46
Чтобы помочь ученику, который имеет
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
поведении, необходимо направить его на психолого-педагогический консилиум (ППк)
школы. Как представить информацию на ППк и реализовать его решения, подскажет
наша пошаговая инструкция.
Подготовьтесь к психологопедагогическому консилиуму
Дарья Соловьева,
методист МУ ДО «Центр детского творчества»,
г. Сыктывкар, Республика Коми
П |
сихолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой администрация и педагогический коллектив школы разрабатывают и планируют единую психолого-педагогическую стратегию сопровождения учащегося в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей.
Рассмотрим особенности и этапы подготовки к психологопедагогическому консилиуму.
Консилиум проводится в двух случаях: по результатам диагностики или по запросу педагогов, родителей.
В первом случае ППк проводится по результатам психологического обследования школьников определенной параллели по програм ме диагностического минимума, например, по результатам диагностики адаптации учащихся 5-х классов к обучению на уровне основного общего образования. По итогам диагностического минимума вся обследованная группа школьников условно делится на две подгруппы: психологически благополучных и учащихся с определенными трудностями в обучении и развитии.
Во втором случае ППк проводится исходя из запроса к педагогу-психологу со стороны учителя или родителей относительно проблем обучения или поведения конкретного ученика. Запрос проверьте на обоснованность. Далее предположите причины затруднений школьника.
В обоих случаях выделите детей, которые имеют трудности в освоении основных общеобразовательных программ (ооП), развитии и социаль ной адаптации. Данные учащиеся составляют группу риска.
Суть трудностей и их происхождение не всегда очевидны на первом этапе работы с учениками, поэтому в отношении учащихся группы риска сделайте предположения относительно выявленных проблем, их содержания, и очертите круг дальнейшей диагностической работы. Данные предположения – основа второго этапа подготовки к ППк.
Первостепенная задача на втором этапе – получить письменное согласие родителей (законных представителей) на проведение психолого-педагогического обследования ребенка специалистами ППк. Пример заявления о согласии → ХХ.
Когда получили письменные согласия, переходите к углубленной диагностике учащихся группы риска. Диагностику проводите индивидуально. Заранее составьте диагностическую программу: определите средства изучения, подберите диагностический материал.
Углубленная
диагностика – это дифференциация нормы и патологии умственного развития
ребенка, надо определить связаны ли проблемы с нарушениями психического
развития, которые носят клинический характер. Исследуйте особенности
познавательной сферы (в рамках возрастной нормы умственного развития); изучите
особенности личности ребенка.
В большинстве случаев нет необходимости проводить углубленное обследование всех психических процессов ребенка. Потому что ему предшествует аналитическая работа, где следует выдвинуть гипотезу, предположить причины проблем в обучении и развитии учащегося.
|
|
Чтобы уточнить психологический диагноз, соберите дополнительную информацию от педагогов, классного руководителя, родителей.
Информацию, которую получили в результате диагностики, зафиксируйте в карте психологического развития учащегося и документах, которые подготавливаете к консилиуму.
обобщите и проведите анализ данных психологического минимума и углубленной диагностики. Вся информация, которую готовите к консилиуму, разделите на две группы: информация о конкретных учениках и обобщенная информация по клас су или параллели.
Информация об учениках. Синтезируйте и обобщите всю информацию о ребенке. Уточните причины психолого-педагогических трудностей школьника. опишите выявленные наиболее важные особенности деятельности, поведения и психического состояния ребенка, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
Информация по классам. Внесите в сводные таблицы показатели, которые изучаете в психодиагностическом минимуме. на ППк приготовьте информацию об общих тенденциях в состоянии школьников, которые обнаружили при анализе таблиц.
определите, каких учеников необходимо обсудить отдельно,
а какие не станут предметом отдельного обсуждения на консилиуме, например, психологически благополучные.
Форма предоставления психологических данных на консилиум – заключение по результатам психолого-педагогического обследования. Пример заключения → ХХ. Заполните его накануне консилиума. В протоколе консилиума зафиксируйте результаты всех обследований и в первичной числовой форме и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В заключении информацию разбейте на 4 раздела.
В первом разделе опишите психологические особенности обучения, поведения и самочувствия ребенка в период сбора информации. описание дается в свободной фор ме, но с опорой на компоненты психолого-педагогичес кого статуса школьника.
Во втором назовите те сферы психической жизни ребенка, в которых обнаружили нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы. опишите конкрет ные проявления этих нарушений. например, умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, которые про являются в личностных акцентуациях или от клонениях в поведении, асоциальных проявлениях. По возможности укажите причины нарушений.
В третьем разделе назовите сферы психического развития ребенка, которые выраженны индивидуальными особенностями, опишите их проявления.
В четвертом – перечислите возможные формы сопровождения, которые будут адекватны для расматриваемого случая.
Когда представляете на консилиуме ребенка, опирайтесь на первичные данные протокола. Участникам ППк предоставьте только заключение.
Заключение можно составить по классу или в целом по параллели классов.
Работу ППк начинайте с обсуждения трудных случаев. на этом этапе выступите одним из организаторов и активных участников работы консилиума. В выступлении опирайтесь на разнообразные объективные методы, научную обоснованность.
Участники консилиума формируют представление об актуальном состоянии ребенка и перспективах его ближайшего развития, а так же учитывают факторы, которые влияют на его обучение и развитие.
Когда обсуждаете на консилиуме индивидуальный случай, совместно с коллегами сформулируйте стратегию сопровождающей работы: какого рода помощь требуется ребенку, каким конкретным содержанием наполнить развивающую работу с ним, какие его особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения. Разработайте шаги и методы сопровождения школьника. определите задачи специалистов сопровождения по отношению к ребенку или классу, параллели.
Следующий шаг – участники консилиума обсуждают какую работу берет на себя каждый специалист, какую педагоги параллели, какую семья или специалисты различного профиля вне школы. В соответствии с этим определите, в какой форме возьмете на себя работу с родителями и педагогами-предметниками.
Подробно обсудите детей, которые испытывают выраженные проблемы обучения и развития. Работу с ними планируйте в группе. В протоколе фиксируйте те особенности, на которые следует обратить внимание педагогам. об этих особенностях сообщите во время групповой консультации с ними.
По итогам работы с индивидуальным случаем участники консилиума заполняют итоговый документ – заключение ППк. Пример заключения ППк → ХХ. Примите активное участие в составлении заключения, рекомендаций и других материалов ППк, которые определяют стратегию и тактику педагогической работы. если работа консилиума идет с классами, проведите анализ данных по параллели, выработайте рекомендации, организуйте психологическую и педагогическую, просветительскую и консультативную работу с педагогами и родителями.
Поскольку все решения консилиума носят рекомендательный характер, необходимо выяснить у родителей (законных представителей) учащегося согласны ли они на оказание психолого-педагогической помощи их ребенку. Поэтому прежде чем проводить психолого-педагогическое сопровождение ребенка по результатам ППк, необходимо получить от родителей (законных представителей) согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Пример заявления о согласии → ХХ.
Когда реализуете решения ППк, вы создаете оптимальные психологические условия для обучения и развития школьников.
Приложение 1
Пример заявления
родителя о согласии на проведение психолого-педагогического обследования
ребенка
Директору ГБОУ «Школа № 1»
(наименование оо)
И.А. Ивановой
(Ф. И. о. директора)
от М.И.
Степановой паспорт: 12 34 123456
зарегистрированного(ой) по адресу: 123456,
г. Энск, ул. Весенняя, д. 1 тел.: (455) 123-4567
Я, Мария Ивановна Степанова ,
(Ф. И. О. родителя (законного представителя) полностью)
руководствуясь п. 6 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», заявляю о согласии на проведение обследования специалистами психолого-педагогического консилиума моего ребенка Игоря Андреевича Степанова .
(Ф. И. О. ребенка)
Я получил(а) объяснения о цели обследования, о его длительности, об условиях и порядке проведения, а также информацию о возможных вариантах получения результатов обследования. Мне была предоставлена возможность задавать вопросы, касающиеся обследования.
Я полностью удовлетворен(а) полученными сведениями.
До меня доведены предоставленные моему ребенку в ходе тестирования права: 1) психологическое тестирование будет проводиться только после выражения родителем письменного согласия на его проведение;
2) результаты психологического тестирования носят конфиденциальный характер, не подлежат разглашению и будут доступны только психологу;
3) в процессе проведения психологического тестирования ребенок имеет право отказаться отвечать на тот или иной вопрос или вообще отказаться от дальнейшего участия в данной процедуре; 4) перед началом психологического тестирования ребенок будет ознакомлен с тематикой вопросов, которые будут ему заданы.
Мне известно, что после проведения тестирования я вправе ознакомиться с его результатами у психолога, а педагогу и администрации выдаются только рекомендации по работе с моим ребенком.
Настоящим даю свое согласие на обработку и использование в образовательной организации моих персональных данных и моего ребенка.
Я
подтверждаю, что даю настоящее согласие по своей воле, действуя в интересах
моего несовершеннолетнего ребенка.
«12» сентября 2017 г. М.И. Степанова
(дата) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 2
Пример заключения по
результатам диагностического обследования ребенка
Описание проблемы на момент проведения обследования:
У мальчика
возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность
интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия
учебной задачи, часто и быстро отвлекается. Не сформирован внутренний план
действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец.
Работоспособен, учеб ная мотивация достаточно высокая. Отношения с
одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практи чески не
вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка
не устойчивая.
Наличие отклонений или нарушений в развитии:
Выявлены
определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной
регуляцией психичес кой активности, низкой осведомленностью и недостаточным
запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины – нарушения
интеллектуального раз вития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие
социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет жил у
бабушки (в настоящее время живет с родителями).
Особенности психического развития, выявленные на обсле довании:
Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя.
Возможные формы сопровождения:
Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка.
Педагог-психолог
Е.П.
Власова
«12» сентября 2017 г.
Участники консилиума: заместитель директора
по учебно-воспитательной работе (УВР), классный руководитель,
педагог-психолог.
Актуальное состояние: Плохо усваивает
учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают
задания, требующие логического осмысления, творческого воображения. У мальчика
плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние не устойчивое,
тревожное. Ситуации публичного ответа вызывают тревогу. В общение с педагогами
старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан,
аккуратен.
Наличие отклонений и особенностей развития: Существуют
определенные нарушения в познавательной сфере (низкая произвольность,
несформированность внутреннего плана учебных действий, сформированность
логических операций в рамках требований программы пятого класса),
которые могут быть скомпенсированы при организации специальной работы.
Мальчик «педагогически запущен» из-за отсутствия должного внимания к его
развитию в семье.
Содержание сопровождающей деятельности и ее
предпочтительные формы: развитие познавательной деятельности,
навыков организации интеллектуальных учебных действий, ликвидация пробелов в
знаниях, снижение уровня тревожности, страха общения с педагогами, обучение
навыкам общения со взрослыми.
Содержание сопровождающей деятельности участников ППк
Участник ППк |
Содержание и форма работы |
Сроки проведения |
Педагог- психолог |
1. Включение в коррекционную группу пятиклассников с трудностями в поведении. 2. Индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы. 3. Информирование педагогов об особенностях и проблемах ребенка на групповой консультации, помощь в разработке стратегий педагогической помощи и сопровождения. 4. Проведение индивидуальной консультации с семьей (первая встреча может быть проведена совместно с педагогом) |
14.11.2017 – 22.01.2018 |
Классный руководитель |
1. Разработка и реализация помощи: организация специальных дополнительных занятий, создание благоприятных условий для работы учащегося во время урока: доброжелательная атмосфера, временное снижение учебных требований, преимущественное использование письменных опросов или устных ответов вне урока. 2. Проведение индивидуальной консультации с семьей |
09.10.2017 – 30.11.2017 |
Заместитель директора по УВР |
1. Оказание методической помощи классному руководителю в организации педагогической работы. 2. Оказание методической помощи учителям-предметникам в организации работы с ребенком. |
В течение учебного года |
Педагог-психолог Е.П. Власова
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Классный
руководитель Н.М.
Смирнова
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Зам.
директора по УВР О.Г.
Матюшкин
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 4
Пример заявления
родителя о согласии на психолого- педагогическое сопровождение ребенка
Директору ГБОУ «Школа № 1»
(наименование оо)
И.А. Ивановой
(Ф. И. о. директора)
от М.И. Петровой паспорт: 12 34 123456
зарегистрированного(ой)
по адресу: 654321, г. Энск, ул. Летняя, д. 5 тел.: (455)
765-4321
Я, Мария Игоревна Петрова ,
(Ф. И. О. родителя (законного представителя) полностью)
руководствуясь ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», заявляю о согласии на оказание моему ребенку Андрею Ива-
(Ф. И. О. ребенка) новичу Петрову психолого-педагогической помощи в рамках психолого-педагогического сопровождения специалистами психолого-педагогического консилиума в виде
в связи с тем, что он испытывает трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Мне известно, что я могу отказаться от психолого-педагогического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов), предоставив в образовательную организацию заявление об отказе на имя директора школы.
Я подтверждаю, что, давая настоящее согласие, я действую по своей воле и в интересах моего несовершеннолетнего ребенка.
«12» сентября 2017 г.
М.И.
Петрова
(дата) (подпись) (расшифровка подписи)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.