Работа по развитию толерантности к детям с ОВЗ, позволяет обращаться к тем аспектам психического развития ребёнка, которые лишь в небольшой степени затрагиваются традиционным коррекционно-развивающим обучением. Тем не менее, для ребёнка умение осознавать личный опыт жизненно важно, это – одна из основ успешной социализации, важная часть личностного развития человека. В первом классе, в котором обучается ребенок- инвалид ( нарушение опорно - двигательного аппарата) были организованы занятия с использованием дневника «События моей жизни».
МБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
309186, Белгородская область, г. Губкин, ул. Раевского, д. 15а
8-47-241-2-10-83
Дневник ребенка «События моей жизни»
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 13 с УИОП»
Дорохина Людмила Леонидовна
г. Губкин
2016МБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Работа по развитию толерантности к детям с ОВЗ, позволяет обращаться к
тем аспектам психического развития ребёнка, которые лишь в небольшой
степени затрагиваются традиционным коррекционноразвивающим обучением.
Тем не менее, для ребёнка умение осознавать личный опыт жизненно важно, это
– одна из основ успешной социализации, важная часть личностного развития
человека. В первом классе, в котором обучается ребенок инвалид ( нарушение
опорно двигательного аппарата) были организованы занятия с использованием
дневника «События моей жизни». Занятия с детьми проводились один раз в
неделю. Цикл занятий рассчитан на 30 тематических часов, которые помогут
достичь у детей достаточно высокий уровень развития устной связной
контекстной речи, то есть собственной речи без опоры на наглядную ситуацию.
Кроме того, заполнение страничек «Дневника» требует наличия собственной
связной письменной речи. В данном классе 7 человек посещают логопедический
пункт и один ребенокинвалид с нарушением опорнодвигательного аппарата. В
младшем школьном возрасте формы речи являются еще несовершенными,
незрелыми, поэтому на занятиях параллельно работе по коррекции самосознания
проводилась работа по развитию как устной, так и письменной речи. Работа
была организована совместно с учителем начальных классов.
Дневник – не только современная эффективная форма отслеживания
роста развития и формирования учебных универсальных действий
первоклассника в адаптационный период, а также развитие процессов осознания
ребёнком своего жизненного опыта, что особенно важно для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Целью занятий является социализация
ребенка с ограниченными возможностями и воспитание толерантного отношения
к нему в детском коллективе. Данные занятия позволяют решить ряд важных
педагогических задач:
создание уютного, комфортного пространства для всех;
создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;
формирование толерантного сообщества детей, родителей;
формирование и развитие осознанной регуляции детьми своего
социального поведения;
развитие связной контекстной речи в устной и письменной форме;
расширение круга общих представлений детей.
С дневником «События моей жизни» в школе начинаем работать с первых
дней учебы первоклассников. «Дневник моей жизни» предполагает рассказМБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
детей о событиях части дня или целого дня. Первый этап работы с дневником –
организационные, вводные страницы. На этом этапе дети не составляют
письменных рассказов, но они постепенно погружаются в ситуацию внимания к
себе, осмысления происходящих вокруг них событий. Дальнейшая работа
предполагает составление развёрнутого рассказа о части дня и о целом дне, с
опорой на рисунок.
План работы над дневником «События в моей жизни»
№
п/п
1.
2.
Наименования разделов, тем
Презентация самого себя
Для заполнения и работы над этими листами
мы начинаем работать на уроке обучения
грамоте добукварный период. Работаем с
иллюстрациями, по сюжетным картинка
«Моя семья».
Занятие «Моя семья». На занятие с
психологом дети рисуют свою семью и
рассказывают соседу, классу о своих
любимых.
Общее
количест
во часов
4 часа
1 час
Цель
Развивать
объективное
отношение к
себе;
воспитывать
бережное
отношение к
собственному Я
и Я – другого.
Занятие «Игрушки все свои люблю.(Моя
любимая игрушка)».
1 час
Занятие «Чем я увлекаюсь».
Занятие «Мои новые друзья
одноклассники».
Я в школе
На уроках математики по темам на
пространственные
ребята
придумывают
обозначения,
которые будут использовать для заполнения
страниц дневника по темам этого раздела.
Занятие «Первые учителя»
условные
понятия,
Занятие «Мой класс в школе»
1 час
1 час
11 часов
1 час
1 час
1 час
Показать
учащимся
значение
дневника;
предложить
учащимся
обсудить
результаты ихМБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
работы в школе;
воспитывать
ответственность
и аккуратность,
обязательность.
Занятие «Мое место в классе»
Занятие «Лента времени. Расписание
уроков»
Занятие « Режим дня»
Минипроект «Правила школьной жизни».
Ребята начинают работать на уроках
окружающего мира.
Занятие « По дороге в школу...». Правила
дорожного движения.
1 час
1 час
2 час
1 час
Проект «Мой режим питания. В поисках
здорового питания, или о пользе молока и
молочных продуктов»
3 час
Мои праздники
3.
Занятие «Школьные праздники»
Занятие «Домашние праздники»
Занятие «Государственные праздники»
4.
5.
6.
7.
8 .
Моя разнообразная жизнь
Мое творчество
А знаете ли Вы, что...
Любимый город
Занятие « С днем рождения, Губкин!»
Занятие « Но ты мне, улица родная,
И в непогоду дорога.»
Занятие « Я дом нарисую
многоэтажный...»
Проба пера
3 часа
1 час
1 час
1 час
2 часа
2 час
1 час
3 часа
1 час
1 час
1 час
3 часа
1 час
Осуществлять
патриотическое
воспитание.
Воспитывать
любовь к
Родине.
Формировать
представления о
праздниках.
Создание
системы
творческого
развития
учащихся.
СозданиеМБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Занятие « Как я себя чувствовал, когда...»
Занятие «Я поступаю так потому, что...»
10.
Занятие «Я думаю, что...»
1 час
1 час
2 часа
единого
пространства
для детей,
доброго
отношения друг
к другу.
Проект «Музей счастливого детства»
Оценка эффективности работы
Усвоение информации по итогам работы показали, что адаптационный
период прошел у первоклассников без особых проблем. В классе сложились
доброжелательные отношения детей друг к другу. Дети подружились с девочкой
с ограниченными возможностями здоровья
Подведение итогов реализации данной работы проводится в виде выставок
работ учащихся в классе,
участие в практических презентациях
исследовательских работ, разработки индивидуального режима дня, режима
питания, совместные мероприятия (родители и учащихся) по пропаганде
правильного питания среди школьников. Проводились анкеты с родителями,
которые показали положительного отношения родителей к тому, что в классе
обучается ребенок инвалид. Уровень осведомленности родителей об
инклюзивном образовании не достаточно высок, родители не смогли ответить на
вопрос: «Почему, на ваш взгляд, детиинвалиды должны учиться вместе с
обычными детьми?»
Большинство родителей (70%) положительно относятся к совместному
обучению с детьми с ОВЗ. Родителей считают, что детяминвалидам будет
хорошо, комфортно учиться вместе с обычными детьми. Таким образом, на
уровне ценностного отношения к совместному обучению около половины
родителей принимают идеи инклюзивного образования, видят ценность такой
формы образования для детей вообще и своих детей в частности.МБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Анкеты по теме «Проблемы инклюзивного образования»
Анкета для родителей
Приложение
Уважаемые родители! Просим вас принять участие в анкетировании. Спасибо за
помощь в нашей работе.
1. Как вы в целом оцениваете ситуацию с образованием детей с ограниченными
возможностями?
— Удовлетворительно.
— Неудовлетворительно. Почему? (укажите
причины)_______________________
2. Считаете ли вы возможным совместное обучение детей с ОВЗ и детей без
ограниченных возможностей здоровья?
— Да.
— Дети с ОВЗ должны обучаться в специализированном образовательном
учреждении.
3. Назовите положительные моменты совместного обучения детей.
— Ребенок с ОВЗ с детских лет научится взаимодействовать с детьми без
ограничений здоровья.
— Ребенок с ОВЗ будет чувствовать себя более уверенно, участвуя в жизни
детского коллектива наравне с детьми без ограничений здоровья.
— Общаясь с детьми без ограничений здоровья, ребенок с ОВЗ будет более
успешно развиваться.
— У ребенка с ОВЗ появятся широкие возможности проявить свои способности
в различных видах деятельности, общения.МБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
— Нет положительных моментов.
— Другое_____________________________
4. Какие факторы могут помешать инклюзивному обучению?
— Нежелание ребенка быть среди здоровых сверстников.
— Состояние окружающей среды.
— Квалификация педагогов / отсутствие специалистов.
— Стереотипы в обществе.
— Отсутствие понимания со стороны воспитанников.
— Предпочтения родителей детейинвалидов.
— Отсутствие материальнотехнических условий.
— Другое (укажите причины)_______________________________