Тесты, методики, используемые в работе школьного педагога-психолога с подростками
Психодиагностические методики
|
Назначение |
Возраст |
Диагностика адаптации |
||
Карта наблюдений (Д. Стотт)
|
Диагностика трудностей адаптация ребёнка в школе, анализ характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения. Оценка эмоционального состояния ребёнка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни |
с 7 лет |
Методика диагностики социально- психологической адаптации СПА (Р. Даймонд –К. Роджерс)
|
Измерение уровня адаптации и личностных характеристик, влияющих на адаптацию: адаптивность/ дезадаптивность, лживость, принятие/неприятие себя, принятие/непринятии других, эмоциональный комфорт/дискомфорт, внутренний/внешний контроль, доминирование/ведомость, эскапизм |
с 14 лет |
Методика МЛО Адаптивность (А.Г.Маклаков, С.В.Чермянина) |
Измерение адаптивных способностей, нервно психической устойчивости, моральной нормативности личности
|
с 14 лет
|
Диагностика отклоняющихся форм поведения |
||
Опросник суицидального риска «ОСР» (А.Г. Шмелѐв)
|
Диагностика суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений: демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор |
13-16 лет |
Методика изучения склонности подростков к суицидальному поведению (СПСП) (М.В. Горская) |
Изучение склонности подростков к суицидальному поведению: уровень тревожности, уровень фрустрации, уровень агрессии, уровень ригидности. |
с 14 лет |
Личностные особенности (черты личности), характерологические |
||
16 –факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла HSPQ - Личностный опросник Р. Кеттелла для подростков |
Выявление эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных, волевых свойств личности, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой |
с 8 лет |
Методика акцентуированных черт личности (ОЧАЛ) (Г. Шмишек)
|
Диагностика типа акцентуации личности: демонстративный тип, педантичный тип, «застревающий» тип, возбудимый тип, гипертимический тип, возбудимый тип, дистимический тип, тревожно-боязливый тип, циклотимический тип, аффективно- экзальтированный тип, эмотивный тип |
с 13 лет |
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) (А. Личко)
|
Определение типов акцентуации характера и типов конституциональной и органической психопатии в подростковом и юношеском возрасте: гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астено- невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилиптоидный, истероидный, неустойчивый, конформный |
14-18 лет |
Индивидуально-типологические свойства личности |
||
Методика изучения структуры темперамента (Я. Стреляу)
|
Определение основных характеристик типа ВНД: уровень процессов возбуждения и сила по возбуждению, уровень процессов торможения, уровень подвижность |
с 14 лет
|
Методика EPI (Г.Ю. Айзенк)
|
Определение основных параметров индивидуальности: экстраверсия - интроверсия, нейротизм – эмоциональная стабильность, лживость, тип темперамента |
10-15 лет |
Методика «Формула темперамента» (А. Белов)
|
Определение типа темперамента |
с 14 лет |
Опросник «Исследование психологической структуры темперамента» (Б.М.Смирнов)
|
Позволяет оценить выраженность таких свойств темперамента как: экстраверсия - интроверсия, ригидность - пластичность, эмоциональная возбудимость - эмоциональная уравновешенность, темп реакций (быстрый —медленный), активность (высокая —низкая) |
с 12 лет
|
Профориентационная диагностика |
||
Комплексная методика «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (Л.А. Ясюкова)
|
Диагностика профессионального самоопределения, позволяет получить "интеллектуальный профиль" испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности |
уч-ся 7 -11 кл.
|
Методика «Карта интересов» (А.Е. Голмшток) Методика «Карта интересов» (С.Я. Карпиловская, адаптированный вариант Г.В. Резапкиной)
|
Выявление сфер познавательных и профессиональных интересов учеников, направлена на изучение интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Оценка профессиональных интересов в области: физики, математики, химии, астрономии, биологии, медицины, сельского, лесного хозяйства, филологии, журналистики, истории, искусства, геологии, географии, общественной деятельности, права, транспорта, педагогики, рабочих специальностей, сферы обслуживания, строительства, легкой промышленности, техники, электротехники |
с 11 лет |
Методика «Профессиональна я готовность» (А.П. Чернявская)
|
Определение уровня готовности совершить адекватный профессиональный выбор. Профессиональная готовность рассматривается по следующим критериям: автономность, информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение |
с 14 лет |
Ценностно-мотивационная сфера |
||
Методика ценностных ориентаций (ЦО) (М. Рокич) |
Изучение иерархии терминальных и инструментальных ценностей личности |
с 14 лет |
Методика «Жизненное предназначение» (О.И. Мотков) |
Изучения жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности. |
с 14 лет |
Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)
|
Исследование уровня мотивации учения старшеклассников
|
11 класс |
Эмоциональная сфера и психические состояния личности |
||
Методика школьной тревожности Филипса
|
Определение уровня и характера тревожности, связанной со школой: общая школьная тревожность, переживание социального стресса, фрустрация потребности достижения успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношении с педагогами |
8-12 лет |
Методика «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич) |
Изучение доминирующих эмоциональных состояний: тревожность, агрессивность. Креативность
|
с 11 лет |
Методика «Шкала тревоги и тревожности» (Ч.Д. Спилбергер –Ю. Ханина)
|
Измерение тревожности как личностного свойства (личностной) и как состояния (ситуативной / или реактивной) тревожности
|
с 14 лет |
Методика А. Басса - А. Дарки
|
Измерение выраженности агрессивных и враждебных реакций: физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины. |
с 13 лет |
Методика диагностики агрессивности (А. Ассингер) |
Определение уровня агрессивности личности
|
с 13 лет |
Методика «Шкала депрессии» (В.А. Зунга, адаптация Г.И.Балашовой) |
Дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии
|
с 14 лет |
Методика цветового выбора (М. Люшер)
|
Определение направленности личности на определенную деятельность, настроения, функционального состояния, наиболее устойчивых черт личности |
с 11 лет |
Проективная методика рисуночной фрустрации (С. Розенцвейг)
|
Исследование специфики фрустрационных реакций: экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные направленность реакции агрессии в фрустрирующих ситуациях «препятствия», «обвинения» трансформация агрессии, решение проблемы |
с 15 лет |
Когнитивные процессы, интеллект |
||
Методика «Корректурная проба» (Б.Бурдон) |
Изучение основных свойств внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение) |
с 8 лет |
Методика «Таблицы Шульте» |
Исследование устойчивости внимания, работоспособности в динамике |
с 10 лет |
Методика «Красно- черные таблицы» (Ф.Д. Горбов) |
Изучение распределения, переключения внимания
|
с 10 лет |
Методика «10 слов» (А.Р. Лурия) |
Исследование объема кратковременной зрительной, слуховой, моторной, комбинированной памяти |
с 5 лет |
Методика запоминания двух рядов слов |
Изучение объема кратковременной смысловой и механической памяти |
с 10 лет |
Методика «Память на образы» |
Изучение объема кратковременной, образной памяти |
с 10 лет |
Методика «Сложные аналогии» |
Изучение аналитико-синтетического, логически –понятийного мышления |
с 14 лет |
Методика «Матрицы Дж. Равена» |
Измерения уровня и структуры невербального интеллекта |
с 8 лет |
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
|
Измерение уровня умственного развития, определение общественно-гуманитарного, естественно-научного, физико-математического мышления |
6-8 класс |
Самооценка |
||
Методика Дембо –С.Я. Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан) |
Измерение уровня самооценки и уровня притязаний в области здоровья, способностей, характера, авторитета у сверстников, практических умений, внешности, уверенности в себе |
с 13 лет |
Методика «Диагностика уровня самооценки личности» (Г.Н. Казанцева) |
Диагностика уровня самооценки личности
|
с 11 лет |
Методика «Оценка уровня притязаний» (Ф. Хоппе) |
Определение уровня притязаний
|
с 14 лет |
Диагностика межличностных отношений |
||
Методика диагностики межличностных отношений (Т.Лири)
|
Исследование межличностных отношений и свойства личности, влияющие на взаимодействие с другими людьми: авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбие, альтруистичность |
с 14 лет |
Социометрия (Дж. Морено)
|
Изучение межличностных отношений в классе, а также положения (статуса) каждого члена группы в системе этих отношений |
с 11 лет |
Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (В.В. Синявский, Б.А. Федоршина) |
Оценка коммуникативных и организаторских склонностей
|
с 14 лет |
Детско-родительские отношения |
||
Методика «Детско- родительские отношения подростков» (ДРОП) (П. Трояновская) |
Выявление полной и дифференцированной картины детско-родительских отношений глазами подростков
|
14-16 лет |
Методика «Подростки о родителях» (Е.С.Шеффер, адаптация З. Матвейчика)
|
Изучение степени выраженности в семейном воспитании: строгости, самостоятельности, доминантности, отношения к школе, жесткости методов воспитания, характера взаимоотношения в семье, взаимопомощи, общности интересов |
13-18 лет |
Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М.Марковская) |
Диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей
|
Подростки и родители |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.