"Имидж педагога-условие успешной профессиональной деятельности"
Меня часто спрашивают: «Какой, по-вашему мнению, должен быть учитель?» И представьте себе: на этот, казалось бы, простой вопрос мне даже теперь, когда за плечами немалый опыт работы преподавателем, довольно трудно ответить. Ну, скажу я: умение, талант заинтересовать ребят тем, чему учишь. А какие нужны терпение и выдержка? Ну, конечно же, бесконечное терпение и выдержка - данные настоящего педагога. А искренность и честность перед самим собой и перед детьми? Верно, конечно же, и это. Настоящий учитель должен обладать поистине «созвездием» всех прекрасных человеческих качеств. Все эти качества учителя можно определить одним иностранным словом "имидж", которое широко используется в самых разных областях знаний: философии, социологии, психологии, педагогике, культурологии. По своему составу, структуре, объему и содержанию данное понятие стало междисциплинарным.
Чаще всего имидж рассматривают с точки зрения профессиональной пригодности. В научной литературе содержание понятия «профессиональный имидж» («имидж профессии») раскрывается чаще всего следующим образом: «это представление о человеке как о специалисте, профессионале своего дела». То есть это общее впечатление о специалисте, которое производится на окружающих посредством восприятия его личностно-профессиональных качеств, манеры говорения и поведения, а также внешнего вида. Любому педагогу, работающему со школьниками, это особенно важно. В работе и всей его жизни ему всегда помогают доброжелательная улыбка, элегантные манеры, магия речи.
Наиболее значимыми компонентами, формирующими имидж педагога, являются
профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия,
педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импровизация,
педагогическое общение. Необходимо, чтобы педагог понимал, что его положительный
образ играет важную роль в педагогическом процессе. Важно, чтобы учитель был
ориентирован на формирование собственного имиджа. Благодаря удачно
сформированному имиджу повышается учебная мотивация, внимание к излагаемому
предмету и конкретному материалу, восприятие педагога как более
профессионально-компетентного, а также самооценка педагога как специалиста.
На данный момент одной из основных задач государства в сфере образования, согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года, считается создание необходимых условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса педагогов и работников сферы образования. В результате чего повышаются различные профессиональные требования к педагогу как носителю знаний и субъекту образовательного процесса. В таких условиях профессиональные навыки без учета имиджевой составляющей уже не могут обеспечить успешное осуществление профессиональной деятельности учителя.
Традиционно в структуре имиджа педагога и учителя выделяют две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Внешняя составляющая имиджа касается стиля, самоподачи, позиционирования, внешнего образа учителя. Внутренняя – включает в себя культуру преподавателя, непосредственность и свободу, обаяние, эмоциональность, игру воображения, изящество. Самое важное это способность и готовность учителя воспитывать, обучать и развивать своих подопечных.
По моему мнению, имидж учителя коррекционной школы – это интегральная характеристика личности, включающая в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств и особенностей, которые способствуют эффективности его профессиональной деятельности. Основа эффективного взаимодействия учителя коррекционной школы с учениками – это положительное восприятие. Успех деятельности сурдопедагога во многом зависит от нравственных качеств его личности. Внутренний и внешний потенциал личности учителя отражает его общую и профессиональную культуру, стиль общения с детьми, родителями и коллегами. Социальная позиция сурдопедагога проявляется в активности, инициативе, уверенности в успешном результате профессиональной деятельности. Характерно понимание положения инвалидов в обществе, гуманное отношение к детям с отклонениями в развитии, интерес к возможностям их развития, оптимизм, доброта и терпение в сочетании с разумной требовательностью.
К профессиональным знаниям учителя необходимо отнести знания различных научных отраслей: психологические, педагогические, юридические, медицинские, знание норм языка, умение правильно и удачно использовать языковые формы, знание ораторского искусства, знание языка жестов для глухих и т.д.
Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого уровня успешности в избранной сфере деятельности. Необходимо умение располагать к себе людей, а, значит, заботиться о своем имидже.
Многие думают, что имидж необходим только политикам и бизнесменам, менеджерам, общественным деятелям. Это неверно. Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми. Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение . Но в учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника.
«Имидж» - это слово, которое появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с английского оно значит «образ». Причем под образом нужно понимать не только визуальный, зрительный образ (вид, облик), но и образ мышления, действий, поступков. Это и умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором учитель предстает перед учениками и коллегами. Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является либо продолжением наших достоинств, либо становится еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Иначе говоря, русское слово «образ» должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке.
Большинство ученых включает в это понятие не только внешность человека, определяемую его анатомическими особенностями и стилем одежды, но практически все характеристики, доступные восприятию.
Положительный имидж профессионала сегодня – это инструмент общения, актуальный запрос общества и личности. Проблема создания имиджа учителя приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех преобразований, которые происходят во всех отраслях жизни нашего общества.
“Педагогический словарь” дает нам определение имиджа преподавателя как “эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими”.
Кроме того, имидж влияет на формирование внутреннего “ образа – Я ”, а значит, на самооценку и самоуважение индивида.
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!
Современными отечественными исследователями выявлено противоречие в значимости личностного имиджа педагога для учеников и учителей. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств учителя в конце XX столетия имидж занимает второе место с точки зрения детей, и лишь восьмое – с точки зрения самих учителей.
Слагаемые педагогического имиджа.
Работа педагога альтруистична, а значит, имидж учителя – это не только индивидуальная цель. Личность педагога способствует формированию личности ученика. Повседневное непосредственное влияние эффективней шаблонного воспитания. Забота учителя о своем имидже – это немаловажная задача педагогической деятельности.
Обучение детей – это сущность труда учителя. Следовательно, забота учителя о своем имидже – это также профессиональное требование.
Перечислим слагаемые имиджа. К ним относятся:
Визуальная привлекательность. Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность– это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас.
Внешний вид педагога Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
· Внешний вид учителя имеет довольно большое значение, так как его работа связана с общением с большим количество людей, при этом их основная часть дети. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
· Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие.
· Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.
· Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.
· Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
· Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться.
· Позаботьтесь о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подберите в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
· Не приобретайте и не надевайте одежду из тканей, которая легко мнутся, потому что к середине рабочего дня будете выглядеть непрезентабельно.
· Украшения и аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
· Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
· В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
Вербальное поведение. Современный учитель не может не быть носителем правильной красивой речи, ибо он транслирует свои знания через свою речь, слово, речевое общение и поведение. В речи выражен весь человек: его нравственность, ум, чувства, отношение к собеседнику. Как сказал один древний ученый: «Прежде чем стать преподавателем, надо стать сначала хорошим человеком». Тем, как педагог общается с учащимися, он их воспитывает. Поэтому каждое слово педагога, его взгляд, жест, обращение к ученику – все должно быть подчинено задаче воспитания человека высокой культуры. Культура педагогического общения складывается на основе многих известных условий, в том числе на умении вести диалог с учениками, умении проявить свои лучшие качества: спокойствие, доброжелательность, обаяние, умение нравиться и умение вместе с учениками приходить к определенным выводам и решениям. Эталон строгости и недоступности не говорит о профессиональной культуре педагога. «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А.Сухомлинский). Речь сурдопедагога должна быть правильной, но без утрированной артикуляции, нормального темпа и силы голоса. При необходимости в качестве вспомогательных средств сурдопедагогом применяются дактильная и жестовая речь. Поэтому для каждого преподавателя важно иметь свою концепцию стиля поведения и свой профессиональный педагогический имидж.
Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении(мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). В педагогическом общении значимо воспитание собственным поведением, ибо внешность,улыбка, взгляд, речь, голос, позы, походка, – все движения педагога оказывают воспитательное воздействие.Вследствие этого надо всегда держать форму: любезность и приветливость, обая-
ние и забота должны быть стилем педагогического поведения.
Этикет. Говоря о вербальном и невербальном поведении, стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении. Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания.
Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности.
В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая – это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".
Позиция – “Я – хороший, ты – хороший” – позиция “победителя”.
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
1) Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.
2) Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.
3) В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.
4) Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.
Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен.
Современный учитель должен оставаться верным другом для учеников. Он должен быть внимателен и справедлив ко всем, чтобы каждый из них мог получить совет и поддержку преподавателя, почувствовать его тепло, заботу и любовь в своем сердце. Для ученика важно, чтобы его воспринимали как личность со всеми его достоинствами и недостатками, так как особое влияние на ребенка оказывают окружающие, среди которых учитель занимает далеко не последнее место. Настоящий учитель – это ученик своих учеников. Идеальный образ учителя будущего формируется уже сейчас. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление о преподавателе у следующего поколения.
Для меня , человека, который не понаслышке знает изнутри всю сущность этой профессии, тем более работая с "особенными" детьми, учитель – это волшебник, друг, наставник, творец, человек, в сердце которого найдется место для каждого. Учитель не должен быть роботом, неспособным научить чуткости, отзывчивости, состраданию. Педагог должен быть, прежде всего, человеком, личностью.
Современный образ учителя определяется не только набором черт, качеств “идеальной” модели учителя в сознании ученика, но и новым коммуникативным имиджем школьного педагога, который сложился в современной России.
В заключение хочу сказать, что на Руси так повелось, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чье мнение было авторитетно, неким эталоном поведения, поэтому сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже учителя. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж, ведь учитель – это не профессия, это образ жизни!
И все же попытаюсь ответить на тот вопрос, с которого начался наш разговор: "Какой, по-вашему мнению, должен быть учитель?» И отвечу я так: верным и добрым. Верность своему делу, ради которого живешь и которому отдаешь все силы. Верность, которая помогает держать в поле зрения десятки сложнейших задач, поставленных сегодня жизнью. Добрым, с незачерствевшей душой, способным видеть в каждом ребенке личность и уметь ему это донести."Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен".
Виктор Астафьев. Фотография, на которой меня нет.
Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно: на сельсовет, на разбойника мужа, на свекровку. Учителя были заводилами в деревенском клубе. Играм и танцам учили, ставили смешные пьесы и не гнушались представлять в них попов и буржуев; на свадьбах бывали почетными гостями, но блюли себя и приучили несговорчивый в гулянке народ выпивкой их не неволить.
Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя — с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. Уже работая над этой книгой, я узнал, что звали наших учителей Евгений Николаевич и Евгения Николаевна. Мои земляки уверяют, что не только именем-отчеством, но и лицом они походили друг на друга. «Чисто брат с сестрой!..» Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.