Доклад «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Оценка 4.6

Доклад «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Оценка 4.6
docx
07.05.2022
Доклад «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Доклад Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.docx

 

 Доклад

«Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

 

Один из секретов жизни состоит в том,

  чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности. 

Эдвард Фелпс

 

 Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно.

Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, быть полезным в жизни и подчиняются основные задачи современного образования.

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова», – писал Ян Амос Каменский. Именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения. Идея воспитания у детей интереса к знаниям как необходимого мотива учения и эффективного средства успешного обучения возникла давно. На необходимость развития у детей интереса к школьным предметам и учебной деятельности указывали К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков и др. Н.А. Добролюбов призывал «заохотить» детей к своему предмету, вызвать у них «сердечное влечение к занятиям», потому что «когда занимаются с охотой, то дело идёт несравненно легче и успешнее, чем при занятиях по необходимости, из-за палки». Как изучать лингвистическую теорию, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы было всё понятно, экономно по времени и эффективно по результатам? Прежде всего, нужно показать интересное в самом языке, тогда нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное рядом. Только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного и удивительного.  Но, конечно, надо уметь самому удивляться, показывать это удивительное и вызывать удивление. Язык – это чудо из чудес. И как увлекательно раскрывать его чудесные свойства!  Удивительное, интересное в языке – это иногда новая грань того, что как будто детям уже известно. Осмысленное в иных взаимосвязях, с другой точки зрения это известное воспринимается по иному. Разве не знают школьники, что в русском языке есть парные звонкие и глухие согласные? А если начать урок так: «К нам в класс вошли два приятеля, два знакомых нам согласных. Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит – его слышно, а другого очень трудно услышать, даже если он старается говорить громко. Что же это за согласные? Мы можем их узнать?»  

Добиться прочных знаний и навыков по русскому языку и литературе учитель может только в том случае, если он ясно представляет себе уровень подготовки каждого ученика, его индивидуальные пробелы. Работу над индивидуальными пробелами в знаниях учащихся нужно так вплести в ткань урока, чтобы не нарушалась его стройность, чтобы не отвлечь школьников от изучения нового материала, чтобы пробудить интерес и «не дать угаснуть огню любознательности».

Прежде всего, проводим работу по индивидуальным карточкам, запись ошибок в специальную тетрадь «мои ошибки». Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное время, групповая работа и работа в парах также способствуют повышению работоспособности учащихся, учитель и ученик становятся ближе друг другу, психологическая дистанция сокращается. Дифференцированный подход в обучении, система интересных, творческих заданий достаточно высокая, но доступная образовательная «планка» помогает воспитывать в учениках такие важные качества личности, как потребность в знаниях и саморазвитии.    

Учителю-словеснику, как никому другому, необходимо при планировании уроков использовать самые различные методы и приемы развития творческих способностей учащихся.         

 

 Интересны ребятам и лингвистические «почемучки».

          Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

1) Вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов).

Так, начиная тему «Глагол», я предлагаю  ситуацию, опираясь на имеющиеся у учащихся представления о существительном и его признаках. Дети должны сопоставить однокоренные глагол и существительное зеленеть и зелень в предложениях:

Я любовался яркой зеленью молодой травы.

На лугу зеленеет трава.

Задаю вопрос: «Почему слова зелень и зеленеет при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?» Созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

2) Вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

 Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?  

3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».     

При работе с однородными членами предлагаю правильно соединить разрозненные части пословиц, расставить знаки препинания, определить, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.

Мала пчела                       да стоять не велит.

Обычай бычий                  а дров не видал.

Лесом шел                         да струны тонки.

Мороз невелик                 а загрызет.

Ехал в Казань                  а ум телячий.

Гусли звонки                    а оба черны.

Совесть без зубов           да и та работает.

Чугун чугуна дразнит      а попал в Рязань.

          Таким образом, тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что также способствует пробуждению интереса к предмету. На уроках литературы внимание учеников постоянно обращено на языковые особенности текстов, а на уроках русского языка мы читаем и анализируем тексты художественных произведений.

            В своей работе я использую лингвистические «угадайки». Это

*    – угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

*    – расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

*    – разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

*    – игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

         Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.

            Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении.

                                                  

  В течение урока русского языка   я использую различные виды деятельности.

 

1.                Различные виды диктантов.

     Словарные, выборочные диктанты – используются для закрепления или повторения орфограмм.

      Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.

      Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.

      Свободные и творческие диктанты. Их цель - развитие связной речи и расширение запаса слов.

В частности я использую - немой "диктант". Что это такое? Учитель или один из учеников (если работаем в классе) молча совершает какие-то движения - ходит по кабинету, передвигает предметы, разыгрывает сценки. Еще раз повторю - не говоря ни слова. Задание детям - наблюдать за всеми этими передвижениями и как можно точнее их описать.


Немой "диктант" всегда проходит на ура.

*    Первое - задание очень неожиданное.

*    Второе -  каким-то чудом активно задействуется словарный запас - сколько наречий и прилагательных подбирается для более точного описания. Обычным способом их из ребенка не вытянешь!

 

2.Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.

3.     Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.

4.  Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме (9 класс) и ЕГЭ (11 класс).

5.   Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала. Очень мне нравится проводить с детьми «Немой диктант»

Современный урок несовместим с авторитарностью преподавания, когда подавляются воля, мысль и чувства ученика, а учитель выступает всеведущим, непогрешимым, чуть ли не единственным источником знания. Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в поисках. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке. Чаще всего нетрадиционный урок – это урок обобщения и систематизации знаний. Значительно возрастает активность учащихся на уроках-диспутах, конференциях, викторинах, конкурсах. Здесь обязательна доля импровизации. В выступлениях много личного, идущего от себя. При их проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Интригующим моментом, пружиной, воздействующей на интерес школьников, служит сама идея соревнования, выявление победителей. Девиз «кто лучше?» почти всегда притягивает большое количество желающих.

Так, в 8 классе после изучения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» можно провести урок-диалог на тему: «Цена любви» Предлагаю ученикам в тетрадях и на доске обозначить эти два мира, как “мир Лизы” и “мир Эраста”. Делю класс на две группы для того, чтобы поработать с текстом повести и найти подтверждение этой версии. После прочтения найденных эпизодов учащиеся делают вывод о двух мирах и двух системах ценностей.

Предлагаю учащимся построить тематическое пространство слова “ценность”, используя для этого различные словари. (Толковый словарь, философский словарь, словарь русского языка, психологический словарь). К смыслам учащихся добавляются смыслы авторов словарей. Например, (С.И. Ожегов “Словарь русского языка”):

“Ценность - 1. Цена, стоимость. 2. Важность, значение.3. Ценный предмет, явление”.

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

деревня

деньги

идиллия

обман

природа

город

цветы

рассудок

ландыши

большой свет

старушка-мать

алчность

чувства

Москва

слёзы

громада

пастушок

Таким образом, происходит “формирование третьего поля первичных смыслов учащихся”. Проявляю свой личностный смысл только после ответов учащихся.

Делаем выводы и записываем их в тетради: “Лиза притягивает к себе людей, а мир Эраста - это мир отчуждённых людей”.

Предлагаю учащимся попытаться ответить на вопрос: “Когда люди хотят быть вместе, общаться, говорить, дружить?” Ребята приходят к выводу, что это возможно, когда люди интересны друг другу.

Такая форма урока активизирует класс, и даже те учащиеся, кто не читал произведения, обязательно обсуждают вместе со всеми. Никто не остается в стороне.

На уроках литературы можно с помощью мультимедиа демонстрировать иллюстрации к произведениям, прослушать стихотворения, песни на фоне нужных репродукций. (есть видеоролики к репродукцииям)

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование информационных технологий в образовательном процессе. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ можно использовать при изложении нового материала, в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при закреплении изложенного материала. ИКТ позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Задача учителя – приобщить учеников к общечеловеческим ценностям, показать образ нравственного поведения, расширить жизненный опыт детей, научить понимать других.

 

 В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания – трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Эти слова заставили меня задуматься. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.   


 

Доклад «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Доклад «Активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Удивительное, интересное в языке – это иногда новая грань того, что как будто детям уже известно

Удивительное, интересное в языке – это иногда новая грань того, что как будто детям уже известно

Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т

Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т

Таким образом, тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что также способствует пробуждению…

Таким образом, тщательный подбор дидактического материала помогает воспитывать у детей любовь к русскому языку, осуществлять межпредметную связь русского языка и литературы, что также способствует пробуждению…

Задание детям - наблюдать за всеми этими передвижениями и как можно точнее их описать

Задание детям - наблюдать за всеми этими передвижениями и как можно точнее их описать

Лизы” и “мир Эраста”. Делю класс на две группы для того, чтобы поработать с текстом повести и найти подтверждение этой версии

Лизы” и “мир Эраста”. Делю класс на две группы для того, чтобы поработать с текстом повести и найти подтверждение этой версии

Предлагаю учащимся попытаться ответить на вопрос: “Когда люди хотят быть вместе, общаться, говорить, дружить?”

Предлагаю учащимся попытаться ответить на вопрос: “Когда люди хотят быть вместе, общаться, говорить, дружить?”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2022