Доклад "Дифференциация на разных этапах урока как эффективный способ реализации образовательных целей урока "
Оценка 5

Доклад "Дифференциация на разных этапах урока как эффективный способ реализации образовательных целей урока "

Оценка 5
docx
04.02.2022
Доклад "Дифференциация на разных этапах урока как эффективный способ реализации образовательных целей урока "
дифференциация на разных этапах урока.docx

     муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов

 города Искитима Новосибирской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация на разных этапах урока как эффективный способ реализации образовательных целей урока

(доклад)

 

 

 

 

 

Подготовил:

Учитель химии МБОУ СОШ№1

Филиппова Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искитим

2022г

 

 (слайд №1) В общеобразовательных школах при традиционно сложившемся педагогическом процессе в одном классе обучаются школьники с разным уровнем учебных возможностей: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета.

     (Слайд №2)   От обучения, ориентированного на «среднего» ученика, страдают  учащиеся с менее развитыми способностями. Большая часть этих школьников,  постоянно находится в дискомфортном состоянии не справляющихся с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, развитию чувства собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска источника удовлетворения в других сферах.

    (Слайд№3)    «Затухание» способностей одаренных детей – это так же серьезная педагогическая проблема в средней школе. Развитие одаренных детей тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и направленность личности на интеллектуальный труд

        В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета.  В данной ситуации учителю важно учитывать как положительные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Проблема дифференцированного подхода актуальна в курсе химии, так как идет сокращение учебных часов, но в тоже время необходимо подготовить всех учащихся к итоговой аттестации по данному курсу, а также создать условия по подготовке к ЕГЭ для заинтересованных учащихся.

 (Слайд №4)       Дифференцированный подход позволяет осуществлять реализацию задач общеобразовательного процесса в современной школе, а в частности создание условий для развития личности учащихся, обеспечение адаптации к новым социально-экономическим условиям, так как предполагает более полный учет индивидуальных особенностей 

      Сущность дифференцированного подхода заключается:

a) в обеспечении достижений обязательных результатов обучения каждым учеником в соответствии с его реальными учебными возможностями; 

b) в обеспечении развития познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного потенциала личности; 

c) обеспечении обучения в соответствии с реальными учебными возможностями учащихся и ориентацией на «зону ближайшего развития».

   (Слайд №5)    Подход дифференциации состоит в том, что он основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовки учащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания.

(Слайд №6)Профессор В. В. Гузеев предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию:

Первый уровень можно назвать минимальным. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно разобранные ранее задачи, то за  выполнение таких заданий они получают отметку «3».

 

Второй уровень   (общий).     Учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов, и проводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, они получают отметку «4».

 Третий уровень (продвинутый)         В любом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых кроме явной присутствует и скрытая связь, ориентируются на глобальные признаки, отличающие широкие классы  объектов и явлений, и при этом способны переносить знания в незнакомые, новые, стандартные ситуации. Выполнение оценивается отметкой «5».

 

Согласно закона «Об образовании» все учащиеся имеют право выбирать уровень обучения по каждому предмету.

 

(Слайд №7)В своей работе для реализации индивидуально – дифференцированного подхода   я применяю его в нескольких направлениях:

При постановке цели

При опросе и актуализации знаний.

При изложении нового материала.

При закреплении изученного материала.

При определении домашнего задания.

При выполнении практических работ.

На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).

При индивидуальной работе с учащимися.

Система целей при дифференцированном обучении

Для успешного осуществления дифференцированного обучения очень важно построить четкую трехуровневую систему целей и расположить эти цели по степени сложности.

Использую в своей работе следующую классификацию целей:

1. Цели репродуктивного уровня:

"Знание",

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала.

Ученик запоминает и воспроизводит конкретные факты; основные понятия; правила и законы.

"Понимание"

Эта категория относится к способности понимать значение изученного материала.

Ученик: понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, преобразует словесный материал в схемы, таблицы.

Реализация целей категории "Знание", "Понимание" должна соответствовать оценке "удовлетворительно".

2. Цели конструктивного уровня.

"Применение"

Эта категория относится к умению использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Ученик  использует понятия, правила и принципы в частично измененных ситуациях, применяет правила в конкретных, практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода.

Реализация цели категории "Применение" должна соответствовать оценке "хорошо".

3. Цели творческого уровня.

"Анализ"

Эта категория обозначает умение разбирать материал на составляющие. Ученик выделяет скрытые смыслы, идеи, предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; находит различия между фактами и следствиями; оценивает значимость научных данных.

"Синтез"

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Ученик: пишет небольшое сочинение; предлагает план выступления на уроке;  использует знания из разных предметных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

"Оценивание"

Эта категория описывает умение оценивать значение того или иного материала

Ученик: оценивает в виде письменного текста логику построения материала; оценивает соответствие выводов к имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из определенных критериев качества.

Реализация цели категорий "Анализ", "Синтез", "Оценивание" должна соответствовать оценке "отлично".

(Слайд №8)Поставить цель можно путём загадывания загадки, прочтения стихотворения, постановки проблемного вопроса, использования приема «Чёрный ящик», решить задачу на вывод формулы.

 

Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно его прослушайте и назовите тему  и цель урока

Сегодня мы с вами, ребята, поговорим

О том, чем мы дышим,

И какой газ невидим.

Но разве можно б было, дети,

Без газа этого прожить на свете?

Жизнь без него тяжелой бы была

Вернее, не было бы ее никогда!

Да и вода состоит из него,

А без воды на земле – ничего.

 

Итак, урок о …… …… …… кислороде,

А он единственный в своем роде.

Цель ставлю перед вами я:

О кислороде вам рассказать

И верно - опыты показать!

Итак, ребята, как вы уже сказали тема урока «Кислород: химический элемент и простое вещество».

Как вы думаете, а что можно узнать на уроке о кислороде?

 

 

Опрос и актуализация знаний(Слайд № 9)

При опросе и актуализации знаний учитываю уровень подготовленности учащихся. Как правило, слабых учеников нет смысла вызывать к доске. Их опрос я провожу на месте. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно.

 Используя дифференциацию при обучении, предлагаю учащимся с разным уровнем развития способностей не только задания разной степени сложности, но и предлагаю всем учащимся одинаковые задания. Но при этом задания, предназначенные для школьников с низким уровнем способностей, могут содержать различную помощь (записи в тетрадях, рисунки, таблицы, пояснения, схемы и т.д.). Такими «помощниками» могут служить и разнообразные алгоритмические предписания. Правильность выполнения задания проверяется учащимися с высоким уровнем.

Учащиеся со средней мотивацией  не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учащихся. Их ответы также отслеживаются сильными учащимися.

 Учащиеся с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания).

При опросе на уроках можно использовать:

1)Дифференциация по объему учебного материала

Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное)

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Дайте характеристику химического элемента с порядковым номером 15 по его положению в Периодической системе

Составьте электронные формулы атома и иона кислорода

Сравните их строение

 

2. Дифференциация по уровню трудности

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности.

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Определите массовую долю 16 г NaOH в 200 г раствора.

Из 320 5% - ного раствора гидроксида натрия выпарили 120 г воды. Какой стала массовая для гидроксида натрия в растворе?

Из 320 5% - ного раствора гидроксида натрия выпарили 120 г воды. Какой стала массовая для гидроксида натрия в растворе? Сколько молекул воды выпарили?

 

 

(Слайд №10)При изучении нового материала применяю метод объяснение. Также использую работу с материалом учебника, при этом:

Учащиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания – находят готовую информацию в таблицах, схемах, уравнениях реакций и объясняют её.

Учащиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию.

Учащимся с высоким уровнем знаний предлагаю самостоятельно находить способ решения поставленной задачи и делать выводы.

Во время объяснения нового материала учитываю психофизиологические особенности учеников: задаю дополнительные вопросы ученикам невнимательным, рассеянным. Ученикам с хорошей зрительной  памятью  помогает наглядность;  с моторной –  работа на доске.  

Работа с текстом:

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

составить план рассказа по изучаемой теме

подготовить тезисы по этой теме

составить конспект, включающий в себя элементы плана и тезисов 

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

Продуктивные (применение знания в новой ситуации; создание нового продукта: схем, тестов и т.п.)

Творческие (возможность объяснить факт, результат эксперимента, то есть сделать выводы, найти причинно-следственные связи)

Решите уравнения, используя схему:

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/01/s_5de3d3a58888e/1274313_1.png

KNO3 →

Cu (NO3)2 →

Ni (NO3)

Приведите примеры реакций, отражающих разложение солей азотной кислоты при нагревании.

Напишите реакции разложения нитрата аммония, можно ли включить это уравнение в схему разложения солей азотной кислоты.

Составьте план проведения эксперимента отражающий разложение солей азотной кислоты. Какие правила техники безопасности при этом необходимо соблюдать

Использую и дифференцированно групповые формы на уроках.  Групповая форма рациональна при изучении несложных теоретических понятий. А также работу с опорными конспектами.

Например: 9 класс тема « Азот» расскажите о физических свойствах азота, используя опорную схему

Ребятам со средним уровнем мотивации, которые умеют находить и использовать нужный алгоритм действий, предлагается анализировать, сравнивать, систематизировать информацию (конечно, же, с поддержкой учителя)

 Например:- Запишите эти уравнения реакции (работа у доски)
-Расставьте коэффициенты использованием электронного баланса.
-Что можно сказать о химической активности азота? Почему?
-В каких реакциях азот-окислитель, в каких - восстановитель.
-Запишите самостоятельно реакции взаимодействие азота с водородом и кислородом. Укажите условия, при которых происходят эти реакции.
-Классифицируйте реакцию получения аммиака и оксида азота(II) .

Возможность сделать выводы и найти причинно-следственные связи, дается учащимся высоким уровнем мотивации.

 

 

 

(Слайд №12)При закреплении изученного материала.

Например, после изучения состава и физических свойств кислорода закрепление знаний провожу по вопросам нарастающей трудности: 
1. Что можно сказать о кислороде, зная его химическую формулу? 
2. В трех одинаковых по весу цилиндрах, закрытых притертыми пробками находятся газы: кислород, воздух, углекислый газ. 
Перечислите способы. При помощи которых можно определить, какой их цилиндров наполнен кислородом. 
3.При помощи каких 2 опытов можно доказать, что кислород тяжелее воздуха? 

 Также при закреплении изученного материала применяю групповой метод – работа групп из 3-4 человек: сильный, средний и слабый ученик. Работа в группе незаметно подталкивает учащихся к умственной и, особенно, мыслительной активности, развитию умений и навыков, а также стимулирует учение, интерес к оценке результата. Эта форма организации работы способствует повышению интереса к учебной деятельности, уровня продуктивности у всех учащихся. При этой форме каждая группа учеников работает над выполнением заданий, соответствующих их учебным возможностям. 

 

(Слайд №13, 14)При определении домашнего задания.

Не оставляю без внимания и домашнее задание, которое  распределяю по группам (по степени сложности) сама, или обучающиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает посильное для себя.

Также для домашнего задания упражнения подбираю дифференцированно.

Самое простое задание – репродуктивного характера.

Более сложное – задание, требующее применения знаний в новой ситуации.

Наиболее сложные – творческие задания.

Задания подбираются так, чтобы они соответствовали уровням дифференциации. При этом используются самые обычные учебники и сборники задач и упражнений по химии, имеющиеся в каждой школьной библиотеке. Также при подготовке домашнего задания учащиеся могут использовать дополнительный материал, справочные данные, которые часто находят в Интернете. При объяснении домашнего задания ребята могут демонстрировать эти фрагменты для всего класса.

 

Тема урока «Железо» (9 класс химия учебник Кузнецова Н.Е.)

1 уровень: §41,упр. 1,2

2 уровень: §13,упр2-5

3 уровень: §13,упр.2-8

 

Варианты домашней зачетной работы по теме «Азот». Ученик сам выбирает уровень сложности и форму предъявления результата своей деятельности.

Уровень С – путь к «5», Уровень В – путь к «4», Уровень А – путь к « 3».

Уровень C

Напишите электронную и структурную формулу молекулы азота. Укажите тип химической связи в молекуле азота.

Осуществите цепочку превращений N2 →NO → NO2 → HNO3 →Cu(NO3)2

Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции, используя метод электронного баланса

CuO + NH3 → N2 + Cu + H2O

Определите объем оксида азота (IV), который выделится при действии 10 г концентрированной азотной кислоты на 10 г ртути.

Уровень В

Составьте уравнения реакций взаимодействия аммиака с фосфорной и серной кислотами. Назовите полученные соединения.

Какие соединения называют СЕЛИТРАМИ. Приведите примеры. Назовите соединения по международной номенклатуре.

Назовите безразличные (несолеобразующие) оксиды азота. Укажите их свойства и степень окисления азота в них.

Определите объем аммиака, который выделится при действии на 20 г хлорида аммония избытка раствора гидроксида калия.

Уровень А

1.     Выберите уравнения химических реакций, при которых происходит окисление азота

2NН3 = N2 + 3Н2

4HN3 + 3О2 = 2N2 + 6Н2О

N2 + 3Mg = Mg 3N2

NH3 + HCI = NH4CI

1.     Составьте уравнения реакций взаимодействия раствора азотной кислоты с :

1.     оксидом магния

1.     раствором гидроксида бария

1.     раствором силиката натрия

1.     Приведите уравнение качественной реакции на соли аммония.

Очень важно организовать рациональную проверку домашнего задания, чтобы она не заняла много времени, поэтому использую разные способы проверки: самопроверку, взаимопроверку, слабых учеников проверяю чаще сама.

При проверке ДЗ веду мониторинг отслеживания результатов, отмечаю, как справились учащиеся с работой, на что нужно обратить внимание на следующем уроке. Такая целенаправленная и систематическая работа приводит к формированию у сильных, способных учащихся следующих умений:

1)добывать знания в процессе поисковой деятельности;

2)применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

3)решать поставленную перед ними задачу творчески.

 

Слабый же ученик чувствует себя уверенней на уроке, т.к. ему предоставляются задания, с которыми он сможет справиться.

(Слайд 15)На этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).

    На своих уроках использую индивидуальные самостоятельные работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитываю разный уровень. Предлагаю задания разной степени трудности. Все эти задания предусматривают знание одного и того же учебного материала, но отличаются тем, что требуют для выполнения различных умственных действий. Наиболее удобным считаю задания в форме индивидуальных карточек, которые подобраны в соответствии со школьной программой и различны по трудности и характеру. Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даю облегчённые карточки-задания.

Тема «Соединения химических элементов» 8 класс

Минимальный уровень

          1. По формулам распределите вещества по классам оксиды, кислоты, соли, основания: K2O, KCl, NO2, HNO3, KOH, MgSO4, HCl, CuSO4, Ca(OH)2.

Общий уровень

          1. Распределите вещества по классам, написав их формулы: гидроксид железа (II), серная кислота, оксид магния, хлорид железа (III), нитрат алюминия, оксид кальция, азотная кислота, гидроксид натрия, сульфат калия.

Продвинутый уровень

          1. Приведите по две формулы веществ каждого класса веществ. Назовите вещества.

Широко использую дифференциацию на уроках обобщения, задача которых очень важна – выяснить, как учащиеся всего класса усвоили тот или иной раздел программы. Провожу тематический зачет, в основном, в виде тестов с выбором ответа, но  и  включаю в него традиционные задания  (цепочки превращений, расчетные задачи и т.д.). Готовлю обычно 2-3 варианта, включающие обязательную и дополнительную части.     

 

 итоговая  контрольная работа по химии 10 класс (базовый уровень)

1 вариант

Часть А

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.

А1. (1 балл) Общая формула алканов:

1)      СnH2n                             2) СnH2n+ 2

3)      СnH2n -2                        4) СnH2n- 6                                       

А2. (1 балл) Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3  и  СН3 – СН2 – ОН  являются 

      1) гомологами;             2)  изомерами;     3) полимерами;          4) пептидами.

А3. (1балл) Ацетилен принадлежит к гомологическому ряду

        1) алканов;    2) алкинов;    3) аренов;    4) алкенов

А4. (1 балл) Реакции, в ходе которых от молекулы вещества отщепляется вода, называют реакциями:

1.      Дегидратации                                              2.      Дегалогенирования

3.      Дегидрогалогенирования                            4.       Дегидрирования

А5. (1 балл) Количество атомов водорода в циклогексане: 

     1) 8;    2) 10;      3) 12;      4) 14.

А6. (1 балл) Реакция среды в водном растворе уксусной кислоты:                                                                                                               1) нейтральная;     2) кислая;     3) соленая;     4) щелочная.

А7. (1 балл) Уксусная кислотане вступает во взаимодействие с веществом

       1) оксид кальция                        3) медь 

       2) метанол                                  4) пищевая сода

А8. (1 балл) Продуктом гидратации этилена является:

         1)  спирт;        2) кислота;     3) альдегид;         4) алкан

А9. (1 балл). Полипропилен получают из вещества, формула которого

       1) СН2 = СН2;    2) СН ºСН;    3) СН3 – СН2 – СН3;     4) СН2 = СН – СН3.

А10. (1 балл ) К ядовитым веществам относится: 

        1) метанол;     2) этанол;   3) пропанол;   4) бутанол.

 

Часть В

  1. (2 балла).  Установить соответствие:

вещество  нахождение в природе

1) Глюкоза                                                       а) в соке сахарной свеклы

2) Крахмал                                                       б) в зерне

3) Сахароза                                                       в) в виноградном сахаре

4) Целлюлоза                                                    г) в древесине

  1. (2 балла). Установите соответствие между реагентами и типом реакции.

Реагенты                                                                 Тип реакции

1)  С2Н4 + О2 →                                                   а) замещение

2)  СН4→                                                             б) окисление

3)  СН3СООН  + КОН  →                                   в) присоединение

4)  СН4+ Cl2  →                                                    г) обмена

                                                                                                   д) разложение

  1. (2 балла) Установите соответствие между названием вещества и его формулой.

Название вещества                                                  Формула

1) ацетилен                                                                    а) СН3 - СН3

2) метанол                                                                     б) СН3- ОН

3)  пропановая кислота                                                в) СН ≡ СН

4) этан                                                                            г) СН3- СН2- СОН        

                                                                                               д) СН3 -СН2-СООН

Часть С Задания со свободным ответом

 

  1. (3 балла).  Объем углекислого газа, который образовался в результате сжигания 10 л ацетилена, равен   _________ л

 

  1. (4 балла).   Напишите уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

СН4 →  С2Н2 →  С6Н6→ хлорбензол. Дайте названия веществам 

 

3.Определите  формулу углеводорода.  Если массовая доля углерода 80%, массовая доля водорода 20% , относительная плотность его по водороду   равна 15.

 

 

 Проверочные, контрольные работы на основе индивидуально – дифференцированного подхода разрабатываю с учётом следующих способов дифференциации:

---Содержание заданий одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объёма или более сложные;

---Задание общее для всего класса, а для слабоуспевающих учеников даю вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ, разрешаю пользоваться тетрадями);

---Использую задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

---Предоставляю самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий.

 

В контрольной работе каждое задание снова дифференцируется по сложности.

Ученик имеет право на выбор уровня каждого задания, отстаивание своего подхода к его решению:

для ребят с низким уровнем мотивации самые простые задачи, которые решаются по прямым формулам и по химическим уравнениям в одно действие,

задачи, в которых нужно преобразовывать формулы, самостоятельно находить и применять нужный алгоритм, предназначается для школьников со средним уровнем мотивируемой деятельности,

нестандартные, проблемные задачи решают учащиеся с высоким уровнем мотивации.

(Слайд 16) При выполнении практических работ.

При выполнении практических работ учитываю умения учащихся описывать, обосновывать, делать выводы, предлагать наиболее рациональные способы выполнения работы.

При проведении практических работ индивидуально – дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности:

       Учащиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения, записывают готовые уравнения реакций.

       Учащиеся, имеющие достаточный уровень химических знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, пишут уравнения соответствующих реакций, делают выводы.

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Получают подробный план-памятку

Получают краткую инструкцию

Задания выполняются без помощи учителя

Практическая работа «Качественные реакции на анионы»

1. К 1 мл NaCl добавьте AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

2. К 1 мл KBr добавьте AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

3. К 1 мл KI добавьте AgNO31. К 1 мл KCl добавить AgNO3. Отметьте цвет образовавшегося осадка

В трех пробирках находятся растворы 3 солей: Na2SO4, K3PO4, Na2CO3. Среди предложенных реактивов. выберите необходимые и проведите качественные реакции.

Определите какие анионы находятся в предложенном растворе, используя предложенные реактивы

 

 

Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий.

“Середнячки” для выполнения заданий самостоятельно определяют алгоритм действий и аргументировано дают объяснения.

Для ребят, стремящихся находить решения проблемных вопросов, подбираются задания именно такого характера, позволяющие учащимся отстаивать свой подход к решении вопросов

(Слайд 17)Дополнительные задания.

Индивидуальная работа с учащимися – получение дополнительных заданий.

1 уровень: подготовка сообщения на определенную тему.

2 уровень: подготовка реферата.

3 уровень: подготовка реферата с презентацией.

В дополнительные задания входят сообщения, рефераты, исследовательские и проектные работы. Эта форма развивает у ребят умения самостоятельно находить и прорабатывать необходимую информацию в дополнительной литературе. Учитель обязательно обозначает планируемый результат.

Самое простое задание – найти конкретную информацию.

Более сложное задание – подобрать грамотно материал, сделать выводы. Особенно ценно, когда найденная информация находит конкретное приложение: составление журналов с практическими советами, газет с ребусами, кроссвордами.

наконец, самое сложное задание – сформулировать проблему, найти в дополнительной литературе способы ее решения, сделать обобщения, выводы, конкретные предложения, отразить свое отношение.

 

(Слайд 18)Можно сделать вывод о том, что использование элементов технологии уровневой дифференциации позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках, повышается  качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся

 

Использование дифференцированных заданий в различных звеньях обучения позволяет решать следующие задачи:

1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 
2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 
3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы./Директор школы. 1995.  № 3.-39-45с.  

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- М.: "Педагогика", 2010. -192с.

«Изучаем химию в 8 классе» дидактические материалы, под. Редакцией Т. В. Смирновой.- М.: Блик и К, 2002. - 224с.

Хуторский А.В. Современная дидактика.- СПб: Питер, 2001. — 544 с.

Кудиярова А. С. Технология дифференцированного обучения на уроках химии [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 19-22.

Бутузов И. Т. Дифференцированное обучение — важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 1968.

Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. --Мн., «Народная асвета», 1992.

 Монахов В. М., Орлов В. А., Фирсов В. В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. — М., 1990.


 

Искитима Новосибирской области

Искитима Новосибирской области

В общеобразовательных школах при традиционно сложившемся педагогическом процессе в одном классе обучаются школьники с разным уровнем учебных возможностей : у одних учащихся усвоение химии сопряжено…

В общеобразовательных школах при традиционно сложившемся педагогическом процессе в одном классе обучаются школьники с разным уровнем учебных возможностей : у одних учащихся усвоение химии сопряжено…

Слайд №6)Профессор В. В. Гузеев предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию:

Слайд №6)Профессор В. В. Гузеев предложил и обосновал трёхуровневую дифференциацию:

Система целей при дифференцированном обучении

Система целей при дифференцированном обучении

Ученик: оценивает в виде письменного текста логику построения материала; оценивает соответствие выводов к имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из определенных…

Ученик: оценивает в виде письменного текста логику построения материала; оценивает соответствие выводов к имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из определенных…

Такими «помощниками» могут служить и разнообразные алгоритмические предписания

Такими «помощниками» могут служить и разнообразные алгоритмические предписания

Слайд №10)При изучении нового материала применяю метод объяснение

Слайд №10)При изучении нового материала применяю метод объяснение

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

Репродуктивные (воспроизведение информации; работа по образцу; тренировочные задания)

Слайд №12)При закреплении изученного материала

Слайд №12)При закреплении изученного материала

Тема урока «Железо» (9 класс химия учебник

Тема урока «Железо» (9 класс химия учебник

Составьте уравнения реакций взаимодействия раствора азотной кислоты с : 1

Составьте уравнения реакций взаимодействия раствора азотной кислоты с : 1

Распределите вещества по классам, написав их формулы: гидроксид железа (II), серная кислота, оксид магния, хлорид железа (III), нитрат алюминия, оксид кальция, азотная кислота, гидроксид натрия,…

Распределите вещества по классам, написав их формулы: гидроксид железа (II), серная кислота, оксид магния, хлорид железа (III), нитрат алюминия, оксид кальция, азотная кислота, гидроксид натрия,…

Целлюлоза г) в древесине (2 балла)

Целлюлоза г) в древесине (2 балла)

Слайд 16) При выполнении практических работ

Слайд 16) При выполнении практических работ

Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий

Выполнение экспериментальной части требует от “слабеньких” четкого следования краткой инструкции, объяснения наблюдений и произведенных действий

1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся

1) обеспечить возможность их углубления, систематизации и обобщения знаний и умений; 2) симулировать развитие познавательной самостоятельности школьников; 3)содействовать выравниванию знаний и умений учащихся

Используемая литература: Якиманская

Используемая литература: Якиманская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2022