ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»
Дистанционное обучение
Земцова В.Я
Учитель математики
«Никогда не считай, что ты знаешь всё,
что тебе уже больше нечему учиться»
Н.Д.Зелинский
Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых – дистанционное обучение.
Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ образования в различных странах мира – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.
Дистанционное обучение в настоящее время может рассматриваться как инновационная форма обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя, тьютора.
Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующейся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов. В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т.п. Использование в обучении коммуникационных технологий и интернет технологий обеспечивают доставку участникам образовательного процесса изучаемый материал, а также работу с этим учебным материалом, размещенном на сервере. Интерактивное взаимодействие преподавателя и ученика в процессе обучения, предоставляют ученикам возможность самостоятельной работы с информационными источниками сети, возможность работать в группе, а также оценку знаний и умений, полученных в ходе обучения. Цель дистанционного обучения – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика. В школе под дистанционным обучением понимают образовательную систему, построенную с применением компьютерных телекоммуникаций и использованием современных информационных и педагогических технологий.
Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.
О необходимости использования такого метода обучения говорят следующие факторы:
• возможность организации работы с часто болеющими детьми и детьми-инвалидами;
• проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;
• возможность внести разнообразие в систему обучения за счет включения различных нестандартных заданий (ребусы, кроссворды и т. д.);
• обеспечение свободного графика обучения.
Выделяют следующие основные направления внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:
• обеспечение доступности образования для детей инвалидов и детей, которые имеют поведенческие проблемы;
• повышение качества образования в малокомплектных школах;
• обеспечение доступности образования для детей, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать школу;
• возможность продолжения обучения при введении в школе карантина;
• обеспечение возможности получения дополнительного образования;
• возможность обучения по отдельным предметам с применением дистанционных технологий;
Задачи учителя:
• организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;
• разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;
• оказание консультационной поддержки.
Кроме того, учитель является ответственным за достижение его учениками запланированных результатов обучения.
Характерными чертами дистанционного образования являются:
1. Гибкость: учащиеся не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни. Для поступления ученику формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса (предмета, дисциплины) и получения необходимых зачетов по выбранным курсам (модулям).
2. Модульность: в основу дистанционного образования кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний. Это позволяет из выбора независимых курсов модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
3. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты составляют примерно 60% затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большее количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.
4. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимной поддержки, помогает педагогам в их профессиональном развитии. Асинхронное, как правило, взаимодействие ученика и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время.
5. Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.
Аспекты внедрения дистанционного обучения в урочную и внеурочную деятельность.
Внедрение системы ДО (дистанционного обучения) требует комплексного подхода и является многоплановой проблемой. При организации ДО можно выделить следующие основные аспекты:
1. Технический 2. Технологический 3. Методический 4. Административный 5. Кадровый 6. Правовой.
1) Технический аспект. Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения.
Сейчас выделяют два способа:
• кейс-технология. Для ее использования достаточно, чтобы программные средства, которые устанавливаются на компьютере обучающихся, учеников были в состоянии обработать информацию, предоставляемую образовательным учреждением.
• интернет-технология. Она предполагает постоянное применение коммуникаций, то есть у обучающегося ученика должен быть постоянный доступ в интернет.
2) Технологический аспект. В его состав входят две составляющие:
• технология создания курсов дистанционного образования;
• технология обучения по системе дистанционного образования.
Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:
• оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;
• определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;
• оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;
• размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.
3) Методические аспекты. При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:
• гибкость, то есть ученики сами выбирают время и продолжительность обучения;
• модульность;
• параллельность. Она предполагает, что ученик может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;
• дальнее действие. Под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга преподавателя и ученика;
• асинхронность, что предполагает работу как педагога, так и учеников по удобным для них графикам;
• охват или массовость. Означает, что количество одновременно обучающихся учеников не является критичным параметром.
В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудовую затратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения.
И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися учениками.
4) Административный аспект. В процессе появляется и множество административных вопросов. Например:
• каким образом организовать систему создания курсов дистанционного обучения в рамках конкретного образовательного учреждения и согласовать с действующими нормативными документами;
• организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;
• адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть, каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа дистанционным.
5) Кадровый аспект. Реализация системы дистанционного образования предполагает формирование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями. Разумеется, определенные требования предъявляются и к авторам, которые создают курсы.
Перечень основных требований к кадровому составу, который отвечает за процесс создания и реализации курсов дистанционного обучения, может выглядеть следующим образом.
Автор учебного материала – преподаватель:
а) обязательные требования:
• знание предметной области.
• уверенный пользователь ПК (персональный компьютер).
• отличное знание текстовых редакторов (программные средства, основное назначение которых, создавать текстовые файлы, редактировать тексты, просматривать на экране, изменять формат текстового документа, распечатывать на принтере, копировать).
• навыки работы в интернете
б) желательные требования:
• умение работать с программами по обработке изображений, таблиц, рисунков;
• умение оформлять текстовые файлы в формате HTML(стандартный язык разметки документов в Inter net).
• умение пользоваться электронной почтой.
Технический специалист:
а) обязательные требования:
• знание компьютерных технологий.
• знание основ WEB - мастеринга (web-редакторы: программы, предназначенные для подготовки к публикации в Интернете web-страниц и web-сайтов).
• умение работать с HTML-редакторами (разные возможности создание текстовых файлов: редактирование текста, просматривание на экране, изменение формата документа, копирование и распечатывание на принтере).
б) желательные требования:
• глубокие знания интернет - технологий и в области WEB-дизайна; (интернет технологии - это информационные и коммуникационные технологии, программное обеспечение, сети, оборудование и сервисы, при помощи которых осуществляется выход в интернет или деятельность внутри Интернет.) (WEB- сервер – {имя сервера – yandex.ru} – это компьютер в сети Интернет, хранящий веб-страницы и соответствующее программное обеспечение для работы с ними, т.е. обеспечивает работу сайтов, отправляет веб-страницы браузерам пользователей в ответ на их запросы). ВЕБ-дизайн совмещает в себе художественное оформление и современные технологии интернета при создании сайтов.
• знание языков программирования. Язык программирования — это набор формальных правил, по которым пишут программы. Обычный язык нужен для общения людей, а язык программирования — для общения с компьютером. Как и в любом естественном языке, тут есть лексика — слова, функции и операторы, из которых по правилам синтаксиса составляются выражения. Они имеют чёткий, вполне определённый смысл, понятный компьютеру, — семантику. JavaScript,: Python. Java,C#.,
Методист, учитель или консультант-наставник (тьютер)
• знание предметной области;
• уверенный пользователь ПК;
• знание текстовых редакторов; (программные средства для работы с документами Microsoft Word, Microsoft Office Publisher и т.д.)
• уверенный пользователь интернета;
• умение работать в специальных программных оболочках, где располагаются курсы дистанционного обучения;
• умение пользоваться электронной почтой.
При создании учебного материала для дистанционного обучения желательно сделать так, чтобы материал был доступен ученикам не только в интернете, но и на жестком носителе.
В структуру материала должны быть включены следующие содержательные компоненты:
• инструкция по освоению материала;
• непосредственно учебный материал, в том числе все необходимые иллюстрации;
• вопросы и задания для закрепления полученных знаний;
• контрольные задания с пояснениями.
При разработке материала для дистанционного обучения наибольшую эффективность демонстрирует мульти медийное представление учебной информации, так как мультимедийные элементы способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Одновременно обеспечивается и возможность задействовать подсознательные реакции ученика. Мульти медийная форма подачи материала может использоваться многофункционально, то есть часть раздела либо лекции может представлять собой самостоятельный фрагмент занятия, например, на повторение или контроль знаний.
Сейчас активно используются 3D-технологии, которые представляют собой усовершенствованную модель уже не книжной страницы, а, например, целой комнаты или музейного зала. Благодаря созданию 3D-объектов удается создать эффект присутствия, что положительно влияет на процесс усвоения нового материала.
Организация дистанционного обучения как инновационный проект включает в себя несколько крупных блоков и реализуется посредством следующего комплекса мероприятий:
1) Внедрение информационной системы дистанционного обучения, что предполагает:
• повышение уровня профессиональной подготовки учителей информатики;
• изучение учителями и учениками возможностей системы дистанционного обучения;
• установка на все компьютеры, входящие в локальную сеть, соответствующего программного обеспечения;
• практическое применение системы дистанционного обучения для организации обучения;
• проведение своевременного сервисного обслуживания всех средств информационно-коммуникационных технологий.
2) Разработка в поддержку основного курса и действующих факультативов различных дистанционных курсов по учебным предметам. Данное направление деятельности предполагает:
• организацию курсовой подготовки учителей по вопросам дистанционного обучения в школе;
• установка на домашние компьютеры учеников нужного программного обеспечения и необходимых баз данных дистанционного обучения;
• разработка и наполнение содержанием основных и факультативных курсов, включая создание электронных систем тестов, моделирование различных интерактивных упражнений с дальнейшим размещением материалов в системе дистанционного обучения.
3) Разработка учебно-методических комплексов в целях поддержки основного курса и факультативных занятий. Их разработка осуществляется в соответствии с действующими учебными программами. В состав таких комплексов входят:
• учебно-тематический план;
• перечень используемых медиа материалов;
• теоретический материал;
• система для проведения контрольного тестирования по изучаемым темам курса;
• итоговые тесты;
• электронная библиотека дополнительных материалов, а также предоставление на них ссылки.
4) Внедрение в образовательный процесс разработанных курсов. Параллельно ведется работа по созданию гибридного дистанционного курса, к которой привлекаются другие образовательные учреждения. В рамках совместной работы изучаются различные модели дистанционных форм обучения, происходит обмен материалами.
5) Реализация технологии открытого образования, что предполагает:
• проведение мероприятий с учителями, на которых им демонстрируется новое программное обеспечение;
• проведение учителями-предметниками уроков, которые построены на использовании компьютеров;
• разработка электронных учебников;
• наполнение школьного образовательного сервера образовательными материалами;
• привлечение учителей для проведения дистанционных семинаров и конференций;
• участие учеников в различных online-олимпиадах и сетевых образовательных проектах.
Содержательное наполнение дистанционной поддержки основных учебных предметов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием и представлено посредством презентаций в Power Point, текстовых документов, ссылок в сети интернет, видео файлов, различных заданий и упражнений.
Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. В процессе обучения математике школьников, обладающих различными способностями к усвоению математических знаний, необходимо не только обеспечить знание ими предмета, но и подготовить к овладению профессиональными знаниями и умениями, научить использовать математические знания в повседневной жизни.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывают привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое дело до конца.
Для повышения эффективности урока математики я использую мультимедийные средства в качестве наглядного материала при объяснении нового, закрепления знаний, коррекции мыслительной деятельности учащихся. Использую презентации: десятичные дроби, симметрия, свойства квадрата, построение треугольников, числа вокруг нас, математическая викторина, обыкновенные дроби и действия с ними т. д. Использую компьютер при подготовке и проведении уроков, который вызывает у учащихся живой интерес к предмету познания. Применение в учебном процессе информационных технологий расширяют общий кругозор, позволяют представить учебный материал более доступно и понятно, способствуют коррекции мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ, устранению пробелов в знаниях. В своей работе я активно использую элементы технологий проблемного, информационно – коммуникативного, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, игровую технологию, наибольшее внимание уделяю технологии коррекционно - развивающего обучения. В 4 четверти учащиеся школы находились на дистанционном обучении. Для осуществления образовательного процесса я подготовила на каждый урок математики и СБО презентации. Подобрала к некоторым темам видео уроки и видео ролики к урокам СБО. Для снятия умственного и физического напряжения отсылала учащимся музыкальные и видео физминутки. Хочется отметить, что для учащихся коррекционной школы с нарушением интеллекта неприемлем переход на дистанционное обучение. Этим детям с множественными нарушениями психических процессов необходима постоянная направляющая помощь учителя, необходим, как воздух, личный контакт с педагогом. Коррекция психических недостатков у учащихся, установление нейронных связей в головном мозге возможна только в процессе традиционного урока. Особенно это важно при объяснении нового материала, при формировании навыков счета, умения анализировать задачу, устанавливать связи между числами, выбирать действие для решения задачи, так как у данной категории учащихся на низком уровне развиты целенаправленность деятельности и навыки самостоятельной работы. Учащиеся с нарушением интеллекта не в состоянии самостоятельно понять предлагаемый текст, инструкцию к выполнению задания. Необходимо разъяснение и постоянная направляющая помощь со стороны педагога. Учащиеся коррекционных школ не имеют дома необходимого оборудования. Коррекционные школы также не оснащены специальным программным продуктом и оборудованием для передачи информации пользователям. Во время дистанции в 4 четверти с помощью родителей удалось пройти материал по предмету, так как вся четверть была посвящена повторению, отрабатывались навыки уже сформированные в течение года. Прибегать к дистанционному обучению с такими детьми можно только в крайнем случае. Эффективность коррекционного обучения для детей с нарушением интеллекта возможна при регулярной педагогической, психологической и медицинской помощи.
Список литературы
1. Андреев А. А. Преподавание в сети Интернет / отв. редактор В. И. Солдаткин, С. Л. Коплан, Г. А. Краснова и др. – М.: Высшая школа, 2003.
2. Кондакова М. Л. Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и организаций / М. Л. Кондакова, Е. Я. Подгорная; Федеральное агентство по образованию; Российская академия образования. – М.: Спорт Академ Пресс, 2005.
3. Коротенков Ю. Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
4. Полат Е. С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.
5. Шукшина Е. Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.