Для психолога

  • doc
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10.doc

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________ возраст _____________

 

Кратковременная речевая память

III уровень. Ребенок может не понимать объяснений учителя или обращенных к нему вопросов, не повторенных 2 – 3 раза. Особые сложности он будет испытывать при объяснении нового материала. Можно выделить следующие наиболее вероятные причины недостаточного развития кратковременной речевой памяти:

1.      Функциональные нарушения мозга (ММД).

2.      Слабое речевое развитие, малый словарные запас, связанные с низким уровнем культуры и социально-педагогической запущенностью.

3.      Абсолютное доминирование кинетической и визуальной репрезентативных систем.

4.      Высокий уровень личностной тревожности.

5.      Сочетание общей инфантильности ребенка с высокой беспечностью

Возможно одновременное сочетание нескольких причин.

III уровень. Это означает, что память пока является простой, ассоциативной. Ребенок непосредственно запечатлевает то, что слышит, но данная память может обеспечить в школе только зубрежку.

IVV уровень. Это свидетельствует о сильной речевой памяти, но еще не означает, что повода для беспокойства нет. Общие выводы об успешности обучения можно делать только после сравнительного анализа уровней развития памяти и мышления ребенка. Память как базовый психический процесс начинает функционировать с самого рождения и поэтому имеет значительно больше возможностей для своего развития и укрепления, нежели мышление. Мышление формируется позже, и часто его развитие тормозиться сильной памятью. У ребенка просто не возникает потребности в какой-либо обработке информации, так как и без этого он может легко запомнить и дословно воспроизвести значительный по объему материал.

 

Кратковременная зрительная память

III уровень. Наличие наглядной информации не улучшает запоминание материала. Ребенок может вообще не обратить на нее никакого внимания. Или же, напротив, изобилие наглядной информации без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания материала.

III уровень. Это означает, что память пока является простой, ассоциативной. Она не может компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти.

IVV уровень. Можно говорить о наличии у ребенка структурной памяти, а именно о ее качественно более высоком уровне развития. Запоминание отдельных единиц информации происходит не последовательно, а одновременно, путем объединения в некий целостный образ. Это позволяет ребенку, который сразу не понял объяснения учителя, через некоторое время вдруг прийти к пониманию. При этом преобразование информации, «доведение ее до правильной структуры» происходит в голове ребенка как бы само собой - ему вдруг все становится ясным.

 

Речевое развитие

I уровень. Речевое развитие на уровне патологии, т.е. задержка речевого развития. В основе могут лежать осложнения неврологического и физиологического характера. Необходима консультация у невропатолога, логопеда, дефектолога.

II уровень. Ребенок не сможет сказать того, чего нет в его внутреннем опыте, и чего он не сможет представить. Также если он слышит фразы, которые он никогда не использовал в своей речи, то он их не воспринимает и не понимает, или воспринимает, но искаженно. Случайно выделенные слова или группы слов могут порождать в голове ребенка образы, не имеющие никакого отношения к ее смыслу, но именно эти образы и оседают в его памяти. При этом никаких сомнений в правильности понимания у него не возникает. Если у ребенка хорошо развита речевая память, то он сможет повторить все объяснения учителя практически дословно. И только последующие ошибки, которые он допустит в самостоятельной работе, покажут, что понимание отсутствует.

III уровень. Среднее речевое развитие достаточно для обучения по общеобразовательной программе.

IVV уровень. В начальных классах у таких детей проблем обычно не возникает. Однако прежде чем давать благоприятный прогноз, следует посмотреть, как развито у ребенка мышление. Опережение в речевом развитии обычно подавляет формирование мышления. Ребенок может быть говорлив, свободно пользоваться в рассуждениях оборотами взрослой речи, но если его понятийное мышление развито слабо, он может не иметь ни какого представления о предмете рассуждений.

 

Развитие мышления

Понятийное интуитивное мышление

Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо как база для усвоения школьных знаний.

III уровень. Понятийное интуитивное мышление развито слабо. Ребенок не только не способен самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной программы, но и не видит смысла в том, что ему приходится делать на уроках. Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать школьные знания в своем личном опыте. Если учебная деятельность ребенка пока успешна, то только за счет памяти и усидчивости. Если при этом и понятийное логическое мышление развито слабо, то проблемы могут возникнуть довольно быстро.

III уровень. Понятийное интуитивное мышление развито средне. Свидетельствует о том, что необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. Само по себе мышление не развивается, категория «созревание» к нему не применима, прогрессивных возрастных изменений можно так и не дождаться. Для развития полноценного понятийного мышления в данном случае ребенку необходима помощь. Взрослые должны постоянно контролировать, чтобы ребенок не просто вызубривал и повторял заданный материал, но и правильно понимал его.

IVV уровень. Ребенок способен понимать то, что учитель объясняет на уроках, самостоятельно разбираться с домашними заданиями и вписывать в свой личный опыт приобретаемые в школе знания.

Понятийное логическое мышление

Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике.

III уровень. Понятийное логическое мышление развито слабо. Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогичные задания. Либо ребенок не понимает, какова зона применения правила, и использует его там, где оно не работает.

IIIV уровень. Средний и высокий уровень развития понятийного логического мышления – ребенок уже способен чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике. Однако благоприятный прогноз дальнейшего развития полноценного понятийного мышления возможен только при условии наличия интуитивного компонента.

Абстрактное мышление

II уровень. Мышление ребенка остается преимущественно образным, он оказывается не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала. Задания оказываются для него непосильными. Ребенок не сможет решать задачи ”прикидкой”, выделяя алгоритм и оценивая порядок численного результата, и задачи “в общем виде”, когда условие дано не в числовом, а в буквенном варианте.

III уровень. При наличии развитого понятийного мышления свидетельствует о том, что база для формирования абстрактного мышления уже имеется. Если ребенок будет уделять математике не меньше внимания, чем остальным предметам, то постепенно разовьется полноценное абстрактное мышление. Если понятийное мышление развито недостаточно или его логический компонент находиться на слабом уровне, то даже при успешном овладении математикой формируются только ограниченные вычислительные способности.

IVV уровень. При наличии развитого понятийного мышления свидетельствует о становлении интеллекта более высокого уровня. Следует предоставлять ребенку возможности разнонаправленной интеллектуальной активности, чтобы обеспечить дальнейшее гармоничное развитие способностей. Рекомендуется обучение по гимназическим программам повышенного уровня.

Педагог-психолог Соловьева Д.Ю. ___________________                                   Дата ___________