Доклад "Проектная деятельность на уроках географии". Проектная деятельность на уроках – это один из видов новых технологий, который многие преподаватели применяют сегодня на уроках, в целях повышения интереса к своему предмету, а также для повышения активности познавательной деятельности учеников. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.Доклад "Проектная деятельность на уроках географии".
Доклад Проектная деятельность на уроках географии.docx
Проектная деятельность на уроках географии.
Проектная деятельность на уроках – это один из видов новых технологий,
который многие преподаватели применяют сегодня на уроках, в целях
повышения интереса к своему предмету, а также для повышения активности
познавательной деятельности учеников.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через
их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при
обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль
ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к
ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только
при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после
школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного
освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической
реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и
анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания
по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют
и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть
индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими,
краткосрочными и долгосрочными.
Типы учебных проектов по географии
Выделим возможные типы учебных проектов.
По
творческие, прикладные или практикоориентированные.
По
и надпредметные.
: от кратковременных, когда планирование,
По
реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке
или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от
месяца и более.
По
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или
явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и
обязательным представлением.
при планировании
информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора
доминирующей деятельности: информационные, исследовательские,
предметносодержательной области
количеству участников
: индивидуальные, групповые, коллективные.
продолжительности
: монопредметные, межпредметные
Следовательно, информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться
учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся
или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата.
Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым
знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или
выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для
младших школьников и т.д.).
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно
формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию,
следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в
разных по продолжительности и сложности, информационных проектах.
В определенных условиях информационный проект может перерасти в
исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и
методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно
совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование
темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников
информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение
полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило,
продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой
учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного
содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на
местности.
Практикоориентированный проект
также предполагает реальный
результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер
(например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип
учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и
планируемому результату. Например, проект по изучению местности может
носить исследовательский характер, а может — практикоориентированный:
подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли».
Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания,
будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и
т.д.
К практикоориентированным проектам по географии можно отнести:
• проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной
деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только
негативные примеры); • проекты освоения территорий;
• проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков,
национальных парков и т.д.
• проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных
условиях природной среды.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки
научной литературы являются информационные и творческие проекты.
Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 7 классах.
В 89 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы. Эти
проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких
проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим
учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.
Основные требования к использованию метода проекта:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы
или задачи.
Практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность
учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное,
обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов,
умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку
зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения
проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для
решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями исследовательской работы:
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты,
делает выводы и заключения. Цель использования метода проектов в курсе географии –
самостоятельное постижение учащимися географических проблем,
имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися
определенного отрезка времени в учебном процессе, создание
конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить
ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии,
учащиеся овладевают комплексом географических умений
(познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия
друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также
интегрировать их.
Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе
организации самостоятельной учебнопознавательной деятельности
учащихся с различными источниками географической информации:
картами, статистическими материалами, справочной и научно
популярной литературой, информацией из периодической печати, радио
и телевидения.
Главная цель моей работы на уроках повысить интерес к изучению
географии малой родины.
Основные задачи:
развивать познавательный интерес к изучаемому материалу
учить творчески подходить к разным проблемам
учить собирать необходимую информацию, обрабатывать ее и грамотно
излагать ее
учить работать в коллективе
направляющей.
В проектной деятельности роль учителя является главной и
На первом этапе главное это заинтересовать детей, затем объяснить, что для
того чтобы чтото получить или узнать необходимо поработать, по принципу
русской пословицы «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Затем
начинаются трудовые будни, составление плана работы, сбор информации,
обработка полученных данных. Работа рутинная, мало интересная, но в конце
их ждет самый неожиданный результат.
Работа над проектом начинается с определения сферы интересов учащихся,
выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. При выборе темы
проекта мы используем следующие критерии: значимость данной информации для учащихся;
социальная значимость проекта;
связь с изучаемыми темами курса географии;
возможность постановки проблемы;
возможность реализации межпредметных связей;
возможность использования личного опыта учащихся.
Если учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта, мы
используем «банк проектов».
Затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают
пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы
и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации
проекта. Учитель консультирует, направляет и координирует действия
учащихся.
Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход,
когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной
актуальной проблемы. Например, при изучении темы «Глобальные проблемы
человечества» предлагаю учащимся разработать концепции решения ряда
глобальных проблем.
Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений,
обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные
проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических
проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Содержание
экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности:
потребность человека – виды воздействия – антропогенная нагрузка –
изменения в природе – последствия для человека – способы рационального
природопользования.
Большой интерес у учащихся вызывают творческие учебные проекты
связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия.
В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.
Начинали мы работу по проектам целыми классами и темы были самые
разные и все они опирались на краеведческий материал.
Использование краеведческого материала на уроках это один из методов
повышения интереса к изучаемому материалу. Применение дополнительной
информации в виде краеведческого материала создают условия
для понимания и принятия учениками той истины, что жизнь в малой родине
разнообразна и богата и связана со всеми процессами, происходящими в
жизни и обществе.
Поэтому задачи использования краеведческого материала на уроках
географии таковы:
повышение интереса к предмету,
формирование умения давать характеристику природных реалий,
научить ориентироваться в географии своего края,
обучить способам поиска и сбора информации по интересующему
вопросу, ее систематизации,
проверки достоверности фактов на основе анализа и
сопоставления с другими данными,
развитие творческого мышления,
формирование собственной позиции и умение аргументировать и
отстаивать ее в ходе дискуссий,
побудить гордость за малую родину.
Использование краеведческого материала на уроках в 6 классе по теме «План
и карта».
Съемка на местности. Составление плана школьной территории.
Подготовительный этап:
1
2
чертежные инструменты.
3
4
разбивка на команды.
подготовка необходимых инструментов: планшет, измерительная лента,
привязка к местности.
каждая команда получает разные участки, и различные способы съемки.
В восьмом классе каждая тема связана с краеведческим материалом.
Немалую помощь в этом оказывает предмет «География Тульской области».
Говоря о географическом положении России, определяем географическое
положение нашего района. И в 8 же классе работаем над длительным
проектом по теме «Экологическая ситуация в нашем районе». Главная цель
выявить механизм влияния окружающей среды на человека и изменение
уровня зависимости человека от природногеографических условий; показать
и проследить, как
система природопользования, каковы
изменилась последствия хозяйственной деятельности человека на примере нашего района.
В 9 классе при изучении темы «Население» работаем над проектом
«Демографическая ситуация в районе».
Через проекты в образовательной деятельности реализуется
краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях
национальнорегиональных традиций,
воспитание гражданственности,
патриотизма, экологической культуры личности. Изучение природных,
социальноэкономических, исторических, культурных особенностей родного
края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную,
эмоциональную, волевую. Некоторые проекты имеют профориентационное
значение. Они знакомят учащихся с учебными заведениями, предприятиями
города и области.
Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации
учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль
общения учащихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение,
слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не
совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как
надо делать.
Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я
пришла к выводу:
1. Использование данных методов на уроках географии для меня очень
приемлемо, эффективно и результативно.
2. Проектная технология всегда должна работать на результат.
Результативность проявляется во всей педагогической деятельности.
3. Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими
технологиями, а не исключают их использование на уроках.
.
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Доклад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.