доклад Элементы проектной деят.

  • docx
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад Элементы проектной деят..docx

 

ГОУ Республики Марий Эл «Косолаповская специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

                                 Доклад для МО на тему:

 

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

 

 

 

Доклад подготовил

                                учитель обувного дела I категории,

                    дефектолог     Бондарев А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

 

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро­сы, связанные с подготовкой подраста­ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофи­зическом развитии. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельнос­ти являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессио­нальной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в лю­дях с высоким уровнем профессиональ­ной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Приме­нение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте­ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив­ные способы обучения и проектные ме­тодики в определенной степени позво­ляют решить проблемы учебной мотива­ции и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Атмосфера радости на уроках, осно­ванная на активной деятельности уча­щихся в тесном сотрудничестве с учите­лем, создается благодаря:

•  формированию и развитию позна­вательного интереса, активизации по­знавательной деятельности (очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситу­ацию успеха; бессмысленно и безнрав­ственно заставлять детей обучаться тру­ду, если они не осознали его значимос­ти, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

•  сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;

•  созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития про­фессионально-трудовой деятельности учащихся;

•  дифференциации и индивидуализа­ции, личностному подходу в обучении;

•  использованию методов, активизи­рующих учебный процесс;

•  использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средст­ва, проговаривание и заучивание техни­ческих терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правиль­но грамматически оформленной речи;

•  неразрывному единству обучения и воспитания.

Активные формы обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы актуальными и перспек­тивными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

•  между программными требования­ми и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуаль­ной недостаточностью или с недостат­ком учебной мотивации);

•  между уровнем развития речи уча­щихся (как правило, низким) и высоки­ми требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;

•  между низкой мотивацией учащих­ся к учению и значительными ожидани­ями со стороны общества;

•  между отсутствием осознания неко­торыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлек­сией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материа­лов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения но­вых педагогических технологий, серьез­ной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по от­дельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нель­зя. Необходим индивидуальный и диф­ференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Продуктивность применения проект­ного метода обусловлена:

•  технологичностью: при последова­тельном выполнении предлагаемых за­даний по принципу «от простого к слож­ному», «от конкретного к абстрактно­му» обязательно достигается желаемый результат;

•  достаточно высокой эффективнос­тью уроков;

•  развитием речевых навыков учащих­ся, в том числе в неподготовленной ре­чевой ситуации;

•  развитием и поддержанием интере­са к предмету;

•  практическим применением приоб­ретенных знаний, умений, навыков в но­вых ситуациях;

•  развитием коммуникативных навы­ков учащихся;

•  созданием благоприятного мораль­но-психологического климата, доброже­лательной атмосферы во взаимодейст­вии преподавателя и учащихся.

Элементы проектного обучения поз­воляют избежать шаблонности в препо­давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес­сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Метод проектов может использовать­ся при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть исполь­зован при обучении детей с разными воз­можностями (при личностно-дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно нахо­дить не только учителя, но и сами дети.

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необ­ходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовле­чение учащихся в активную деятель­ность, оптимальное сочетание различ­ных форм работы. И конечно, продук­тивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессио­нальной и высоконравственной позиции самого учителя.

Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно от­носятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изде­лия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудо­вого обучения показывает, что ее моти­вы, как правило, отличаются примитив­ной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недоста­точно (или вообще не вызывает) поло­жительных эмоций.

Приступая к использованию элемен­тов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных ти­пологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):

•  школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;

•  учащиеся с преимущественными на­рушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);

•  учащиеся с преимущественным на­рушением исполнительной стороны тру­довой деятельности

•  школьники с преимущественным на­рушением энергетической стороны тру­довой деятельности;

•  учащиеся с одновременным наруше­нием двух-трех сторон трудовой дея­тельности.

Для комплексного решения задач тех­нологического обучения активно ис­пользуются различные методы, в том числе выполнение учебных технологиче­ских проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в про­цесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществле­ния. Действенность этого метода обус­ловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по сво­им интересам, которая соответствует их способностям и в то же время форми­рует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руко­водством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобре­тают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Выполняемые проекты можно услов­но разделить на следующие виды.       

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Классификация проектов

 

№ п/п

Параметры

Виды проектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Уровень творчества

Исполнительские (репродуктивные)

Конструктивные

Творческие

2

Содержание

Монопредметные

Межпредметные

Надпредметные (вне школьной программы)

3

Назначение

Учебные

Личные (семейные)

Общественные

Производственные

4

База для выполнения

Школьные

Внешкольные (выполняются на базе учреждений

дополни­тельного образования, в семье, на производстве)

Комплексные

 

 

5

 

 

Количествен­ный состав исполнителей

 

 

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

6

Возрастной состав исполнителей

Одновозрастные

Разновозрастные

7

Продолжи­тельность выполнения

Мини-проекты (несколько занятий) Четвертные,

полугодовые Годовые, многолетние

 

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методи­ческого и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с уче­том интересов учащихся.

На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструмен­тами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обуче­ния учащиеся достигают осознания соб­ственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

 

Основные требования и условия проектной деятельности

Преподавателю необходимо учиты­вать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, сре­ди которых наиболее существенными являются следующие:

•  подготовленность учащихся к дан­ному виду деятельности;

•  интерес школьников к проблеме;

•  практическая направленность и зна­чимость проекта;

•  практическая осуществимость про­екта.

Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:

•  возможность применения получен­ных знаний, умений и навыков;

•  соответствие учебной задачи инди­видуальным возможностям учащихся;

•  наличие необходимых материально-технических средств;

•  соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требо­ваниям;

•   обеспечение безопасных условий труда;

•  использование образовательных ре­сурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, произ­водственных структур;

•  применение природных материалов и отходов производства;

• рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную лите­ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отче­тов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подго­товленности учащихся. «Банк» должен сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обес­печением и оформлением, что позволя­ет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

 

Характеристика этапов учебного проектирования

Методика проектного обучения не за­висит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.

Работа начинается с определения сфе­ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки зада­чи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обра­ботка информации по теме проекта. Это является основой для предложения ва­риантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

После определения ведущей идеи ре­шения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо­ты материалами, инструментом и обору­дованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и кон­троля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления прово­дятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвига­ются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением адми­нистрации, учителей, родителей, кото­рые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одно­классников, оценивая их по 5-балльной системе и заполняют карту испытанийПо результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструк­ции и технологии проекта.

      Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориен­тированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса позна­ния, а учитель выполняет функции ор­ганизатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

проектный метод обу­чения на современном этапе является составным звеном в организации учеб­но-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю воз­можность разнообразить формы прове­дения занятий, стимулировать творчест­во и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совер­шенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального пове­дения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учени­ки приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

 

 

 

Литература

Байбородова А.В. Обучение технологии в средней школе. — М.: Владос, 2004.

Бобровская А.Н. Использование проект­ной деятельности на уроках технологии. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Казакевич В.М. Оценка качества подго­товки выпускников основной школы по тех­нологии. — М.: Дрофа, 2000.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проек­та. — М.: Аркти, 2003.

Пузанов Б.П. Обучение детей с наруше­ниями интеллектуального развития. — М.: Академия, 2000.

Шинкоренко В.А. Трудовое обучение и вос­питание учащихся вспомогательной школы. — Минск: изд-во «Университетское», 1990.

Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.