Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10.docx

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4.1.

 

Программа семинарских занятий для родителей учащихся начальных классов «Как общаться с собственным ребенком?»

 

Цель – повысить уро­вень психологической культуры родителей, то есть дать им знания о процессах и механизмах работы семейных систем; научить правильно взаимодействовать со своими детьми, общаться с ними, понимать их.

Форма проведения занятий – семинар с практическими заданиями.

Процедура проведения занятий: предваритель­но набирается группа родителей, согласных посещать все семинары; занятия проводятся вечером, один раз в неде­лю, за круглым столом; в конце каждого занятия родителям выдается памят­ка, в которой записаны основные понятия, прозвучавшие на занятии, а также дополнительные сведения по данной теме, список литературы, которую при желании ро­дители могут почитать в целях самообразования.

Структура программы.

Программа состоит из трех блоков.

Блок I. «Мы строим семью!» — посвящен психоло­гии семьи. Здесь рассматриваются стадии и законы фор­мирования семьи, семейные правила, семейные границы, семейные мифы и пр. В качестве практических заданий используются популярные психологические методики, выявляющие особенности внутрисемейных отношений.

Блок II. «Ребенок. Как с ним общаться?» — посвящен детско-родительским отношениям. В нем даются такие понятия, как стиль семейного воспитания, родительская любовь, безусловное принятие ребенка, обсуждается, как правильно разрешать конфликты с ребенком и др. В ос­нову практических заданий вошли методики, выявляющие особенности детско-родительских отношений, а также не­которые упражнения с элементами тренинга, направлен­ные на формирование и развитие чувства родительской любви.

Блок III. Тренинг детско-родительских отноше­ний — направлен на изменение установок и стереоти­пов поведения родителей; на развитие у них конструк­тивных навыков общения и взаимодействия с детьми; на повышение самооценки и обогащение эмоционального мира родителей.

Содержание занятий.

БЛОК I. «МЫ СТРОИМ СЕМЬЮ!»

Занятие 1

Приветствие.

Знакомство. Обсуждение общего плана занятий, фор­мы и времени их проведения. Установление правил веде­ния семинаров.

Теоретическая часть. Даются общие сведения о семье, ее функциях, структуре. Вводится понятие «семья как сис­тема», психолог рассказывает о стадиях развития семьи: первая стадия — добрачных отношений; вторая — кон­фронтации; третья — компромиссов; четвертая — зрелого супружества; пятая — экспериментирования с независи­мостью; шестая — ренессанса. Даются сведения о том, как они влияют на рождение ребенка и на семью в целом.

Обсуждается понятие «семейные роли», приводятся примеры. Скажем, женщина может играть несколько ролей: когда она с мужем, она играет роль жены, когда с ребенком – роль матери, когда она со своими роди­телями – роль дочери и др. Каждая роль в семейной системе соответствует определенным требованиям. Эти требования психолог впоследствии описывает в приме­рах.

Практическая часть. Методика «Моя семья» — участ­никам раздаются листы бумаги и карандаши, предлагает­ся нарисовать их семью. По окончании рисования дается интерпретация методики, психолог может обсудить ри­сунки с желающими. Эта методика позволяет родителям посмотреть глазами психолога на некоторые особенности их семей, а также проанализировать психологическую атмосферу в семье и эмоциональные отношения между ее членами.

Занятие 2

Приветствие.

Теоретическая часть. Вводятся понятия «семейные границы» (внутренние и внешние; жесткие, размытые и проницаемые), «семейные подсистемы», «семейные пра­вила» (гласные и негласные) и то, откуда они берутся. Об­суждается их влияние на взаимодействие между членами семьи, приводятся примеры нарушения правил семейной системы. Участники семинара также могут приводить свои примеры.

Практическая часть. Методика «Семейная социограмма» — родителям раздаются бланки с нарисованной ок­ружностью (диаметром 110 мм). Дается инструкция: «Нарисуйте в большом кругу самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Эта методика хорошо выявляет семейные коалиции, подсис­темы, симбиотические связи, а также влияние одних чле­нов семьи на других.

Участникам предлагается проанализировать свои ри­сунки в соответствии с интерпретацией методики, при желании обсудить их.

Занятие 3

Приветствие.

Теоретическая часть. На данном занятии предлагает­ся рассмотреть понятие «семейные мифы». Миф форми­руется примерно в течение трех поколений. Приводятся примеры мифов: «Мы — дружная семья», «Мы — семья героев», «Мы — спасатели». Выявляются особенности семей, имеющих тот или иной миф.

Далее обсуждается понятие «семейная история». Се­мейная история формирует определенные стереотипы и особенности поведения, которые повторяются у членов семьи из поколения в поколение. Психолог приводит пример семейной истории, которая реально повлияла на судьбы нескольких поколений. Можно попросить кого-нибудь из участников рассказать свою семейную исто­рию, затем проанализировать ее.

Практическая часть. Методика «Семейная генограмма» — родителям предлагается построить генограмму, с помощью которой они попробуют изучить свою семей­ную историю и проанализировать связи, прослежива­ющиеся на протяжении нескольких поколений.

БЛОК II. «РЕБЕНОК. КАК С НИМ ОБЩАТЬСЯ?»

Занятие 1

Приветствие.

Теоретическая часть. Поскольку это первое занятие в блоке, его можно считать вводным. В первую очередь его следует начать с рассказа о том, как важна роль матери, а также роль отца в воспитании ребенка. Психолог рас­сказывает о функциях материнства и отцовства, о том, чем они отличаются и что в них общего. Нужно обра­тить внимание родителей на то, что основным перио­дом в развитии ребенка является период с рождения до трех лет. Можно попросить участников вспомнить, как они выполняли свои родительские функции в этот пе­риод развития своего ребенка. Отметить тех, кто уделял внимание не только физическим, но и психологическим потребностям ребенка: таким, как потребность в люб­ви, ласке, потребность в тактильном контакте ребенка с матерью и др.

Практическая часть. Психолог просит родителей на­звать 10 качеств идеального родителя. Составляется пси­хологический портрет идеальной матери и идеального отца. Затем каждый из родителей на заранее выданных листочках оценивает у себя каждое из 10 записанных ра­нее качеств по 5-балльной системе, где 0 — качество со­всем отсутствует, а 5 — качество развито в полной мере. Родители анализируют, насколько они близки к идеалу, чего им в их родительской роли не хватает, а какого ка­чества у них даже больше, чем надо.

Занятие 2

Приветствие.

Теоретическая часть. На данном занятии вводится по­нятие «стиль воспитания». Психолог перечисляет наибо­лее распространенные стили воспитания ребенка (автори­тетный, авторитарный, индифферентный, либеральный), раскрывает их особенности. Кроме того, психолог делает акцент на том, что стиль воспитания в семье влияет на особенности поведения ребенка. Так, например, он вли­яет на развитие личности ребенка, на его эмоциональную и познавательную сферы. На основе этой теоретической части родители определяют, какой, по их мнению, стиль воспитания присутствует в их семье.

Практическая часть. Психолог предлагает участникам поработать с опросником «Стили семейного воспитания». После тестирования и обработки результатов родителям зачитывается краткая интерпретация по каждому стилю воспитания. Далее проводится анализ соответствия типа воспитания, выбранного родителем и полученного с по­мощью теста.

Занятие 3

Приветствие.

Теоретическая часть. На этом занятии психолог рас­сказывает о трех позициях взаимодействия людей, опи­санных Э. Берном: позиция родителя, позиция ребенка и позиция взрослою. В первую очередь ведущий должен обратить внимание родителей на те позиции взаимодей­ствия, при которых чаше всего между людьми, происхо­дят недопонимание, разногласия, ссоры, например взрослый — ребенок. Следует объяснить участникам, каким образом можно занять правильную позицию в общении с людьми, чтобы прийти к взаимопониманию. Затем психолог приводит несколько диалогов между людьми с разных позиций, например взрослый — взрослый, взрос­лый — ребенок, взрослый — родитель. После чего рас­сматриваются ситуации взаимодействия родителей и де­тей, выбираются правильные варианты взаимодействия.

Практическая часть. Из участников семинара вы­бираются двое добровольцев, один исполняет роль ро­дителя, второй — ребенка. Затем обыгрывается какая-либо жизненная ситуация, предложенная психологом, а лучше — самими родителями. После этого происходит обсуждение, в котором задействованы все участники семинара. Самое главное — научить родителей выби­рать правильную позицию взаимодействия в общении с ребенком.

Занятие 4

Приветствие.

Теоретическая часть. На данном занятии психолог рас­сказывает родителям об индивидуально-психологических особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста. Например, о том, что дети бывают активные и медлительные, общительные и замкнутые, эмоциональ­ные и сдержанные, неусидчивые и отвлекаемые и др. Да­лее ведущий уделяет особое внимание воспитательным приемам, которые родители могут применить по отноше­нию к таким детям. Кроме этого, можно рассказать о типах темперамента, о том, как темперамент ребенка соотносит­ся с типами темперамента его родителей.

Практическая часть. Психолог зачитывает примеры трудных жизненных ситуаций, которые чаше всего вы­зывают вопросы у родителей. Например: «Как уложить ребенка спать, если он этого не хочет?»; «Как реагиро­вать на детские страхи (страх разлуки, боязнь чужих, страшные сны)?»; «Почему ребенок такой вредный, пе­речит всем?»; «Ребенок все время всех задирает, дерется с одноклассниками. Что делать?»; «Ребенок скрывает от родителей плохие оценки. Как поступить?»; «Ребенок постоянно просит у родителей деньги. Давать ему или нет?» и т.д. На основе вышеописанных рекомендаций и приемов с помощью обсуждения и мозгового штурма родители сами отвечают на волнующие их вопросы. Это упражнение учит родителей анализировать проблемы своих детей, помогает взглянуть на них со стороны и най­ти правильный способ решения в трудных ситуациях.

Занятие 5

Приветствие.

Теоретическая часть. Психолог рассказывает родите­лям о том, что значит безусловно принимать ребенка, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, спо­собный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Обсуждается, что значит актив­но слушать ребенка.

Далее ведущий семинара описывает распространен­ные родительские ошибки, а также привычные, автома­тические высказывания родителей, которые мешают им конструктивно взаимодействовать со своим ребенком. Это следующие высказывания: 1) приказы и команды: «Перестань сейчас же!», «Немедленно убери!» 2) угрозы: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Не придешь вовремя, пеняй на себя»; 3) нравоучения: «Ты должен вести себя хорошо», «Ты обязан слушаться старших»; 4) критика, выговор: «Посмотри, на кого ты похож!», «Опять все из-за тебя»; 5) обзывание, высмеивание: «Бестолочь», «Какой же ты лентяй»; 6) выспрашивание, расследо­вание: «Почему ты опять получил двойку?», «Если ты мне не скажешь, я все равно узнаю!» 7) нотации: «Сколько раз тебе повторять, чтобы ты заправлял свою кровать?», «Отвлекаешься без конца, вот и делаешь ошибки!» и пр.

Практическая часть. Родителям раздаются бланки и предлагается поработать с опросником «Взаимодействие родитель — ребенок» (вариант для родителей дошколь­ников и младших школьников). Опросник позволяет вы­явить такие родительские показатели, как: нетребователь­ность — требовательность, автономность — контроль, эмоциональная дистанция — близость, отвержение — принятие, отсутствие сотрудничества — сотрудничест­во, тревожность за ребенка, воспитательная конфронта­ция в семье, удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем) и т.д. С помощью этого опросника родители могут проанализировать, насколько правильно построены их взаимоотношения со своими детьми, а также учесть не­достатки и выработать новые принципы и правила взаимо­действия с ребенком.

БЛОК III. ТРЕНИНГ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

С родителями проводится «Тренинг гармоничных дет­ско-родительских взаимоотношений» О.С. Головневой, психолога из Минска («Школьный психолог», № 10, 2006). Эти занятия наиболее полно отражают содержание первых двух теоретических блоков, они построены на ос­нове уже пройденных нами тем: стили взаимодействия с детьми, позиции в общении, проблемы дисциплины, кон­фликты и способы их решения.

 

 

Педагог-психолог                                                                  Соловьева Д.Ю.

 

 

И.о. директора                                                                        Кохтенко Л.Н.