ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4.
Аналитический отчет об организации и результативности консультативно-просветительской работы с родителями учащихся.
Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, семинары-тренинги, беседы, круглые столы, где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка, а также совместного предупреждения асоциального поведения учащихся.
Родительские собрания и участие в них – неотъемлемая часть профессиональной жизни школьного психолога. Ежегодно в соответствии с годовым планом психологической работы педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся следующие мероприятия для родителей.
В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период адаптации к школе для родителей учащихся 1-х классов педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. ежегодно в сентябре проводится родительское собрание по теме «Как помочь первокласснику адаптироваться в школе?». В ходе данного собрания родители знакомятся с понятием «адаптация», анализируют причины возникновения дезадаптации, оценивают наличие или отсутствие признаков дезадаптации у своих детей. Так же педагог-психолог предлагает родителям рекомендации по преодолению трудностей адаптационного периода. В завершении каждый участник собрания получает памятку с описанием правил и советов организации режима дня первоклассника, снятия переутомления и напряжении, эмоциональной и психологической поддержки ребенка. В результате у родителей формируется комплексное представление о том, как помочь ребенку адаптироваться в школе.
Так же в ноябре для родителей первоклассников проводится групповая консультация по теме «Итоги адаптационного периода первоклассников к школе». В процессе данного собрания родители знакомятся с результатами адаптации их ребенка к обучению в школе, оценивают развитие тех или иных компонентов школьной адаптации ребенка.
В рамках сопровождения родителей будущих первоклассников и подготовки дошкольников к поступлению в школе ежегодно в мае педагог-психолог Соловьева Д.Ю. выступает на родительском собрании с тематическим сообщением «Как подготовить ребенка к школе?». В процессе данного сообщения психолог знакомит родителей с понятием «готовность к школе» и ее составляющими, выделяет причины школьных трудностей, с которыми может столкнуться первоклассник в первые дни обучения. В результате данного мероприятия у родителей дошкольников происходит коррекция представлений о том, какой должна быть подготовка ребенка к школе.
В процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения для родителей учащихся 5-х классов педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. ежегодно в сентябре проводится родительское собрание по теме «Ваш ребенок пятиклассник». В рамках данного родительского собрания родители пятиклассников выделяют особенности условий обучения в 5-м классе и их отличие от условий обучения в начальной школе, анализируют причины возникновения неуспеваемости учащихся в 5-м классе. В завершении каждый родитель пятиклассника получает памятку с рекомендациями по преодолению трудностей адаптационного периода. Результатом данного родительского собрания выступает сформированное представление родителей о том, как помочь пятикласснику адаптироваться в среднем звене.
Так же в октябре для родителей пятиклассников проводится групповая консультация по теме «Особенности адаптации учащихся 5-х классов». В процессе данного собрания родители знакомятся с результатами адаптации их ребенка к новым условиям обучения в среднем звене, оценивают развитие тех или иных компонентов школьной адаптации ребенка.
В рамках подготовки учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено в апреле педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. ежегодно проводится групповая консультация для родителей будущих пятиклассников по теме «Особенности готовности учащихся 4-го класса к переходу в среднее звено». Родители познакомятся с результатами диагностики психологической готовности своего ребенка к переходу в среднее звено, оценивают развитие познавательных способностей и личностных особенностей своего ребенка, узнают о том, какие интеллектуальные новообразования должны быть развиты у ребенка для успешного обучения в среднем звене.
В рамках реализации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. ежегодно в декабре организуется круглый стол по теме «Помощь родителей в выборе профессии». В рамках данного круглого стола участниками обсуждаются следующие вопросы: «Каковы представления ваших детей о мире профессий?», «Как вы думаете, какие ошибки чаще всего совершают родителе в выборе профессии их детей?», «Как вы считаете, какие профессии сегодня нужны обществу?», «Кто несет ответственность за выбор профессии – ребенок или родитель?», «Каким образом родители могут помочь ребенку выбрать профессию?». В процессе обсуждения родители озвучивают основные ошибки, которые они совершают при выборе профессии их детей, определяют свою роль, значимость и ответственность в выборе профессии ребенка, знакомятся со списком наиболее востребованных профессий в г. Сыктывкаре, определяют пути и способы решения проблемы выбора профессии.
В процессе реализации программы психолого-педагогического сопровождения выпускников в период подготовки к экзаменам педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. ежегодно в феврале проводится семинар-практикум по теме «Помощь родителей при подготовке к экзаменам». В теоретической части семинара родители знакомятся с процедурой и организацией ЕГЭ (ОГЭ), просматривают видеозапись проведения экзамена в одной из школ, обсуждают проблему ресурсов и трудностей выпускников при подготовке к экзаменам. В практической части семинара участники называют ассоциации, которые у них возникают в голове при слове «ЕГЭ» (ОГЭ), в процессе мозгового штурма предлагают список идей о том, как помочь ребенку подготовиться к экзаменам, разыгрывают ролевую игру «Сдаем ЕГЭ». В завершении семинара родителям предлагается нарисовать рисунок на тему «Образ ЕГЭ» до и после собрания.
В рамках работы по профилактике и предупреждению суицидального поведения учащихся психолог Соловьева Д.Ю. ежегодно в апреле проводит родительские собрания в 7, 8-х классах по теме «Предупреждение суицида среди детей и подростков». В результате данного собрания родители знакомятся с понятием «суицидальное поведение», анализируют распространенные причины суицида среди подростков, рассматривают мифы и факты, объясняющие действия суицидентов, выделяют группу детей наиболее подверженных суициду, определяют признаки, по которым можно заметить надвигающийся суицид у своего ребенка. Итогом родительского собрания является сформированное представление родителей о том, как предотвратить суицид у своего ребенка.
Кроме ежегодных, утвержденных планом психологической работы родительских собраний, педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся мероприятия для родителей по запросу администрации школы, классных руководителей и самих родителей учащихся.
Так, в 2012 − 2013 учебном году педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была проведена следующая консультативно-просветительская деятельность с родителями учащихся.
По запросу администрации школы педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был проведен цикл семинарских занятий для родителей учащихся начальных классов по теме «Как общаться с собственным ребенком?» (см. приложение 1.4.1). Данные занятия были разбиты блоки. В процессе участия в первом блоке занятий, родители познакомились с понятиями «семейная система», «семейные роли», «семейные границы», «семейная история», проанализировали психологическую атмосферу в своей семье и эмоциональные отношения между ее членами, научились определять семейные коалиции, подсистемы, симбиотические семейные связи и т.п., изучили свою семейную историю и проанализировали связи, прослеживающиеся на протяжении нескольких поколений. Во втором блоке семинара-практикума родители составили портрет «идеального родителя» и проанализировали, насколько они близки к идеалу, чего им в их родительской роли не хватает, а какого качества у них даже больше, чем надо. Кроме того участники семинара познакомились с позициями взаимодействия людей, описанных Э. Берном и научились понимать и принимать правильные позиции взаимодействия с ребенком. В результате у родителей произошло осознание и принятие индивидуальных типологических особенностей характера их детей. Они научились правильно взаимодействовать со своими детьми, общаться с ними, понимать их.
По запросу классных руководителей в 6-х классах педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был проведен круглый стол по теме «Компьютерная зависимость: реальность или миф?». В рамках работы данного круглого стола участники обсуждали такие вопросы как «Какие признаки компьютерной зависимости вы знаете?», «Вредны или полезны компьютерные игры?», «Каковы причины появления у ребенка компьютерной зависимости?», «Влияет ли воспитание ребенка на формирование у него компьютерной зависимости?». В результате работы круглого стола родители познакомились с мифами и фактами о компьютерной зависимости, выделили плюсы и минусы влияния компьютера на развитие ребенка, научились определять симптомы компьютерной зависимости. А так же родители осознали свою роль и ответственность в формировании у ребенка компьютерной зависимости, у них сформировалось представление о том, как предупредить появление компьютерной зависимости у своего ребенка.
В 2013 − 2014 учебном году педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была проведена следующая консультативно-просветительская деятельность с родителями учащихся по запросам администрации школы, классных руководителей и самих родителей учащихся.
Для родителей учащихся 6-х классов по запросу классных руководителей педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был проведен семинар «Причины школьных трудностей детей». В процессе данного семинара Соловьева Д.Ю. познакомила участников с основными типами детей испытывающих трудности в обучении, родители обсудили и выяснили основные причины, влияющие на появление у ребенка школьных проблем. В завершении семинара родителям учащихся были предложены рекомендации по преодолению школьных проблем для каждого типа детей с трудностями в обучении.
Для родителей учащихся 7, 8-х классов по запросу классных руководителей педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. был проведен круглый стол по теме «Что предлагает подростку Интернет?». В рамках данного круглого стола обсуждались вопросы «Сколько времени ребенок должен сидеть за компьютером?», «Почему подростки много времени уделяют Интернету?», «Чем Интернет привлекает подростка?», «Каково влияние социальных сетей на личность подростка?». Результатом данного круглого стала стало то, что родители выделили положительные и отрицательные черты влияния Интернета и социальных сетей на личность подростка, научились определять интернет-зависимость по поведенческим признакам, у них сформировалось адекватное представление об интернете и социальных сетях.
В 2014 − 2015 учебном году педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была проведена следующая консультативно-просветительская деятельность с родителями учащихся по запросам администрации школы, классных руководителей и самих родителей учащихся.
Тренинг-беседа по теме «Родительские запреты» проводилась педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. в рамках районной акции по профилактике жестокого обращения с детьми. В начале тренинг-беседы родители рассказывали несколько фраз о своем ребенке и о своем представлении о запретах. Затем отвечали на вопрос «С точки зрения ребенка, запреты – это хорошо или плохо?». Далее родителям предлагалось выполнить упражнение «Ленточки» в процессе, которого одному из участников завязывали ту часть тела, которая олицетворяла собой запрет. Кроме этого, участники выполняли упражнение, которое способствует формированию умения формулировать запрет, предлагая альтернативное действие. Далее родители разделяли запреты на четыре группы: полная свобода, ограниченная свобода, ограниченный запрет, полный запрет. После чего участники составляли памятку «Правила родительских запретов» для тех родителей, которые не присутствовали на данном тренинге. При ее составлении участники использовали свой личный опыт, которым еще не делились на встрече, или приобретенные знания, которые считали наиболее полезными. Составленная памятка передавалась группе справа. Получив памятку, участники знакомились с ее содержанием, галочкой отмечали самое полезное правило. В завершении тренинг-беседы родители делились своими впечатлениями о полученном опыте.
По запросу родителей учащихся начальных классов по проблеме осознания и принятия индивидуальных психологических особенностей ребенка (темперамента, характера) педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была разработана и проведена игра-беседа по теме «Ребята и зверята». В процессе данной игры родители учащихся выполняли ряд заданий направленных на формирование представлений о типологических особенностях характера своих детей, в процессе просмотра мультфильма «Мадагаскар» определяли к какому темпераменту относится каждый герой мультфильма, а так же, из предложенного списка рекомендаций по воспитанию детей определяли какая из них подходит к воспитанию ребенка каждого типа темперамента. В результате у родителей повысился интерес и внимание к внутреннему миру своего ребенка, произошло принятие типологических особенностей характера своих детей, на основе практических рекомендаций сформировалось представление о новых методах воспитания ребенка в семье.
По запросу классных руководителей 7, 8-х классов для родителей учащихся педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. была организована тренинг-беседа по теме «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка». В процессе тренинг-беседы участники познакомились с основными стилями семейного воспитания. С помощью анкеты определи стиль воспитания в своей семье. Далее участники разыгрывали сценки (с заранее написанным сценарием) и определяли, к какому стилю воспитания относится каждая их них. Далее участникам предлагалось описать особенности личности и поведения ребенка в каждой сценке. После состоялось обсуждение, участники отвечали на вопросы «Как вы думаете, почему в каждой сценке ребенок вел себя по разному?», «Что мешало ребенку сделать или сказать что-то по другому?», «Что помогло бы ему изменить свое поведение?». В завершении участникам предлагалось самостоятельно разработать к каждому типу воспитания соответствующие рекомендации. После чего состоялось обсуждение разработанных рекомендаций и формирование единой памятки для каждого стиля воспитания.
В работе с родителями педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. часто используется такой инструмент просветительской работы, как буклеты и памятки.
Получив красочный буклет, родители смогут не только прочитать материал в спокойной обстановке, не торопясь, но и применять полученные знания на практике, при необходимости сверяясь с памяткой. Она всегда под рукой. Возможно, такой буклет даже сподвигнет родителей на поиски новой информации по заинтересовавшей их теме.
Кроме просветительской работы педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся индивидуальные консультации с родителями учащихся. Консультации носят диагностический, стимулирующий, рекомендательный характер и служат средством повышения психолого-педагогической грамотности родителей.
Основными поводами обращения родителей учащихся к психологу являются низкая мотивация к обучению, трудности в обучении, агрессия, неадекватное поведение, низкий уровень дисциплины, высокий уровень эмоционального напряжения, определение профессиональных запросов и т.д. Так же педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. проводятся консультации с родителями по результатам диагностического обследования учащихся.
Всего в 2012 – 2013 учебном году педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. было проведено 45 индивидуальных консультаций с 36 родителями учащихся. В 2013 – 2014 учебном году было проведено 42 индивидуальных консультации для 38 родителей. В 2014 – 2015 учебном году было проведено 55 индивидуальных консультаций для 40 родителей. При этом результатом данных консультаций являются:
1. Положительное, оптимальное, удовлетворяющее психолога и родителя решение проблемы, с которой родитель обратился на консультацию.
2. Положительные изменения в поведения учащегося, на регуляцию которых непосредственно и было направлено консультирование.
3. Повышение социально-психологической компетенции родителей по вопросам воспитания ребенка.
4. Повышение активности участия родителей в образовательном процессе.
Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией в целом невелико. Это объясняется низким уровнем образованности родителей, а также слабой заинтересованностью в вопросах воспитания детей. Вместе с этим, видно, что с каждым годом процент обращения за консультацией родителей растет, что указывает на эффективность проводимой работы. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребенка и нахождению путей решения проблемы, помощи и взаимопонимания.
Таким образом, психологическое просвещение и консультирование — основный способ и одновременно одна из активных форм реализации задач консультативно-просветительской работы с родителями.
Проведенный анализ организации педагогом-психологом Соловьевой Д.Ю. консультативно-просветительской работы с родителями за межаттестационный период, показал актуальность данной деятельности, ее системность и вариативность тематик по направлениям психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, а так же результативность консультативно-просветительской деятельности.
Педагог-психолог Соловьева Д.Ю.
И.О. директора Кохтенко Л.Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.