Коррекционно-развивающая программа для младших школьников из неблагополучных семей
Цели коррекционно-развивающей программы для младших школьников из неблагополучных семей:
• снижение уровня общей и школьной тревожности;
• снижение агрессии, агрессивности;
• повышение уверенности в себе, самооценки;
• уменьшение эмоциональных реакций, сопровождающих агрессивное поведение;
• обучение навыкам конструктивного реагирования на отрицательные эмоции.
Программа рассчитана на 16 занятий. Проводятся они 1–2 раза в неделю, продолжительность – 45–60 мин. Количество человек в группе: 8–15.
В качестве основы программы используются элементы группового психологического тренинга, который служит методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия.
Структура занятия:
1. Вводная часть. Ритуал приветствия – с обязательным рукопожатием.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть. Рефлексия. Ритуал прощания.
Содержание коррекционно-развивающей программы для младших школьников из неблагополучных семей
№ занятия |
Цель |
Содержание (игры и упражнения) |
1
|
Знакомство детей с правилами поведения на занятии. Введение ограничений, норм поведения, направленное на структурирование занятия, придание ему смысла, оптимизацию процесса ориентировки детей в ограничениях активности |
1. Ритуал приветствия. 2. Обсуждение: • для чего мы здесь собрались; • что нужно делать, как себя вести, чтобы всем присутствующим было хорошо. Итог обсуждения – формулировка правил поведения (в безличной императивной форме). 3. "Первая буква имени". 4. "Мяч в кругу". 5. "Связующая нить". 6. "Черные шнурки" |
2
|
Снятие эмоциональной напряженности: создание атмосферы защищенности и взаимного доверия в группе. Снижение вербальной агрессии |
1. "Волшебное слово". 2. "Ругаемся овощами". 3. "Обзывалы". 4. "Тух-тиби-дух". 5. "Воздушный шарик". 6. "Паутинка" |
3
|
Развитие уверенности в себе
|
1. "Мои недостатки и достоинства". 2. "Мои сильные стороны". 3. "Здравствуй, Я, мой любимый". 4. "Я в лучах солнца". 5. "Какой я в общении" |
4
|
Формирование навыков адекватного реагирования в конфликтной ситуации, отреагирование гнева, снятие эмоционального напряжения, агрессии
|
1. Рисование ситуации, в которой ребенок причинял зло, вред другим. 2. "Куда уходит гнев". 3. "Добрый бегемотик". 4. "Рано-рано два барана...". 5. "Ласковые имена". 6. "Черепаха" |
5
|
Снижение тревожности, связанной со школой |
1. "Мои школьные трудности". 2. "Иностранец в школе". 3. "Что лежит в портфеле?" 4. "Школа для животных". 5. "Изобрази предмет" |
6
|
Снижение агрессии, формирование навыков безопасного выражения негативных эмоций
|
1. "Куда уходит злость". 2. "Бумажка". 3. "Покажи, где в твоем теле прячется злость". 4. "Прогоним нашу злость". 5. "Руки". 6. "Путешествие на облаке" |
7
|
Повышение уверенности в себе путем обучения навыкам конструктивного реагирования на эмоции |
1. "Дракон". 2. "Доброе животное". 3. "Маленькое приведение". 4. "Глаза в глаза". 5. "Разозлились – одумались". 6. "Злые – добрые кошки" |
8 |
Развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам |
1. "Обида". 2. "Копилка обид". 3. "Критика". 4. "Несказочные проблемы". 5. "Лабиринт злодеев" |
9
|
Снижение агрессии, формирование навыков конструктивного поведения. Обучение детей техникам ауторелаксации и саморегуляции |
1. "Ворвись в круг". 2. "Зайчики". 3. "Да и нет". 4. "Перетягивание каната". 5. "Камешек в ботинке" |
10 |
Развитие способности контролировать негативные эмоции, формирование объективного отношения к критике, неудачам и обидам |
1. "Обида". 2. "Копилка обид". 3. "Критика". 4. "Волшебный базар". 5. "Театр масок". 6. "Страшная маска" |
11 |
Развитие самоконтроля, снятие мышечных зажимов, снижение агрессивности, снятие психоэмоционального напряжения
|
1. "Аукцион". 2. "Яблоко". 3. "Минута разговора". 4. "Передай другому". 5. "Избавься от тревог". 6. "Пирог с начинкой" |
12 |
Формирование адекватной самооценки, развитие навыков уверенного поведения
|
1. "Город уверенности". 2. "Я – хозяин". 3. "Свободный микрофон". 4. "Какой я в общении". 5. "Я – это Я" |
13 |
Снижение личностной тревожности
|
1. "Друг для друга". 2. "Город уверенности". 3. "Первая проба". 4. "Откуда приходит страх". 5. "Чувствую себя хорошо". 6. "Аукцион" |
14 |
Снижение агрессивности, формирование навыков ауторелаксации и саморегуляции |
1. "Серебряное копытце". 2. "Я больше всего злюсь, когда…". 3. "Колодец". 4. "Возьми себя в руки". 5. "Ива – тополь" |
15 |
Снижение уровня школьной тревожности |
1. "Мои школьные трудности". 2. "Иностранец в школе". 3. "Урок и перемена". 4. "Школа для людей". 5. "За что меня любит учитель" |
16 |
Подведение итогов, обсуждение, обмен мнениями, опытом, отработка приобретенных навыков |
1. Проигрывание различных ситуаций. 2. "Мой портрет в лучах солнца". 3. "Каким был тренинг". 4. "Благодарность без слов". 5. "Дом моей души". 6. "Чемодан в дорогу". |
Примечание
Родители оповещаются о работе по программе. В идеале надо работать и с ними, но они, как правило, на контакт не идут – другие "цели" и "приоритеты" в жизни.
Результат программы носит временный характер, поскольку ребенок опять попадает в неблагополучную семью. Можно работать по симптоматическому типу – осуществлять коррекцию только внешних проявлений. В идеале нужны каузальная диагностики и коррекция (работа с причинами), но на это не всегда соглашаются даже относительно благополучные родители.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.