Для психолога

  • pdf
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Kurazheva_N_Yu_Tuzaeva_A_S_Kozlova_I_A_70_razvivayuschikh_zadaniy_dlya_doshkolnikov_5-6_let_2011.pdf

удк 159.9

88.8 к 93

Куражева Н. Ю., Тузаева А. С., Козлова И. А.

                k93 70 развивающих заданий для дошкольников           лет. СПб.: Речь: М: Сфера, 201

БВГЧ 978-5-9268-1147-3

В данной книге предложены игровые задания для детей 5-6 лет, направленные на комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия ребенка.

Задания составлены на основе программы «Цветик-семицветик» — победителя Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраставсе задания момг быть использованы как для индивидуальных занятий с ребенком, так и для работы с группой детей.

Охраняется законом об авторском праве. все права защищены.

Полная или частичная перепечатка издания, включая размещение в сети Интернет, возможна только с разрешения издательства.

О Н. О. Курахева. А. С. Тузаева, И, А, Козлова, 2011

О Издательство «Речь», 201 Л

О Н. Ч. Волохович, иллюстрации, 2011 О П. В, Борозенец, обложка, 201 1

Падписано в печать 05.07,2011 г, Формат 70х901/,в. Печ. л. 4, тираж 4000 экз. Заказ 6930.

ООО Издательство «Речь»

199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «издательство „Речь“» Тел: (812) 329-08-80, 323-76-70, into@rech.spb.ru интернет-магаэин: wwwrech.spb.ru

Издательство «ТЦ Сфера»

Москва. Сельскохозяйственная ул., д. 18, корп. З. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05 Книги издательства «ТЦ Сфера» можно заказать наложенным платежом по адресу: 129626r Москва, а/я 40: e-mail: sfera@cnt.ru, »wvwtc-stera,ru По вопросам оптовой закупки книг издательства «ТЦ Сфера» обращаться по тель: (495) 656-75-05. 656-72-05

Книги в розницу можно приобрести в Центре образовательной книги по адресу: Москва, Сельскохозяйственная ул., д. ЗВ, корт З

Отпечатано в соответствии с готовыми материалами в ЗАО «ИПК Парето-Принт», г Тверь, waw.pareto-print.ru

ОТ РЕДАКЦИИ

Задания, предложенные в этой книге, были разработаны авторским коллективом [1] в рамках комплексной программы психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветиксемицветик» [2] , Все упражнения моу быть использованы как в работе по этой программе, так и для любых других развивающих занятий, групповых и индивидуальных, для детей 5—6 лет.


В книге рядом с названием каждого задания поставлена пиктограмма: обозначающая, на развитие какого психического проLPCCa ОНО направлено.

В табл. Л приведено распределение заданий по занятиям в рамках программы «Цветик-семицветик» и указано, на развитие какого психического процесса направлено каждое из них,

Таблица 1

Распределение заданий по занятиям программы

«Цветик-семицветик»

Занятия

Задания

Занятие «2. Наша группа. Что мы умеем

• «Любимая игрушка» (воображение)

Занятие З. Правила поведения на занятиях

     «Дорисуй ключик» (мышление);

     «Ключики» внимание)

Занятие 4. Страна

«психология»

     «Коврик» (внимание);

     «Логический квадрат» (мышление)


Продолжение

Занятия

Задания

Занятие 5. Радость,

               «Рисование своей радости» (эмоциональная сфера, воображение);

               «Гусеница» (эмоциональное внимание, внимание)

Занятие 6. Гнев

               «Рисование своего гнева» (эмоциональная сфера, воображение);

               «Сказочные герои» (эмоциональная сфера, внимание)

Занятие 7, Удивление

• «Рисование своего удивления» (эмоциональная сфера, воображение)

«Настроение сказочного героя» (эмоциональная сфера, память)

Занятие 8. Испуг

               «Рисование своего ст аха» (эмоциональная сфера, воображение ,

               «Страшно веселая история» (мышление, воображение)

Занятие 9. Спокойствие

Занятие 10. Словарик эмоций

• «Рисование своего настроения» (эмоциональная сфера, воображение);

«Дорисуй эмоции» (внимание)

Занятие 11. Праздник Осени

«Праздник Осени» (воображение)

Занятие 12. Страна Вообразилия

«Оживи фигурку» (воображение);

«Нелепица» (мышление)

Занятие 13. В гостях у сказки

«Путаница» (внимание ;

• «Лабиринт» (внимание

Занятие 14. Диагностика

«Запоминай-ка» (память):

«Новогодние гирлянды» (мышление);

«Рукавичка» (внимание)

ПроДолжение

Занятия

Задания

Занятие 15. Диагностика

«Запоминай-ка» (память); «Чего не хватает?» (мышление); «Подарок» (внимание):

«Лабиринт» (внимание);

• «Что лишнее?» (мышление)

Занятие 16. Новогодний праздник

• «Подарок» (воображение)

Занятие 17. Этикет.

Внешний вид

«Зеркало» (внимание);

«Помоги найти ботинок» (внимание)

Занятие 18. Этикет, Правила поведения в общественных местах

«В магазине» (память);

• «Доктор» (внимание)

Занятие 19, Столовыи этикет

«Склеим разбитую тарелку» (мышление, внимание);

• «Праздничное блюдо» (память)

Занятие 2(). Подарочный этикет

     «Лабиринт» (внимание);

     «Что за подарок?» (воображение)

Занятие 21. Гостевой этикет

               «Наведи порядок на полках» (мышление);

               -«Мишка ждет гостей» (мышление, воображение)

Занятие 22. Волшебные средства понимания

     «Нарисуй эмоцию» (эмоциональная сфера);

     «Логический квадрат» (мышление)

Занятие 23. Защитники Отечества

                «План» (внимание);

                «Что нужно для ремонта?» (внимание, мышление)

Занятие 24 Мамины помощники

«Подарок для мамы» (внимание);

«Лабиринт» (внимание)

Занятие 25. Я и моя семья

«Прятки» (внимание

«Домик» (мышление

Занятие 26. Я и мои друзья

• «В гости» (внимание);

«Рыбалка» (мышление, внимание)

Занятия

Задания

Занятие 27. Я и мое имя

      «Зашифрованное имя» (внимание);

      «Внимание! Внимание!» (внимание)

Занятие 28. Страна «Я». Черты характера (добрый — злой, ленивый — трудолюбивый, щедрый — жадный и т. д.)

               «Мой портрет» (воображение);

               «Путаница» (эмоциональная сфера, внимание)

Занятие 29. Я особенный

«Игрушки» (внимание, мышление);

«Кто лишний?» (мышление)

Занятие 30. Итоговая диагностика-1

«Запоминай-ка» (память);

«Путаница» (внимание);

«Фигуры» (внимание);

• «Повтори узор» (внимание);

«Недорисованные картинки» (мышление)

Занятие 31. Итоговая диагностика-2

«Запоминай-ка» (память);

«Дерево» (мышление);

«Лабиринт» (внимание);

«Что лишнее?» (мышление)


ОТ АВТОРОВ

В настоящее время существует большое количество развивающих программ и пособий для детей дошкольного возраста. Это пособие объединяет в себе задания, направленные на развитие психических процессов ребенка 5 лет

К пятилетнему возрасту все психические процессы активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер, Наблюдаются зачатки ответственности за порученное дело.


В 5 лет при общении ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников. Совершенствуется эмоционально-личностная сфера. Во время динамических пауз усложняются правила игр, задания насыщаются вербапьным и невербальным общением. Поэтому много заданий в этой книге посвящено осознанию собственной личности и личности других, а также общению,

Задания, собранные в пособии, учитывают активное развитие психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, эмоции). В развивающих занятиях даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки.

Таблица 2

Развитие психических процессов у детей 5 лет

Окончание таблицы

Важно подбирать задания для развития данных психических процессов с учетом возрастных особенностей детей, основываясь на принципах:

     доступности;

     наглядности; системности и последовательности материала,

Следует отметить, что во время каждого занятия целесообразно включать задания на развитие мыслительных операций, памяти, внимания: восприятия, воображения, эмоциональной и коммуникативной сфер. Одни задания могут быть представлены в письменном варианте, другие в виде настольно-печатных, подвижных игр.

Рекомендуется проводить занятия с ребенком по этому пособию 1—2 раза в неделю, соблюдая ДВИГаТОЛЬНЫЙ режим: чередуя письменные задания с подвижными играми, динамическими паузами, используя пальчиковую гимнастику перед выполнением письменных заданий.

Время занятий с ребенком 5 лет не должно превышать 25 минут









 Задание «Спокойные вещи»

Найди и раскрась карандашом зеленого цвета вещи, которые помогают тебе успокоиться.

      э                     «Мое настроение»


Сравни свое настроение с явлениями природы. Например: «Мое настроение похоже на грозовую тучу», Или: «Мое настроение, как легкий ветерок». А сейчас попробуй нарисовать свое настроение.

       Вн             Задание «Дорисуй эмоции»

Дорисуй эмоции у котика, мишки и Петрушки согласно образцу.

обо

0000

6000


вн                                       «Доктор»

Дорисуй доктора, к которому мы пришли на прием,











                                        «Прятки»

Найди и раскрась всех членов семьи, которые спрятались на картинке.




                                         «В гости»

Девочка идет в гости, проводи ее до дома. Нарисуй дорогу по плану.


                     «Рыбалка»


Подумай, какую историю хотят рассказать картинки. Придумай название для рассказа.

Кружок рядом с первой картинкой закрась красным цветом, рядом со второй оранжевым, рядом с третьей желтым, рядом с четвертой зеленым, рядом с пятой синим, рядом с шестой КО РИЧ Не ВЫ М.


«Зашифрованное имя»

Раскрась слово, согласно условным обозначениям


 Вн        Задание «Внимание! Внимание!»

Внимательно посмотри на имена и выполни задание по образцу. Все буквы «А» обведи в кружок, все буквы «Я» подчеркни.


ИРА АНЯ НАТАША ВАНЯ КАТЯ

ЖЕНЯ СЕРЕЖА ПОЛИНА ГАЛЯ

ВАСЯ КОЛЯ НАДЯ РАЯ ЛАРИСА

ВЕРА МАРИНА ДИМА ОЛЯ

«Мой портрет»

Посмотри в зеркало. Рассмотри свое лицо, глаза, брови, нос, рот, уши, прическу. Нарисуй свой портрет.




     вн                       «Игрушки»

Посмотри и найди на рисунках игрушки для мальчиков. Обведи их зеленым цветом. Игрушки для девочек обведи оранжевым.

на своем листочке.

вн


вн                                    «Фигуры»


Раскрась фигуру, которая находится не в центре, не круг и не вверху

вн                 Задание «Повтори узор»

Рассмотри узор, который нарисован по точкам, Нарисуй справа от черты такой же узор,

О О О

О О О

О О

     м                     «Недорисованные картинки»

Посмотри внимательно на картинки. Чего на каждой не хватает? Дорисуй

«Запоминай-ка»

Взрослый называет несколько предметов: конфета, бабочка, черепаха, лягушка, лейка, слон, улитка, машина.

Слушай внимательно и постарайся запомнить как можно больше слов. А теперь обведи только те предметы, которые были НаЭВаНЬЈ.

Задание «Дерево»

ElocM0Tpva внимательно на рисунок, Подумай, какое дерево пропущено, Нарисуй его.

 Вн                                 «Лабиринт»

Помоги медведю добраться до ягодки. Проведи для него дорожку

Задание «Что лишнее?»

Найди в каждом ряду лишний предмет и зачеркни его.


СОДЕРЖАНИЕ

Задание «Любимая игрушка»10

Задание «Дорисуй ключик»а 1 1 Задание «Ключики» .. 1 1 Задание «Коврик». 12

Задание «Логический квадрат»                                                                                 . 13

Задание «Моя радость»

« ГУСеНИЦа»

«МОЙ гнев»

Задание «Сказочные герои»

Задание «Мое удивление». 18

Задание «Настроение сказочного героя»19 Задание «Мой страх» ,, з. « ( 20 Задание «Страшно веселая история»21 Задание «Мое спокойствие»       . 22

Задание «Спокойные вещи»

Задание          НДСТ

Задание «Дорисуй эмоции»   . 25 Задание «Оживи фигурку», , 26

Задание « Нелеп ИЦа» ,.27 За.ДЏНИе. 28 Задание «Лабиринт» .

«ЗДПOМИНаЙ1—Ка». 29

Задание «Новогодние гирлянды»29

Задание «РУКаВИЧКИ»

«Чего не хватает?» .. зо Задание «Запоминай-ка» ,. , ,з.зл Задание «Подарок для зайчика»..зл

Задание «Лабиринт» ..32 Задание «Что лишнее?».32

Задание «Зеркало»

Задание «Помоги найти ботинок». 33

Задание «В магазине» ., 34 Задание «Доктор», 35

Задание «Склеим разбитую тарелку»

Задание «Праздничное блюдо»„37

Задание «Лабиринт». 38

Задание «что за подарок?»39

Задание «Наведи порядок на полках»40 Задание «Мишка ждет гостей» .41 Задание «Нарисуй эмоцию» .42

Задание «Логический квадрат»43

Задание «ПЛЕН» .44 Задание «Что нужно для ремонта?», 45 Задание «Подарок для мамы» .

Задание «Лабиринт» ,47

Задание «ПРЯТКИ»

Задание «Домик»49

Задание «В гости» з, 50

Задание «Рыбалка»51

Задание «Зашифрованное имя»

Задание «Внимание! Внимание!» ., 53

Задание «мой портрет», 54 Задание «Путаница», 55 Задание «Игрушки» ., 56 Задание «Кто лишний?» ,57 Задание «Запоминай-ка» ., 58 Задание «Путаница», 58 Задание «Фигуры» ., 59 Задание «Повтори узор», 59

Задание «Недорисованные картинки». 60 Задание «Запоминай-ка» ,„61 задание «Дерево», 61 Задание «Лабиринт». 62 Задание «ЧТО, 62

Куражева Наталья Юрьевна руководитель психологической службы НОУ «ОЦ ”ДИВО”» (Н. Новгород). Действительный член австрийского сообщества индивидуальной психологии, вице-президент Российского сообщества индивидуальной психологии.

Тузаева Анна Сергеевна педагог-психолог НОУ ”ДИВО”» (Н Новгород). Психолог-консультант. Ведущая программы коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста «Мир общения».


Козлова Ирина Анатольевна педагог-психолог НОУ ОЦ ”ДИВО”» (Н. Новгород). Психопог-консультант. Ведущая программы психологического сопровождения детей дошкольного возраста.

В этой книге предложены игровые задания для детей 5—6 лет, направленные на комплексное развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия ребенка.

Задания составлены на основе программы «Цветиксемицветик» — победителя Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста.

Все задания могут быть использованы как для индивидуальных занятий с ребенком, так и для работы с группой детей.



[1] Авторы программы: Наталья Юрьевна Куражева руководитель психологической службы НОУ «ОЦ «ДИВО»я Надежда Валерьевна Вараева психолог СРЦН «Надежда», Анна Сергеевна Туэаева психолог НОУ «ОЦ «ДИВО», Ирина Анатольевна Козлова психолог НОУ «ОЦ «ДИВО».

[2] Программа «Цветик-семицветик» победитель Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста-

з