Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
06.11.2017
Урок проходит в форме суда.
Цель: раскрытие идейно-художественного содержания литературного произведения.
Задачи: - совершенствовать умение читать правильно, осознанно, глубоко и точного понимать содержание произведения;
- способствовать полноценному восприятию произведения, развитию речевой культуры, внимания, памяти, интереса к чтению, умению взаимодействовать в группе;
- содействовать активизации творческой деятельности, воспитанию доброго, внимательного, неравнодушного отношения к окружающим людям.
Конспект урока С. Михалков ФОМА 3 класс с приложением.doc
Тема: Творчество С.Михалкова. С. Михалков «Фома»
Цель: раскрытие идейнохудожественного содержания литературного произведения.
Задачи: совершенствовать умение читать правильно, осознанно, глубоко и точного понимать содержание
произведения;
способствовать полноценному восприятию произведения, развитию речевой культуры, внимания, памяти,
интереса к чтению, умению взаимодействовать в группе;
содействовать активизации творческой деятельности, воспитанию доброго, внимательного,
неравнодушного отношения к окружающим людям.
Оборудование: карточки для оценивания, иллюстрации к произведению, картаопросник, отрывки из
текста произведения, книги С. Михалкова (выставка).
Этап урока
Организацион
ный момент
Содержание
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чьято сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Проверка
домашнего
задания
Введение в
тему
Речевая
разминка
Ребята, а вы сегодня улыбались? Улыбнитесь и поделитесь своей улыбкой с
одноклассниками, гостями. Ведь не зря поется в песенке от улыбки и хмурый день
светлей!
Дома вы готовили выразительное чтение стихотворений А.Барто «Мальчик
наоборот». Давайте проверим.
(Проверка и оценивание)
Слышали ли вы такие выражения:
Шевелить мозгами;
Краем уха;
Хлопать ушами?
Объясните их значения.
Шевелить мозгами – соображать, думать о чемто, размышлять. Чтобы вставить
пропущенную букву в слове правильно – надо подумать, пошевелить мозгами.
Краем уха то есть услышать не полностью ,частично . Я об этой истории слышал
краем уха ( то есть чуть чуть ).
Хлопать ушами слушая чтолибо, не понимать содержания услышанного. Все
слушали сказку и ты, но думал о чемто другом, поэтому не понял о чем была сказка.
( то есть прослушал )
Я хочу вас попросить сегодня не хлопать ушами, слушать и слышать меня не краем
уха и шевелить мозгами.
А сейчас подготовимся к чтению.
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
II. Упражнения для интонации:
Скороговорка:
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Ø Чтение скороговорки вполголоса (жужжащее чтение);
Ø Читать скороговорку как роботы (по слогам);
Ø «Ползем по словам, как улитки (черепашки), пропевая гласные;
Ø Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно)
Ø «Летим по предложению, как птицы (или бежим по предложению) – читаем в Знакомство с
писателем
быстром темпе
По какой литературной стране мы с вами путешествуем? (Хохотания)
Какие произведения живут в этой стране? (смешные, юмористические, весёлые,
забавные)
Для чего мы читаем их? (чтобы научиться чемуто, чтобы воспитывать в себе
хорошие качества)
Мы уже с вами обсуждали такие поступки и поведение как: пустая болтовня,
хвастовство, умение отвечать за свои поступки, отношение к животным,
любопытство, упрямство.
Посмотрите, какой еще автор живет в этой стране? (уч.пос. с. 98. С.Михалков)
Басни и стихи его
Знают все до одного
Не прочтёшь нигде такого,
Только в книжках Михалкова
Перед вами выставка книг С.Михалкова. Эти книги есть в школьной библиотеке и
после урока вы можете взять любую книгу, записать её в библиотеке и пополнить
свои читательские дневники произведениями этого автора.
Давайте выясним у С. Михалкова, как рождались его произведения, откуда он брал
для них сюжеты? Самостоятельно прочитайте и найдите ответ на данный вопрос.
(Самостоятельное чтение биографии С.Михалкова, уч. пособие с. 9899)
Как рождались произведения С.Михалкова? (из наблюдений за поведением детей)
С каким настроением он наблюдал за ними? (с доброй улыбкой)
Какой совет дают детям в этой статье? (смейтесь, и не забывайте делать выводы)
Сообщение
темы урока,
целеполага
ние
Давайте же определим тему нашего урока. (Творчество С. Михалкова) (на доске
запись)
Чем будем заниматься? В этом нам помогут фразы. Мы будем…
читать произведение (кого?) …..
учиться читать (как?)...
смеяться, и не забывать делать (что?)…
на доске
Сегодня у нас будет не просто урок чтения, а урок суд присяжных заседателей.
Что происходит на суде? (Ответы)
За что человека можно судить? (за его поступки)
Скажите, кто ведёт суд? (судья).
Кто такие присяжные заседатели?
Присяжные заседатели — непрофессиональные судьи, участвующие в судебном
процессе. Непрофессионалыприсяжные из числа простых людей выносят вердикт
(решение): виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления.
Ну а мы будем судить за поведение.
Распределим роли. Я– судья, вы – присяжные заседатели.
ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!
Сегодня слушается дело под названием «ФОМА». Подсудимый – Фома.
САДИТЕСЬ!
Господа присяжные заседатели, вам предстоит вынести вердикт: судить или не
судить Фому.
Первой уликой имеющейся в данном деле является аудиозапись. Для понимания
материалов по «делу» объясните значение некоторых слов. Словарная работа.
Переулок небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные
улицы.
Галоши – короткая резиновая обувь.
Конго – река в Центральной Африке
Африка – самый жаркий материк на Земле
Аллигатор – крокодил
Пионерский отряд – группа мальчиков и девочек, объединённых общими
интересами.
Послушайте внимательно и скажите, за какое поведение мы будем судить главного
героя.
(прослушивание аудиозаписи)
За что мы будем судить Фому, за какое поведение? (за упрямство)
Какого человека называют упрямым?
Упрямый человек, который в общении с другими людьми постоянно спорит с
ними, поступает по своему, настаивает на своей правоте.
Почему автор часто повторяет это слово?
Давайте разбираться, так сказать пошевелим мозгами и определим какой приговор
заслуживает Фома и заслуживает ли вообще. Судить или не судить?
Сейчас мы будем читать текст «дела» небольшими частями. По каждой
прочитанной части надо задать «тонкий» вопрос.
Тонкие вопросы ?
Толстые вопросы ?
Кто главный герой?
Какую фразу часто повторяет
Фома?
Что ему предлагали надевать,
Первичное
восприятие
текста
Вторичное
чтение текста
Первая
ступень
анализа
произведения
когда был дождь?
Как ходил Фома зимой?
В чем видел ложь Фома на
экскурсии?
Какой сон приснился Фоме?
Чем закончился его сон?
Испугал ли его сон? Физминутка Делай наоборот
Руки вниз
Теперь на верх
Вниз, вверх, вниз, вверх.
Все присели, постояли,
Снова сели, постояли.
Руки ставим мы к плечам
И не крутим ими.
А сейчас прогнёмся вправо,
А затем налево.
Повторяем пару раз – вправо влево,
Вправо, влево.
Постоим немножко и присядем,
Раз так 5 или 6.
Продолжаем мы стоять,
А теперь шагаем.
Делать всё наоборот
Быстро прекращаем.
Вновь учащимися станем.
И за парту тихо сядем.
Вторая
ступень
анализа
произведения
Обобщение
прочитанного
Творческая
работа
+ физминутка для глаз
Ответьте на «толстые» вопросы.
Тонкие вопросы ?
Толстые вопросы ?
Прохожие смеялись или
волновались за него? В чем это
выражалось?
Кому вредит упрямство: Фоме
или окружающим людям?
Почему автор так подробно
описал сон Фомы?
Как бы вы себя повели, если бы
встретили такого мальчика?
К чему может привести такое упрямство в будущем?
Упрямство и недоверчивость не приносят человеку пользы. А если эти черты
характера принимают крайние формы, то они просто наносят вред. Причем автор
подчеркивает именно крайность в поведении главного героя. Если бы Фома был
наоборот излишне доверчив и послушен, это тоже бы не пошло ему на пользу.
Истина, как известно, всегда находится гдето посередине. В жизни человека очень
важно бывает найти ту золотую середину в поведении, которая и приводит обычно к
желаемому результату и успеху.
Дело очень интересное и поэтому сейчас поработаем в группах.
Давайте вспомним. правила работы в группе
С уважением относимся к чужому мнению
Помним, что от вашего личного результата работы зависит общий результат
команды
лучше»
Спрашиваем, если не знаем
Объясняем, если просят совета
Не стесняемся просить помощи. Помним, что «одна голова – хорошо, а две –
других
Доброжелательно относимся к работам всех участников, т.е. умеем слушать
Честно оцениваем свой личный вклад в успех команды
Работать будем в группах, по рядам.
1 ряд. –Вам предстоит стать участниками следственного эксперимента.
Вам необходимо найти все моменты, где происходят встречи Фомы и прохожих.
Прочитать их разговор.
2 ряд. – Вы будете работать со снимками из материалов дела улика №2. Ваша задача
разместить их по порядку происходящих событий (задание у доски).
3 ряд. – Вы будете работать с отрывками из материалов аудиозаписи – улика №3.
Вам необходимо восстановить последовательность событий и прикрепить их под
соответствующим снимком.
У каждого ряда есть 3 минуты на эту работу.
Проверка по рядам. Оценивать работу группы будем используя карточки – шевелить
мозгами, хлопать ушами, краем уха.
Господа присяжные заседатели. Я как профессиональный судья считаю
необходимым проверить, кто из вас хлопал ушами, кто слышал краем уха, а кто
шевелил мозгами. Для этого я проведу экспрессопрос.
Тест опросник (правда – «+», неправда – «» )
1. Фоме приснился сон про Африку? (+)
2. Фома прислушивался к советам прохожих?()
3. Фома вредит другим людям?()
4. Фоме было 11 лет? (+)
5. Фома был упрямый? (+)
6. Фома ходил в галошах в дождь? ()
7. Зимой ходил Фома в трусах? (+)
8. Экскурсия была в парк?( )
9. В зоопарке был слон?(+)
10. Любимая фраза Фомы «Неправда.. Это ложь»?(+)
Взаимопроверка.
2
4+
3
1+
5+
Неправильный ответ закрасить.
Проверка. Карточки – шевелить мозгами, хлопать ушами, краем уха.
0.1 несовпадение – шевелил мозгами, 23 несовпадения – слушал краем уха, 4 и
10+
7+
9+
6
8
более несовпадений – хлопал ушами.
Домашнее
задание
Рефлексия.
Подведение
итогов
Выразительно читать. Найти 12 пословицы об упрямстве.
Выразите свое отношение к прочитанному и услышанному на уроке. Продолжите
меня поразило….
меня взволновало…
Ответьте на вопрос:
За что мы судили Фому?
Вредит ли его упрямство другим людям?
Как вы считаете, заслуживает ли он наказания? Почему?
Какой бы совет вы далее Фоме? (ответы)
Спасибо, что не остались равнодушными к этому герою. Желаю, чтобы вы и дальше
были не только такими неравнодушными к окружающим вас людям, но и животным,
растениям. ВСТАТЬ! Дело под названием «Фома» считаю закрытым. Спасибо за работу.
СУД ОКОНЧЕН! На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
"Наденьте калоши",
Ему говорят.
"Неправда,
Не верит Фома,
Это ложь..."
И прямо по лужам
Идет без калош.
Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
"Наступила зима".
В трусах
На прогулку выходит Фома. Идет в зоопарке
С экскурсией он.
"Смотрите, ему говорят,
Это слон".
И снова не верит Фома:
"Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож".
Подходит к реке
Пионерский отряд.
Ребята Фоме
У реки говорят:
"Купаться нельзя:
Аллигаторов тьма".
"Неправда",
Друзьям отвечает Фома. Близка
Аллигатора хищная
Пасть.
"Спасайся, несчастный,
Ты можешь пропасть!"
Но слышен ребятам
Знакомый ответ:
"Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!"
Проснулся Фома,
Ничего не поймет,
Трусы и рубашку
Со стула берет.
Фома удивлен,
Фома возмущен:
"Неправда, товарищи,
Это не сон!" Уже крокодил
У Фомы за спиной,
Уже крокодил
Поперхнулся Фомой;
Из пасти у зверя
Торчит голова.
До берега
Ветер доносит слова:
"Непра...
Я не ве..."
Аллигатор вздохнул
И, сытый,
В зеленую воду нырнул.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.Михалков "Фома"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.