Доклад инновационные технологии в развитии речи детей
Оценка 5

Доклад инновационные технологии в развитии речи детей

Оценка 5
Мероприятия
docx
технология
5 кл—10 кл
10.11.2022
Доклад  инновационные технологии в развитии речи детей
Коротко остановлюсь на интерактивных методах, используемых в нашем дошкольном учреждении.
доклад инновационные технологии в развитии речи детей.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  инновационные технологии в развитии речи детей

 

 

 

 

 

 

                                                                           Подготовила

                                                                                 Воспитатель

                                                                                 Доможирова Е.Н.

                                                                                 II кв.кат.

 

 

 

 

Доклад  инновационные технологии в развитии речи детей

В настоящее время у детей  дошкольного возраста все чаще диагностируется тяжёлое недоразвитие речи.

В него входят группы разных по степени сложности речевых расстройств, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы - как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи.

 Речь детей с тяжелым недоразвитием речи, как правило, бедна и малопонятна, дети неохотно пользуются речью, неохотно идут на контакт, поздно начинают включаться во взаимодействие со сверстниками. Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность  диалогической речи.

 

Для ребенка диалог - основа познания родной речи, школа общения. Он сопутствует и охватывает все стороны его жизни, все отношения, он фактически, являет собой основу развивающейся личности.

 

Диалог основная форма устной экспрессивной речи, одно из важных средств коммуникации, онтогенетически — это первая форма общения. К особенностям диалогической речи детей с ТНР относится недостаточная информативность, нарушение логической организации и взаимосвязанности высказываний, их недостаточный объём, наличие лексико-грамматических нарушений.

 

У детей с тяжелым недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и с взрослыми. Большинство детей с ТНР редко выступают инициаторами общения, проявляют активность только в том случае, если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональные переживания. Практически в любой коммуникативной ситуации дети ориентируются на присутствующего взрослого (педагог, врач, психолог, медсестра, воспитатель и др., часто требуют поддержки, одобрения, решение разногласий от взрослого. На обращение партнера по общению дети чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Кроме того, значительная часть детей вообще игнорирует обращение сверстников, у них достаточно часто наблюдается агрессия по отношению к партнерам по общению, они могут создать конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникающие между другими детьми.

 

Наблюдая за игровой деятельностью детей с тяжёлыми нарушениями речи, можно отметить, что они овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У детей  нет навыков рассуждения и аргументации. У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о своём, не слышит партнёра,  и не отвечает на его высказывания. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ТНР фактически лишены возможности словесной коммуникации. В ситуации неорганизованной игровой деятельности они пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства детей с ТНР характерна внеситуативно — познавательная форма общения, остальные дети прибегают к ещё более элементарной – ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдается внеситуативно — личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей . Дети с тяжёлыми нарушениями речи стараются избежать речевого общения. В тех случаях, когда речевой контакт между ребёнком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. 

 

Общение со сверстниками у детей с ТНР носит эпизодический характер, дети предпочитают играть в одиночку. Сюжетно-ролевую игру можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность.

Даже  можно выделить три уровня сформированности диалогического общения у детей с ТНР : низкий, средний и высокий.

Низкий уровень. Дети этой группы редко являются инициаторами общения, не высказывают желания контактировать со сверстниками. Они предпочитают скорее вступить в общение с взрослыми, чем со сверстниками. Дети не стремятся поддерживать начатое общение, часто комментируют свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Для продолжения общения и совместной деятельности им требуется постоянная активизирующая и мотивирующая помощь взрослого. В качестве диалогических средств в основном используют отдельные, не связанные в текстовом единстве с репликами окружающих, высказывания. Дети редко обращаются к сверстникам с просьбами или попытками обсуждения, наиболее часто употребляемым типом выказывания является вопрос, адресованный взрослому или безадресный вопрос. Дети этой группы предпочитают действовать, молча, часто не учитывают невербальный контекст ситуации. Иногда отмечается агрессия по отношению к партнерам по общению, дети создают конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникающие между другими детьми. Речь аграмматична, имеются множественные нарушения звукопроизношения.

Средний уровень. Дети этой группы редко проявляют инициативу в общении, но при обращении к ним они могут поддержать общение. Если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональный отклик, дети проявляют активность, поддерживают начатое общение. Однако в значительной степени дети этой группы ориентированы на присутствующего в коммуникативной ситуации взрослого, часто задают вопросы, требуют поддержки и одобрения. На обращение партнеров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Активно комментируют свои действия и действия партнера. В общении используют в основном диалогический цикл. Дети в состоянии поддерживать доброжелательный фон общения, однако, не всегда их высказывания носят адресованный характер. Так же, как и дети первой группы, они испытывают трудности в подборе соответствующего коммуникативной ситуации языкового материала. Речь аграмматична, имеются множественные нарушения звукопроизношения.

Высокий уровень. Дети этой группы активно вступают в общение и поддерживают диалог, часто обращаются друг к другу с вопросами, комментирующими и побуждающими высказываниями, однако речь аграмматична, имеются нарушения звукопроизношения.

 

Как разновидность человеческого поведения диалог требует усвоения и выполнения определенных, сложившихся в социокультуре правил его ведения, поэтому важно определить круг правил, доступных для ребенка. Дети постепенно смогут приучаться к тому, чтобы: соблюдать очередность в разговоре; выслушать собеседника, не перебивая; поддерживать общую тему разговора; проявлять уважение и внимание к собеседникам, слушая их, смотреть им в глаза или лицо; не говорить с полным ртом и т.п. 

У детей с ТНР выявляются нарушения не только в речевой, но и в познавательной, эмоционально-волевой, двигательной и в личностной сферах, что свидетельствует о необходимости применения комплексного подхода в коррекционно-психолого-педагогической работе с ними.

 

Своевременная диагностика речевых нарушений и грамотная их коррекция помимо собственно речевого развития позволяет ребенку развить способность к диалогической речи, что облегчает его социальную адаптацию, позволяет налаживать контакты со сверстниками и взрослыми, безболезненно осуществить переход в школьное учреждение, где способность к диалогу необходима для полноценного обучения. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.

Жинкин Н.И. выделяет несколько групп диалогических умений: 
1. Собственно речевые умения: 
вступать в общение (уметь и знать, когда и как моно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); 
поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; 
говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога. 
2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. 
3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе. 
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы. 
5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов. 

Диалог является школой развития и активизации речи, поскольку «подлинное свое бытие язык обнаруживает в диалоге», через диалог ребенок усваивает синтаксис родного языка, в нем представлены вес разновидности предложений. 

Прежде всего, это некоторый разрыв между содержанием речи и её формой: дети имеют определённые представления, но затрудняются самостоятельно ответить на вопрос, сформулировать суждение. Они не всегда могут правильно построить предложение, выслушать собеседника, задать вопрос, подать реплику, ответить в соответствии с вопросом, поскольку часто отвлекаются от темы. Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причём простых нераспространённых предложений почти в два раза больше, чем простых распространённых. Предложения с однородными членами, обособленными оборотами, сложные предложения с различными придаточными (причины, определительными, сравнительными и другими, встречаются редко. Дети употребляют много неполных предложений. Известно, что неполные предложения являются типичными для диалога, но использование их детьми объясняются в основном не этим. Часто затрудняются в построении необходимой для ответа развёрнутой фразы и отвечают неполным предложением даже тогда, когда вопрос или указание (например«Расскажи, что ты знаешь об осени»«Как люди готовятся к зиме?»«Как звери готовятся к зиме?») требуют рассказа. А иногда наблюдается и обратное явление- использование детьми неуместно больших и часто неграмотных предложений. Например, отвечая, они повторяют глагол, употреблённый в вопросе, тогда как для ответа он совершенно не нужен«Что бывает осенью?»«Осенью бывает цветы вянут». По всей вероятности, такие фразы оказываются результатом формального требования воспитателя дать полный ответ. 

 

На основании выше сказанного можно заключить, что диалог имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста, а его формирование у них является важной речевой и общепедагогической задачей. 

 

Методы развития диалогической речи.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. 

 

Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

 

Опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных  этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения. 

 

Обучение детей стало более интересным и продуктивным с использованием в сочетании  традиционных методов с интерактивными технологиями  .

Эта работа направлена на:

- качественное и количественное обогащение словарного запаса;

- обогащение лексики в активной речи;

- формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний;

- усвоение структуры связных высказываний (рассказ), формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи;

- развитие способности к звуковому и речевому самоконтролю;

- воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи;

- усвоение некоторых художественных приемов и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества (на примере русских народных сказок);

- совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического.

 

Коротко  остановлюсь на интерактивных методах, используемых в нашем дошкольном учреждении.

Чтобы пересказ не был механическим заучиванием текста, а являлся основой для развития творческих способностей и развития диалогической стороны речи ребёнка, в своей деятельности мы используем компьютерные технологии (слайд- шоу - последовательная смена картинок; интерактивный мультфильм - это обучающий мини-мультфильм, игра, где дети могут управлять героями, сами придумывать сюжеты и воплощать их с помощью компьютерных технологий).

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые еще не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка, вызывает эмоциональный отклик.

Благодаря компьютеру дети получают возможность не просто увидеть и услышать различные истории, сказки, но и принять участие в них.

 

Использование интерактивных мультфильмов позволяет посмотреть, послушать сказку, а потом пересказать и поиграть с персонажами, ведь игра - это основной вид деятельности дошкольников. 

 

Использование наглядного моделирования в работе с детьми по развитию речи состоит в том, что:

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;

- развиваются все компоненты устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической, формирование словаря, овладение нормами речи, конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими посредством наглядного моделирования. 

- Формируется у детей умение связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки, рассказы с опорой на модели - схемы, мнемодорожки, мнемотаблицы.

- Развивается умение рассказывать о предмете, содержании картины, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием с опорой на план – схему, пиктограмму, мнемотаблицу.

- Дети учатся  составлять простые и сложные предложения, рассказы с опорой на наглядные модели (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы).

- Развивается  умение употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, давать развернутые ответы, последовательно и аргументировано излагать свои собственные мысли, строить высказывания в различных ситуациях общения.

- Обогащается активный словарный запас. Упражняются в подборе существительных к прилагательному.

-  У детей развивается мышление, внимание, воображение, память, эмоциональную отзывчивость.

 

В нашем уголке  речевого развития имеются альбомы со схемами, мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами различной тематики для составления описательных рассказов, заучивания стихов, пересказывания сказок. Оформлены альбомы: по темам «Деревья», «Птицы», «Одежда», «Посуда», «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки»; по временам года «Осень», «Зима», «Весна» «Лето»; по стихам П. Воронько «Хитрый ежик», З. Петрова «Капитаны», «Посидим в тишине» А. Барто, «Белая береза» С. Есенин; по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Колосок».

 

Логопедический или речевой досуг — всем хорошо знакомая нетрадиционная форма организации деятельности детей. В занимательной игровой форме мы обобщаем и закрепляем полученные знания, демонстрируем навыки и умения детей, создаем  разнообразные формы и методы коррекционно-педагогического воздействия. Именно в досугах очень ярко выражаются такие принципы психического развития, как мотивация (желание выразить свои знания, умения, навыки) и амплификация (обогащение, усиление и углубление детского развития). Досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Речевой материал подбирается с учетом возможностей детей.

 

Я  с технологией «кроссенс» познакомилась недавно, предложила её детям. У ребят появился интерес. Понимая, что работа по технологии КРОССЕНС трудна, но интересна – передо мной встал вопрос – «Сможет ли данная технология помочь ребенку с речевыми нарушениями прочувствать, прожить ситуацию собственного успеха, через позитивное отношение к окружающему миру на основе речевого общения, поспособствует ли расширению активного словаря?»

Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Кроссенс - это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными.

Кроссенс – это именно картинки предметов, изображение символов, что понятно и интересно детям.

Кроссенс - это отличное упражнение для развития всех сторон речи, логического и творческого мышления. Что так актуально для детей с речевыми нарушениями.

Работая над речевым развитием ребенка- дошкольника технология КРОССЕНС мне помогает:

- упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия;

- учить детей классифицировать и обобщать предметы, явления;

развивать зрительное восприятие;

- учить определять пространственные отношения символов, размещенных в таблице;

- учить употреблять в речи предложно-падежные конструкции;

- учить детей анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать предметы по основному и второстепенным признакам;

развивать логику;

развивать образное мышление;

- учить детей связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;

Я использую следующие методы и приемы для развития речи :

-Описание предмета по схеме.

1. Описание предмета по схематической зарисовке (используется при описании отдельно взятого предмета).

2. Описание предмета по общей схематической зарисовке используется при описании предметов относящихся к одной классификации: дикие животные, овощи, посуда, игрушки и т. д.

3. Сравнение предметов по общей схематической зарисовке (вместо вопросительного знака помещаются две предметных картинки, которые сравниваются по схематической зарисовке)

- Пересказ по схематичным сюжетным картинкам

Работа по сюжетной картинке с применением схематичной зарисовки (многие предметы и их количество изображаются схематично)

-Подвижное рассказывание с использованием магнитных картинок

Составление рассказа в динамике с применением сюжетных картинок (магнитные картинки)

Использование круговых диаграмм при составлении рассказа.

Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ.

Также мы широко используем технологию «Кластер».

Кластер – это технология, помогающая свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово в центре листа.( в нашем случае картинка с определённым предметом)

2. Начинать записывать слова, которые приходят на ум в связи с этой темой.(детям предлагается набор карточек с разным изображением предметов)

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.(дети подбирают карточки к данной картинке и устанавливают связь)

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

 

Достаточно широко в своей практике я применяю метод «Интерактивная сказка», потому как считаю его наиболее эффективным для развития речевого диалога и интонационной выразительности.

Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. А прием «Озвучивание сказки» способствует развитию интонационной выразительности дошкольников.

 

 

Интерактивные методы обучения мы и используем через подгрупповые и индивидуальные формы работы с ребёнком. При использовании интерактивных технологий в образовании мы получаем высокий эмоциональный отклик, и выраженную заинтересованность со стороны детей в работе по формированию и развитию диалогической  речи.

 

Заключение

В итоге целенаправленной работы у детей были сформированы необходимые жизненные компетенции. Дети усвоили понятие «очерёдности», научились делать выводы. В ходе предварительной работы у них значительно расширился кругозор и активизировался словарь. Дети научились слушать и понимать друг друга, правильно и точно формулировать собственное высказывание, овладели навыком планирования диалога. Новый уровень речевых возможностей стал стимулом к самостоятельной инициации общения со взрослыми и сверстниками.

Что однозначно расценивается нами как положительная динамика.

На этом работа по формированию диалогической речи у детей не заканчивается, она будет продолжаться нами, преобразовавшись в работу по развитию и совершенствованию сформированных ранее навыков.


 

Доклад инновационные технологии в развитии речи детей

Доклад инновационные технологии в развитии речи детей

Доклад инновационные технологии в развитии речи детей

Доклад инновационные технологии в развитии речи детей

У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о…

У них наблюдается лишь интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается, так как каждый ребёнок говорит о…

На обращение партнеров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно

На обращение партнеров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно

Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и…

Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и…

Расскажи, что ты знаешь об осени» , «Как люди готовятся к зиме?» , «Как звери готовятся к зиме?» ) требуют рассказа

Расскажи, что ты знаешь об осени» , «Как люди готовятся к зиме?» , «Как звери готовятся к зиме?» ) требуют рассказа

Коротко остановлюсь на интерактивных методах, используемых в нашем дошкольном учреждении

Коротко остановлюсь на интерактивных методах, используемых в нашем дошкольном учреждении

Развивается умение рассказывать о предмете, содержании картины, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием с опорой на план – схему, пиктограмму, мнемотаблицу

Развивается умение рассказывать о предмете, содержании картины, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием с опорой на план – схему, пиктограмму, мнемотаблицу

Кроссенс – это загадка , головоломка, ребус

Кроссенс – это загадка , головоломка, ребус

Использование круговых диаграмм при составлении рассказа

Использование круговых диаграмм при составлении рассказа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2022