Для психолога
Оценка 4.9

Для психолога

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
Для психолога
8.docx

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.

Задачи:

Формирование положительного эмоционального состояния с помощью позитивного проговаривания.

Профилактика эмоционального выгорания через релаксацию и саморегуляцию.

Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.

Научение способам здоровьесберегающих технологий.

Знакомство с идеологией позитивной педагогики.

Упражнение «Счет глазами».

Цель: включение в работу, тренировка внимания, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание ощущения доверия и принятия в группе.

Инструкция: ведущий выбирает глазами того, кому он передает ведение дальнейшего счета и, глядя на него, говорит: «один». Тот выбирает глазами того, кому он передает счет и говорит: «два» и так далее. В процессе игры все участники будут пересчитаны.

Упражнение «Презентация».

Цель: знакомство, появление эмоциональных контактов, повышение самооценки.

         Каждый участник, держа мяч в руках, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и его имя, например: «Светлана – смелая». Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество.

 

Упражнение «Круг нашей жизни».

Участникам выдается листок с нарисованным кругом и предлагается разбить сутки на обычные дела. Анализируется, какое количество времени удается посвятить себе.

 

 

Упражнение «Расписание».

Участникам предлагается запланировать 7 встреч с коллегами с 9ч. до 12ч. с интервалом в полчаса. Когда расписание составлено, предлагается тематика бесед (по 4минуты на тему):

- произведение «Война и мир»

-  весна – лучшее время года

-  что нравится в профессии

- мои жизненные ценности

- женское счастье

- дачные хлопоты

- итоги олимпиады.

Вопросы для обсуждения: как складывался список? Были ли Вы активны при поиске партнеров или ждали, когда выберут Вас? Вашими партнерами оказались коллеги, с кем Вы чаще всего общаетесь, или Вам было интересно общение с менее знакомыми людьми? Удалось ли обоим партнером высказать свое мнение?

 

 

Упражнение «Завтрак с героем» (30 мин.) Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Ход упражнения:

Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любимым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться. Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают то же самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя.

Вопросы для обсуждения:

Почему остался именно этот герой?

Легко было уступать и почему вы уступали?

Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?

Что вы испытывали, когда с вами соглашались?

Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

 

 

Упражнение «Построимся». Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по алфавиту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

 

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.) Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения: Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

 

Упражнение «Дом» Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 15 минут.

Ресурсы: карточки с изображением животных.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Прорекламируйте свою роль. Докажите, что без Вас дом не будет полноценным. Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

 

Упражнение «Лестница».

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

 

 - Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

 

 - Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

 

 - Что мешает Вам находиться наверху?

 

 - Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

 

 

  История про Вольпе и кошек:

Жил – был в начале 20 века ученый по имени Джозеф Вольпе. Он относился к ученым – бихевиористам. Психологи – бихевиористы показали, что реакции страха и тревоги удается не только искусственно вызвать, но и ликвидировать с помощью особых приемов. Джозеф провел соответствующее исследование на кошках. Вначале животных обучили искать еду в ответ на звонок. Затем звонок включался во время кормления, и тут же на кошек воздействовали электрически током.           На четвертый – пятый раз подопытные уже не желали заходить в клетки, где стояли миски. Более того, они отказывались есть там даже после двух – трех дней голодания.          Таким образом, приобретенные невротические реакции не позволяли им есть. Это навело Вольпе на мысль, что при других обстоятельствах все могло быть наоборот: кормление тормозило бы невротические реакции. И тогда кошек стали принудительно кормить в клетках, которые у них вызывали тревогу. Для этого голодных животных подталкивали подвижным барьером к клетке с аппетитной едой. Постепенно реакции подопытных на клетки и звуковой сигнал угасли. Вольпе объяснил полученные результаты следующим образом: когда одновременно возникают несовместимые реакции (в случае с кошками на еду и удар током), то одна из них – доминирующая приводит к торможению других. Ученый пришел к заключению, что, если у человека, испытывающего чувство тревоги, вызывать реакции расслабления или гнева, тревога исчезнет. Гнев, особенно в педагогической практике, практически неприменим. Так как создает дискомфорт и стрессовую ситуацию уже у окружающих, и особенно у детей, об эмоциональном благополучии которых мы должны заботиться. Поэтому мы говорим именно о самообладании и релаксации. Многие психологические проблемы можно решить, если научиться в нужный момент избавляться от напряжения, расслабляться.

 

Упражнение «Ловец блага» (звучит тихая инструментальная музыка).

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

 

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. Напарница не вышла на работу, необходимо остаться на вторую смену.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага». Если Вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к этой ситуации.

 

Упражнение «Мои удовольствия» / «Ресурсы энергии».

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Например, принятие ванны, чашечка кофе, вязание, море, костер. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.

 

Ключ к тесту:

Если большинство а) – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функции воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности и правильно выбрали свою профессию.

 б) - у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего вам удаётся реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Значит, именно вы сейчас больше всего нужны современному дошкольному образованию, чтобы сохранить и возродить лучшие традиции работы старшего воспитателя ДОУ.

 

  в) – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Вам стоит задуматься над тем, не является ли вашим призванием стать заведующим детским садом.

 

 

Методика стирания стрессовой информации из памяти (визуализация).

 Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, стирательную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стирательную резинку и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стирательную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить. В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

 

Упражнение «Говорящие руки». Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Время: 5-7 минут.

Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

 

Варианты инструкций образующимся парам:

Поздороваться с помощью рук.          Побороться руками.

Помириться руками.                               Выразить поддержку с помощью рук.

Пожалеть руками.                                   Выразить радость.

Пожелать удачи.                                      Попрощаться руками.

 Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Автор-составитель: Скрипова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания»

Вопросы для обсуждения: как складывался список?

Вопросы для обсуждения: как складывался список?

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности

Упражнение «Ловец блага» (звучит тихая инструментальная музыка)

Упражнение «Ловец блага» (звучит тихая инструментальная музыка)

Методика стирания стрессовой информации из памяти (визуализация)

Методика стирания стрессовой информации из памяти (визуализация)

Для психолога

Для психолога
Скачать файл