МБДОУ ПГО «Пышминский детский сад №3»
Доклад
«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель:
Попова О.В.
Пышма.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. Сухомлинский.
Введение.
Работая в детском саду, отмечаю большое количество детей, имеющих нарушения речевого развития. В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, очень важно, как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в будущем ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.
Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы координация движений, ручная умелость, навыки самообслуживания. Таким образом, я считаю, что выбранная мной тема «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» актуальна тем, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию речевой деятельности, развитию внимания, памяти, мышления ребенка.
Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая установила, что развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у малыша.
Изучив соответствующую литературу и проанализировав мои наблюдения, я решила систематизировать и обобщить накопленный материал по теме: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» и работать дальше в данном направлении. Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа, использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель и задачи.
Цель работы: создать условия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
· совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
· вызвать эмоциональный отклик к играм к упражнениям, превратив их в занимательную игру;
· сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
· привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.
Предполагаемый результат:
1. Усовершенствованная развивающая предметно – пространственная среда.
2. Положительная динамика формирование речи детей посредством развития мелкой моторики пальцев рук у каждого ребенка.
Поставленные задачи были реализованы, цель достигнута через усовершенствование развивающей предметно – пространственной среды.
Для получения предполагаемого результата, следует соблюдать этапность. Следовательно, для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе мной была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие компоненты:
-центр ИЗО деятельности «Мы маленькие художники», который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, штамповки и другое);
-центр «Умелые ручки», где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, пазлы, бросовый материал, различные инструменты;
- центр «Домисолька» игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию;
- центр «Театрализации» настольный и пальчиковый театры, маски, театры пирамидки и многое другое.
При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи я придерживаюсь следующих принципов:
1. Принципы доступности и индивидуальности.
2. Принципы последовательности и систематичности.
3. Принцип связи с жизненным опытом.
4. Принцип наглядности.
Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый материал для игр должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности. Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Далее учитывается систематичность.
Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
Принцип наглядности. Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Весь наглядный материал и дидактические игры, сделанный мною, имеют привлекательный внешний вид: приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. Постаралась создать среду, окружающую детей, таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В своей работе с детьми я использую следующие пособия: развивающийся многофункциональный «Кубик», лэпбук «Домашние животные и их детеныши», лэпбук «Игры и задания для развития мелкой моторики рук», различные игры и виды упражнений на развитие мелкой моторики способствующую формированию речи детей:
1. Пальчиковая гимнастика, игры-этюды с пальчиковым театром.
2. Картотека кинезиологических упражнений.
3. Пальчиковые дорожки.
4.Составление фигур из счетных палочек.
5.Использование прищепок.
6. Использование мини сухого бассейна.
7.Нанизывание игра «Собери бусы», «Наряди ёлочку», «Сложи картинку» и т.д.
8.Шнуровка, пушистые проволочки.
9. Игра с пазлами.
10. Игры с вкладышами.
11.Сортировка круп.
10. Использование тактильных мешочков.
12. Использование мозаики.
15.Самомассаж.
17. Рисование и лепка.
Заключение.
В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста способствует в движении определенных в речевом развитии.
С помощью разнообразной развивающей предметно-пространственной среды дети достигли достаточного развития мелкой моторики рук, которая повлияла на благоприятное влияние на развитие речи, дети научились выражать свои мысли словом; стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней); расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; дети знают и играют в пальчиковые игры, легко вступают в контакт со сверстниками, нашли пути решения договариваться и уступать, стали лучше общаться друг с другом.
у детей развиваются мыслительные операции восприятие, память, внимание, мышление.
ВЫВОД: Развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей младшего возраста привело к положительному результату.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.