Доклад: «Интеллектуальные музыкальные способности».
Оценка 4.7

Доклад: «Интеллектуальные музыкальные способности».

Оценка 4.7
docx
01.09.2024
Доклад: «Интеллектуальные музыкальные способности».
20. МУЗЫКА Доклад.docx

               Доклад: «Интеллектуальные музыкальные способности».

Музыкальная память долгое время не считалась са­мостоятельной музыкальной способностью. В частно­сти, такую точку зрения мы встречаем и у Б. М. Тепло-ва, и в книге английской пианистки Л. Маккинон «Игра наизусть». Вопрос общей памяти интересовал ученых с древних времен, так как без па­мяти невозможна ни одна практическая или теоретичес­кая деятельность. Везде необходим опыт, который да­ется только на основе памяти. Неслучайно в античной Греции матерью двенадцати муз была Мнемозина -богиня памяти. Первая развернутая концепция памяти в трактате Аристотеля «О памяти и воспоминаниях» свидетельствует о том, что в памяти есть и сознатель­ное, и неосознанное начало. Память присуща и челове­ку, и животным; воспоминание - только человеку, так как он способен размышлять. Итак, общая психология трактует память как «способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хра­нить информацию о событиях внешнего мира и реак­циях организма и многократно вводить ее в сферу со­знания и поведения». Современная наука все более склоняется к выводу, что музыкальная память, являясь частью общей памяти, представляет собой самостоятельную музы- кальную способность. Опираясь на определение памя­ти в общей психологии, можно дать формулировку и му­зыкальной памяти: это свойство нервной системы хра­нить в психике и воспроизводить опыт взаимодей­ствия именно с музыкальными образами. Память преобразует услышанное и при повторном прослуши­вании совершенствует опыт. «Музыкальная память, -как писал В. Ю. Григорьев, - это в первую очередь худо­жественная память на музыку и свою интерпретацию образов» [Григорьев В., 1980. С. 74].

Музыкальная память существует в двух ипостасях: только как знание (узнавание) музыки и как умение ее воспроизвести голосом или на музыкальном инструмен­те. Таким образом, музыкальная память делится на опоз­нающую - слушательскую (низший уровень) и на вос­производящую - исполнительскую (высший уровень). Оба уровня находятся во взаимосвязи.

Музыкальная память классифицируется, функцио­нирует по законам общей памяти и изучается по ее ка­тегориям. Для нее также решающую роль играет закон ассоциации, основанный на связи: чем больше ассоци­аций, тем лучше действует память. В ней характерно то же членение: на запоминание, сохранение, воспроизведе­ние (узнавание, воспоминание) и собственно припоми­нание. Забывание также для нее важный процесс, так как от избытка музыкальной информации память мож­но «перегрузить». В основе действия музыкальной па­мяти (как и общей) лежит след - функциональное изме­нение в коре головного мозга. След остается на всю жизнь, так как это биохимический процесс. Музы­кальное образование ведет к упорядочиванию следов. Но чрезмерное количество следов пагубно для памяти, поэтому забывание является естественным предохра­нительным явлением. В процессе забывании след не ис­чезает, а уходит в подсознание. При обращении к знакомой (тем более выученной) когда-то музыке этот след вновь переходит в сознание и наступает воспоминание. Музыканты отмечают, что если произведение когда-то было выучено наизусть (особенно, если было выучено хорошо), а потом забыто, то даже через много лет его можно вспомнить. Только при первых проигрываниях создается впечатление абсолютной новизны музыки, но вскоре это впечатление исчезает. Поэтому вспомнить музыкальное произведение значительно проще, неже­ли выучить наизусть что-то новое. История исполнитель­ского искусства знает немало примеров, когда за очень короткий срок вспоминалось сложнейшее сочинение, выученное много лет назад, и с успехом исполня­лось на концертной эстраде. Конечно, это были ар­тисты с незаурядными музыкальными способностями. Как и общая память, музыкальная память бывает непроизвольная и произвольная, непосредственная и опо­средованная. Она также классифицируется: 1) по фе­номенам, 2) по видам (оперативная и длительная),

по уровням (опознающая - уметь опознать, т. е. слу­шательская и воспроизводящая - исполнительская),

по типам - логическая, образная, эмоциональная, двигательная, зрительная, слуховая. Но на практике все типы музыкальной памяти слиты воедино, с превалиро­ванием какого-либо типа - в зависимости от музыкаль­ной композиции и индивидуальных свойств психики.

Следует учесть, что слуховая память неадекватна музыкальной памяти, так как слуховая память - это па­мять на любые звуки вне музыкального образа (приро­ды, быта, транспорта, промышленных машин, речи и т. д.). Музыкальная память связана только с музыкально-ху­дожественным образом и с основным его «строитель­ным» элементом - музыкальным звуком и музыкальной интонацией. Безусловно, можно привести немало при­меров, особенно в музыке XX века, когда композитор вводит в произведение различные немузыкальные звуки, шумы, а то и все сочинение создает на основе немузыкаль­ных звуков, в частности, в конкретной музыке. Но в данном случае этот звуковой материал включается в контекст музыкально-художественного образа.

По своим качественным характеристикам музыкаль­ная память подразделяется на репродуктивную - ме­ханическую и реконструктивную - творческую. Репро­дуктивная память связана с первой сигнальной нервной системой и присуща детям до 5-6-летнего возраста. Для нее свойственно быстрое запоминание, целостность усвое­ния информации и недолговечность удержания ее в па­мяти. Поэтому дети обычно легко учат музыкальные пьесы наизусть, а часто они у них «сами запоминают­ся»; могут сыграть (или спеть) только «от начала» и если ошибаются в середине, то обязательно должны играть опять-таки с начала; и главное - быстро забывают. Та­кая картина известна любому детскому педагогу- Это свя­зано с тем, что при репродуктивной памяти нет твор­ческой переработки информации и воспроизведение может быть только «дословным», то есть без ошибок и с начала до конца. Но, благодаря репродуктивной музы­кальной памяти, доминирующей в детстве, создается миф, что у детей память лучше. На самом деле это не так. С младшего школьного возраста репродуктивная музыкальная память начинает уступать место реконст­руктивной музыкальной памяти. С творческой (реконст­руктивной) памятью связана работа сознания. Тогда проявляется способность к анализу, синтезу, воссозда­нию опыта. Запоминание теперь значительно замедля­ется, но в нем присутствует понимание, и выученное наизусть произведение может оставаться в памяти дли­тельное время. Известны случаи, когда люди через мно­го лет могли повторить программу, подготовленную для сдачи государственного экзамена в музыкальном учи-

лище или консерватории. Взрослый человек может на­чать произведение с разных частей, при выучивании наизусть он сознательно к этому стремится, что прида­ет уверенность при публичном выступлении. Постепен­но, по мере взросления ребенка репродуктивная память функционирует все меньше, но полностью никогда не исчезает.

Отрицательным моментом реконструктивной памя­ти является то, что если полагаться только на нее, то она может во время концертного исполнения «подвести». Поэтому на практике оба вида памяти действуют сооб­ща. Зная возрастные особенности памяти, следует управлять процессом запоминания музыки.

Три структуры музыкальной памяти имеют три на­правленности во времени: 1) запоминающая - в про­шлое, 2) воспроизводящая - в настоящее, 3) синтези­рующая - в будущее.


 

Доклад: «Интеллектуальные музыкальные способности»

Доклад: «Интеллектуальные музыкальные способности»

Поэтому вспомнить музыкальное произведение значительно проще, неже­ли выучить наизусть что-то новое

Поэтому вспомнить музыкальное произведение значительно проще, неже­ли выучить наизусть что-то новое

Взрослый человек может на­чать произведение с разных частей, при выучивании наизусть он сознательно к этому стремится, что прида­ет уверенность при публичном выступлении

Взрослый человек может на­чать произведение с разных частей, при выучивании наизусть он сознательно к этому стремится, что прида­ет уверенность при публичном выступлении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2024