Упражнения и задания для тренировки памяти
Для запоминания 20 слов дается 40 секунд, после чего следует записать то, что запомнили. Ответ считается правильным, если верно указывается и порядковый номер.
|
\) украинец
2)экономика
3)каша
4)татуировка
5)нейрон
6) любовь
7) ножницы
8) совесть
9)глина
10) словарь
11)масло
12)бумага
13)сладости
14)логика
15) социализм
16)глагол
17)прорыв
18)дезертир
19)свеча
20)вишня
Числа
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел и их порядковые номера, число правильных ответов умножается на 5.
1)43 6)72 11)37 16)6
2)57 7)15 12)38 17)78
3)12 8)44 13)86 18)61
4)33 9)96 14)56 19)83
5)81 10)7 15)47 20)73
Эффективность запоминания вычисляется так же, как и в предыдущем упражнении.
Лица с именами и фамилиями
Бывает очень неприятно, когда забываешь, как зовут знакомого, или вообще не можешь вспомнить, знакомы ли вы. Так нередко случается, когда знакомство не было связано с какими-либо эмоциями.
Чтобы запомнить лицо, внимательно рассмотрите его, отмечая характерные особенности. Мысленно повторите несколько раз имя и отчество человека. Свяжите с ними зрительный образ.
Возьмите 10 незнакомых фотографий с именами и фамилиями (их можно вырезать из газет, журналов). На запоминание дается полминуты. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются испытуемому, он должен опознать их. Эффективность запоминания получите, умножив число правильных ответов на 10.
Логически связанный текст
Запомните 10 основных положений, выделенных в следующем тексте. Нужно прочесть упражнение и через минуту воспроизвести содержание основных положений в заданном порядке. Умножьте число правильных ответов на 10 и получите процент эффективности запоминания.
Текст;
Мы берем на хранение чужие мысли и знания (1), только и всего. Нужно, однако, сделать их собственными (2). Мы уподобляемся человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага (3), забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома. Что толку набить себе брюхо говядиной, если мы не перевариваем ее (4), если она не преобразуется в ткани нашего тела, если не прибавляет нам веса и силы? Или, быть может, мы думаем, что Лукулл, ознакомившийся с военным делом только по книгам и сделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу? Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что в конце концов обессиливаем (5). Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки (6). Стремлюсь ли утешить другого? Я черпаю из Цицерона (7). А между тем я мог бы обратиться за этим к себе самому (8), если бы меня надлежащим образом воспитали. Нет, не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке. И если можно быть учеными чужою ученостью (9), то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью (10).
(Мишель де Монтень)
Среднюю продуктивность запоминания вы определите, если сложите проценты всех четырех упражнений и поделите на 4.
91 — 100% — отличная память;
71-90% — очень хорошая память;
51—70% — хорошая память;
31—50% — удовлетворительная память;
11—30% — плохая память;
0—10% — очень плохая память.
Тренировка памяти
Учащимся среднего звена можно предложить для пересказа короткие тексты.
Примеры текстов для пересказа:
1.
Двенадцатилетний Петя, ученик 412-й школы,
проводил летние каникулы у бабушки в
деревне. Как-то вечером, возвращаясь из леса, Петя заметил неисправность железнодорожных путей. Петя сообщил об этом
железнодорожникам. Авария была
предотвращена. Мальчик проявил
бдительность, поэтому был награжден премией.
2. Немецкий пассажирский пароход «Берлин» в среду вечером
натолкнулся на мину
вблизи Калининграда. Все 70 пассажиров,
включая 18 женщин и 9 детей, были спасены,
несмотря на снежную бурю и мрак. Все пассажиры были доставлены в порт теплоходом «Россия».
3. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один
бросился бежать и
влез на дерево и спрятался, а другой
остался на дороге. Делать ему было нечего. Он
упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь отошел, первый слез с дерева и смеется. «Ну, что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?» «Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
4. Корабль дошел в бухту, несмотря на сильное волнение моря. Ночь простояли на якоре. Утром подошли к пристани. 18 моряков отпустили на берег. 10 человек пошли в музей. 8 матросов решили просто погулять по городу. К вечеру все собрались вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали. В 23 часа все вернулись на корабль. Вскоре корабль отправился в другой порт.
Развитие вербальной памяти
Для развития вербальной памяти подростков можно воспользоваться следующим
упражнением.
Инструкция подростку: следует записать как можно больше слов, относящихся к
теме:
1) школа,
2) математика (м. б., химия, физика, биология и т. д.),
3) музыка,
4) книга,
5) искусство,
6) времена года,
7) этика,
8) спорт,
9) композиторы,
10)писатели,
10)ученые и т. д. На каждую из тем дается 5 минут. Эти темы можно давать не сразу все, а по 2—3.
Оценка результатов:
Если по теме «Музыка» учащиеся 8—9 лет воспроизводят в среднем только 7 слов, то 15-летние подростки — уже 37 слов, по теме «Литература» этот показатель соответственно 3 и 28 слов, по теме «Живопись» — 3,7 и 20,5 слов.
Учитывая тот факт, что память человека устроена, как сосуд, количество входящей информации ограниченно. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а, следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения.
Задача взрослых, и педагогов, и родителей увеличить запас слов подростков, относящихся к тем или иным областям знаний.
Игровой тренинг для развития памяти
Пословицы
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий произносит начало какой-либо пословицы. Первый из игроков должен продолжить эту пословицу, а затем должен вспомнить начало новой.
Если кто-то из игроков не сможет продолжить пословицу или не вспомнит новую, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался последним.
Запомним слова
Участники делятся на пары.
Условия игры: каждый из партнеров берет листок бумаги и пишет 20 любых слов.
Пока подростки пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени —
1 минута.
После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо
каждый из них запомнил записанные им самим слова.
Число слов, которые воспроизведены, фиксируется. Ведущий должен определить,
кто занял 1, 2 и 3-е место.
Предметы
Участники игры разбиваются на 2 команды. Из каждой команды выбирают по водящему. Члены каждой команды выкладывают на стол по одному предмету. Водящий
смотрит и запоминает, кто какой предмет положил. После этого каждый водящий должен ответить на вопрос: кто и в какой последовательности какой предмет положил. Ведущий оценивает результаты ответов водящих. В роли водящего должен выступить каждый член команды.
Запоминаем, рисуя
Участники сидят за столами.
Ведущий заранее готовит 20 слов. Каждый из участников игры заранее готовит ручку и листок бумаги. Ведущий называет последовательно слова. После каждого названного слова он считает до 3. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком для запоминания зарисовать это слово. Пусть рисунок будет непонятен для других, лишь бы участник игры мог потом по порядку назвать слова. Кто всех больше слов запомнит, тот и выиграл.
Кто больше запомнит!
Участники игры сидят в кругу. Условия игры: первый участник называет любое слово, например карандаш, следующий должен повторить это слово и назвать любое свое, например лес. Третий участник повторяет уже два предыдущих слова: карандаш и лес, называет свое и т. д. Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.
Эта игра поможет вспомнить как можно больше слов относящихся к одной группе.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Причем первый называет слово, второй повторяет названное
слово и приводит свое и т. д. Например, тема «Фрукты». Первый называет яблоко.
Второй повторяет яблоко и называет апельсин. Третий участник повторяет яблоко и
апельсин и называет груша и т. д.Тот из подростков, кто забудет названные для него слова или не назовет свое, выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним.
С одной буквы
Эта игра развивает память подростков. Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий называет букву, а команды по очереди называют по одному предмету, находящемуся в комнате и начинающемуся с этой буквы. Та команда, которая называет последнее слово, побеждает.
Города
Эта игра развивает память подростков, а также их мышление. Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет какой-либо город, например Москва. Первый из участников игры должен вспомнить название города на букву А. Например, он называет Армавир. Следующий должен вспомнить название города на Р и т. д. Если кто-то из игроков назвал слово, оканчивающееся буквой, с которой не начинается название никакого города или не может вспомнить название города, он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто останется последним.
Украшаем слова
Эта игра развивает память и мышление подростков. Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий предлагает какое-либо существительное, а каждый из участников игры по очереди называет по одному прилагательному к этому существительному. Тот из участников, кто не сможет назвать прилагательное, выбывает из игры. Повторяться нельзя. Побеждает тот, кто остается последним.
Добрые слова
Эта игра предназначена для развития памяти и коммуникативных качеств подростка. Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: участники игры по очереди должны называть добрые и ласковые слова. На обдумывание дается 2 секунды, повторяться нельзя. Тот, кто не может больше придумать доброе слово, выбывает из игры.
Картина
Эта игра может быть использована для развития памяти подростков.
Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: первый участник называет какое-либо существительное, например
сквер. Второй повторяет слово сквер и продолжает рисовать картину, называет
слово, например дерево. Третий повторяет два предыдущих слова и называет свое, которое позволяет дольше рисовать картину.
Кто не сможет восстановить в памяти все названные до него детали картины, выбывает.
Антонимы, или слова, противоположные по значению
Игра развивает память и мышление подростков. Участники игры сидят в кругу.
Условия игры: ведущий называет какое-либо прилагательное, например холодный. Игроки по кругу должны будут называть антонимы к этому слову. Повторяться нельзя.
Тот, кто не сможет назвать антоним, выбывает из игры. Тот, кто остается последним, побеждает. Игру можно проводить несколько раз.
Антонимы и синонимы
Эта игра развивает память, мышление и внимание подростков.
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий называет прилагательное — горячий. Первая команда
называет синоним к данному слову, а вторая — антоним. Затем ведущий называет другое слово, теперь первая команда называет антоним, а вторая — синоним.
И т. д.
За каждое правильное названное слово команда получает 1 очко.
Если какая-либо из команд не может подобрать антоним или синоним, то такая возможность предоставляется команде-сопернице.
Пересказ по кругу
Условия игры: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее — по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Далее все вместе еще раз слушают текст, дополняют пересказ и исправляют сделанные ошибки.
Запоминаем текст
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий читает текст. Участники игры внимательно слушают, при этом
на листе бумаги каждый должен зафиксировать как можно больше информации.
Затем команды восстанавливают тексты. Затем все обсуждают тексты, воспроизведенные обеими командами. Сравнивают результаты. Побеждает та команда, которая более точно воспроизвела текст.
Учим текст наизусть
Участники игры делятся на 2 команды. Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.
Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-й участник из команды № 1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-й участник из команды № 2 и т. д. Определяют игрока с самой лучшей памятью.
Зрительная память
Условия игры: пусть кто-то из участников игры будет изображать свой собственный портрет. Участники разбиваются на 2 команды. Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий просит отвернуться всех игроков и вносит как можно больше изменений в этот портрет.
Затем из каждой команды по очереди к портрету должны подходить игроки и по одному изменению должны приводить его в исходное положение. Какая команда больше поправит изменений, та и выиграла.
Двигательная память
Участники игры делятся на 2 команды.
Условия игры: ведущий просит участников игры определить двух представителей команд и жюри. Избранные представители команд танцуют в течение 1 5 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцоров как можно
точнее.
Жюри оценивает двигательную память участников игры, определяет победителя.
Скороговорки и считалки
Участники игры располагаются по кругу.
Условия игры: ведущий предлагает подросткам вспомнить известные им считалки и
скороговорки. Предупреждает о том, что повторять уже названные нельзя.
Например:
1 -и участник произносит скороговорку: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла
украла кларнет».
2-й участник должен повторить, что сказал предыдущий, а затем вспомнить свою
скороговорку или считалку.
3-й участник опять-таки повторяет за предыдущим и произносит свою скороговорку
или считалку.
Кто не справляется с поставленной задачей, выбывает из игры.
Эта игра развивает память и внимание подростков.
Упражнения и задания
для тренировки
памяти.
Педагог-психолог
Пихтина О.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.