Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету литература охарактеризована как «базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения». Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на мой взгляд, — негативное влияние мощного информационного потока низкопробного уровня, стихийно льющегося на подростка из Интернета, телевидения и т. д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности. Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка.
Как же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок? Прислушаемся к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина: ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». [6] Основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих учащихся. В начале учебного года на уроке литературы спрашиваю учеников о том, какие нетрадиционные формы уроков и внеурочных мероприятий им больше нравятся, в каких хотелось бы поучаствовать. Принимаю и рассматриваю разные, даже самые неожиданные предложения школьников. Так рождается совместный план творческой деятельности на учебный год, а мои ученики становятся организаторами и участниками нетрадиционных уроков, проектов и внеклассных мероприятий, позволяющих им приобщиться к литературным ценностям, способствующих эмоционально-нравственному развитию, творческой самореализации
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями) являются:
· патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству;
· социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
· гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
· природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
· человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.
Затрагивая в своем выступлении вопрос о духовно-нравственном воспитании учащихся, хочу особо выделить основные положения, на которые должен обратить внимание учитель литературы:
1. Подход к изучению русской литературы, при котором на первый план выдвигается её духовно-нравственный и художественный потенциал, обеспечивает эффективное духовно-нравственное воспитание личности и глубокое и полное понимание произведений художественной литературы.
2. Наиболее эффективным путем анализа произведений русской литературы является анализ в аспекте философских понятий добра и зла, чести и достоинства, нравственности и безнравственности, в процессе которого идёт духовно-нравственное совершенствование человека.
3. Полноценное осмысление произведений художественной литературы происходит, если в процессе анализа особое внимание обращать на роль и место духовных начал в формировании личности человека, на связь произведений с жизнью, мировоззрением писателя, литературными традициями.
Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать – верный признак доброго сердца, а эмоциональность и чувствительность – залог милосердия и добрых дел.
Теоретическая база моего опыта опирается на следующие принципы, с которыми я познакомилась, изучая гуманистические цели нравственного воспитания К.Д. Ушинского, К.В. Зелинского, теоретические основы системного подхода к формированию духовно-нравственных качеств обучающихся Л.М. Донченко, книги Е.Н. Поповой «Образовательные технологии: инновации и традиции», 2009 г.; Е.В. Бондаревской. «Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания». - М. 1995 г.; Н.И. Беловой, И.А. Мухиной. «Педагогические мастерские: теория и практика».- 1995 г.; Г.Б. Петровой. «Современные технологии в обучении литературе».- М.2006 г.; Т.Я. Ереминой. «Мастерские по литературе». - М. 2004 г.; систему обучающего воспитания педагога-новатора Е.Н. Ильина.
Для реализации задач духовно-нравственного воспитания средствами литературы внедряю в свои уроки элементы различных образовательных технологий, но предпочтение отдаю принципу обучающего воспитания, разработанному петербургским учителем Е.Н. Ильиным. Этот принцип реализовывается через осмысление учащимися нравственных понятий и формирование опыта нравственных отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-аналитической деятельности. «Каждый ученик, - говорил Ильин, - должен состояться как Человек», - и утверждал: «Уроки литературы только тогда воспитывают и вызывают интерес, когда они идут не от привычных штампов и формальных учебных вопросов, а от «безответных» нравственных проблем, обсуждение которых ставит старшеклассника в активные личностные отношения с писателем и его героями».
Организация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы сегодня возможна при применении технологии педагогических мастерских. Она соответствует новой философии образовательных целей:
- создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
- предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
- реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
- помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя ученику право на ошибку и право на сотрудничество.
Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания становится ведущей. Решать её помогают произведения литературы. Мы сеем зерна разума и доброты, но прорастают они не сразу. Но если после наших уроков ученики станут добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долга, чести, порядочности не останутся для многих просто фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной.
Источники:
1) https://multiurok.ru/files/doklad-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-1.html
2) https://www.1urok.ru/categories/14/articles/14769
3) https://infourok.ru/duhovnonravstvennoe-vospitanie-uchaschihsya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-3362615.html
4) https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/01/17/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-na-urokakh
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.