МКОУ «Чемашинская СОШ»
«Страшная это опасность – безделье за партой;
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы.
Это развращает».
В.А. Сухомлинский
«ПРИЧИНЫ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАБОТА С НИМИ»
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Подготовила Амирова Альфия Мунировна
Алгоритм работы с неуспевающими
и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю:
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- анкетирование;
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом;
- посещение квартиры, где проживает ребенок, для выяснения социальных условий;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
2. Вести контроль за:
- посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
3. Уведомлять еженедельно родителей и завуча о результатах успеваемости учащегося.
4. Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику:
1. Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
2. Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Заместителю директор по УВР:
1. Регулировать вопросы взаимодействия учителя-предметника с классным руководителем, СПС школы, родителями учащихся в решении задач повышения успешности обучения детей.
2. Оценивать теоретическую подготовленность учителя и методику преподавания по вопросу преодоления неуспеваемости учащегося через посещение уроков и собеседования.
3. Проводить собеседования с классными руководителями по результатам работы с неуспевающими учащимися не менее 1 раза в месяц.
4. Проводить собеседования с учащимися для выявления причин неуспеваемости и затруднений в обучении.
Как помочь слабоуспевающему ученику:
1. Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
2. Учитель для себя и для ученика должен сформулировать
минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Как повысить работоспособность:
Разнообразить виды деятельности.
Проветривать кабинет.
Проводить физминутки.
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Виды работ со слабоуспевающими учениками
· Карточки для индивидуальной работы.
· Задания с выбором ответа.
· Деформированные задания.
· “Разрезные” теоремы.
· Творческие задания.
· “карточки-информаторы”,
· “карточки-с образцами решения”,
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка: - восприятие
(каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)
- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)
- память (вербальная, невербальная)
Стремиться понять и принять каждого ребёнка
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке
Проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение
Уметь встать на позиции ученика
Уметь вести непринуждённый диалог
Стремиться к внешней занимательности
Использовать средства невербального общения
Учить работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применять опережающее обучение
При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
Применять частую смену видов деятельности на уроке
Многократно проговаривать и закреплять материал урока
Стремиться к алгоритмизации деятельности
Причины неуспеваемости
К внешним причинам относится
1. Социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
2. Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях
3. Влияние извне – улицы, семьи и т. д.
К внутренним причинам
1. Главная внутренняя причина неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
2. Низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
3. К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
4. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся.
Требования к учителю, работающему с проблемными детьми
· создавай в классе благоприятный психологический климат
· не раздражайся, будь терпелив и настойчив
· требуя, учитывай реальные возможности ученика
· каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы
· учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку
· учи посильным приемам регуляции поведения
диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность –залог успешного обучении
Алгоритм деятельности родителей
· Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
· Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость.
· Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем – предметником.
· Родители ученика имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.
· Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации.
Десять правил работы с неуспевающими учениками:
1. Верить в способность любого ученика, стараться передать и ему эту веру.
2. Помнить о том, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
3. Не нужно торопить его, надо учиться ждать.
4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
5. Вселять слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагать им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
6. Не воспринимать работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
7. Не гнаться за обилием новой информации. Уметь из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
9. Научиться управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
10. Помнить, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.