Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)
Оценка 4.7

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
17.07.2019
Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе ("Школа России"). Урок способствует формированию представлений о волшебной сказке, о добре и зле в русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", об отличительных особенностях волшебных сказок; способствует развитию умения использовать интернет- ресурсы для самостоятельной добычи информации обучающимися.
Лит. чтение 3 класс.doc
Урок литературного чтения в 3 классе  “Школа России” (с использованием дистанционных образовательных технологий) Автор: Просекова Римма Николаевна, учитель начальных классов Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Курганская областная школа дистанционного обучения» Тема: Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Цель: Формирование представления о волшебной сказке, о добре и зле в русской народной сказке, об отличительных особенностях волшебных сказок; развитие осознанного, выразительного чтения; развитие умения использовать интернет- ресурсы для добычи информации. Педагогические задачи: создать условия для повторения литературоведческих понятий – о главной теме, идее (основной мысли) сказки; ознакомления учащихся с особенностями волшебной сказки; объяснения, как определять особенности волшебных сказок; обучения соотношению заглавия с содержанием текста сказки (его темой, главной мыслью), отличию героя волшебной сказки от героев других сказок, формулировке темы урока на основе ключевых слов, составлению плана урока, проведению рефлексии на основе данного плана, работе с книгой (узнавать произведение по обложке), осознанному, выразительному чтению, правильной передаче с помощью интонации характера, чувств и настроения героев сказки; помочь в овладении рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, освоении разных видов чтения (выборочного, ознакомительного, изучающего) и использовании их в соответствии с конкретной речевой задачей; добывать информацию через ресурсы Интернета: работа со словарём; работа с проектом “Океан сказок” на платформе ГлобалЛаб . Планируемые результаты: Предметные: познакомятся с сюжетом и содержанием сказки; научатся определять особенности волшебных сказок; классифицировать сказки (бытовые, волшебные, о животных), отличать сказки друг от друга; называть с опорой на схему элементы волшебной сказки, героев произведения; ориентироваться в тексте; читать выразительно текст, передавать правильно с помощью интонации характер, чувства и настроение героев сказки; сравнивать героев сказок, их внешность, поступки; быстро просматривать текст с установкой на выполнение конкретного задания; составлять картинный план. Метапредметные: познавательные: выделяют особенности волшебной сказки, дают характеристику герою волшебной сказки; выделяют эпизоды для ролевого чтения, пользуются информацией о правилах выразительного чтения русских народных сказок в ходе работы над чтением по ролям; находят необходимую информацию в книге, в Интернете; ориентируются в учебной и художественной литературе; воспроизводят выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке; регулятивные: стремятся организовать свою работу (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) по составлению плана урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий); коммуникативные: не конфликтуют, находят позитивные способы решения возникших вопросов или спорных ситуаций; выслушивают мнение товарищей о качестве работы; осознают диалог как вид речи – умеют понимать вопросы, отвечать на них. Личностные: осмысливают нравственные понятия и ценности, принятые в обществе; приобретают эстетические ценности и этические чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений устного народного творчества, а также собственного сочинения фольклорных произведений; проявляют интерес, отзывчивость к культурному наследию других народов. Образовательные ресурсы: работы детей (докучные сказки); презентация: иллюстрации И. Билибина и В. Васнецова к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; запись музыки “Сказка гуляет по свету”; Ресурсы Интернета: толковый словарь Ожегова, иллюстрации к сказке; проект “Океан сказок” (ГлобалЛаб) Урок начинается с выхода в Skype учителя и учеников Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося I. Орга низа ция нача ла урок а II. Пров ерка дома шнег о зада ния – Здравствуйте, ребята! Тихо сели, спинки прямо. Кто у нас прилежный самый? Вижу, класс наш хоть куда! Ну, начнём урок, друзья! - Какое задание выполняли дома? - Я получила ваши работы. Спасибо! Ваши сказки мне очень понравились. - теперь ребятам. Расскажите их Образова тельные ресурсы Формируем ые способы деятельнос ти Владеют навыками психологич еской подготовки к уроку, организаци и рабочего места, вежливого общения. Показывают готовность к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, карандашей, указки). Приветствуют учителя. Ответ: сочиняли докучную сказку. Оценивают результаты своей работы. Рассказывают сочинённые докучные сказки. Отсканир ованные работы детей (домашня я работа – докучные сказки собствен ного сочинени я) – Какие виды устного народного творчества вы знаете? III. Пост анов ка цели урок а – Какие виды сказок вам известны? Звучит музыка «Сказка гуляет по свету». – Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? – сказка? Что такое Сказки – называют народной мудростью. Их сочинил народ. Сказки передавались из уста в уста. Автора народной сказки нельзя определить. Есть научное толкование слова Из предложенных мной вариантов выберите верный. Сказка – это… сказка. Загадки, – былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, докучные сказки и т. д. – Волшебные, бытовые, о животных…  Сказке. Предлагают варианты ответов. Внимательно слушают. Соблюдают правила взаимоотно шений и сотрудниче ства, аргументир уют свои ответы, используя полученну ю информаци ю и имеющиеся знания. Осуществл яют логические действия. Адекватно восприним ают информаци ю. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Выполняют задания Звучит музыка «Сказка гуляет по свету». Презента ция через демонстр ацию экрана (слайд 1 – Сказка – это...) Толковый словарь (ресурсы Интернет а) ссылка • научно- фантастическое произведение; • произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло. Проверим - ответы по Толковому словарю Ожегова. Называют сказку http://enc- dic.com/o zhegov/Sk azka- 32112.ht ml Презента ция через демонстр ацию экрана (слайд 2) Элементы разных сказок мы собрали в кузовок. Отгадай названье сказки, будь внимателен, дружок. – В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать, в какой сказке они – Аленушка Сестрица и Иванушка братец Формулируют цели урока встречаются. • Костюм мальчика. («Гуси-лебеди», «Мальчик-с- пальчик», «Иванушка- дурачок».) • Кукла девочки. («Снегурочка», «Царевна- лягушка», «Крошечка- хаврошечка».) • Камень. («Иван-царевич и серый волк».) • Вода. («По щучь Урок  начинается с выхода в  Skype учителя и  учеников ему веленью…», «Лягушка- путешественни ца», «Золотая рыбка».) • Козленок. («Волк и семеро козлят», «Волк и коза».) – Все эти предметы встречаются в какой сказке? – Сформулируйте цели урока: познакомиться … учиться IV. Изуч ение новог о мате риал а. 1. Прогн озиро вание содер жани я сказк и по ее назва нию 2. Перви чное чтени е сказк и учащ имися . Сказки вы читать… учиться отвечать на вопросы… – помните хорошо. Сегодня на мы уроке познакомимся с новой сказкой. Прочитайте – название сказки. (Название сказки записано в учебнике) - По названию определите главных героев.  Что заметили в названии?  Начинаем знакомитьс я со сказкой.  Почему автор назвал главных героев ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?  Какие Учебник Учебник Учебник Умеют слушать в соответств ии с целевой установкой . Принимают и сохраняют учебную и цель задачу. Дополняют, уточняют высказанн ые мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представля ют, о чем говорится). Осуществл яют логические действия. Владеют навыками осознанног о и выразитель Читают название сказки Определяют главных героев сказки Читают сказку дети вслух по очереди. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы обобщения. и Внимательно ного чтения. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Выполняют физкультм инутку согласно инструкции учителя. 3. Повто рное чтени е сказк и уча- щими ся (само стоят ельно ). 4. Бесед а по содер жани ю прочи танно го слушают. отношения между героями? Отвечают на вопросы. – Прочтем сказку еще раз, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли? – Понравилась ли вам сказка? – Послушался ли Иванушка свою сестру? – К чему это привело? – Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком? – Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как? – Стал ли козленочек снова мальчиком? Как? – Как поступили Делают вывод. Выполняют физкультминут ку согласно тексту с ведьмой? – Почему ведьму никто не распознал, только Иванушке всё было ведомо? – Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире, и другую, волшебную сторону событий. – Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? Вывод: отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе. Физкультмину тка Утром встал гусак на лапки, Повернулся влево, вправо, Приготовился к зарядке. Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух, Поскорей за парту плюх! – Мы прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она, главная героиня. Какой Аленушка вам представляется ? Есть полотно, красиво оно, Но печально и грустно девице одной. – Рассмотрите V. Закр епле ние новог о мате риал а. 1. Бесед а по карти не и иллю страц ии. – Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная. Рассматривают картину Соблюдают правила взаимоотно шений и сотрудниче ства, аргументир уют свои ответы, используя полученну ю информаци ю и имеющиеся знания. Используют Презента ция через демонстр ацию экрана (слайд 3 – картина Васнецов а) Учебник. Васнецова. Отвечают на вопрос. Рассматривают иллюстрацию Билибина. простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Внимательно слушают. картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали. – Что роднит сказку и картину? – Художник Иван Билибин вот такими увидел Аленушку и Иванушку. – Какой здесь изображена Аленушка? – Эту иллюстрацию к сказке нарисовал Иван Билибин еще в 1901 году, ей сейчас более 100 лет. Как видите, и 100 лет назад эту сказку любили не только дети, но и взрослые. Билибин – художник- график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А. С. Пушкина. – Какой эпизод изобразил иллюстратор? – Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку? – А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда? – Художник В. М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку в момент ее горя. Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника? – Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему? – Правильно. Это не иллюстрация, это картина, на которой В. М. Васнецов показывает нам как бы обобщенный – Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе. – Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку. – На ней старая одежда, девочка босая. Рассуждения детей. Работа по ссылке (интерне т- ресурсы) 1)http://3.b p.blogspot.c om/- ft_Z9AwjCM s/UHueBpa BQeI/AAAA AAAAHVg/R FtT_KI_soU/ s1600/0_70 911_cbde61 42_XXL.jpg 2) http://audi oskazki.inf o/uploads/ 13445192 66_sestric a- alenushka 7.jpg 3) http://skaz ochnymir. ru/upload s/images/ sestrica- alenushka -i-bratec- ivanushka _3.gif образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. – Посмотрите, какое настроение у Аленушки? – Как вы думаете, почему она грустит? – Почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? 2. Соста влени е карти нного плана Сравнивают. Составляют картинный план с помощью учителя. – При помощи каких средств художник показал, что девочка сирота? – Как он отразил свое отношение к ней? – Чем отличается изображение Аленушки на картине Васнецова от изображения на рисунке Билибина? – Сидя у воды, о VI. Дома шнее зада ние чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним? - Используя ресурсы Интернета составьте картинный план к сказке. - Подготовить выразительное чтение сказки с. 22 – 26 - Заполнить анкету в школьной лаборатории “Океан сказок” по ссылке https://globallab. org/ru/project/cov er/world_of_tales. ru.html#.VBb9XO elxPM - Прочитайте внимательно информацию и протокол исследования перед заполнением анкеты. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществл яют поиск средств ее достижени я Ссылка для - д/з https://glo ballab.org /ru/project /cover/wor ld_of_tales .ru.html#. VBb9XOel xPM VII. Итог урок – С какой сказкой познакомились Осуществл яют логические действия. Адекватно восприним ают информаци ю Выводы учащихся. Добро побеждает зло! Осуществляют самоанализ учебной деятельности оценивают работу на уроке. а. Рефл екси я сегодня? – К какому виду сказок относится эта сказка? – Чему учит эта сказка? - Оцените свою работу на уроке, отправьте соответствующи й смайлик: улыбается – отлично; задумчивый – хорошо, ещё поработаю; сердитый – не совсем хорошо, надо приложить больше усилий в работе.

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (3 класс, литературное чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.07.2019