Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.
Методы обучения:
• словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;
• наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
• практические – решение задач.
Цели урока:
• рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;
• сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;
• оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.
Задачи:
Образовательная:
• сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов домохозяйств;
• дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;
• научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.
Наглядные пособия: расчетный лист на каждую группу-семью, проектор для показа презентации с помощью ПК, денежные единицы в виде бумажных монет, карточки.
Закон Энгеля: С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остается на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.
Методы обучения:
• словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;
• наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
• практические – решение задач.
Цели урока:
• рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;
• сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;
• оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.
Задачи:
Образовательная:
• сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов домохозяйств;
• дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;
• научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.
Наглядные пособия: расчетный лист на каждую группу-семью, проектор для показа презентации с помощью ПК, денежные единицы в виде бумажных монет, карточки.
Закон Энгеля: С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остается на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.
Разработка урока по теме.doc
Разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи.
Стоимость жизни"
Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.
Методы обучения:
словесные объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по
группам;
наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
практические – решение задач.
Цели урока:
рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;
сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;
оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.
Задачи:
Образовательная:
сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов
домохозяйств;
дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;
научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и
самостоятельности учащихся.
Наглядные пособия: расчетный лист на каждую группусемью, проектор для показа
презентации с помощью ПК, денежные единицы в виде бумажных монет, карточки.
1. Организационный момент.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим с вами
изучение новой темы. В процессе работы повторим изученный материал, а пока давайте
запишем тему сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите число, тему:
(1 слайд) “Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни”
Учитель: Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре
такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния
экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть
источники доходов; сопоставить номинальные доходы граждан с реальным
уровнем цен; оценить покупательную способность денег и стоимость
потребительской корзины.
Помимо этого вы продолжите процесс зарабатывания денег, начатый на прошлом уроке.
Но вначале определите, пожалуйста, в какой роли вы будете сегодня работать на уроке (на
столах находятся карточки с надписями: МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА,
СЫН, ДОЧЬ, ДЯДЯ, ТЕТЯ, которые учащиеся должны прикрепить к одежде).
2. Объяснение нового материала.
1. Семейные доходы.
Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают домохозяйства (семьи) на
примере семьи Сидоровых, состоящей из папы, мамы, сынастудента и дочери
дошкольницы.
Задание 1:
Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно
иметь?
(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные
статьи.)
(2 слайд)
Примечание: за правильные ответы учащиеся получают соответствующие монеты.
Учитель: Хотелось бы обратить особое внимание на одну из статей доходов, в
которую входят пенсия, стипендия, пособия и т.д.
Эти доходы получает семья от государства, они не связаны с владением
собственностью, и не являются платой за произведенные ими товары или услуги. Их
называют социальные трансферты.
(переход по гиперссылке на 11 слайд с определением понятия социальные трансферты)
Запишите данное определение себе в тетрадь.
(Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или
оказанные услуги и не связаны с владением собственностью)
Задание 2:
Только ли в виде денежных средств можно получать доход? Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить
картошку, сшить платье, связать носки и т.д.)
Задание 3:
В каком виде люди могут получать доходы?
Предполагаемый ответ – Доходы можно получать в виде наличных (монеты,
банкноты) и безналичных денег (чеки, счет в банке и т.п.), а также в виде благ
(сваренный обед, сшитое платье, связанные носки и т.д.).
II. Семейные расходы.
Задание 4:
Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди распоряжаются
своим доходом? В течение 1 мин. попробуйте перечислить расходы семьи.
Замечание: ответы давать в более обобщенном виде.
Вопрос: Из того, что вы перечислили, назовите те расходы, на которые будут тратиться
денежные средства в первую очередь. Почему?
Вывод: Значит, наши расходы можно разделить на две части – это обязательные расходы и
произвольные.
Вопрос: Попробуйте выделить обязательные статьи расходов.
Проверка ответов на экране.
(3 слайд)
Учитель: Что такое товарная корзина? Давайте подведем итог (переход по
гиперссылке на 12 слайд). Определение запишите в тетрадь.
(Товарная корзина (минимальный потребительский бюджет) – набор из наиболее
представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения)
Вопрос: Как вы думаете, какую долю семья расходует на покупку товарной корзины –
минимального потребительского бюджета?
Предполагаемый ответ: зависит от дохода семьи.
III. Вывод Закона Знгеля.
Учитель : Рассмотрим структуру расходов семьи Сидоровых (4 слайд)
Задание 5: Ответить на ряд вопросов:
Какие в основном рассматриваются статьи расходов? Как изменилась структура расходов семьи Сидоровых в течении одного
Как вы думаете, что повлияло на изменение дохода?
Какую долю занимает статья “питание” в 1 месяце? Сравните эту долю во
месяца?
2 месяце.
Какая доля от доход приходится на коммунальные услуги? (на одежду?)
Что произошло с доходом семьи за месяц?
Учитель: Эти изменения можно просмотреть с помощью диаграммы.
Попробуйте сделать вывод – что происходит в структуре расходов при увеличении
дохода семьи?
(5 слайд)
Предполагаемый ответ: учащиеся самостоятельно выводят Закон Энгеля.
(С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на
питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остается на
прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей
увеличивается.)
IV. Индекс потребительских цен.
Учитель: Если мы хотим составить себе представление о том, насколько хорошо живется
жителю той или иной страны, знать только величину его дохода недостаточно. Необходимо
учитывать также уровень и изменение цен на потребительские товары, или, как часто
говорят, “стоимость жизни”.
На данном уровне экономического анализа нам достаточно знать один из многих
показателей стоимости жизни это ИПЦ.
(6 слайд) Задание 6: Давайте решим следующую задачу:
(7 слайд)
Задача. В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя
данные таблицы, рассчитайте ИПЦ.
Замечание: решение задачи обговаривается учащимися, на экране постепенно выходит
решение и ответ.
Учитель: Для того, чтобы узнать, как изменился доход потребителя с учетом роста цен,
экономисты вычисляют индекс изменения реального дохода.
Задание 7: Попробуем решить следующую задачу. (8 слайд)
Задача.
Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход
увеличился на 8%, как изменился реальный доход?
Замечание: на экране постепенно выходит анализ решения, учащиеся самостоятельно
решают задачу, затем с помощью экрана сверяют ответ.
Задание 8: Теперь небольшая информация: представители благотворительной
организации перечислили каждой семье некоторую сумму на банковский счет. Эти
средства вы сможете получить, если правильно определите ту сумму
сбережений, которая предназначена каждой семье.
Примечание: данное задание на повторение расчета кредитования банков по формуле
предыдущего урока.
(10 слайд)
Замечание: Это задание проверяется на экране с повторением формулы при переходе по
гиперссылке на 13 слайд.
Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники
доходов и расходов на примере семьи Сидоровых; вывели Закон Энгеля; научились
вычислять индекс потребительских цен и индекс изменения реального дохода.
Учитель: Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась
решить некоторые жизненные проблемы и заработать небольшую сумму. У вас на столах
находится расчетный лист, в который необходимо занести результат выполнения вашей
работы. Попробуйте по справедливости разделить заработанные монеты между всеми
членами вашей группы.
Расчетный лист домашнего хозяйства
Количество заработанных MNT в течении урока
1.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
8.
9.
10.
Фамилия, имя
Заработанная сумма
1
2
3
4
5
6
Примечание: учащиеся подсчитывают свои результаты и сдают расчетные листы учителю.
"Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"
"Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"
"Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"
"Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"
"Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"
"Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"
"Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.