Для психолога

  • doc
  • 13.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.doc

Тесты, методики, используемые в работе школьного педагога-психолога с подростками

 

Психодиагностические

методики

 

Назначение

Возраст

Диагностика адаптации

Карта наблюдений

(Д. Стотт)

 

Диагностика трудностей адаптация ребёнка в школе, анализ характера дезадаптации и степени неприспособленности детей к школе по результатам длительного наблюдения. Оценка эмоционального

состояния ребёнка, не позволяющего ему адекватно приспособиться к требованиям школьной жизни

с 7 лет

Методика

диагностики

социально-

психологической

адаптации СПА (Р.

Даймонд –К. Роджерс)

 

Измерение уровня адаптации и личностных характеристик, влияющих на адаптацию: адаптивность/ дезадаптивность, лживость, принятие/неприятие себя, принятие/непринятии

других, эмоциональный комфорт/дискомфорт,

внутренний/внешний контроль, доминирование/ведомость, эскапизм

с 14 лет

Методика МЛО Адаптивность

(А.Г.Маклаков,

С.В.Чермянина)

Измерение адаптивных способностей, нервно психической устойчивости, моральной

нормативности личности

 

с 14

лет

 

Диагностика отклоняющихся форм поведения

Опросник

суицидального

риска «ОСР» (А.Г.

Шмелѐв)

 

Диагностика суицидального риска, выявление уровня сформированности суицидальных намерений:

демонстративность, аффективность, уникальность,

несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор

13-16

лет

Методика изучения

склонности подростков к

суицидальному поведению (СПСП) (М.В. Горская)

Изучение склонности подростков к суицидальному поведению: уровень тревожности, уровень фрустрации, уровень агрессии, уровень ригидности.

с 14 лет

Личностные особенности (черты личности), характерологические

16 –факторный

личностный опросник Р.Б. Кеттелла HSPQ -

Личностный опросник Р. Кеттелла для подростков

Выявление эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных, волевых свойств личности, отражающих относительно устойчивые способы

взаимодействия человека с окружающим

миром и самим собой

с 8 лет

Методика акцентуированных

черт личности (ОЧАЛ)

(Г. Шмишек)

 

Диагностика типа акцентуации личности:

демонстративный тип, педантичный тип,

«застревающий» тип, возбудимый тип,

гипертимический тип, возбудимый тип,

дистимический тип, тревожно-боязливый

тип, циклотимический тип, аффективно-

экзальтированный тип, эмотивный тип

с 13 лет

Патохарактерологический

диагностический опросник (ПДО) (А. Личко)

 

Определение типов акцентуации характера

и типов конституциональной и органической психопатии в подростковом и юношеском возрасте: гипертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астено- невротический, сенситивный, психастенический,

шизоидный, эпилиптоидный, истероидный,

неустойчивый, конформный

14-18 лет

Индивидуально-типологические свойства личности

Методика изучения

структуры темперамента

(Я. Стреляу)

 

Определение основных характеристик типа

ВНД: уровень процессов возбуждения и

сила по возбуждению, уровень процессов

торможения, уровень подвижность

с 14

лет

 

Методика EPI

(Г.Ю. Айзенк)

 

Определение основных параметров

индивидуальности: экстраверсия - интроверсия, нейротизм – эмоциональная стабильность, лживость, тип темперамента

10-15 лет

Методика «Формула

темперамента» (А. Белов)

 

Определение типа темперамента

с 14 лет

Опросник «Исследование

психологической структуры

темперамента» (Б.М.Смирнов)

 

Позволяет оценить выраженность таких

свойств темперамента как: экстраверсия -

интроверсия, ригидность - пластичность,

эмоциональная возбу­димость -

эмоциональная уравновешенность, темп реакций (быстрый —медленный), активность (высокая

—низкая)

с 12 лет

 

Профориентационная диагностика

Комплексная методика

«Профессиональное самоопределение

старшеклассников»

(Л.А. Ясюкова)

 

Диагностика профессионального самоопределения, позволяет получить

"интеллектуальный профиль" испытуемого,

степень выраженности гуманитарных,

математических, технических и других

способностей, а также способностей к

различным сферам профессиональной деятельности

уч-ся

7 -11 кл.

 

Методика «Карта интересов» (А.Е. Голмшток)

Методика «Карта интересов» (С.Я. Карпиловская,

адаптированный  вариант Г.В. Резапкиной)

 

Выявление сфер познавательных и профессиональных интересов учеников,

направлена на изучение интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Оценка профессиональных интересов в области: физики, математики, химии, астрономии, биологии, медицины, сельского, лесного хозяйства, филологии, журналистики,

истории, искусства, геологии, географии,

общественной деятельности, права, транспорта,

педагогики, рабочих специальностей, сферы обслуживания, строительства, легкой промышленности, техники, электротехники

с 11 лет

Методика

«Профессиональна

я готовность»

(А.П. Чернявская)

 

Определение уровня готовности совершить

адекватный профессиональный выбор.

Профессиональная готовность рассматривается по следующим критериям: автономность,

информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение

с 14 лет

Ценностно-мотивационная сфера

Методика ценностных

ориентаций (ЦО) (М. Рокич)

Изучение иерархии терминальных и

инструментальных ценностей личности

с 14 лет

Методика «Жизненное

предназначение» (О.И. Мотков)

Изучения жизненных ориентаций и

особенностей их осуществления в процессе

жизнедеятельности.

с 14 лет

Методика изучения

мотивации обучения

старшеклассников

(М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина)

 

Исследование уровня мотивации учения

старшеклассников

 

11 класс

Эмоциональная сфера и психические состояния личности

Методика школьной

тревожности Филипса

 

Определение уровня и характера тревожности, связанной со школой: общая школьная тревожность, переживание социального

стресса, фрустрация потребности достижения успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать

ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношении с педагогами

8-12 лет

Методика «Несуществующее

животное»

(М.З. Друкаревич)

Изучение доминирующих эмоциональных

состояний: тревожность, агрессивность. Креативность

 

с 11 лет

Методика «Шкала

тревоги и тревожности»

(Ч.Д. Спилбергер –Ю. Ханина)

 

Измерение тревожности как личностного

свойства (личностной) и как состояния (ситуативной / или реактивной)  тревожности

 

с 14 лет

Методика А. Басса - А. Дарки

 

Измерение выраженности агрессивных и

враждебных реакций: физической агрессии,

косвенной агрессии, раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины.

с 13 лет

Методика диагностики

агрессивности

(А. Ассингер)

Определение уровня агрессивности

личности

 

с 13 лет

Методика «Шкала

депрессии» (В.А.

Зунга, адаптация Г.И.Балашовой)

Дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии

 

с 14

лет

Методика цветового выбора (М. Люшер)

 

Определение направленности личности на

определенную деятельность, настроения,

функционального состояния, наиболее

устойчивых черт личности

с 11 лет

Проективная методика

рисуночной фрустрации

(С. Розенцвейг)

 

Исследование специфики фрустрационных

реакций: экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные направленность реакции агрессии в

фрустрирующих ситуациях «препятствия»,

«обвинения» трансформация агрессии,

решение проблемы

с 15 лет

Когнитивные процессы, интеллект

Методика «Корректурная

проба» (Б.Бурдон)

Изучение основных свойств внимания (концентрация, устойчивость, распределение, переключение)

с 8 лет

Методика

«Таблицы Шульте»

Исследование устойчивости внимания,

работоспособности в динамике

с 10 лет

Методика «Красно-

черные таблицы»

(Ф.Д. Горбов)

Изучение распределения, переключения

внимания

 

с 10 лет

Методика «10

слов» (А.Р. Лурия)

Исследование объема кратковременной зрительной,

слуховой, моторной, комбинированной памяти

с 5 лет

Методика запоминания двух рядов слов

Изучение объема кратковременной смысловой и механической памяти

с 10 лет

Методика «Память

на образы»

Изучение объема кратковременной,

образной памяти

с 10 лет

Методика «Сложные

аналогии»

Изучение аналитико-синтетического, логически –понятийного мышления

с 14 лет

Методика «Матрицы Дж. Равена»

Измерения уровня и структуры невербального интеллекта

с 8 лет

Школьный тест

умственного

развития (ШТУР)

 

Измерение уровня умственного развития,

определение общественно-гуманитарного,

естественно-научного, физико-математического мышления

6-8 класс

Самооценка

Методика Дембо –С.Я.

Рубинштейна (в модификации А.М. Прихожан)

Измерение уровня самооценки и уровня

притязаний в области здоровья, способностей, характера, авторитета у сверстников, практических умений, внешности, уверенности в себе

с 13 лет

Методика «Диагностика

уровня самооценки

личности» (Г.Н. Казанцева)

Диагностика уровня самооценки личности

 

с 11 лет

Методика «Оценка

уровня притязаний»

(Ф. Хоппе)

Определение уровня притязаний

 

с 14 лет

Диагностика межличностных отношений

Методика диагностики

межличностных

отношений (Т.Лири)

 

Исследование межличностных отношений и свойства личности, влияющие на взаимодействие с другими людьми: авторитарность, эгоистичность,

агрессивность, подозрительность, подчиняемость, зависимость, дружелюбие, альтруистичность

с 14 лет

Социометрия (Дж.

Морено)

 

Изучение межличностных отношений в классе, а

также положения (статуса) каждого члена группы в системе этих отношений

с 11 лет

Методика определения

коммуникативных

и организаторских

склонностей (КОС)

(В.В. Синявский,

Б.А. Федоршина)

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

 

с 14 лет

Детско-родительские отношения

Методика «Детско-

родительские отношения

подростков» (ДРОП)

(П. Трояновская)

Выявление полной и дифференцированной

картины детско-родительских отношений глазами подростков

 

14-16 лет

Методика «Подростки о

родителях» (Е.С.Шеффер, адаптация

З. Матвейчика)

 

Изучение степени выраженности в семейном

воспитании: строгости, самостоятельности,

доминантности, отношения к школе, жесткости методов воспитания, характера взаимоотношения в

семье, взаимопомощи, общности интересов

13-18 лет

Методика

«Взаимодействие

родитель-ребенок»

(ВРР) (И.М.Марковская)

Диагностика особенностей взаимодействия

родителей и детей

 

Подростки и родители