Для работы воспитателя
Оценка 4.8

Для работы воспитателя

Оценка 4.8
docx
14.05.2020
Для работы воспитателя
00119f5f-2a617991.docx

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Использование дыхательных техник

 в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Крутенко В.Б., учитель-логопед МОУ СШ №31

 

 

 

 

                                                                                                    

Волгоград. 2020г.

 

План.

 

 

1.Введение. Актуальность вопроса.

2. Роль дыхания в речевом развитии.

3. Дыхательные упражнения.

4. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на развитие и воспитание детей. И мы, педагоги, должны разработать такие содержание и способы организации деятельности дошкольников, которые помогут сделать все необходимые знания, умения, навыки средством развития личностных качеств ребенка. Развитие – это процесс качественного изменения. В дошкольном образовательном учреждении развитие ребенка происходит в ходе взаимодействия со взрослыми, важную роль которого в данный период подчеркивали в своих трудах известные ученые Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, М.И. Лисина и другие. Поэтому целью моей деятельности в условиях коррекционного детского сада является создание такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающего мира, раскрытию его неповторимой индивидуальности. Использование педагогических технологий в моей работе является важным условием реализации этой цели. Самая серьезная проблема сегодняшней дошкольной педагогики– сохранение физического здоровья детей и их душевного равновесия. Именно поэтому любая педагогическая технология должна бытьздоровьесберегающей, а в условиях коррекционного дошкольного учреждения позволить организовать процесс обучения и развития без ущерба для здоровья детей.В соответствии с существующей классификацией здоровьесберегающих технологий (Т. В Хабарова “ Педагогические технологии в дошкольном образовании”) мне ближе коррекционные здоровьесберегающие технологии. Коррекционные здоровьесберегающие технологии включает в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическое воспитание, но и всю жизнедеятельность ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия его в процессе общения со сверстниками и взрослыми, использование развивающей среды на достижение положительных результатов (формирование речевых процессов). Я стараюсь так построить наше взаимодействие, чтобы ребенок сам захотел заниматься, не принуждаю его, а стремлюсь заинтересовать, увлечь и при этом не навредить его психологическому и физическому состоянию. И в этом мне помогает игра. Ведь не секрет, что именно игра – ведущая деятельность дошкольного возраста. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Потребности в игре у детей с недоразвитием речи такие же, как у сверстников. Но они отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях общей и мелкой моторики, в наличии у них общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность. Игра, проводимая с коррекционной целью, помогает сохранять положительный воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка, сохранить его здоровье. В нашей работе нет ничего хуже монотонности. Каждое мое занятие включает игры. Чем они разнообразнее, тем лучше. Я использую игры, способствующие успокоению и организации детей, преодолению замкнутости, неуверенности, игры на расслабление мышц лица, освобождение от мышечных зажимов, требующие общения и взаимодействия детей и взрослого:

·         игры, включающие в себя различные виды логопедической гимнастики: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую, мимическую;

·         речевые игры: подвижные игры с речевым содержанием, игры – хороводы, игры – драматизации, дидактические, словесные игры, игры с использованием физкультурного оборудования (мячей, обручей, канатов, флажков, кубиков и т.п.);

·         игры на формирование и развитие слухового и речевого внимания, фонематического восприятия;

·         игровые упражнения на формирование правил сохранения и укрепления здоровья: соблюдение режима дня; есть продукты, полезные для здоровья; соблюдать гигиенические правила; соблюдать гигиену одежду и обувь.

Почему именно эти игры я рассматриваю как здоровьесберегающие? Артикуляционная гимнастика развивает умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогает ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков. Не всегда у детей есть желание выполнять скучные, монотонные артикуляционные упражнения. Я подобрала интересные картинки, игрушки, дидактические пособия, стихи и сказки, которые помогают сделать артикуляционную гимнастику интереснее, занимательнее, при этом используются все компенсаторные возможности детского организма – зрительные и слуховые восприятия, тактильные и кинестетические ощущения. Моими незаменимыми помощниками стали логопедические куклы(мальчик и девочка), логопедическая собачка Тяпа, у которых есть открывающийся рот, зубы, подвижный язык, они создают атмосферу доброжелательности, дарят нам с детьми положительные эмоции от общения и игр с ними. С помощью этих игрушек мы знакомимся с органами речи, делаем артикуляционную гимнастику, находим правильное положение языка, а куклы и собачка “позволяют” нам двигать и выгибать свой язык как угодно, помещать его и за верхние и за нижние зубы, высовывать и прятать язычок. Также я изготовила игрушку “ Язычок”, который двигается, разговаривает, приглашает детей в путешествия: на лесную полянку, в лес, в деревню, в зоопарк, где дети вместе с Язычком выполняют различные артикуляционные упражнения. Кроме того, эти пособия ребенок может надеть на руку, двигать и управлять ими, что в результате развивает и активизирует его двигательные навыки, тренирует мелкую моторику.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Различают физиологическое и речевое дыхание. Начинаю с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются дыхательные игры и упражнения, которые включаются не только на мои занятия, но и в комплексы утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, их используют воспитатели на физкультминутках. Наиболее важными являются так называемые классические упражнения. Их цель – координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного дыхания при активном участии диафрагмы. При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать. После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений, фраз.

Чтобы детям было интереснее, я изготовила макет тучи, на который с помощью лески прикрепляю различные силуэты: бабочки, птички, снежинки, листочки, капельки (в зависимости от времени года).На занятие создаю игровую ситуацию, во время которой нужно подуть на силуэты, при этом часто использую сказочные ситуации и стихотворный материал. Очень нравится детям настольный коврик “ В гостях у братьев ветров”. На коврике изображены небо, солнышко, цветочки, озеро, силуэты зверей. К нему прилагаются легкие, изготовленные из тонкого пенопласта силуэты воздушных шариков, бабочек, рыбок, мячей, облаков. Ребенок с помощью сильной воздушной струи поднимает шарик в небо, закрывает или открывает солнышко (раздувает облака), сажает бабочек на цветы, заставляет плавать рыбок по озеру, играет в мяч с зайчатами. Также использую игры на подражание. Например:“ Чудак”.

Там, на холмах сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх, он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

В этой игре развивается умение контролировать силу и длительность выдоха.Для создания игровой ситуации использую куклу – бибабо.

“Ветер, ветерок…”.

Дети имитируют дуновение ветерков разное время года. Вдох производится носом, выдох ртом. Создаем образ ветра с помощью картинки и ощущений: Ветер общается с детьми, его можно увидеть, ощутить, услышать. Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы, для создания теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку. У нас есть логопедический коврик, на который с помощью липучек я в определенной последовательности прикрепляю листья и цветы лилий. По такому “ болоту” прыгает лягушка и произносит то гласные звуки, то слоги, то слова, при этом ребенок должен повторить ритмический рисунок (в зависимости от положения листьев и цветов), также над цветами могут летать пчелки и петь звуковые песенки.

Как психогимнастику или физкультминутку для снятия напряжения и создания веселого настроения, для тренировки мелкой мускулатуры пальцев, как гимнастику для артикуляционного аппарата использую сопряженную гимнастику – упражнения для пальцев и языка (опираясь на методические рекомендации

И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской).В этом мне помогают пальчиковый театр, набор предметных картинок, использование песенок – потешек. Причем я постаралась так подобрать текстовый материал, чтобы он соответствовал лексическим темам.

На подготовительном этапе коррекции речевого развития немаловажное место отвожу развитию мимических движений языка, губ, мышц лица. У детей с недоразвитием речи отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительна. Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста, движения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению и создают благоприятную атмосферу занятия. Для этих целей я широко использую игровой дидактический материал, сделала подборку литературных произведений и иллюстративного материала на тему. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение провожу инсценировки стихов, сказок, песен, игры – драматизации. В кабинете есть мячи и шарики, на которых нарисованы лица, выражающие различные эмоциональные состояния, есть макет “ Облако” с меняющимся мимическим выражением, кубик “ Солнышко”, семь гномиков, передающих различные эмоциональные состояния – все это помогает нам выполнять мимические упражнения, помогает сделать эти занятия интереснее, разнообразнее, раскрепоститься, раскрыться детям. Использую игры на развитие эмоций и на занятиях, и в повседневной жизни.

У детей с недоразвитием речи заторможенность моторики часто распространяется на всю мускулатуру в целом, охватывая не только речевой аппарат, но также плечевой пояс и нижние конечности. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Подвижная игра развивает двигательный аппарат ребенка, укрепляет мускулатуру, активизирует сердечную деятельность, воспитывает ловкость, решительность, смелость. Если в двигательные задания включить речевой материал, то эти игры несут коррекционную речевую направленность, способствуют развитию эмоционального восприятия, творческого воображения, внимания, умения передавать различные эмоциональные стояния. С их помощью координируются речь и движения, укрепляется общая и тонкая моторика, развиваются мышцы артикуляционного и голосового аппарата, ребенок учится правильно произносить звуки, звукоподражания, слова, короткие предложения и, наконец, стихотворные тексты. При подборе речевых игр я пользуюсь пособиями И.С. Лопухинаой “Логопедия. Речь. Ритм. Движения.”, Н. В. Нищевой “ Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”. Эти игры провожу и на фронтальных и на индивидуальных занятиях, на логоритмике. С воспитателями подобрали игры, которые можно проводить в группе, на улице в теплое время года, на физкультурных занятиях, как физминутки. Вместеподобрали к играм атрибуты: маски, шапочки, игрушки, картинки, игровое оборудование, музыкальное сопровождение.

Умение сосредотачиваться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игр и игровых упражнений – научить детей слушать и слышать. Я подбираю игры в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, затем речевого слуха, и только потом перехожу к играм на формирование фонематического слуха. У нас есть звучащие игрушки, музыкальные инструменты, компьютерные программы, аудиозаписи, которые помогают нам в решении этих задач. Для формирования фонематического восприятия я изготовила несколько кубиков, на гранях которых изображены игровые задания. С помощью этих кубиков решаю несколько задач: развитие фонематического восприятия, выделение звуков из слова, придумать слова на заданный звук, определить позицию звука в слове, дать характеристику звукам речи с опорой на символы, подобрать слова к звуковым схемам, формирование слоговой структуры слова. Ребенок крутит кубик, подбрасывает его, передает другим ребятам, выбирает задание, а потом решает поставленную задачу, тем самым кроме основной речевой задачи решаются и задачи по укреплению его физического и психологического состояния – это развитие общей и мелкой мускулатуры, зрительного восприятия, коммуникативной деятельности.

Таким образом, применение в моей работе здоровьесберегающей технологии помогает организовать учебный процесс с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность. В ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды деятельности, в которых он мог бы максимально реализоваться, выбирать совместно приемлемые для конкретного ребенка способы и приемы(в данном случае игры), что вызовет у него удовлетворенность деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности, сохранение нервной системы ребенка. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челюсти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли, обегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие технологии. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

 Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
        Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.
        Все упражнения ритмизированы. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему упражнению. Общая продолжительность гимнастики 5-7 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений.

        Упражнение 1. «Ладошки».
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

        Упражнение 2. «Поясок»
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

        Упражнение 3. «Поклон»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в  конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

    Упражнение 4 «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.
Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

        Упражнение 5 «Обними плечи».
Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.
В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

        Упражнение 6. «Большой маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям – шумный вход. Сразу же немного откинуться назад, чуть согнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.

        Упражнение 7. «Повороты головы»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

        Упражнение 8. «Ушки».
Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.
Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

        Упражнение 9. «Малый маятник»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

        Упражнение 10. «Перекаты»
Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела – на обеих ногах.
Перенести тяжесть тела на  впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела  на стоящую сзади левую  ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами – пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ногу.

        Упражнение 11. «Танцевальные шаги».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.
Поднять  согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

 

Литература.

Сайты:

 https://sites.google.com 

festival.1september.ru

shkolnie.ruastromoiya/27577/index.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка Использование дыхательных техник в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи

Методическая разработка Использование дыхательных техник в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи

План. 1.Введение. Актуальность вопроса

План. 1.Введение. Актуальность вопроса

Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на развитие и воспитание детей

Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен на развитие и воспитание детей

В нашей работе нет ничего хуже монотонности

В нашей работе нет ничего хуже монотонности

Чтобы научить ребенка владеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами

Чтобы научить ребенка владеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами

Дети имитируют дуновение ветерков разное время года

Дети имитируют дуновение ветерков разное время года

Подвижная игра развивает двигательный аппарат ребенка, укрепляет мускулатуру, активизирует сердечную деятельность, воспитывает ловкость, решительность, смелость

Подвижная игра развивает двигательный аппарат ребенка, укрепляет мускулатуру, активизирует сердечную деятельность, воспитывает ловкость, решительность, смелость

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь

Упражнение 3. «Поклон» Исходное положение: встать прямо, руки опущены

Упражнение 3. «Поклон» Исходное положение: встать прямо, руки опущены

Упражнение 10. «Перекаты» Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади

Упражнение 10. «Перекаты» Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020