СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА
Классный руководитель: Фамилия ________ Имя _____ Отчество
Класс _______ Количество учащихся _______ Кабинет __________
Квалификация ___________ Образовательный уровень __________
№ |
Фамилия Имя Отчество |
Дата рожд. |
Домашний адрес |
Родители |
Место работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условные обозначения:
1. Образовательный уровень родителей: А – высшее; Б – средне специальное; В – среднее.
2. Социальный статус родителей: А – интеллигенция; Б – рабочие; В – служащие; Г – частные предприниматели; Д – безработные.
3. Учащиеся «группы риска»: А – состоящие на учете в ПДН; Б – состоящие на учете в КДН; В – состоящие на ВШК.
4. Учащиеся, проживающие в неблагополучных семьях: А – ведущих аморальный, асоциальный образ жизни; Б – с нарушенными взаимоотношениями; В – допускающих безнадзорность детей; Г – с жестоким обращением с детьми.
5. Учащиеся, нуждающиеся в социальной защите: А – с низким материальным обеспечением; Б – попавшим в экстремальную ситуацию; В – семьи-опекуны; Г – многодетные семьи; Д – воспитывающие детей с ограниченными возможностями; Е – неполные семьи: 1) – мать; 2) – отец.
КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ Р.Бернса и С.Кауфмана
Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Предложите: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».
В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке.
При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:
1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);
2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
Для теста КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов:
1) благоприятная семейная ситуация,
2) тревожность,
3) конфликтность в семье,
4) чувство неполноценности в семейной ситуации,
5) враждебность в семейной ситуации.
Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)
Симптомокомплекс |
№ |
Симптом |
Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация
II. Тревожность
III. Конфликтность в семье
IV. Чувство неполноценности в семейной ситуации
V. Враждебность в семейной ситуации |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6
7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Общая деятельность всех членов семьи Преобладание людей на рисунке Изображение всех членов семьи Отсутствие изолированных членов семьи Отсутствие штриховки Хорошее качество линии Отсутствие показателей враждебности Адекватное распределение людей на листе Другие возможные признаки Штриховка Линия основания — пол Линия над рисунком Линия с сильным нажимом Стирание Преувеличенное внимание к деталям Преобладание вещей Двойные или прерывистые линии Подчеркивание отдельных деталей Другие возможные признаки Барьеры между фигурами Стирание отдельных фигур Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур Выделение отдельных фигур Изоляция отдельных фигур Неадекватная величина отдельных фигур Несоответствие вербального описания рисунка Преобладание вещей Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи Член семьи, стоящий спиной Другие возможные признаки Автор рисунка непропорционально маленький Расположение фигур на нижней части листа Линия слабая, прерывистая Изоляция автора от других Маленькие фигуры Неподвижная по сравнению с другими фигура автора Отсутствие автора Автор стоит спиной Другие возможные признаки Одна фигурка на другом листе или на другой стороне листа Агрессивная позиция фигуры Зачеркнутая фигура Деформированная фигура Обратный профиль Руки раскинуты в стороны |
0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1
0,1; 2,3 0,1 0,1 0,1 0,1; 2 0,1 0,1 0,1 0,1
0,2 0,1; 2 0,2
0,2 0,2 0,2 0,1 0,1 0,2
0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1
0,2 0,1 0,2
0,1 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 |
Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка_________________________________________
Дата рождения ______________ Дата эксперимента ________________
Приложение 3
Ответьте, пожалуйста, на вопросы опросника.
Методика «Диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил» А.Н. Орла
Цель методики: выявить предрасположенность к преодолению социальных норм и правил в поведении детей.
1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
2. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
3. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
4. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
5. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке "Если нельзя, но очень хочется, то можно".
6. Иногда я говорю неправду.
7. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
8. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
9. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.
10. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.
12. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
14. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
15. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
16. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
17. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
18. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
19. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
20. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
Ключи и процедура подсчета тестовых баллов
Каждому ответу при совпадении с ключом присваивается один балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
Ключ: 1 (нет); 2 (нет); 3 (да); 4 (да); 5 (да); 6 (да); 7 (да); 8 (да); 9 (да); 10 (да); 11 (да); 12 (да); 13 (нет); 14 (да); 15 (да); 16 (нет); 17 (да); 18 (да); 19 (да); 20 (нет).
Результаты:
0 – 4 балла - низкий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
5 – 15 баллов – средний уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
16 – 20 баллов – высокий уровень склонности к преодолению социальных норм и правил.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.