Доклад: " Самостоятельная работа студентов на уроках физики. Формы и методы самостоятельной работы"рмы
Оценка 4.9

Доклад: " Самостоятельная работа студентов на уроках физики. Формы и методы самостоятельной работы"рмы

Оценка 4.9
docx
17.12.2020
Доклад: " Самостоятельная работа студентов на уроках физики.  Формы и методы самостоятельной работы"рмы
доклад 2018-19г.docx

Министерство сельского хозяйства Самарской области

государственное бюджетное  профессиональное образовательное

учреждение  Самарской области

«Борский государственный техникум»

 

 

 

Доклад

 

 

      Тема:         «Самостоятельная работа студентов на уроках физики.  Формы и методы самостоятельной работы»

 

 

 

 

 

                                                                       

                                                                                    Подготовила: 

                                                                                   преподаватель физики

                                                                                    Кочкарева Н.Е.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Борское,  2018г.

 

 

 

 

 

Содержание.

 

 

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Виды самостоятельных работ.

3

3.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы

4

4

Формы   внеаудиторной самостоятельной работы

4-10

5

Список используемой литературы

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

С связи с введением в образовательный процесс  нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов  является одной из основных форм  внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете,  во время внеклассных мероприятий, дома.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода  к  решению проблем учебного и профессионального уровня. 
   Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

 

Я рассматриваю самостоятельные работы студентов как методы обучения, посредством которых достигается приобретение знаний, умений и навыков.

 

1. Виды самостоятельных работ

 

В учебном процессе выделяют два вида  самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по предмету ОУП.08 Физика выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий,   согласно  рабочей программы учебного предмета.

 

 

 

  2.Виды  заданий для внеаудиторной самостоятельной работы

-  для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

-       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и  др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению  на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

-       для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение чертежей, схем, выполнение расчетов (графических работ), решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности, опытно экспериментальная работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

 

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по предмету и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по предмету,  может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

 

 

3. Формы внеаудиторной самостоятельной работы

 

 3.1 Написание реферата

 

Цель самостоятельной работы: расширение научного кругозора, овладение методами теоретического исследования, развитие самостоятельности мышления студента. Реферат (от лат. refere — докладывать, сообщать) — продукт самостоятельного творческого осмысления и преобразования текста первоисточника с целью получения новых сведений и существенных данных  документов.

 Выполнение задания: 1) выбрать тему, если она не определена преподавателем; 2) определить источники, с которыми придется работать; 3) изучить, систематизировать и обработать выбранный материал из источников; 4) составить план; 5) написать реферат. Обосновать актуальность выбранной темы,  указать исходные данные реферируемого текста, сведения об авторе (Ф. И. О., № группы,  курс, специальность), сформулировать проблематику выбранной темы,  привести основные тезисы реферируемого текста и их аргументацию,  сделать общий вывод по проблеме, заявленной в реферате.

Планируемые результаты самостоятельной работы:  способность студентов к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; — способность логически верно, аргументировано   и ясно   строить  устную и письменную речь.

 

 

3.2. Доклад — публичное сообщение или документ,

которые содержат информацию и отражают суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Виды докладов: 1.Устный доклад — читается по итогам проделанной работы и является эффективным средством разъяснения ее результатов. 2. Письменный доклад: — краткий (до 20 страниц) — резюмирует наиболее важную информацию, полученную в ходе исследования;  подробный (до 60 страниц)  включает не только текстовую структуру с заголовками, но и диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки.  Выполнение задания: 1) четко сформулировать тему; 2) изучить и подобрать литературу, рекомендуемую по теме;  3) написать план, который полностью согласуется с выбранной темой и логично раскрывает ее; 4) написать доклад, соблюдая следующие требования:  к структуре доклада- она должна включать: краткое введение, обосновывающее актуальность проблемы; основной текст; заключение с краткими выводами по исследуемой проблеме; список используемой литературы; — к содержанию доклада — общие положения надо подкрепить и пояснить конкретными примерами; не пересказывать отдельные главы учебника или учебного пособия, а изложить собственные соображения по существу рассматриваемых вопросов, внести свои предложения; 5) оформить работу в соответствии с требованиями.

Планируемые результаты самостоятельной работы: — способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; — готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач; — способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. ы: овладение навыком самостоятельного научного исследования.

 

 

Темы рефератов (докладов), которые я предлагаю студентам  

1.Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

2.Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

3.Альтернативная энергетика.

4. Акустические свойства полупроводников.

5. Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.

6. Асинхронный двигатель.

7.Астероиды.

8.Астрономия наших дней.

9. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

10.Бесконтактные методы контроля температуры.

11.Величайшие открытия физики.

12.Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

13.Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

14.Вселенная и темная материя.

15. Дифракция в нашей жизни.

16.Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

17.Конструкция и виды лазеров.

18.Лазерные технологии и их использование.

19.Метод меченых атомов.

20.Молния — газовый разряд в природных условиях.

21.анотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад­ной науки и техники.

22.Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

23.Оптические явления в природе.

24.Плазма — четвертое состояние вещества.

25.Планеты Солнечной системы.

26.Применение ядерных реакторов.

27.Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

28.Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

29.Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.

30.Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно­космической техники.

31.Силы трения.

32.Современная спутниковая связь.

33.Современные средства связи.

34.Солнце — источник жизни на Земле

 

 

3.3Написание конспекта

Цель самостоятельной работы: выработка умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта. Конспект (от лат. conspectus — обзор, изложение)  1) письменный текст, систематически, кратко, логично и связно передающий содержание основного источника информации (статьи, книги, лекции идр.); 2) синтезирующая форма записи, которая может включать в себя план источника информации, выписки из него и его тезисы. Виды конспектов:  плановый конспект (план-конспект) — конспект на основе сформированного плана, состоящего из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов, соответствующих определенным частям инсточника информации;  текстуальный конспект — подробная форма изложения, основанная на выписках из текста-источника и его цитировании (с логическими связями);  произвольный конспект — конспект, включающий несколько способов работы над материалом (выписки, цитирование, план и др.).

 Формы конспектирования:  план (простой, сложный) — форма конспектирования, которая включает анализ структуры текста, обобщение, выделение логики развития событий и их сути;  выписки — простейшая форма конспектирования, почти дословно воспроизводящая текст;  тезисы — форма конспектирования, которая представляет собой выводы, сделанные на основе прочитанного.

Выполнение задания: 1) определить цель составления конспекта; 2) записать название текста или его части; 3) записать выходные данные текста (автор, место и год издания); 4) выделить при первичном чтении основные смысловые части текста; 5) выделить основные положения текста; 6) выделить понятия, термины, которые требуют разъяснений; 7) последовательно и кратко изложить своими словами существенные положения изучаемого материала; 8) включить в запись выводы по основным положениям, конкретным фактам и примерам (без подробного описания. Планируемые результаты самостоятельной работы: — способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;  способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

 

     3.4. Информационный поиск

Цель самостоятельной работы: развитие способности к проектированию и преобразованию учебных действий на основе различных видов информационного поиска. Информационный поиск — поиск неструктурированной документальной информации. Список современных задач информационного поиска:  решение вопросов моделирования;  классификация документов;  фильтрация, классификация документов;  проектирование архитектур поисковых систем и пользовательских интерфейсов;  извлечение информации (аннотирование и реферирование документов);  выбор информационно-поискового языка запроса в поисковых системах.

 Выполнение задания: 1) определение области знаний; 2) выбор типа и источников данных; 3) сбор материалов, необходимых для наполнения информационной модели; 4) отбор наиболее полезной информации; 5) выбор метода обработки информации (классификация, кластеризация, регрессионный анализ и т.д.); 6) выбор алгоритма поиска закономерностей; 7) поиск закономерностей, формальных правил и структурных связей в собранной информации; 8) творческая интерпретация полученных результатов.

 

3.5 Создание материалов-презентаций

это вид само­стоятельной работы студентов по созданию наглядных инфор­мационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систе­матизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание мате­риалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной рабо­ты, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степе­ни трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Планируемые результаты самостоятельной работы: — готовность студентов использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;  усвоение отношений между понятиями или отдельными разделами темы, прогнозировать, проектировать, моделировать.

 

    3.6 Решение задач

Прежде всего, приступая к  решению   задач   по   физике  пусть и самой простой, необходимо внимательно и несколько раз прочитать условие и попытаться выявить явление, установить основные законы, которые используются в  задаче, а после приступать к непосредственно поиску правильного ответа. Для грамотного поиска ответа, в действительности, необходимо хорошо владеть только двумя умениями – уяснить физический смысл, который отражает суть задания, и верно выстраивать цепочку различных мини-вопросов, ведущих к ответу на основной вопрос  задачи Определившись, в итоге, с законом, который применяется в определенной  задаче.  Необходимо начинать задавать себе конкретные, короткие вопросы, при этом каждый следующий должен непременно быть связан с предшествующим, либо главным законом  задачи. В результате, у вас выстроится точная логическая цепочка из взаимосвязанных мини-вопросов, а также мини-ответов к ним, то есть появиться структурированность, определенный каркас, который поможет найти выражение в формулах, связанных между собой. В итоге, получив подобную структуру, необходимо просто решить полученную систему уравнений с несколькими переменными и получить ответ. 

Решение   задачи  можно условно разбить на четыре этапа

1.     Ознакомиться с условием  задачи  (анализ условия  задачи  и его наглядная интерпретация схемой или чертежом),

2.     Составить план  решения   задачи  (составление уравнений, связывающих физические величины, которые характеризуют рассматриваемое явление с количественной стороны),

3.     Осуществить  решение  (совместное  решение  полученных уравнений относительно той или иной величины, считающейся в данной  задаче  неизвестной),

4.     Проверка правильности  решения   задачи  (анализ полученного результата и числовой расчет), 

 

3.7 Составление кроссвордов по теме и ответов к ним

 это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоя­тельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеауди­торной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподава­телем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссвор­да объемом не менее 10 слов – 1 ч

 

3.8 Индивидуальные задания  - тесты

          Наиболее   распространенной   формой   работы,   обеспечивающей   повышение самостоятельной   деятельности   студентов,   являются   самостоятельные работы и индивидуальные задания.                                         По своему дидактическому назначению самостоятельные работы и индивидуальныезадания можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. В   нашем   техникуме   по   физике   разработан   ряд   самостоятельных   работ   и индивидуальных   заданий   разных   видов. Они  составляют   дидактические   материалы, которые   являются   составной   частью   комплексного   методического   обеспечения дисциплины. Тесты   обеспечивают   информацию   по   ряду   качественных   характеристик   знаний   и умений   студентов.   Тестовые   задания   удобно   использовать   при   организации самостоятельной работы   в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тестовые задания с выбором ответов особенно ценны тем, что каждому студенту дается возможность   четко   представить   себе   объем   обязательных   требованийовладениюзнаниями по теме (нескольким темам, всей дисциплине), объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной и индивидуальной работы.

3.9 Участие в ученической  конференции

Научно-практическая конференция студентов является одной из форм
привлечения студентов к научно-исследовательской работе, способствует
формированию навыков научной и творческой деятельности.
 Цели и задачи Конференции
1. Цель конференции:

а) обмен опытом в области организации проектной и  учебно - исследовательской деятельности,

б)  выявление проблем в процессе  формирования общих и профессиональных компетенций у будущих
специалистов и путей их решения..

2.Задачи конференции:
а) выявление и поддержка творческого и интеллектуального потенциала
обучающихся
и профессиональных образовательных организаций;
б) демонстрация и пропаганда достижений обучающихся;
в)обмен опытом работы образовательных организаций округа по организации  проектной и учебно-исследовательской деятельности;
г) создание условий для самореализации обучающихся в проектной и учебно-
исследовательской деятельности;
д) формирование творческих связей, организация взаимного общения
представителей образовательных организаций региона;
е) совершенствование и развитие форм взаимодействия всех участников
образовательной деятельности;
ж) развитие творческой активности преподавателей и обучающихся, и привлечение  их к решению актуальных задач современной науки, производства и образования.
з) расширение и углубление знаний студентов по изучаемым дисциплинам;
и) формирование профессиональных навыков и ключевых компетенций;
к) формирование коммуникативности.
 Порядок организации и проведения Конференции
1. Конференция проводится в  мае в ГБПОУ СО «Борский
государственный техникум», по адресу: с. Борское ул. Советская, 28.
2. Работа конференции организована для обучающихся по следующим
направлениям: Гуманитарное; Естественнонаучное; Профессиональное
3.Формы участия в Конференции:
очное участие.
4. Для очного участия необходимо иметь распечатанный материал, также
должен быть оформлен титульный лист (Приложение 1).
Руководство Конференцией
 Организатором Конференции является ГБПОУ СО «Борский
государственный техникум»

Состав жюри определяется протоколом.
 Методист проводит работу по подготовке и проведению конференции,
разрабатывает программу, утверждает список участников, решает иные вопросы по организации и подведению итогов работы Конференции.
 Координат конференции и ответственное лицо: Адрес 446660 с. Борское ул. Советская, 28, тел. 8(84667) 2-12-52
[email protected] Рязанцева Екатерина Викторовна
 Участие в Конференции
.1. Участниками Конференции являются обучающиеся профессиональных
образовательных организаций среднего профессионального образования.
Количество участников Конференции и предоставляемых материалов не
ограничено.
2. Для выступления участнику Конференции отводится 5 – 10 минут.
Выступление может сопровождаться электронной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office Power Point 3 и 7 версии.
3. Работы должны носить исследовательский характер, отличаться новизной,
актуальностью, теоретической пли практической значимостью.
 Издание сборника и подведение итогов Конференции
1. Для подведения итогов работы конференции оргкомитет формирует жюри
для работы в каждой секции, которое оценивает работы по следующим
критериям
- Достижение цели
- Социальная и практическая значимость
- Новизна
- Актуальность исследования
- Исследовательский характер работы
- Оформление работы;
- Презентация работы;
- Публичное выступление.
2. По окончании Конференции каждый обучающийся получит сертификат,
победители и призёры очных заседаний будут отмечены грамотами.
 Регламент работы конференции.
- Конференция проводится в … мая.
- Начало работы: 12-00 ч.
- Место проведения: библиотека.
- Выступления участников конференции до 5 - 10 минут.
- Выступления в прениях - 2-3 минуты.
 Формы представления работ:
- доклад (10-15 стр.)
- проект (15-40 стр.)
- видеофильм
- реферат (23-27 стр.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.     Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: Методическое по­собие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Даш­ков и К°», 2008. – 64 с.

2.     Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.

3.     Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.

4.     Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.

5.     Сёмке А.И. Физика: Занимательные материалы к урокам.9 класс. – М.: НЦ Энас, 2004.

      6. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 9-11 кл.      общеобразоват. Учреждений/А.Е. Марон.-М.: Просвещение, 2006.

     7. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием  для    общеобразоват.  Учреждений.- М.: Просвещение, 2001

 

     8.Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.:учебное  пособие/ А.П.  Рымкевич. – 21-е изд., стереотип. -  М.: Дрофа, 2017. – 188, 4 с.:ил.

     ISBN 978-5-358—18113-7

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство сельского хозяйства

Министерство сельского хозяйства

Содержание.

Содержание.

Пояснительная записка С связи с введением в образовательный процесс нового

Пояснительная записка С связи с введением в образовательный процесс нового

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы - для овладения знаниями : чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование…

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы - для овладения знаниями : чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование…

Выполнение задания: 1) выбрать тему, если она не определена преподавателем; 2) определить источники, с которыми придется работать; 3) изучить, систематизировать и обработать выбранный материал из…

Выполнение задания: 1) выбрать тему, если она не определена преподавателем; 2) определить источники, с которыми придется работать; 3) изучить, систематизировать и обработать выбранный материал из…

Темы рефератов (докладов), которые я предлагаю студентам 1

Темы рефератов (докладов), которые я предлагаю студентам 1

Написание конспекта Цель самостоятельной работы: выработка умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта

Написание конспекта Цель самостоятельной работы: выработка умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта

Выполнение задания: 1) определение области знаний; 2) выбор типа и источников данных; 3) сбор материалов, необходимых для наполнения информационной модели; 4) отбор наиболее полезной информации;…

Выполнение задания: 1) определение области знаний; 2) выбор типа и источников данных; 3) сбор материалов, необходимых для наполнения информационной модели; 4) отбор наиболее полезной информации;…

Определившись, в итоге, с законом, который применяется в определенной задаче

Определившись, в итоге, с законом, который применяется в определенной задаче

В нашем техникуме по физике разработан ряд самостоятельных работ и индивидуальных заданий разных видов

В нашем техникуме по физике разработан ряд самостоятельных работ и индивидуальных заданий разных видов

Порядок организации и проведения

Порядок организации и проведения

Достижение цели - Социальная и практическая значимость -

Достижение цели - Социальная и практическая значимость -

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020