Формы взаимодействия учителей и учащихся
Педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, и именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития творческих способностей.
Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно в начальной, нужно учить творчеству. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних – обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку всѐ ещѐ распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. Результаты такой постановки обучения не могут быть хорошими. В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности и творчества. Только развитие логического, поискового, исследовательского мышления есть основная задача школьного обучения вообще и в начальных классах в частности.
Эффективность и качество обучения определяется не только точностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся. Развитие в процессе обучения – целенаправленное и спонтанно изменяющееся формирование в структуре личности новообразований, проявляющихся в деятельности и охватывающих не только умственную, но и практическую, этическую, эмоциональную и физическую сферы самовыражения школьника. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте главное значение приобретает развитие мышления. Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредствованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
При обучении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно ставится в ситуации, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
Развитие творческих способностей учащихся является одной из главных задач обучения. И если мы хотим видеть своих детей творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять их ход развития.
Известно, что психологической основой творческих способностей является развитие внимания, памяти и мышления, а также организация исследовательской деятельности.
Из практики своей педагогической деятельности я заметила, что современные школьники в основном обладают низким уровнем развития творческих способностей. Я стала думать над такой проблемой: как же сделать учение интересным, как же развивать творческие способности детей. Необходимо создать в классе такие условия для каждого ребенка, чтобы не только учиться, но и разбудить мысль и чувства детей, самостоятельно искать путь к знаниям.
Одна из основных задач современной школы - помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от использования методов и приѐмов активизации творческой деятельности учащихся. Они очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод . Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем- либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Все эти три формы я применяю на своих уроках. Но наиболее часто – интерактивный метод. Для развития творческих способностей я использую также традиционные практические, наглядные и словесные методы.
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.
Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие.
Упражнения на развитие
-мышления: Назови общим словом. Найди лишний предмет. Подбери противоположные понятия. Поставь в нужной последовательности. Установление причинно-следственных связей. Найди закономерность …
-памяти: Запомните картинки (слова) и назовите их. Зрительный диктант. Работа с текстом: прочитать и ответить на вопросы. Заучивание стихов. Запоминание слов, чисел, дат…
-внимания: Найди спрятанные слова. Раздели на группы. «Да» и « нет» не говорите. Угадай предмет с помощью наводящих вопросов. Что изменилось. Найди отличие...
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.
1. Каждая игра представляет собой набор задач.
2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Моделирование - это процесс создания моделей и их использования (обозначение букв в Азбуке, схемы…).
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
Применяю такие методические приѐмы реализации развития творческих способностей, как постановка творческих задач; решение развивающих задач; решение проблем творческого характера; выполнение комплексных заданий; использование наглядных пособий; обращение к жизненному опыту учащихся; постановка вопросов и поиск ответов на уроках; речетворчество.
Я часто использую и такие методические приѐмы:
1.Мозговой штурм - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Постановка проблемы. В начале этого этапа должна быть четко сформулирована проблема.
Генерация идей. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме (5мин.);
Группировка, отбор и оценка идей.
2.Мозговая атака
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
учащиеся, предлагающие новые варианты решения задачи;
учащиеся, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные, парные и групповые мозговые атаки. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
3.Ключевые термины
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версию и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется в начале урока, однако в конце урока целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.
4.Перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)
В а р и а н т «а»: Расположить на доске ключевые слова в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно- следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления.
5.Разбивка на кластеры
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
6.Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Данный приѐм позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.
7.Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлѐн)
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном
случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
8. Синквейн-способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам
Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:
1. Объясняются правила написания синквейна.
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
9. Метод контрольных вопросов (МКВ) - один из методов психологической активизации творческого процесса. Цель метода - с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи.
Описанные приемы позволяют учителю помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Они дают реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства. Учитель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Предложенные методы и приѐмы обучения позволяют формировать у учащихся творческие способности, а значит развивать личность, индивидуальность каждого ученика, которая востребуется обществом в их будущей деятельности.
На основании теоретического анализа и результатов мониторинга я пришла к выводу, что применение различных методов и приемов обучения, направленных на активизацию деятельности учащихся, формирует у них творческие способности, что положительно влияет на учебный процесс. И если мы хотим видеть своих детей развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять их ход развития.
3.Проведение имитационной игры.
4. Моделирование.
Слушателям предлагается разбиться на группы, выбрать любую тему урока в 1-4 классе, выполнить самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера.
1 группа готовила фрагмент урока по русскому языку,
2 группа – по математике,
3 группа – по окружающему миру,
4 группа – по чтению.
Далее проводится обсуждение авторских моделей учебного занятия.
Методика развития творческих способностей должна опираться на следующие принципы:
1. деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
2. индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуальные особенности каждого ребѐнка позволяют тренировать его способности лишь в определѐнных пределах;
3. последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
4. поэтапности - включать в учебную деятельность упражнения для развития способностей, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий;
5. цикличности - включать развивающие упражнения необходимо определѐнными циклами, повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно несколько раз;
6. психологической комфортности - ребѐнок не должен чувствовать свои неудачи;
7. сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями.
Для развития творческих способностей необходимо выполнение следующих условий:
избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребѐнка;
не допускать переутомления и учебных перегрузок;
использовать стимуляцию познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приѐмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
специально обучать приѐмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Таким образом, у детей необходимо формировать положительную мотивацию к учению, предполагающую проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, что и является, по сути, развитием познавательной активности ребѐнка. В большей степени стимулируют творческие способности детей педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Учителю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.
К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:
1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;
2. не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
3. уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была ―глупой‖ или ―неправильной‖ - не подавлять ее своим ―правильным‖ отношением и мнением;
4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;
5. безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;
6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то ―не так‖, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;
7. творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;
8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;
10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастики и йоги, сидячей гимнастики, на имитацию движений разных животных и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;
11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;
Когда-то К.Э. Циолковский сказал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец стал открывать истины, никому ещѐ не известные». И обязанность учителя – помочь ребѐнку открыть все эти истины. Развитие творческих способностей учащихся - длительный процесс. И учителя должны помнить, обучая - не навреди.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.