Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Утверждена
Комиссией Правительства
Российской Федерации
по законопроектной деятельности
(протокол от 1 июня 2009 г. N 20)
Концепция
проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
1. Основная идея,
цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется
действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом
ранее имевшихся
Основной идеей законопроекта является
установление системного и функционально более полного правового регулирования
общественных отношений, возникающих в сфере образования, обеспечение
стабильности и преемственности в развитии законодательства об образовании,
совершенствование законодательных основ отечественной системы образования,
обеспечивающих ее эффективное функционирование и развитие в современных
условиях.
Актуальность и своевременность задачи
обновления законодательства в области образования обусловлена, с одной стороны,
динамичным развитием и процессами модернизации системы образования, с другой -
ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями
образовательной практики и ее законодательным обеспечением, снижением
эффективности правового регулирования в сфере образования.
Целью разработки законопроекта
является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской
Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие
с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение
эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для
обновления и развития российской системы образования в соответствии с
современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития
инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в
сфере образования.
Предметом правового регулирования
законопроекта являются общественные отношения, связанные с реализацией права на
образование и обеспечением государственных гарантий прав граждан Российской
Федерации в сфере образования, в том числе возникающие в процессе реализации
прав и обязанностей лиц при получении образования различного уровня как за счет
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и с оплатой
стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в связи с
деятельностью образовательных организаций, основанных на различных формах
собственности, а также в процессе государственного регулирования и контроля
исполнения законодательства в области образования.
Действие норм законопроекта будет
распространяться на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства, органы государственной власти Российской Федерации и их
должностных лиц, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
их должностных лиц, органы местного самоуправления и их должностных лиц,
образовательные организации, а также иные организации, осуществляющие
образовательную деятельность.
Установленные в настоящее время
Законом Российской Федерации "Об образовании", Федеральным законом
"О высшем и послевузовском профессиональном образовании", иными
законодательными актами и подзаконными нормативными правовыми актами,
регламентирующими общественные отношения в сфере образования, права и
обязанности лиц, на которых будет распространяться действие норм законопроекта,
будут уточнены и систематизированы.
Законопроектом также будут
установлены новые права и обязанности субъектов системы образования, вытекающие
из необходимости:
отражения современных требований к
образованию, направленных на удовлетворение объективных запросов общества и
реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития
страны;
создания условий для ведения экспериментальной
и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в
образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и
направленной на более полную реализацию права на образование;
повышения доступности образования и
его качества;
устранения пробелов и снятия
противоречий, содержащихся в действующем законодательстве.
В частности, законопроектом будут
уточнены задачи законодательства в сфере образования и четко сформулированы его
цели, устранены имеющиеся пробелы, преодолен декларативный характер ряда норм,
разработаны эффективные правовые механизмы их реализации, уточнен и расширен
понятийный аппарат законодательства об образовании. Законодательное оформление
получат такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных
отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного
образования, получения образования в соответствии со склонностями и
потребностями. В результате принятия законопроекта будут созданы законодательные
механизмы, обеспечивающие динамичное развитие системы образования, в том числе
способствующие увеличению разнообразия видов образовательных организаций и
спектра образовательных услуг, развитию различных форм получения образования,
интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, обеспечению
мобильности обучающихся за счет снятия излишних ведомственных барьеров и
ограничений, апробации и использованию новых образовательных технологий,
педагогических методик, внедрению новых моделей и субъектов экономической
деятельности в сфере образования и другие.
Ряд положений законопроекта будет
направлен на законодательное обеспечение открытости системы образования, в том
числе путем закрепления реальных механизмов участия заинтересованных
представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке
эффективности образовательной деятельности, информационной открытости и
обязательной публичной отчетности образовательных организаций вне зависимости
от организационно-правовых форм и других.
Законопроектом предполагается
регламентировать отношения на всех уровнях образования, в том числе посредством
сохранения оправдавших себя на практике норм Закона Российской Федерации
"Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" и типовых положений об образовательных
учреждениях, а также включения новых норм, вытекающих из современных
потребностей модернизации и развития образования, направлений
социально-экономического развития страны и государственной образовательной
политики.
2. Место будущего закона в системе
действующего законодательства
Законопроект представляет собой
нормативный правовой акт, регламентирующий отношения в сфере образования и
выполняющий роль системообразующего (базового) акта в системе законодательства
в области образования. Он направлен на реализацию положений статьи 43
Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на образование.
Данный законопроект в соответствии с
Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской
Федерации от 15 марта 2000 г. N 511, относится к разделу "130.000.000
Образование. Наука. Культура" и подразделу "130.010.000
Образование".
В связи с принятием законопроекта подлежит
признанию утратившим силу ряд федеральных законов:
1. Закон Российской Федерации от 10
июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании";
2. Закон Российской Федерации от 30
марта 1993 г. N 4693-1 "О минимальном размере оплаты труда" (содержит
единственную не утратившую силу статью, регламентирующую размер и условия
выплаты стипендий обучающихся государственных образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования);
3. Федеральный закон от 22 августа
1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании".
Помимо этого, в целях обеспечения
связи и соподчиненности норм, сбалансированности системы законодательства в
области образования в связи с будущим федеральным законом подлежат изменению
отдельные законодательные акты Российской Федерации, содержащие нормы,
регулирующие общественные отношения в сфере образования, а также
законодательные акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Кроме того, принятие законопроекта потребует признания утратившим силу ряда
постановлений Правительства Российской Федерации, главным образом, об
утверждении типовых положений об образовательных учреждениях, и приведения в
соответствие с новыми законодательными положениями ведомственных нормативных
правовых актов.
3. Общая характеристика и оценка
состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений
В настоящее время общественные
отношения в сфере образования на федеральном уровне регулируются нормами Конституции
Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании" и
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", а также нормами других законодательных актов, затрагивающими
отдельные вопросы образовательной деятельности.
Кроме того, отношения в сфере
образования регламентируются Указами Президента Российской Федерации, большим
количеством нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,
принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законом Российской Федерации
"Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", и ведомственными
нормативными правовыми актами Минобразования России, Госкомвуза России,
Минобрнауки России, а также Минтруда России, Минздравсоцразвития России и
другими.
В части, не противоречащей
российскому законодательству, в сфере образования до сих пор применяются
отдельные нормативные правовые акты СССР.
Принятие Закона Российской Федерации
"Об образовании" (1992 год), а также Конституции Российской Федерации
имело огромное позитивное значение для развития отечественной системы
образования в переходный период. Они заложили правовые основы обновления
отношений в этой сфере, а также выполнили важную социальную функцию сохранения
и защиты системы образования в период кризисного развития страны. Однако на их
основе не в полной мере удалось сформировать упорядоченную и сбалансированную
систему законодательства в области образования, обеспечивающую последовательное
и системное регулирование отношений в рассматриваемой сфере.
Рамочный характер Закона Российской
Федерации "Об образовании" как системообразующего акта в сфере
законодательства об образовании подразумевал принятие на его основе
специализированных законодательных актов, призванных урегулировать
правоотношения в отдельных подсистемах образования, а также установить
дополнительные гарантии прав граждан на получение образования соответствующего
уровня. Однако изначальный замысел законодателя по подготовке и принятию в
развитие Закона Российской Федерации "Об образовании" ряда законов,
имеющих более узкий предмет регулирования, был реализован только в отношении
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании". В результате многие важные аспекты правоотношений,
возникающих в отдельных подсистемах российского образования, остались
неурегулированными на законодательном уровне.
В настоящее время содержание
указанных законодательных актов вследствие социально-экономических изменений,
произошедших в последнее десятилетие в российском обществе, формирования нового
российского гражданского, налогового, бюджетного законодательства и
соответствующего изменения социально-экономических основ системы образования, а
также процессов модернизации системы образования и формирования новых
образовательных институтов и технологий, в том числе с учетом присоединения
России к Болонскому процессу, развития международных интеграционных процессов
перестает соответствовать реальным потребностям сферы образования и современным
стандартам правового регулирования.
Уже в этом десятилетии неоднократно
предпринимались попытки обновления законодательства в области образования путем
внесения отдельных изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании". Так, только в период с 2002 по 2008 годы было внесено около
200 соответствующих законодательных инициатив, принято более тридцати пяти
федеральных законов.
Положительным результатом этих усилий
стало более точное разграничение полномочий органов государственной власти и
местного самоуправления в этой сфере, обновление ряда образовательных
институтов, совершенствование правовых механизмов регламентации и контроля качества
образования и так далее. Вместе с тем постоянный процесс внесения изменений
привел к неустойчивости норм федерального законодательства, значительному по
объему дублированию положений Закона Российской Федерации "Об
образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании". Кроме того, несмотря на большое количество
внесенных в указанные законодательные акты изменений, они по-прежнему
характеризуются коллизионностью, содержат значительные пробелы, ряд норм
сохраняет декларативный характер и не обеспечен эффективными правовыми
механизмами реализации, а также в ряде случаев дублирует нормы других
законодательных актов. Это создает значительные трудности в процессе
правоприменения и свидетельствует о том, что практика внесения дальнейших
изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала
свой ресурс.
Общей проблемой законодательства в
области образования являются неразвитость и противоречивость используемого
понятийного аппарата, действующее законодательство в области образования
практически не содержит определения используемых терминов. Это относится к
определению самого понятия "образование", которое фактически
ограничивает сферу образования рамками стандартизированного или цензового (уровневого)
образования, оставляя в стороне дошкольное, начальное общее и дополнительное
образование, которые не являются уровнями образования в соответствии с нормой
пункта 5 статьи 27 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Специалистами неоднократно
указывалось также на некорректное использование в Законе Российской Федерации
"Об образовании" термина "образовательное учреждение",
который в зависимости от контекста обозначает либо организационно-правовую
форму образовательной организации "учреждение", либо родовое понятие
для любой некоммерческой организации, осуществляющей образовательный процесс,
что порождает неоправданную путаницу в процессе правоприменения. С целью
устранения данного противоречия и приведения терминологии, используемой в законодательстве
в области образования, в соответствие с Гражданским кодексом Российской
Федерации в законопроекте будет использоваться в качестве родового понятия
термин "образовательная организация".
Кроме того, в законодательстве
отсутствуют легальные определения специальных понятий, широко употребляемых в
сфере образования, в том числе таких, как образовательные услуги,
образовательный уровень (ценз), образовательная программа, учебный план,
образовательный процесс, академические права и свободы и так далее.
Назревшей является необходимость
унификации типологии образовательных организаций. Правовое закрепление
типологии образовательных организаций является одним из способов упорядочения
общественных отношений, возникающих в сфере образования, в первую очередь,
непосредственно связанных с процессом воспитания и обучения. Перечень типов
образовательных организаций закреплен в пункте 4 статьи 12 Закона Российской
Федерации "Об образовании". Однако при его формировании были
использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню
реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и
других. Такой подход не позволяет однозначно определить тип той или иной
образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация
может одновременно относиться к нескольким типам. Так, например, специальные
(коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип,
одновременно могут рассматриваться и как общеобразовательные организации в
соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.
Кроме того, закрепленная Законом
Российской Федерации "Об образовании" типология образовательных
организаций с жестким закреплением видов реализуемых образовательных программ
за каждым типом образовательной организации в настоящее время стала
препятствием для развития современных форм организации образовательной
деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий,
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, расширения спектра
образовательных услуг и так далее. Законодательно не предусмотрены возможности
реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными
организациями различных типов, образовательными и научными организациями с
участием промышленных предприятий, что является тормозом создания и
функционирования многофункциональных образовательных и научно-образовательных
центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров
профессиональных квалификаций, развития социального партнерства в сфере
образования.
В законопроекте предполагается
закрепить деление образовательных организаций по следующим критериям: на типы -
по реализуемым образовательным программам, исходя из того, что образовательная
организация может реализовывать основные образовательные программы различных
уровней; а также на виды и категории, используя в качестве показателей
отнесения к виду один или несколько показателей, таких как направленность,
повышенный объем содержания или специальные условия реализации образовательной
программы, дополнительно осуществляемые функции - содержание, лечение,
реабилитация, коррекция, научно-исследовательская и технологическая деятельность,
преобладающая форма обучения и другие.
При этом с учетом модернизации
структуры системы образования в сфере высшего профессионального образования
представляется необходимым сохранить начавшееся обособление университетского
сектора, предоставив более широкую автономию данному виду образовательных
учреждений (организаций). Это согласуется с направлениями государственной
образовательной политики по созданию системообразующих высших учебных заведений
- университетов, ориентированных на решение стратегических задач обеспечения
инновационного развития экономики (федеральных, национальных исследовательских
университетов и так далее). В связи с формированием и развитием системы
непрерывного образования, диверсификацией подсистем начального профессионального
образования и среднего профессионального образования актуальным становится
также пересмотр типологии образовательных учреждений профессионального
образования в целом, в том числе упорядочивание типологии образовательных
организаций, реализующих дополнительные профессиональные образовательные
программы.
Закрепление в законопроекте правовых
критериев и признаков классификации типов и видов образовательных организаций,
требований к ним позволит более точно определить особенности правового регулирования
деятельности образовательных организаций в различных сферах (управление,
механизмы финансирования, источники формирования и особенности правового режима
имущества, предназначенного для образовательной деятельности, требования к
материально-техническому оснащению, кадровому обеспечению с учетом специфики
реализации образовательных программ различного уровня), а также установить
взаимосвязь с конституционными правами и свободами различных категорий
обучающихся и воспитанников, педагогических работников, уточнить предмет
государственной аккредитации.
Помимо юридических и физических лиц,
непосредственно принимающих участие в образовательном процессе, в системе
образования могут функционировать иные организации, в том числе объединения
юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения,
научные организации, фонды, организации по содействию образовательным
учреждениям в развитии их материально-технической базы и иные организации. В
действующем законодательстве, по существу, имеются только отдельные положения о
деятельности общественных и государственно-общественных объединений в системе
высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 15 Федерального
закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Представляется,
что их правовое положение в сфере образования и в целом механизмы обеспечения
государственно-общественного характера управления образованием, построения
частно-государственного партнерства в этой сфере следует более полно
урегулировать в законопроекте.
Одной из серьезных проблем
законодательства в области образования является отсутствие полноценного
правового регулирования отношений, возникающих в подсистемах российского
образования. В определенной степени исключение составляет лишь подсистема
высшего и послевузовского профессионального образования, регламентация
отношений в которой осуществляется на основе норм Федерального закона "О
высшем и послевузовском профессиональном образовании". Правовое
регулирование отношений в подсистемах дошкольного, общего, начального и
среднего профессионального, а также дополнительного и специального образования
фактически осуществляется посредством типовых положений об образовательных
учреждениях соответствующих типов. Однако нормы типовых положений в силу их
статуса и направленности не могут служить основой правового регулирования целой
подсистемы образования, тем более что для негосударственных образовательных
организаций типовые положения являются не обязательными, а примерными.
Разработка законопроекта предусматривает ревизию этих актов, перенесение на
законодательный уровень регулирования всех отношений, связанных с правами и
обязанностями участников образовательного процесса, которые в настоящее время в
ряде случаев безосновательно устанавливаются подзаконными актами. С этой целью
в структуре проекта федерального закона будет выделена самостоятельная глава,
посвященная регламентации образовательной деятельности в каждой подсистеме
российского образования, исходя из задач и специфики соответствующих образовательных
уровней.
При этом следует учитывать, что в
обновлении нуждаются и нормы законодательства в области образования,
определяющие образовательные уровни (цензы) в Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 27 Закона
Российской Федерации "Об образовании" послевузовское профессиональное
образование является уровнем образования. Однако отнесение законодательством
послевузовского профессионального образования к одному из образовательных
уровней весьма спорно. Представляется, что действующие нормы требуют пересмотра
и определения роли, места и структуры послевузовского профессионального
образования в системе образования с учетом целей и содержания осуществляемой в
этой подсистеме деятельности.
Одним из возможных решений является
рассмотрение аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры не в качестве
послевузовского профессионального образования, а в качестве послевузовской
подготовки, представляющей собой интегрированную форму обучения и
научно-исследовательской деятельности в рамках системы подготовки научных
кадров.
При этом представляется
целесообразным регламентировать в законопроекте существующие формы интеграции
высшего и послевузовского профессионального образования и науки, учитывая, что
интеграция науки и образования является одним из направлений государственной
научно-технической политики и повышения качества образования, обеспечивающим
включение в образовательный процесс ученых и использование
материально-технической и информационной базы ведущих научных институтов, а
также инновационно-ориентированного производства.
Отдельного внимания заслуживает
вопрос о регулировании отношений в дополнительном образовании. Дополнительное
образование представляет собой подсистему, в которой выделяются самостоятельные
секторы, различающиеся по своим целям, направленности, формам организации,
правовому положению участников. В частности, дополнительное образование детей
направлено на развитие личности человека, повышение его культурного и
интеллектуального уровня, дополнительное профессиональное образование - на
целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан, уже
имеющих профессиональное образование, актуализацию их профессиональной
квалификации, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности.
Существует и активно развивается также практически не урегулированный
законодательно сектор, в котором осуществляется обучение одновременно и детей и
взрослых.
Особенно тщательной проработки
требуют положения, закрепляющие возможности развития системы непрерывного
образования, в том числе финансово-экономические основы ее функционирования, а
также механизмы обеспечения доступности различных форм получения
дополнительного профессионального образования всем желающим. Проблема развития
дополнительного профессионального образования значительно актуализируется в
условиях формирования инновационных направлений развития экономики, когда
быстро меняющиеся знания и технологии требуют постоянного обновления
профессиональных навыков, динамичной переподготовки и повышения квалификации
кадров, организации их непрерывного образования.
Законодательно (статьи 11.1 и 12
Закона Российской Федерации "Об образовании") определено, что
государственные и муниципальные образовательные организации, а также негосударственные
образовательные организации могут создаваться только в организационно-правовых
формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих
организаций. Это практически исключает возможность участия в процессе
реализации дополнительных профессиональных образовательных программ большинства
организаций реального сектора экономики. В то же время, как показывает опыт, в
дополнительном профессиональном образовании могут и должны быть задействованы
крупные коммерческие организации, имеющие ресурсы для реализации
соответствующих образовательных программ в рамках "внутрифирменного"
обучения.
В связи с изложенным представляется
целесообразным предоставить право реализации дополнительных профессиональных
образовательных программ не только образовательным и научным организациям, но и
иным организациям, независимо от их основного вида деятельности и
организационно-правовой формы. При этом данные организации, осуществляя
образовательную деятельность в дополнение к основным уставным видам
деятельности, не будут приобретать статуса образовательных. Предполагается, что
ими будут создаваться специализированные структурные подразделения, ведущие
образовательную деятельность в соответствии с законодательством в области
образования. В связи с этим законопроектом должны будут определены условия
ведения образовательной деятельности таким организациями, а также более полно
урегулирована деятельность негосударственных образовательных организаций в
целом.
Законодательное закрепление общих правил
приема в образовательные учреждения является важнейшим условием реализации
государственных гарантий права на образование. Однако регламентация условий
доступа к образованию, особенно профессиональному, в настоящее время вызывает
многочисленные нарекания и требует обновления и детализации.
Действующая редакция Закона
Российской Федерации "Об образовании" гарантирует гражданам на
конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям),
возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного
положения, наличия судимости (пункты 1 и 3 статьи 5). Одновременно
законодателем установлен ряд исключений из данного правила. Так, статьей 16
Закона Российской Федерации "Об образовании" и статьей 11
Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" определены виды преимуществ (льгот) при приеме в
государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования, которые можно
разделить на три группы:
право на поступление без
вступительных испытаний;
право на поступление вне конкурса при
условии успешного прохождения вступительных испытаний;
преимущественное право на
поступление.
Одновременно Законом Российской
Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании" установлены категории
граждан, которым предоставляются эти преимущества (льготы) при приеме для
обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего
профессионального образования. Вместе с тем категории граждан, которые могут
воспользоваться преимуществами (льготами) при приеме, предусматриваются также в
довольно большом количестве иных законодательных актов Российской Федерации, не
входящих в систему законодательства Российской Федерации в области образования.
В настоящее время насчитывается более двухсот установленных различными
законодательными актами категорий лиц, имеющих те или иные преимущества при
поступлении. При этом в некоторых случаях предоставление таких преимуществ
(льгот) утратило свою актуальность. В условиях введения новой системы приема на
основе результатов единого государственного экзамена действующая система
преимуществ (льгот) требует пересмотра и унификации. В законопроекте будут
закреплены критерии и исчерпывающий перечень предоставляемых преимуществ
(льгот) и категорий граждан, имеющих право ими воспользоваться.
Кроме того, в настоящее время
законодательно не урегулированы общие правила приема в российские
образовательные учреждения иностранных граждан, лиц без гражданства. Большая
часть подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих эти вопросы,
существенно устарела и не в полной мере отвечает современным реалиям российской
системы образования, тенденциям формирования международного образовательного
пространства и развития механизмов экспорта образовательных услуг.
В связи с введением единого
государственного экзамена, результаты которого засчитываются в качестве
результатов вступительных испытаний, целесообразно законодательно закрепить
категории лиц, которым по объективным основаниям может быть предоставлено право
поступления по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными
учреждениями в иной форме (лица с ограниченными возможностями здоровья,
поступающие для получения второго высшего профессионального образования,
иностранные граждане и другие).
Пунктом 11 статьи 41 Закона
Российской Федерации "Об образовании" предусмотрено, что
государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе осуществлять в
пределах финансируемых за счет средств учредителя государственных заданий
(контрольных цифр) по приему обучающихся их целевой прием в соответствии с
договорами с органами государственной власти и органами местного самоуправления
с целью содействия им в подготовке специалистов соответствующего уровня
образования. Однако на законодательном уровне остались неурегулированными
порядок проведения конкурса при целевом приеме, вопросы, связанные с
выполнением взаимных обязательств выпускников высших учебных заведений,
обучавшихся в рамках целевого приема, и направивших их на обучение органов как
потенциальных работодателей и другие.
Таким образом, регламентация приема в
образовательные учреждения как важнейшего механизма реализации права на
образование и соответствующих государственных гарантий является одной из
первоочередных задач законопроекта.
Действующее законодательство в
области образования практически не содержит норм, регулирующих порядок оказания
платных образовательных услуг, получения образования на возмездной основе.
Правовое регулирование этих отношений нормами Гражданского кодекса Российской
Федерации (статьи 779 - 783) недостаточно, не учитывает в необходимой мере
специфики образовательных отношений, что создает неблагоприятные правовые
условия для обеспечения реализации конституционных принципов доступности и
бесплатности, прежде всего, обязательного общего образования, способствует
распространению таких негативных явлений, как взимание платы за обучение по
образовательным программам, финансируемым из бюджетов различных уровней,
нарушение прав обучающихся на платной основе, в частности, одностороннее
расторжение договора об образовании по инициативе образовательной организации и
так далее.
В целом следует признать, что
правовой статус участников образовательного процесса законодательно
урегулирован фрагментарно. Значительная часть их прав и обязанностей
устанавливается подзаконными и даже локальными актами. В то время как многие из
них, в частности, право на обучение на родном языке, на выбор формы получения
образования, на обучение по индивидуальному учебному плану и иные права и
условия их реализации в рамках образовательного процесса, а также гарантии прав
обучающихся в случае ликвидации образовательной организации, аннулирования
лицензии или свидетельства о государственной аккредитации требуют
законодательной регламентации. Особого внимания заслуживают также правовые
условия охраны здоровья и обеспечения безопасности обучающихся. О наличии
существенного пробела в законодательстве свидетельствует в том числе
значительная неопределенность в отношении основных обязанностей обучающихся и
ответственности, в частности, дисциплинарной, за неисполнение этих
обязанностей, отсутствуют нормы, регламентирующие меры педагогического
воздействия в отношении обучающихся.
Требуют также пересмотра нормы,
регулирующие стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций
профессионального образования. В настоящее время вопросы стипендиального
обеспечения регламентируются различными законодательными актами. Так, размер
стипендий студентов федеральных государственных высших учебных заведений
определен Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании", а размер стипендий обучающихся федеральных государственных
образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования
- Законом Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда".
Указанные законодательные акты определяют размер стипендии в твердом денежном
выражении, в результате чего в них регулярно приходится вносить изменения с
целью индексации размера стипендиального обеспечения обучающихся
государственных образовательных организаций профессионального образования.
Целесообразно регламентировать порядок установления размеров и предоставления
стипендий в законопроекте.
Роль педагогических работников в
образовательном процессе трудно переоценить. Вместе с тем правовое
регулирование их статуса сегодня признается неполным и недостаточно
эффективным, в соответствующих законодательных актах имеется ряд противоречий и
неточностей. В первую очередь, это относится к педагогическим работникам
образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования,
специфика деятельности которых в настоящее время фактически не имеет
законодательного оформления к формированию систем оплаты труда, к
индивидуальной педагогической деятельности и так далее. Актуальным является
введение законодательных положений, направленных на учет особенностей и
повышение социальной значимости педагогического труда. При этом целесообразно
учитывать положения таких документов, как Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении
учителей (Париж, 5 октября 1966 г.), Рекомендации о статусе преподавательских
кадров высших учебных заведений (Париж, 11 ноября 1997 г.), Всемирной
декларации о высшем образовании для XXI века (Париж, 9 октября 1998 г.).
В пересмотре и более полной
регламентации нуждаются также различные административные процедуры в сфере
образования. В первую очередь, это относится к регулированию лицензирования,
государственной аккредитации и контроля качества образования. Так, в
законодательных актах об образовании отсутствуют правовые нормы, закрепляющие
понятие лицензионных требований и условий осуществления образовательной
деятельности, являющихся стрежневым элементом лицензионной деятельности,
основания выдачи или отказа в выдаче лицензии, свидетельства о государственной
аккредитации, права и обязанности участников соответствующих отношений. Это
снижает эффективность реализации указанных процедур, делает их непрозрачными
для образовательных организаций и общества, допускает возможность
необоснованного принятия решений, а также затрудняет предотвращение и
устранение различных нарушений, выявленных в деятельности образовательных
организаций, их филиалов и представительств. Назревшим является также вопрос о
формировании новых форм оценки качества образования, в частности, о введении
наряду с государственной аккредитацией процедуры общественно-профессиональной
аккредитации.
Перечисленное не является
исчерпывающим перечнем пробелов и противоречий, устаревших норм права, а также
неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, в законодательстве
в области образования, но в целом характеризует общее состояние и проблемы
правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Активно проходящие в последние годы
процессы модернизации значительно актуализировали проблему совершенствования
законодательства в области образования. Формирование новых подсистем
образования, образовательных институтов и процедур, введение современных форм и
технологий обучения, а также управленческих и экономических механизмов требует
их надлежащего законодательного оформления, своевременного обновления правовых
механизмов реализации конституционных гарантий права граждан на образование,
обеспечения равных условий доступа к качественному образованию, сохранения и
развития единого образовательного пространства России. Характер, объем и
содержание изменений в системе образования предполагают необходимость
кардинального пересмотра основного массива законодательных норм и формирования
правовых моделей, адекватных решению поставленных задач.
Аналогичные процессы в последнее
десятилетие протекают и в большинстве стран мира. При этом следует отметить,
что в зарубежных государствах развитие образовательного законодательства
осуществляется в направлении все более детальной законодательной регламентации
образовательных отношений, то есть отношений, непосредственно связанных с
процессом получения образования того или иного уровня. Законодатели исходят из
того, что предметом законов об образовании наряду с общими правилами
регулирования отношений в сфере образования должны быть в том числе такие
вопросы, как права обучающихся в образовательном процессе, порядок сдачи
экзаменов и правовая защита обучающегося на экзамене, порядок наложения на них
дисциплинарных взысканий, участие родителей в школьной жизни и тому подобное.
Так, в Кодексе образования Франции в законодательной части содержится более 240
статей, непосредственно посвященных школьному образованию, в то время как в
Законе Российской Федерации "Об образовании" соответствующие нормы
содержатся в одной небольшой статье "Общее образование", а также
включены в ряд иных статей, регламентирующих, в частности, реализацию
общеобразовательных программ или статус обучающихся.
Таким образом, на современном этапе
разработка нового Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации", интегрирующего нормы действующих законодательных актов, а
также включающего дополнительный массив законодательных положений по всем
уровням и подсистемам образования, является своевременной и востребованной. Обеспечение
регламентации правоотношений в отдельных подсистемах образования в рамках
одного законодательного акта снимает задачу разработки и принятия отраслевых
федеральных законов по каждому уровню образования, при этом наличие такого акта
не исключает принятие в предусмотренных законодательством случаях актов
Правительства Российской Федерации и органа исполнительной власти,
осуществляющего полномочия по нормативному правовому регулированию в сфере
образования, более детально регламентирующих отдельные вопросы и процедуры.
4. Социально-экономические,
политические, юридические и иные последствия реализации будущего федерального
закона
В условиях глобализации,
информационного и технологического бума образование во многом определяет личное
благополучие граждан и общества в целом, возможность инновационного развития
страны, становления "экономики знаний", повышения
конкурентоспособности государства в мире. При этом наличие стабильного
законодательства, обеспечивающего полноценное правовое регулирование
общественных отношений в области образования, является необходимым условием
эффективного функционирования и развития отечественной системы образования.
Обеспечение системного и
функционально более полного регулирования общественных отношений в сфере
образования, направленное на реализацию конституционного права на образование и
соответствующих государственных гарантий, повышение доступности образования и
его качества, внедрение новых форм, моделей, технологий образовательной
деятельности, ведение экспериментальной и инновационной деятельности в сфере
образования в рамках единого образовательного пространства страны являются
насущной потребностью современного этапа развития.
Одновременно совершенствование
законодательных основ образования призвано сыграть важную роль в устранении
ряда негативных социальных явлений, отмечаемых в настоящее время в сфере
образования, в том числе таких, как установление дискриминационных условий или
незаконный отказ в приеме граждан в образовательные учреждения или их
незаконное отчисление (исключение), взимание под видом добровольных взносов и
спонсорской помощи на нужды образовательного учреждения платы за прием и
обучение на бюджетной основе в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, сдача экзаменов за плату, предоставление образования низкого
качества или "фиктивное" ведение образовательного процесса,
незаконная выдача документов об образовании и (или) квалификации,
злоупотребления при оказании платных образовательных услуг и так далее.
Принятие законопроекта обеспечит
комплексную реализацию норм Конституции Российской Федерации (статья 7),
провозглашающих Российскую Федерацию социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Будущий федеральный закон позволит сформировать эффективный
механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере
образования, направленных на реализацию права на образование, государственных
гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту
интересов личности в области образования. Приведение в соответствие с новым
законодательным актом об образовании норм законов об образовании субъектов
Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов различного уровня,
а также локальных правовых актов образовательных учреждений будет
способствовать упорядочиванию системы законодательства об образовании,
совершенствованию ее структурно-функциональных связей и оформлению ее как единой,
внутренне согласованной системы.
Таким образом, законопроект позволит:
обеспечить преемственность и
стабильность законодательства, сохранив концептуальные положения действующих
законодательных актов, имеющие прогрессивный характер и положительно
зарекомендовавшие себя на практике за последние 15 лет;
обеспечить развитие актуальных
законодательных новелл, принятых в последние годы, в том числе в связи с
включением России в Болонский процесс (уровневая система высшего профессионального
образования, новые структура и содержание федерального государственного
образовательного стандарта, оценка качества образования и так далее);
органично включить в законодательство
новые положения, отражающие современные требования к образованию, вытекающие из
объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей
социально-экономического развития страны, интеграции в международное
образовательное пространство;
создать правовые условия ведения
экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с
внедрением в образовательную практику новых технологий, методов,
организационных механизмов и направленных на более полную реализацию права на
образование, повышение доступности образования и его качества;
повысить уровень и функциональную
полноту правового регулирования отношений в сфере образования, обеспечив
законодательное регулирование отношений на всех уровнях и в подсистемах
образования, унификацию терминов и понятий, восполнение пробелов, снятие
противоречий и тому подобное;
обеспечить условия для эффективного
правоприменения нового законодательства посредством законодательного
закрепления эффективно работающих правовых механизмов и специальных норм,
непосредственно связанных с действием общих норм и обеспечивающих их реализацию
на соответствующем уровне образования.
Будущий федеральный закон позволит
повысить качество образования, расширить гарантии реализации прав в области
образования, обновить отечественную систему образования в соответствии с
запросами личности, общества, государства и реальной экономики, обеспечить ее
поступательное развитие, что является, помимо прочего, одной из наиболее
существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.
В целом будущий закон станет важным
фактором гармонизации социальных отношений в обществе и ускорения
социально-экономического развития России.
Таким образом, принятие законопроекта
создаст правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую
силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования
инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности
страны при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного
доступа к образованию, наиболее полного удовлетворения образовательных
потребностей личности, повышения социального статуса педагога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.