Уважаемый председатель и члены Государственной квалификационной комиссии! Вашему вниманию предоставляется доклад на защиту дипломного проекта на тему «Дидактическая игра на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» студентки группы 4НК-17 Васюковой Светланы Александровны. Актуальность и выбор темы исследования определяются следующими факторами:
В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе осуществляется в весьма сложных социокультурных условиях, отражающих неоднозначность общественных, политических и идеологических преобразований, что и сказывается на качестве знаний учащихся.
В настоящее время в связи с переходом к ФГОС НОО второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Данный принцип подразумевает такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного проекта «Дидактическая игра на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Цель работы: создание методического пособия «Дидактическая игра на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».
Задачи:
1. Изучить понятие дидактической игры, ее структурных компонентов.
2. Изучить классификацию дидактических игр на уроках русского языка.
3. Рассмотреть технологию активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
4. Изучить методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках русского языка.
Методология: изучение психолого-педагогической литературы, использование методов анализа, синтеза, методической обработки информации.
Практическая значимость: разработано методическое пособие, которое может быть использовано студентами педагогических колледжей при подготовке к практике пробных уроков, а также учителями начальных классов.
Апробация осуществлялась автором дипломного проекта в процессе прохождения преддипломной практики в «Гимназии №1 Брянского района».
В ходе изучения данной темы выявлено, что дидактические игры, это не только средство интеллектуального развития, а также развития познавательных психических процессов, но и игровая форма обучения.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат.
Все игры на уроках русского языка можно разделить на несколько групп:
графические, лексические, орфографические, грамматические, игры, развивающие связную речь учащихся, логические, фонетические.
В настоящее время существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на наш взгляд, является дидактическая игра.
Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:
- обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
- развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
- воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
- мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
В настоящее время имеется достаточно большое количество разнопланового материала, но, к сожалению, он не систематизирован и, что самое главное, не всегда адаптирован для восприятия младшими школьниками, поэтому целью дипломного проекта явилась разработка методического пособия «Дидактическая игра на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».
Нами было создано методическое пособие для студентов педагогических колледжей и учителей начальных классов.
Представленные игры систематизированы и объединены в группы согласно разделам русского языка: фонетические игры, графические игры, лексические игры, грамматические игры, орфографические игры, игры для развития связной речи, логические игры.
Игры, вошедшие в раздел «Фонетические игры» учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи.
Второй раздел «Графические игры». Цель графических игр – развивать умение детей переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением расположить буквы в алфавитном порядке, обозначить звуки буквами, составить слова из букв и слогов.
Игры, включенные в раздел «Лексические игры» будут способствовать развитию языкового чутья, пополнению лексического запаса, развитию понимания обобщенного смысла слов. В игре дети смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными по значению, что в названии слова может быть отражен основной признак предмета (мотивированное значение). Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи детей.
Игры четвертого раздела «Грамматические игры» одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит параллельно с обогащением их словаря и развитием фонетических навыков. При проведении специальной работы по развитию речи учитель добивается, чтобы дети употребляли все известные им грамматические формы: падежные формы имен существительных и прилагательных, прилагательные в полной и краткой форме, степени сравнения прилагательных, формы глаголов, наиболее распространенные наречия, предлоги, союзы.
Пятый раздел «Орфографические игры». С помощью данных игр дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще не изученные. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать.
Шестой раздел «Игры для развития связной речи». Они учат учащихся составлять предложения, связывать их в тексте. В процессе игры дети восстанавливают, редактируют, дополняют, изменяют тексты. Устная связная речь формируется через обучение описания предметов, составление рассказов по различным видам картин.
Основная цель игр седьмого раздела «Логические игры» - способствовать развитию логического мышления учащихся, умению выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных.
Таким образом, разработанное нами методическое пособие может успешно применяться на уроках русского языка для развития у младших школьников логического мышления, памяти, связной речи, а также внимания.
Цель была реализована путём решения следующих задач:
- изучено понятие дидактической игры, ее структурных компонентов.
- изучена классификация дидактических игр на уроках русского языка.
- рассмотрена технология активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе.
- изучены методические рекомендации по применению дидактических игр на уроках русского языка.
Разработанное нами методическое пособие может быть использовано студентами педагогических колледжей при подготовке к пробным урокам русского языка, а также учителями начальных классов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.