Для психолога

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10.docx

Диагностика психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов (ГИА, ЕГЭ) // Справочник педагога-психолога. Школа. № 2, 2016 г.

 

Автор: Соловьева Дарья Юрьевна,

педагог-психолог

МАОУ СОШ № 31 г. Сыктывкара.

 

Проблема психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов, а особенно ЕГЭ (ГИА), приобретает особую актуальность и становится одним из приоритетных направлений деятельности школьного психолога. Первый этап работы по данному направлению начинается с изучения уровня психологической готовности старшеклассников к сдаче экзаменов. Однако, в психолого-педагогической литературе практически отсутствуют методы диагностики психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов. В основном школьными психологами используются методы оценки уровня тревожности, уверенности в себе, устойчивости к стрессу, эмоциональной напряженности и т.п.

Итак, каким должен быть человек, чтобы успешно сдать этот экзамен? Что должна включать в себя психологическая готовность? М.Ю. Чибисова определяет психологическую готовность «как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ»[2]. Она предлагает выделить три основных компонента готовности, а именно познавательный, личностный и процессуальный компоненты.

Познавательные трудности связаны в первую очередь с недостаточным объемом знаний или недостаточной степенью их усвоения и систематизации, недостаточным развитием общеучебных навыков.

Личностные трудности связаны с недостаточным представлением о самой процедуре экзамена, отсутствием поддержки со стороны взрослых, самостоятельности.

Процессуальные трудности связаны с отсутствием четкой структуры действий, поскольку сама процедура сдачи ЕГЭ неизвестна.

Мы взяли за основу представление о психологической готовности к ЕГЭ, которое предлагает М.Ю. Чибисова, но несколько иначе представили компоненты готовности.

Мы предлагаем, вашему вниманию, методику изучения психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов[1], которая включает в себя такие составляющие психологической готовности как умение устанавливать контакты, ладить с людьми, уровень тревоги перед предстоящими экзаменами, показатели эмоционального состояния (личностный компонент); владение навыками самоконтроля и самоорганизации, знания по предмету и общеучебные навыки (познавательный компонент).

Методика изучения психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов предназначена для работы с учащимися выпускных 9-х, 11-х классов.  Она имеет ориентировочный характер и позволяет оценить уровень психологической готовности к сдаче экзаменов глазами самих выпускников.

Методика может быть использована для скрининговой диагностики, а так же для оценки результативности деятельности педагога-психолога (в этом случае диагностика проводится до и после занятий по повышению уровня психологической готовности).

Перед началом тестирования учащимся раздаются бланки, которые они подписывают и с которыми самостоятельно работают.

 

Инструкция: «Вам всем прекрасно известно, что впереди вас ждут экзамены. Какие чувства, какие мысли вас охватывают, когда вы слышите это слово. Я думаю, что многим из вас не безразлично то, как вы сдадите экзамены. Но знаете ли вы о том, что к экзамену нужно быть готовым не только умственно и физически, но и психологически. Поэтому нам важно знать, готовы ли вы психологически к сдаче экзаменов.

Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если утверждение соответствует Вашему имеющемуся опыту или часто повторяющимся состоянием (т.е. если Вы с утверждением согласны), то у его порядкового номера поставьте знак «+» или напишите «да». Если же Вы с утверждением не согласны, то напишите знак «-» или ответ «нет». Старайтесь не делать пропусков и отвечать на все утверждения».

 

Текст методики:

1.  Мне с трудом удается сосредоточить свое внимание при подготовке к экзамену.

2.  Отступление учителем от основной темы урока сильно отвлекает меня.

3.  Меня постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах.

4.  Иногда мне кажется, что мои школьные знания по отдельным предметам ничтожны.

5.  Готовясь к экзаменам, я обычно «опускаю руки», если долго не могу выполнить какое-либо задание.

6.  Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.

7.  Я болезненно реагирую на критические замечания учителя.

8.  Неожиданный вопрос учителя приводит меня в замешательство.

9.  Меня сильно беспокоит положение в классе.

10.               Я безвольный человек и это отражается на моей успеваемости и подготовке к экзаменам.

11.               При подготовке к экзаменам я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании.

12.               Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед экзаменами.

13.               Порой, готовясь к экзаменам, мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала и это меня пугает.

14.               Во время ответа на уроке я обычно сильно смущаюсь.

15.               Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.

16.               Во время выступления или ответа на уроке я начинаю заикаться.

17.               Мое эмоциональное состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

18.               Я часто ссорюсь с друзьями по школе из-за пустяков и потом жалею об этом.

19.               Состояние класса и отношение его ко мне очень влияет на мое настроение.

20.               После спора или ссоры я долго не могу успокоиться.

21.               У меня обычно не бывает головных болей после длительной и напряженной учебной работы.

22.               Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа, даже мысли о предстоящих экзаменах.

23.               Не выполненные задания или неудачи на тренировочных экзаменационных  работах не волнуют меня.

24.               Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед предстоящими экзаменами.

25.               Я обычно в числе первых заканчиваю тренировочную экзаменационную работу и стараюсь не думать о возможных ошибках.

26.               Мне обычно не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, задаваемого учителем, экзаменатором.

27.               Насмешки одноклассников не портят мне настроение.

28.               Я обычно сплю спокойно и не мучаюсь во сне, даже если у меня в школе неприятности.

29.               В классе я чувствую себя легко и непринужденно.

30.               Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что планировал.

 

Обработка результатов:

1. Подсчитайте сколько ответов «да» имеется в утверждениях с 1 по 20.

2. Подсчитайте сколько ответов «нет» в утверждениях с 21 по 30 .

3. Сложите все числа и полученный ответ сравните со шкалой оценки.

Шкала оценки:

0 – 10 баллов –  высокий уровень

11 – 20 баллов –  средний уровень

21 – 30 баллов –  низкий уровень

 

Интерпретация:

Показатели психологической готовности:

Умение устанавливать контакты: вопросы под номерами 2, 7, 8, 9, 18, 19, 20, 27, 29

Тревога перед экзаменами: вопросы под номерами 3, 6, 12, 13, 15, 23, 24,

Эмоциональное состояние: вопросы под номерами 14, 16, 17, 21, 22, 28

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: вопросы под номерами 1, 5, 6, 10, 11, 25, 26, 30

Знания по предмету и общеучебные навыки: вопросы под номерами 4, 6, 8, 13

 

Высокий уровень психологической готовности учащиеся психологически готовы к сдаче экзаменов, уверенны в своих силах, они знают, как выбрать наилучший способ выполнения заданий, умеют правильно распределить время и силы во время экзамена, адекватно оценивают свои знания, умения, способности, умеют устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми. Эти учащиеся спокойно выдерживают стрессовые ситуации и способны, преодолевая себя, активно и успешно действовать.

Однако, есть вероятность того, что некоторые учащиеся относятся к предстоящим экзаменам формально, их не волнует ни подготовка к экзамену ни будущие результаты, им все равно какую оценку они получат, у них преобладает безразличное отношение к ЕГЭ (ГИА).

Средний уровень психологической готовности у этих учащихся преобладают тревожные мысли, их пугают возможные неудачи на экзаменах, они в некоторой степени могут испытывать неуверенность перед предстоящими экзаменами. Но данный уровень тревожности скорее следует считать адаптационным, т.е. связанным с изменением социальной ситуации учащихся, а их эмоциональное состояние в целом – удовлетворительным. Так же эти учащиеся не всегда могут настроиться на продуктивную работу и правильно организовать как подготовку к экзамену, так и свою работу непосредственно на экзамене. Им не хватает силы воли, и они бросают начатое, если что-то не получается. Часто они готовятся к экзаменам под настроение.

Низкий уровень психологической готовности учащиеся психологически не готовы к сдаче экзаменов. Ситуация экзамена вызывает у них сильное беспокойство, тревогу, напряжение. Таких учащихся постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах, они не знают, как успокоить себя во время экзамена. У них не сформированы навыки управления и контроля своей деятельности, им тяжело переключаться или переходить от одного типа заданий к другому. При этом их знания по предметам могут быть удовлетворительными. Им характерны неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без имеющихся на то причин, высокая ранимость и обидчивость, ведущие к конфликтности в межличностных отношениях с учителями и одноклассниками. Данным учащимся необходима дополнительная психолого-педагогическая помощь в подготовке к экзаменам.

 

 

Список литературы:

1. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

2. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009. – 184 с.


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Модифицированный нами вариант методики изучения эмоциональной напряжённости Д. А. Шумилова [1].