности по двум и более видам.
2. Наиболее частое сочетание видов способностей — академическая и интеллектуальная, а также художественно-эстетическая.
3. Самый распространенный вид способности — спортивная и физическая.
4. Менее распространенный вид способностей — академическая и интеллектуальная, так как данный тип способностей часто становится результатом кропотливой педагогической работы, которая начинается на самых ранних этапах обучения.
5. Спортивные и физические способности реже сочетаются с другими видами способностей и чаше встречаются как вполне самостоятельное проявление.
Далее, получив сформированный банк данных с предварительными результатами, педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. осуществлялась консультативно-просветительская деятельность. На основе полученных в ходе психолого-педагогической диагностики данных педагогом-психологом проводились индивидуальные консультации педагогов, родителей и самих учащихся. Основными темами таких консультаций являлись обсуждение результатов диагностики на выявление различных способностей школьников, а так же предоставление рекомендаций по сопровождению развития данных способностей учащихся.
Кроме того, в рамках данного этапа педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. осуществлялось вовлечение учащихся во внеурочную деятельность. Так, педагогам и родителям учащихся с развитыми академическими и интеллектуальными способностями в качестве внеурочной деятельности была рекомендована организация исследовательской и проектной деятельности с данной группой детей; вовлечение этих учащихся к участию в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, предметных конкурсах и т.п. Для педагогов и родителей учащихся с социально-лидерскими способностями было рекомендовано привлечение этих детей к работе в органах самоуправления; привлечение к организации и проведению декад, марафонов, конкурсов и смотров; подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным конкурсам и смотрам. Для педагогов и родителей учащихся с художественно-эстетическими способностями было рекомендовано привлечение детей к участию в организации и оформлении школьных мероприятий; содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей через кружки; подготовка учащихся к городским, региональным и федеральным конкурсам и смотрам. Для педагогов и родителей физически и спортивно развитых учащихся была рекомендована подготовка школьников к соревнованиям и марафонам различных уровней; содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей через секции; дополнительная работа педагогов по содействию развитию потенциальных способностей детей.
Далее мы приводим данные о количестве проведенных консультаций с педагогами, учащимися и их родителями по вопросам развития способностей учащихся за три последовательных года
Таблица 2. Информация о количестве проведенных консультаций с педагогами, учащимися и их родителями за три последовательных года.
Категории участников |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Педагоги |
3 чел./ 3 консульт. |
3 чел./ 3 консульт. |
3 чел./ 4 консульт. |
Родители |
10 чел./ 10 консульт. |
12 чел./ 12 консульт. |
15 чел./ 15 консульт. |
Учащиеся |
15 чел./ 12 консульт. |
13 чел./ 13 консульт. |
17 чел./ 15 консульт. |
Кроме этого по запросу родителей или по мере необходимости педагогом-психологом уточнялась степень и особенности способностей ребенка. В связи с этим проводилась индивидуальная углубленная диагностика специальных способностей учащихся (проводится только с детьми с выраженной специальной способностью). Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.
Опыт показал, что у детей, с интеллектуальными или академическими способностями, наиболее развиты отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления.
Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартное решение, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей и личностных характеристик.
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма. Эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.
Для выявления и сопровождения развития способностей учащихся мы подобрали особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми.
Так, например, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла и тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра позволяют более точно увидеть особенности интеллектуальных способностей учащегося, а также отслеживать динамику развития этой способности.
Методики «Моя группа» и «Социометрия» позволяют определить социальные контакты учащихся, их статус в коллективе, степень социовалентности.
Батарея тестов «Творческое мышление» Е.Е. Туник (модификация тестов Гилфорда и Торренса) позволяют определить творческие способности и степень креативности учащихся.
Для диагностики учащихся с художественными и музыкальными способностями применяется методика изучения эмоциональной напряженности, методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка, а так же личностный тест Кетелла.
Далее мы приводим информацию о количестве учащихся, с которыми была проведена индивидуальная углубленная диагностика степени развития способностей за три последовательных года.
Таблица 3. Информация о количестве учащихся, с которыми была проведена индивидуальная углубленная диагностика степени развития способностей за три последовательных года.
Категории способностей |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Академические и интеллектуальные |
3 чел. |
3 чел. |
5 чел. |
Социально-лидерские |
1 чел. |
2 чел. |
1 чел. |
Художественно-эстетические |
5 чел. |
7 чел. |
6 чел. |
Так же с педагогами и родителями учащихся педагогом-психологом проводились семинары и родительские собрания.
Так в 2012 – 2013 учебном году по запросу администрации школы для педагогов был проведен семинар «Психологические особенности одаренных детей». В процессе данного семинара педагоги познакомились с понятием «одаренность», видами одаренности с содержанием факторов влияющих на развитие тех или иных способностей у детей. Так же были рассмотрены основные распространенные проблемы одаренных детей в школе. В заключении семинара была представлена информация о профессионально важных качествах учителя необходимых в работе с одаренными учащихся, а так же даны рекомендации как по развитию данных качеств так и по работе с учащимися проявляющими определенные способности.
С родителями учащихся по запросам классных руководителей так же были проведены родительские собрания по результатам первичной диагностики общих способностей учащихся. Так, родителям учащихся были представлены результаты диагностики способностей их детей, были раскрыты основные составляющие способностей ребенка, а также критерии, по которым можно определить наличие у ребенка признаков той или иной способности. В завершении собрания родителям были представлены рекомендации по развитию определенных способностей учащихся.
В рамках сопровождения развития способностей учащихся к интеллектуальной деятельности по запросам администрации школы педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводились консультации для участников олимпиадного движения по психологическим аспектам подготовки и участия в предметных олимпиадах с целью развития способностей учащихся, а также психологического обеспечения их индивидуальной учебной траектории. Индивидуально-групповые консультации проводились по таким темам как «Как психологически подготовиться к участию в олимпиаде», «Как преодолеть тревогу и волнение на олимпиаде». Индивидуальные беседы с учащимися касались вопросов затруднений, имевших место в процессе участия в олимпиадах. Так же для учащихся были разработаны памятки и буклеты по следующей тематике: «Как ты готовишься к занятиям?», «Организованный ли ты человек?», «Совы и жаворонки».
Все учащиеся прошедшие психологическую подготовку к участию в олимпиаде занятии призовые места. Так в 2012 – 2013 учебном году в МАОУ СОШ № 31 было 3 победителя муниципального этапа всероссийской предметной олимпиады. В 2013 – 2014 учебном году – 6 победителей муниципального этапа. В 2014 – 2015 учебном году – 4 победителя. Таким образом, данная психологическая деятельность с участниками олимпиадного движения была эффективна.
Кроме выявления и развития способностей учащихся к определенным видам деятельности педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. организуется привлечение учащихся во внеурочную деятельность через проведение психологических акций и недели психологии.
Так, в 2012 – 2013 учебном году для младших школьников была проведена психологическая акция «Детство». Цель данной акции – развитие взаимоподдержки и сотрудничества учащихся. В рамках данной акции участники выполняли упражнения «Поделись радостью», «Цветок настроения класса», «Книга радости», принимали участие в конкурсе «Угадай эмоцию», выполняли коллективно-творческое дело «Следопыт». В результате данной акции произошло развитие коммуникативных умений учащихся, повышение сплоченности школьного коллектива.
В 2013 – 2014 учебном году для учащихся средних классов была проведена психологическая акция «Тайный друг». Цель акции – активизация навыков сотрудничества, содействие развитию активной жизненной позиции, развитие чувства единения и успешности. По условию акции каждый участник выбирает себе «объект» и в течение оговоренного времени оказывает ему знаки внимания так, чтобы человек («объект») не догадался, кто его тайный друг. Каждое послание обозначается буквами «ТД». Эта акция вызвала у учащихся много положительных эмоций.
В 2014 – 2015 учебном году была организована акция «Звезда по имени Школа». Ее цель – способствовать сплочению школьного коллектива, помочь каждому ребенку осознать себя частью школьного коллектива, развивать интерес к другим людям. Каждый получал звезду из цветной бумаги, которую называл своим именем и написал что-то интересное о себе. Все звезды разместились на плакате со схематическим изображением звезды.
Кроме психологических акций ежегодно педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. организуется проведение «Недели психологии», в рамках которой, учащиеся в течение 5 дней выполняют разнообразные задания. Целью «Недели психологии» является повышение интереса к вопросам психологии, объедение усилий всех участников образовательных отношений на привлечение внимания к осмыслению и развитию жизненных ценностей, создание положительного психологического климата в школе.
Так, в 2012 – 2013 учебном году неделя психологии была посвящена дружбе, межличностным отношениям, умению налаживать контакт с окружающими, развитию навыков общения. Так учащиеся выполняли задания по темам «Лестница дружбы», «Дружба начинается с улыбки», тест «Какой ты друг?», рисовали рисунок «Дружба – это ……», так же в 3, 4-х классах были проведены занятия с элементами тренинга «Учимся общаться», «Как жить без драки».
В 2013 – 2014 учебном году неделя психологии была организована по теме «Подари улыбку миру…» и была посвящена здоровому образу жизни, в частности сохранению и укреплению психологического здоровья и самочувствия, повышению настроения и положительных эмоций. Тема первого дня – «День приманивания хорошего настроения!». Второй день – «Кто вместе со мной за ПОЗИТИФФЧИК…». Третий день назывался «Лучшее, в сердцах…». Четвертый – «Счастье есть!». Пятый день – «Чем огорчались, чем радовались?».
В 2014 – 2015 учебном году неделя психологии была организованная в рамках месячника по профориентационной работе. Учащимся были предложены такие задания как: конкурс творческих работ учащихся «Профессии моих родителей» (рисунки, сочинения, фотографии…), создание коллажа от класса; викторина «Угадай профессию!»; Тест-шутка «Будешь ли ты боссом?»; информационный стенд «Профориентационный словарь», мини-тренинги для учащихся 9-х классов «Покажи себя профессионалом!», «Устройство на работу».
Основная цель проведения психологических акций и недели психологии – это вовлечь во внеурочную деятельность как можно больше учащихся, особенно к участию в данных мероприятиях привлекаются школьники «группы риска».
Также педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. организуется внеурочная деятельность с учащимися начальных классов. Соловьева Д.Ю. 3 года ведет кружок по развитию познавательных способностей «Умники и умницы» (по учебно-методическому комплекту Холодовой О. Юным уникам и умницам). Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Для учащихся старших классов реализуется дополнительная образовательная программа для учащихся 9-х классов «Психология и выбор профессии» (по программе Резапкиной Г.В. Психология и выбор профессии). Цель данных занятий – формирование психологической готовности учащихся к профессиональной карьере. В процессе занятий у учащихся формируется адекватное представление о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессии, учащиеся знакомятся со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.
Далее мы приводим данные по количеству учащихся вовлеченных во внеурочную деятельность организованную педагогом-психологом за три последовательных года.
Таблица 3. Количество учащихся вовлеченных во внеурочную деятельность организованную педагогом-психологом за три последовательных года.
Категории способностей |
2012 – 2013 учебный год |
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
Психологические акции |
256 чел. |
301 чел. |
359 чел. |
Неделя психологии |
95 чел. |
112 чел. |
138 чел. |
Кружок «Умники и умницы» |
30 чел. |
35 чел. |
37 чел. |
ДОП «Психология и выбор профессии» |
25 чел. |
27 чел. |
28 чел. |
Таким образом, анализ работы педагога-психолога Соловьевой Д.Ю. по вовлечению учащихся во внеурочную деятельность за межаттестационный период показал, что Соловьева Д.Ю. не только организует деятельность по выявлению и развитию способностей учащихся к различным видам деятельности, но и самостоятельно осуществляет внеурочную деятельность с учащимся на протяжении 3 – 5 лет.
Включение педагога-психолога во внеурочную деятельность позволяет осуществлять разнообразные формы психологического сопровождения учебного процесса на основе полипрофессионального взаимодействия.
Психологическое сопровождение внеурочной деятельности начинается на этапе выбора форм и занятий внеурочной деятельности, опираясь не только на желания родителей или ребенка, но и на объективно выявленные потребности его развития на основе результатов диагностических обследований.
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
Директор Шкрабалюк Т.П.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.