Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности человека, проявляющаяся в способности воспринимать, любить, чувствовать.
Красота – источник нравственного богатства человека. Представление о прекрасном, о возвышенном и величественном в мыслях, чувствах, переживаниях формируется у ребенка с интеллектуальным недоразвитием с первых дней его пребывания в школе.
Поэтому особенности развития детей вызвали необходимость создания специальной программы эстетического воспитания, нацеленной на творческое использование в условиях коррекционной школы общепринятых методов и разработку специфических методов.
Известно, что ребенок не рождается с эстетическими задатками и эстетической потребностью, ее нужно привить ребенку, и поэтому очень важно сформировать эстетическую потребность в красоте. Этого можно достичь путем применения комплексного подхода.
Эстетическое воспитание предполагает:
1) осмысление содержания и средств выражения прекрасного;
2) эмоциональное отношение ко всему окружающему;
3) стремление к самостоятельному художественному творчеству;
4) наличие эстетических и нравственных суждений.
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно, прежде всего включено в сферу педагогического воздействия. У всех учащихся коррекционной школы имеется нарушение нормального развития психических процессов и качеств личности. Они нуждаются в коррекции не только умственного развития, но и эмоциональной сферы. Все эти особенности учитываются опытными учителями-дефектологами при выборе соответствующих приемов воздействия.
Обучающиеся коррекционных школ весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (репродукции, картины, художественные иллюстрации). Они совершенно равнодушны к некоторым видам искусства (оперным спектаклям, музыкальным произведениям, выражающим грусть, печаль, раздумье). Можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо печали.
Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность, сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей.
С учетом своеобразия детей и особой роли школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
1.Совершенствовать и развивать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (восхищение, радость, удовольствие).
2.Корригировать дефекты психического и физического развития школьников, постоянно заботиться о становлении личности каждого ребенка в целом и подготавливать его к самостоятельной жизни.
3.Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, обогащать опыт жизни эстетическими впечатлениями; развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и аргументированным суждениям.
4.Способствовать развитию элементарных творческих способностей и доступных художественных навыков в области пения, музыки, ритмики, рисования, художественного рукоделия, хореографии.
Система воспитательно-коррекционной работы школы имеет в виду эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего обучения.
В эстетическом воспитании детей одно из главных мест принадлежит изобразительному искусству, которое тесно связано с задачами коррекции.
В процессе обучения изобразительного искусства развивается:
Урокам музыки в коррекционной школе принадлежит особая роль. В процессе занятий пения и музыкой у детей:
Значительное место в системе эстетического воспитания занимают уроки чтения. Современная детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности ребенка.
В процессе занятий учащиеся отрабатывают умения читать текст, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики главных героев. Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка.
Важным средством эстетического воспитания младших школьников являются уроки трудового обучения, на которых дети имеют дело с бумагой и картоном, пластилином, с природными и текстильными материалами. При этом используются цветные материалы, которых привлекаются и радуют детей, как во время деятельности, так и особенно в момент, когда работа закончена.
Важнейшим источником эстетического наслаждения является любовь к природе. Красота природы оказывает огромное воспитательное воздействие, о чем хорошо говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.
Внеклассная работа в коррекционной школе-интернат весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания.
В практике применяются три формы организации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, соревнования и т. п.); б) групповая (занятия кружков, секций, команд и т. п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке, пению, игре на музыкальных инструментах и т. п.).
Эстетическое воспитание по существу начинается с внешней обстановки, с эстетики быта. Чистота, уют, со вкусом подобранные и расставленные предметы, красивые игрушки, цветы — все это формирует эстетический вкус ребенка. Однако лишь созерцательное отношение к удобствам и красоте окружающего мало способствует воспитанию вкуса человека. Необходимо включать учащихся в активную работу по благоустройству и оформлению помещений — классов, мастерских, спальных комнат и т. д. Большое значение придается внешнему содержанию школьных дворов, пришкольных участков, игровых площадок.
Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы дети следили за своим внешним видом. Серьезные требования предъявляются и к состоянию рабочего места (парте, верстаку, станку), учебных принадлежностей, инструментов, изделиям.
Личный пример педагога — самое эффективное средство воспитания привычек поведения. Соблюдая необходимую требовательность, педагоги тактично и доброжелательно направляют ребенка на соблюдение существующих норм и правил поведения.
Наиболее широкие возможности для эстетического воспитания детей во внеклассное время имеют различные кружки. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности.
Составной частью эстетики быта являются также поведение учащихся и взаимные отношения. Воспитание у аномального ребенка эстетики поведения является весьма трудным, но вместе с тем совершенно необходимым делом. В ходе повседневной, кропотливой работы школа формирует у детей соответствующие умения, навыки и привычки. Вступив в самостоятельную жизнь, выпускники коррекционных школ будут проявлять степень своей воспитанности.
В ходе эстетического воспитания осуществляется сенсорное развитие детей, обогащаются, их эмоциональные переживания, расширяется сфера интересов. Участие в художественной деятельности способствует формированию некоторых художественных умений и навыков, что немаловажно для организации досуга детей и вовлечения их в будущем в трудовую деятельность. Труд, проникнутый эстетическими побуждениями и ощущениями, постепенно развивает и укрепляет чувство красоты трудовой деятельности, стремление не только к высокопроизводительной, но и к красивой работе, которая в жизни ученика станет главным звеном.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.