Доклад "Использование ИКТ на уроках чтения"
Оценка 4.9

Доклад "Использование ИКТ на уроках чтения"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
чтение +2
30.10.2021
Доклад "Использование ИКТ на уроках чтения"
Использование ИКТ на уроках чтения.docx

 

 

МКОУ «СКОШ»

 

 

 

 

 

 

 «  Использование ИКТ на уроках чтения в старших классах  специальной (коррекционной) школы VIII вида »

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Баженова Юлия Валерьевна,

учитель русского языка и чтения

 

 

 

 

 

Г. Балахна

2019

 

 

 

 

План:

 

 

1. Информационные технологии и современный урок.

2. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

3. Использование информационных технологий на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

4. Эффективность использования информационных технологий на уроках и в воспитательной работе в специальной коррекционной школе VIII вида.

Выводы

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информатизация всех сфер жизнедеятельности общества активизировала внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Информатизация коррекционного образования пока не получила широкого распространения. Одна из наиболее существенных причин такого положения дел – отсутствие целостной методики использования ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы.

Ни один из указанных документов не отражает специфику использования ИКТ в условиях специального коррекционного образовательного учреждения (СКОУ). В то же время опыт работы таких учреждений показывает возможность и, что главное, эффективность применения ИКТ при обучении школьников с нарушениями интеллекта.

 Такие особенности детей с нарушением интеллекта, как конкретность и поверхностность мышления,  замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие,  нарушение словесной регуляции поведения, а также своеобразие личностных качеств побуждает нас к использованию целого комплекса дидактических методов. Наглядные, практические и словесные методы обучения должны быть обязательно взаимосвязаны и нацелены на решение  образовательных задач.

Кроме того, недоразвитие познавательной и эмоционально- волевой сферы детей – с ОВЗ, которое проявляется в слабой любознательности, безынициативности, плохой восприимчивости информации, в отсутствие или слабом проявлении интереса к окружающему, в нежелание заниматься интеллектуальными играми и повышенном интересе к подвижным, нецеленаправленным играм, мотивируют педагога к поиску нетрадиционных, новых средств обучения. В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта.

 Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие ученые-дидакты: Бабанский Ю.К., Скаткин М.Н., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И. и т.д.

Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, демонстрации наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов  и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”

По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Недоразвитость абстрактного мышления умственно отсталого ребенка говорит о необходимости связывать знания, полученные в звуковой форме с представлением о реальной жизни в образной форме. Преобладание наглядно- образного мышления обусловливает преимущественно визуальное восприятие информации. Опора же на ощущения и восприятия, как процессы, формирующие субъективную картину мира,– является одним из главных условий обучения детей с нарушением интеллекта. Значение наглядности видно и в том, что она способствует расширению объёма воспринимаемой информации, формированию интереса к занятиям, снижению утомления, развитию творческого воображения. Ребёнок начинает приобретать более полный жизненный опыт, насыщенный более яркими эмоциями и содержанием.

Тем не менее, применение наглядности в обучении детей с нарушением интеллекта не может быть панацеей. Слабость, неполноценность, недифференцированность зрительного восприятия, нечёткость, неполнота и искажённость образов предметов, возникших в сознании, отсутствие в речи соответствующих языковых средств, необходимых для верного отражения наблюдаемых объектов, создают ряд трудностей в процессе обучения таких детей. Это заставляет педагогов быть точными и осмотрительными при выборе наглядных средств обучения и свидетельствует о важности использования наглядных методов при формировании навыка чтения на уроках в С(К)ОУ во взаимосвязи со словесными методами.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно четко воспринимает окружающее, он не выделяет существенного и главного в предметах и явлениях, плохо обобщает. Все эти черты, характеризующие учащихся нашей школы, заставляют соответствующим образом строить и учебно-воспитательную работу с ним. Необходимо максимально конкретизировать предлагаемый учащимся учебный материал.  

 Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных технологий.

С помощью ИКТ на уроках чтения  можно:

  • сделать учебную деятельность детей более содержательной;
  • сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;
  • сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
  • повысить качество обучения, желания учиться;
  • сделать урок наглядным, динамичным.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения учебного  процесса:

 

·          как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

·          как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

·          как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

·          как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

·         как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

·         как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

 

Использование ИКТ на уроках существенно повышает его эффективность, ускоряет процесс подготовки к уроку, позволяет учителю в полной мере проявить свое творчество, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

Сегодня невозможно представить урочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер.

Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности, эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена.

           Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.

           Поэтому задача коррекционной школы заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии.

 Большим потенциалом в преодолении недостатков психического развития умственно отсталых детей, в том числе и недостатков социальной перцепции (восприятие человека человеком), обладают уроки чтения. ЧТЕНИЕ и развитие речи является одним их основных предметов в специальной школе. Обучение чтению носит коррекционную и практическую направленность. Но для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Уроки чтения для учащихся нашей школы  – это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание,  любовь, чувство долга и многое другое. Именно на этих уроках дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.

Считаю, что использование ИКТ на уроках чтения вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности. Поэтому я пришла к выводу, что одним из направлений моей работы должно стать повышение мотивации к урокам чтения посредством ИКТ. Мне бы хотелось подробнее рассказать об использовании видеоматериалов на уроках чтения.

В современной школе учитель располагает целым арсеналом технических средств обучения, которые позволяют сделать урок чтения  ярким и интересным.

Видео - один из самых распространенных источников медиаобразовательной информации. Видеофильмы (художественные или научно-популярные) на видеокассетах и DVD-дисках давно и прочно вошли в практику работы. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов. Поэтому вопрос сегодня стоит не столько в том, чтобы найти необходимые материалы, сколько в  адаптации их для просмотра эффективности их использования.

   К сожалению, для коррекционной школы VIII  вида нет учебно-дидактических фильмов для уроков чтения.  Это подтолкнуло меня к разработке учебных фильмов на основе художественных, документальных, научно-популярных с помощью программы Pinnacle Studio 12. Эта программа для обработки видеоматериалов дает возможность отобрать доступный для понимания учащимися видеоматериал нужной по времени продолжительности, редактировать подобранную видеоинформацию,  разделить  видеофильм на смысловые эпизоды и мн. др. Видеоматериалы, которыми я располагаю, собирались и разрабатывались мной в течение нескольких лет.

              Фактически подавляющая часть видеоинформации, носит внешкольный характер. Учитель обязан придать ей учебные признаки. То есть внешкольная информация, вводимая в урок, должна отвечать определенным педагогическим требованиям. Такая видеозапись должна органически вписаться в урок, совместиться с программным материалом.  Эти задачи решает учитель, который выступает в роли автора и редактора подобранной им видеоинформации. А позже учитель ведет урок, на котором демонстрируется подготовленная видеоинформация.

 

              Использование видеоматериалов может осуществляться на разных этапах урока:

·                     как способ создания проблемной ситуации;

·                     как способ объяснения нового материала;

·                     как форма изучения биографии писателя;

·                     как форма закрепления изученного.

 

            При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала необходимо соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:

·        понятность, доступность, соответствие возрастным и умственным особенностям школьников;

·        систематичность использования;

·        серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.

При работе с видеоматериалами  очень важно не забывать о главном методическом приеме. Видеоматериал надо как бы ввести в содержание своей работы, объяснить детям, с какой целью Вы собираетесь показать ее, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. После окончания демонстрации следует узнать, как класс воспринял содержание видеозаписи (о чем она и как она связана с вашим заданием?), т.е. достигнута ли цель показа. А далее нужно обязательно связать содержание видеозаписи с той последующей работой, которую Вы организуете в классе. Итак, видеозаписи дети не просто смотрят, они их должны анализировать. Одна из задач учителя - научить детей аналитической работе с видеоматериалом. Задания к демонстрируемым на уроках материалам могут быть самыми разнообразными. Перед просмотром видеоматериала учителю очень важно создать установку на его восприятие.

После просмотра видеофильма предлагаются следующие задания:

·        Обсудить просмотренный материал с классом;

·        Совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;

·        Сравнить содержание текста произведения с его экранизацией;

·        Найти ответ на поставленный перед просмотром вопрос;

·        Выполнить задания в виде тестов;

·        Рассказать наиболее запомнившийся эпизод;

·        Выполнение творческой работы.

 

Направления использования видеоматериалов на уроках чтения.

1. На уроке знакомства с жизнью поэтов или писателей прошлого и наших современников. На урок, связанный с творчеством писателя, нельзя сегодня идти лишь с его портретом. Показ видеофильма явится хорошим подспорьем в работе педагога – словесника. Рассказ  сопровождается подготовленным мною видеофильмом, разработанного на основе художественного или документального фильма. Имеются видеоразработки для изучения биографий писателей и поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого ,  В.В.Маяковского , С.А.Есенина, Толстого Л.Н.. Мультимедийные презентации использовались при изучении биографии следующих писателей: А.П. Чехов, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Н.В.Гоголя, В.М.Шукшина. Ярким и эмоциональным получился видеофильм о последнем годе жизни А.С. Пушкина на основе художественного фильма «Пушкин: Последняя дуэль» (режиссер Н.Бондарчук, 2006 год). Видеофильм «Биография С.А. Есенина» (на основе документального фильма) рассказывает учащимся много интересного и неизвестного о С.А. Есенине.

2.  На уроках изучения художественных произведений. Демонстрации  мультфильмов и видеофильмов с экранизациями художественных произведений  помогают создать образ литературного героя. Чем отдаленнее от нас по времени литературное произведение, тем тяжелее ему войти в сознание сегодняшнего подростка.

С годами все труднее и труднее читать классическую литературу, потому что многое становится для современного школьника тайной за семью печатями: они плохо знают историю своей родины, их словарный запас беден, а устаревшие слова и выражения и вовсе являются для них непонятными, поэтому много времени приходится уделять историческим комментариям, словарной работе на уроках:

Уроки по творчеству Пушкина немыслимы  без замечательных фильмов и мультфильмов по сказкам и произведениям великого поэта.

Устное народное творчество «Волшебное кольцо», «Сивка-бурка» и др.

Былина «Садко», «Илья Муромец».

А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка», «Руслан и Людмила», сказки;

М.Ю.Лермонтов «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича…»,

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница»;

А.П.Чехов «Ванька Жуков», «Пересолил», « Хамелеон»,  «Каштанка»;

Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин»;

И.С.Тургенев «Муму»;

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», «После бала»;

В.Г.Короленко  «Дети подземелья», «Слепой музыкант»;

М.Горький  «Детство», «В людях», « Макар Чудра»;

М.А.Шолохов «Судьба человека».

3. Видеофильмы, характеризующие:

- важные этапы и события истории России (времена правления Ивана Грозного,   основание Санкт-Петербурга Петром  I,  война 1812 года, восстание декабристов,  крепостное право, Великая Октябрьская Социалистическая революция,  Великая Отечественная война);

- представляющие сведения о деятелях русской  истории Иване Грозном, Петре I, А.В.Суворове, М.И. Кутузове и др.

 Содержание произведений, в которых рассказывается о событиях далекой эпохи, не имеет параллелей ни в знании, ни в опыте детей. Примером может служить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», перед изучением которого учащиеся знакомятся  с видеофильмом, созданным на основе материалов художественного фильма «Война и мир». Эти видеоматериалы знакомят учащихся с историческим событием – войной 1812 года. Помогают в работе по формированию знаний об исторической эпохе электронные учебные пособия для уроков истории.

4. Использование ИКТ позволяет представить вниманию учащихся уникальный ряд видеоматериалов, связанных с окружающим  миром, миром животных и растений. Данные материалы необходимы для расширения кругозора учащихся, усвоений  новых понятий, углубления представлений об окружающем мире.

5. На уроках внеклассного чтения

Использование видеоматериалов активизирует и внеклассное чтение учащихся, позволяет знакомить с новыми произведениями известных детских писателей, повышает мотивацию к самостоятельному прочтению произведения. Стараюсь сочетать на уроках внеклассного чтения работу с книгой и просмотр видеофильмов

Мной собрана большая видеотека для уроков внеклассного чтения и тематических просмотров фильмов во внеурочное время, которая охватывает     45 % тем уроков внеклассного чтения. Компьютер дает учителю новые возможности, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий литературный  мир.

Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. Частота уроков с использованием видеоматериалов возрастает с годом обучения учащихся, т.к.:

 -в 5-6 классах значительное внимание уделяется совершенствованию техники чтения;

- в 7-9 классах учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, изучают биографии авторов. Заметно увеличивается объем текстов, усложняется сюжет, образность его передачи. Кроме рассказов, стихотворений, сказок появляются в учебниках отрывки из художественных произведений больших форм.

Тематическое распределение часов с указанием частоты    использования     ИКТ для уроков чтения в 7 классе раздела программы  «Из произведений русской  литературы XIX века »

Тема

Кол-во часов

ИКТ

 

А.С.ПУШКИН. Биография.

2

ММП, В/Ф

 

"Сказка о царе Салтане…"

8

Х/Ф, ММП

 

"Зимний вечер"

2

А/М

 

" У Лукоморья"

2

А/М

 

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Биография.

2

У/Ф

 

"Бородино"

3

У/Ф

 

Вн. чтение. М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

1

 

И.А.КРЫЛОВ. Биография.

1

ММП

 

"Кукушка и Петух"

1

М/Ф

 

"Волк и Журавль"

1

М/Ф

 

"Слон и Моська"

1

М/Ф

 

Вн. чтение. И.А. Крылов. Басни .

1

ММП

 

Н.А.НЕКРАСОВ. Биография.

1

ММП

 

"Несжатая полоса"

1

ММП

 

"Генерал Топтыгин"

3

М/Ф

 

Л.Н.ТОЛСТОЙ. Биография.

1

ММП, У/Ф

 

"Кавказский пленник"

8

Х/Ф

 

А.П.ЧЕХОВ. Биография.

1

ММП

 

"Хамелеон"

3

М/Ф

 

Вн. чтение. Л.Н.Толстой. Рассказы.

1

 

В.Г.КОРОЛЕНКО. Биография.

1

ММП

 

"Дети подземелья"

7

Х/Ф

 

 Обобщающий урок

 1

ММП, В/Ф

 

ММП - мультимедийная презентация    М/Ф – мультфильм,

 Х/Ф  художественный фильм, У/Ф – учебный фильм, А/М- аудиоматериалы .

 

Я провожу уроки с использованием ИКТ в кабинете, где учащиеся постоянно занимаются, считаю, что это удобнее всего. Дети остаются в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Использую телевизор или ноутбук, т.к. наполняемость классов это позволяет.

 

За четыре года работы по использованию ИКТ на уроках чтения      накоплены видеоматериалы, позволяющие охватить:

 90% тем, связанных с изучением биографии  и творчества русских писателей XIX -  начала XX века, в 7 классе;

61% тем в 8 классе;

62% тем в 9 классе.

Мной  ведется постоянная работа по поиску, накоплению и разработке медиаобразовательных дидактических материалов (аудио и видеоматериалов, мультимедийные презентаций) для уроков чтения с фиксацией в Каталоге медиаобразовательных дидактических материалов.

             Подытоживая вышеизложенное, можно еще раз сформулировать основные условия, определяющие эффективность использования видеоматериала на уроках чтения, и свести их к следующим дидактическим положениям:

           - используемый на уроках видеоматериал должен быть понятен, доступен, интересен детям, т.е., иными словами, должен обязательно соответствовать возрастным и умственным особенностям  школьников;

           -разумная дозировка видеоматериала;

           - для достижения педагогического эффекта использовать видеоматериал в медиаобразовательных целях надо систематически, в течение всего года, так как систематичность в использовании видеоматериалов создает дополнительные условия для обогащения личности каждого учащегося;

           - демонстрация видеоматериала на уроках представляет собой новую, нетрадиционную форму организации учебной деятельности  школьников. Предъявление экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы;

           - учитель должен методически грамотно вводить видеоматериал в структуру урока и обязательно использовать содержание видеоинформации в теме урока.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10 минут. В течение уроков проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.

Применение ИКТ на уроке должно быть обусловлено возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся и необходимостью их использования в познавательной деятельности детей. Так же следует учитывать гигиенические требования к использованию технических средств на уроке.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно нормам САНПИНа [2].

 

Продолжительность непрерывного применения

технических средств обучения на уроках

 

Клас-сы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

5 - 7

20

25

25

20

25

20

8 - 11

25

30

30

25

25

25

 

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления.

ВЫВОДЫ

Проведение уроков чтения с использованием видеоматериалов позволяет сделать более интересными уроки, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции,  помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Применение ИКТ, как одного из видов наглядности, открывает новые пути, неограниченные возможности для коррекционно-развивающей работы, значительно повышает ее эффективность. Используя современные компьютерные технологии на уроках чтения в коррекционной школе VIII вида, мы способны пополнить список дидактических приёмов и, как следствие, сделать процесс обучения более эффективным.

Считаю, что использование информационных технологий на уроках чтения в нашей школе позволяют реализовывать принцип наглядности в обучении, повышает интерес к учебе и эффективность обучения.

Грамотное использование ИКТ на уроке чтения в СКОУ VIII вида значительно усиливает его коррекционный эффект. Кроме того, урок с использованием видеоматериалов при обучении школьников с нарушением интеллекта имеет и ряд других преимуществ:

1.     Повышение интереса обучающихся с интеллектуальным недоразвитием к обучению. Психологи отметили, что у данной категории детей информация экрана монитора, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается намного лучше, чем книжная. Это важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса в СКОУ VIII вида.

2.     Усиление обучающего эффекта средствами мультимедиа. Можно не просто использовать наглядность, но использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления и т. д. стали более доступными, а учебный процесс проходил в более комфортных условиях для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.     Увеличение плотности урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Заранее подготовленная информация с добротным дизайном может появиться в нужный момент в самом удобном для учителя и обучающихся режиме.

4.     Увеличение объема предъявляемой информации при организации повторения, закрепления учебного материала за счет сэкономленного времени.

5.     Открытие новых возможностей для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разноуровневые задания для обучающихся СКОУ (реализация индивидуального подхода), постоянно следить за учебной ситуацией. Даже мимолетная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм. Традиционное ведение урока часто приводит к тому, что учитель поворачивается к доске, что-то пишет, а за его спиной слышен легкий шум, перешептывания и прочее. Этих нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь с учениками. И это вполне объяснимо, учитывая психофизиологические особенности школьников с нарушением интеллекта. Использование ММС помогает решить и данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращается ни на секунду.

6.     Мультимедийный урок позволяет использовать новые формы и виды учебной деятельности. У учащихся с нарушениями интеллекта появляется и активизируется деятельность.

7.     Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.

8.     Возможность тиражирования мультимедийного урока. Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги. Это особенно важно в коррекционном образовании, где не так много общих рекомендаций и каждая наработка индивидуальна.

9.      Повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме. Это также обеспечивает реализацию индивидуального подхода в обучении, его максимальный коррекционный эффект.

О вышеизложенном свидетельствуют следующие  результаты обучения:

1.Стабильно высокий процент качества обучения по чтению:

 

 

Учебный год

Средний процент качества

2010-2011 уч.год

87 %

2011-12 уч. год

89 %

2012-13 уч. год

88 %

 

 

 

МОНИТОРИНГ достижений учащихся в усвоении   знаний   

по   чтению и развитию речи

Класс:   9 «Б»  ( 5 чел. )

Учитель: Баженова Ю.В.

 

3.Возросла активность учащихся при проведении предметных недель по чтению:

Учебный год

Предметная неделя

Средний процент активности

2009-10 уч.г

Баснописец, каких не было

86%

2010-11 уч.г

А.С. Пушкин в сердце каждого

88%

2011-12 уч.г

Самый русский поэт

93%

2012-13 уч г

Сказочный мир Г.Х.Андерсена

94%

 

Вышеприведенные результаты свидетельствуют, что использование информационно-коммуникационные технологии на уроках чтения  делают урок ярким, эмоциональным, усиливают обучающий и воспитывающий эффект урока, способствует повышению мотивации к предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:ВЛАДОС, 1999 г.

Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005 г.

Жукова Н.Н. «Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» – ito.edu.ru2009

Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: «Просвещение», 1988 г.

Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109–114.

Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106–114.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 № 19993) // «Российская газета», № 54, 16.03.2011.

Учащиеся вспомогательной школы. – Под ред. Певзнер М.С., Лебединской. – М., 1979 г.

Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 8. – С. 251

Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы/О.И.Кукушкина//Дефектология.-1994. -№ 5.

Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе/ О.И.Кукушкина// Дефектология.-1994.-№ 6.

 Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.

 Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

 Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М., 2004.


 Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 1.
 http://www.osobyirebe№ok.ru/Article.php?articleid=281

http://www.consultant.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «СКОШ» «

МКОУ «СКОШ» «

План: 1. Информационные технологии и современный урок

План: 1. Информационные технологии и современный урок

Информатизация всех сфер жизнедеятельности общества активизировала внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство

Информатизация всех сфер жизнедеятельности общества активизировала внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательное пространство

В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта

В современных условиях возникает необходимость преумножать средства активизации, объективно их оценивать, выявлять все то, положительное, что оказывает влияние на познавательную деятельность учащихся с нарушением интеллекта

Ребёнок начинает приобретать более полный жизненный опыт, насыщенный более яркими эмоциями и содержанием

Ребёнок начинает приобретать более полный жизненный опыт, насыщенный более яркими эмоциями и содержанием

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения учебного процесса: · как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и…

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения учебного процесса: · как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и…

Поэтому задача коррекционной школы заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов

Поэтому задача коррекционной школы заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов

К сожалению, для коррекционной школы

К сожалению, для коррекционной школы

При работе с видеоматериалами очень важно не забывать о главном методическом приеме

При работе с видеоматериалами очень важно не забывать о главном методическом приеме

С.А. Есенине. 2. На уроках изучения художественных произведений

С.А. Есенине. 2. На уроках изучения художественных произведений

Содержание произведений, в которых рассказывается о событиях далекой эпохи, не имеет параллелей ни в знании, ни в опыте детей

Содержание произведений, в которых рассказывается о событиях далекой эпохи, не имеет параллелей ни в знании, ни в опыте детей

Тематическое распределение часов с указанием частоты использования

Тематическое распределение часов с указанием частоты использования

Использую телевизор или ноутбук, т

Использую телевизор или ноутбук, т

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения

ВЫВОДЫ Проведение уроков чтения с использованием видеоматериалов позволяет сделать более интересными уроки, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, помогает детям…

ВЫВОДЫ Проведение уроков чтения с использованием видеоматериалов позволяет сделать более интересными уроки, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, помогает детям…

Увеличение объема предъявляемой информации при организации повторения, закрепления учебного материала за счет сэкономленного времени

Увеличение объема предъявляемой информации при организации повторения, закрепления учебного материала за счет сэкономленного времени

Повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме

Повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме

А.С. Пушкин в сердце каждого 88% 2011-12 уч

А.С. Пушкин в сердце каждого 88% 2011-12 уч

Литература Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе

Литература Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2021