Современная информационно-образовательная среда и её использование в учебно-воспитательном процессе
Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами:
•Во-первых, оно обусловлено развитием педагогической системы в аспекте симметричных отношений учитель – знание – ученик, их взаимодействия и взаимовоздействия.
•Во-вторых, особенностью современного образования является информатизация (ИО), вследствие чего образовательная среда стала информационной (ИОС), где эти ее свойства являются неразрывно связанными.
За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение):
«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».
Единое информационное пространство образовательного учреждения – это открытая развивающаяся система, в которой задействованы и на информационно-коммуникативном уровне связаны все активные участники (субъекты и объекты) учебно-образовательного процесса.
Цели школьной ИОС определяются, как ее назначением, так и применением:
•информационное представление всей жизнедеятельности школы для ее исследования, преобразования и качественного развития;
•оптимизация отношений всех прямых и опосредованных участников образовательного процесса (субъектных и объектных);
•информационное вхождение во внешний образовательный и педагогический мир, в общеобразовательную среду;
•благоприятное воздействие на всех субъектов данной среды, способствующее повышению духа взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, этики и толерантности отношений, развитию информационной субкультуры.
Функции ИОС школы:
•обучающая функция ИОС, т.е. функция, реализующая обучающее воздействие на субъект образования. Поскольку обучающее воздействие – это процесс обучения предмету, его организация и управление им, реализация межличностных отношений, то становится очевидным, что обучающая функция ИОС – это деятельностная реализация ее предметного, организационного и межличностного (обучающих) аспектов.
•развивающая функция - помочь в развитии личности на основании своих индивидуальностей, своей ресурсной базы, опосредованного воздействия.
•управляющая функция ИОС также является выражением ее обучающих аспектов на уровне информационно-педагогического воздействия.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
•информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
•планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
•мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
•мониторинг здоровья обучающихся;
•современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
•электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
•дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности
Базовые компоненты ИОС школы:
•Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения.
•Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему.
•Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление.
Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности.
Административная компонента ИОС. В автоматизации организационно-управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие.
Организационно-управленческая компонента ИОС – это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями – субъектами образования.
ИОС должна строиться в виде интегрированной многокомпонентной системы, компоненты которой соответствуют следующим видам деятельности:
•учебной;
•внеучебной;
•научно-исследовательской;
измерению, контролю и оценке результатов обучения;
•
• по управлению учебным заведением.
Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью,
которая обеспечит дифференциацию всех возможных
пользователей.
Одним из наиболее значимых компонентов среды является программнометодический комплекс, который нацелен на информатизацию учебной деятельности учебного заведения. Проектирование, построение и эксплуатация учебного компонента должны осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций методического, психолого-педагогического и технологического характера.
Средства .измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков школьников – это еще один неотъемлемый компонент ИОС. Существует ряд аспектов компьютеризации измерения, оценки и контроля уровня обученности, говорящих в пользу выделения соответствующих средств ИКТ в самостоятельный компонент среды.
К числу таких аспектов можно отнести достаточно широкий класс компьютерных средств, непосредственно предназначенных для
автоматизации измерений и контроля знаний, напрямую не
укладывающихся в систему формирования учебной компоненты среды.
Одной из существенных сфер деятельности любого учебного заведения являются научные и методические исследования, в которые, как правило, вовлечены педагоги, а иногда и обучаемые. Аспекты функционирования
научно-методической сферы деятельности учебных заведений
порождают отдельное направление внедрений средств ИКТ.
Необходимо выделение в рамках среды специального компонента, который будет интегрировать разрозненные средства информатизации научно-исследовательской и методической деятельности, осуществляемой педагогами.
9
Соответствующий компонент среды должен не только предоставлять средства доступа к информационным ресурсам, которые имеют определенное значение с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов, которые важны с точки зрения проводимых разработок. Такие средства могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий педагогов в сфере результатов научных исследований.
Выделяют также внеучебный компонент информационной образовательной среды. Сфера внеучебной деятельности учебного заведения на практике использует преимущества средств ИКТ достаточно редко и бессистемно. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности.
Очевидна целесообразность использования компьютерных телекоммуникаций в межличностном внеучебном общении. В данных областях от качества и уровня содержательно методической проработанности соответствующих средств ИКТ существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности.
Основными информационными ресурсами, составляющими внеучебный
компонент ИОС должны являться следующие:
•средства информирования учащихся и педагогов о планируемых или проводимых внеучебных мероприятиях;
•информационные средства поддержки деятельности классных руководителей;
•информационного обеспечения внеучебного общения учащихся;
•информационные средства, необходимые для проведения
культурно-массовыхи спортивных мероприятий;
Обширной сферой применения средств ИКТ является организационно-
• средства управления внеучебной деятельностью в учебном
управленческая деятельность учебных заведений. В ее
заведении.
автоматизации используются многие программные системы и оболочки:
•планировщики занятий;
•системы бухгалтерского учета;
•средства расчета учебной нагрузки и тарификации;
•электронные базы данных о преподавателях, школьниках,
средствах обучения и многие другие.
В моделировании, проектировании и компоновке информационной образовательной среды имеет смысл выделить специализированный компонент, который интегрирует информационные ресурсы, автоматизирующие обработку и передачу информации в рамках организационно-управленческойдеятельности учебного заведения.
В соответствии с определением, приведенным в Федеральных государственных образовательных стандартах, информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения включает в себя:
•комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
•совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы;
•систему современных педагогических технологий, обеспечивающих
В обучение свою в очесовредь,еменнойИОСИОСшколы.
Включена в глобальное
Информационное образовательное пространство, которое формируется каталогами и интерфейсами доступа к коллекциям электронных
Образовательных
Инфоресурсомационнов. -образовательныересурсыВ образовательной программе средней школы и административной
деятельности по ее обеспечению можно выделить пять блоков информационных ресурсов учебного заведения:
•блок учебно-воспитательнойдеятельности;
•блок культурно-просветительнойдеятельности;
•блок информационно-методическойдеятельности;
•блок научно-продуктивнойдеятельности;
•блок административно-хозяйственнойдеятельности.
Блок учебно-воспитательной деятельности по информационному наполнению является самым объемным. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям, изучаемые в начальной, основной и средней ступени непрерывного среднего образования.
В его функции входит:
•непрерывное образование по информатике;
•расширенное образование по математике;
•предметное гуманитарное образование;
•естественнонаучное образование;
•социально-экономическое образование.
В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса.
Блок культурно-просветительной деятельности направлен на формирование современного интеллигентного человека.
Выпускник современной школы кроме основных знаний по фундаментальным наукам, должен владеть:
•литературным;
•музыкальным;
•архитектурным;
•художественным наследием мировой цивилизации.
Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор исторических памятников, виртуальных музеев, картинных галерей и других достопримечательностей.
Этот блок отвечает за формирование у учеников:
•информационной, экологической и экранной культуры;
•творческой активности;
•высокой нравственности;
•толерантности.
Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение информационной модели образования требует создания и постоянного обновления программно методических комплексов различных форм обучения:
•проектных;
•индивидуальных;
•дистанционных и т. п.
В функции этого блока входит:
•создание электронных учебников;
•разработка компьютерных программ;
•проведение телеконференций;
•формирование программно-методического фонда.
Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе.
Эта цель достигается за счет того, что образование совмещается с полезным трудом, который основывается на использовании новых информационных технологий.
В его работу входит:
•обеспечение электронной библиотеки;
•формирование медиатеки;
•издательская деятельность;
•обслуживание административной системы;
Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает:
•формирование и тиражирование различных директивных документов (АРМ «Директор»);
•автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ «Завуч»);
работу с классными журналами (АРМ «Учитель»);
•анализ и обеспечение здоровья учащихся (АРМ «Медицинский кабинет»); психолого-педагогическую диагностику Психолог») и др.
Школа должна быть оснащена компьютерной техникой в объеме, позволяющем использовать ее как на уроках информатики, так и на уроках по другим дисциплинам. Кроме компьютеров, для наиболее эффективного использования компьютерных и информационных технологий в учебном процессе в школе, должны быть
Интернет.
образовательном учреждении необходимо создать:
•программно-аппаратные комплексы;
•компьютерные классы;
•информационно-методический центр;
•демонстрационный комплекс лекционного зала (возможны рабочие станции с TV-outв профильных кабинетах);
•рабочие места административного персонала, оснащенные компьютерами.
Средства ИКТ
Все компьютеры подключаются к локальной внутренней сети. Устанавливается обучающее программное обеспечение на основе свободной (ALT Linux, Ubuntu и др.) или проприетарной (Windows и др.) операционных систем.
Кроме того, есть специальные программные продукты, которые реализуют принципы образовательной среды в рамках одного образовательного учреждения.
Необходимо, чтобы были обучены кадры, то есть педагоги и сотрудники школ, у которых должны быть:
•навыки работы на компьютере со стандартными системными и программными приложениями, со специальным программным приложением;
•навыки работы с информацией вообще и с информацией, расположенной в Интернет.
На начальном этапе формирования такой среды кадры должны выполнить определенную работу по разработке методических материалов в электронном виде (учебники, тесты, контрольные) и размещении их в общем хранилище данных.
различных рабочих станций.
Применение более совершенного программного обеспечения позволит учителям создавать и тиражировать пригодные для использования на уроках дидактические средства.
Также возможно и проведение тестирования детей и в целях
•компьютер – это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективности труда педагогов;
•ограничение применения компьютеров только преподаванием информатики – осознанный отказ от качественно более высокого уровня организации умственного труда детей, и, как следствие, усугубление расхождения векторов педагогически направленного и стихийного процессов развития личности ребенка;
•компьютер должен быть в первую очередь не предметом изучения, и не средством обучения информатике, а
Локальная сеть является аппаратной основой ИОС
На этапе формирования школьной сети приходит понимание того, что необходимо, чтобы были обучены кадры, то есть педагоги и сотрудники школ, у которых должны быть:
•навыки работы на компьютере со стандартными системными и программными приложениями, со специальным программным приложением;
•навыки работы с информацией вообще и с информацией, расположенной в Интернет.
На начальном этапе формирования такой среды кадры должны выполнить определенную работу по разработке методических материалов в электронном виде (учебники, тесты, контрольные) и размещении их в общем хранилище данных.
Для реализации всего названного необходимо изменить подходы к обучению детей и профессиональной подготовке учителей, ориентируясь на формирование информационной культуры– целостного компонента общей духовной культуры личности.
Информатизация учебного процесса школы при использовании ИОС должна осуществляться в полном соответствии с особенностями конкретных методических систем обучения и педагогических технологий.
Информационные ресурсы, которые используются в учебном процессе, должны быть содержательно, технически и технологически связаны с используемыми в процессе информатизации других сфер деятельности учебного заведения ресурсами.
При обучении школьников необходимо учитывать наличие в информационной образовательной среде учебного компонента, содержащего в себе унифицированные и взаимосвязанные средства ИКТ.
В связи с этим создание и использование учебного компонента должно осуществляться в строгом соответствии с обширным комплексом требований и рекомендаций методического, психолого-педагогического и технологического характера.
Основными требованиями к системам, входящим в состав среды, является наличие четкой методики их использования в учебном
С дидактическими требованиями к информационным ресурсам учебного компонента ИОС тесно связаны методические требования, которые предполагают учет своеобразия и особенностей конкретной предметной области, а также возможности реализации современных методов обучения.
Эргономические требования к ресурсам учебной компоненты ИОС:
•строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых;
•обеспечивают повышение уровня мотивации к обучению;
•устанавливают требования к изображению информации и режимам работы конкретных компьютерных средств.
Кроме того, нужно учитывать требования, которые предъявляются к средствам ИКТ в связи с их участием в формировании ИОС. Например, система навигации каждого информационного ресурса должна помогать учителю или ученику определять его текущее местоположение в иерархии информационного пространства всей среды, характера
содержания компонентов среды учебного заведения.
Использование унифицированных и интегрированных ресурсов ИОС позволяет высказать ряд дополнительных конкретных методических рекомендаций, которые адресуются как учителям, так и учащимся.
Работа преподавателя с учебными ресурсами среды должна начинаться с анализа результатов работы по изучению соответствующих тематических блоков учениками. С этой целью преподаватель должен обращаться к ресурсам организационно-управленческой компоненты среды, содержащим сведения об учащихся, а также к ресурсам контрольно-
На следующем этапе преподаватель должен определить уровень усвоения каждым учащимся содержания учебного материала из средств ИКТ, которые представлены в учебной компоненте ИОС. При этом возможен индивидуальный подход, согласно которому для каждого ученика преподаватель разрабатывает частные задания на подготовку к работе с электронными ресурсами среды, которые обеспечивают педагогический контроль и измерения. На этом же этапе педагог должен определить время, отводимое на выполнение заданий школьниками и начало их работы с контрольноизмерительной компонентой ИОС.
Вдальнейшем, в зависимости от того, каков уровень
подготовленности учащихся работе с конкретными информационными ресурсами ИОС, преподаватель должен выбрать методику проведения учебного занятия:
•традиционного урока;
•игры;
•тренинга;
•семинара и т.п.
Одновременно с этим учитель должен проанализировать возможности использования в учебной практике информационных ресурсов, которые были собраны в научно-исследовательском и внеучебном компоненте ИОС.
Не
Во время работы со всеми, без исключения, ресурсами среды преподаватель должен постоянно сравнивать цели и результаты изучения обучающимися учебного материала, который был запланирован учебной программой в соответствии с учебным планом в рамках общего среднего образования.
Учебный компонент ИОС взаимосвязан со средствами ИКТ, которые собраны в организационно-управленческом компоненте среды, поскольку этот компонент может представлять собой программный комплекс, обеспечивающий полный набор обслуживающих учебный процесс сервисных служб и информационных ресурсов.
Практическое внедрение методов организации обучения с использованием
основных дидактических функций унифицированных и интегрированных средств ИКТ влечет за собой возможность использовать ИОС в качестве:
• средства обучения, которое повышает эффективность и качество подготовки школьников, организует оперативную консультационную помощь, реализует возможности
программно-методическогообеспечения компьютерной и телекоммуникационной техники в целях формирования культуры учебной деятельности в учебных заведениях;
•инструмента познания, за счет того, что формируются навыки исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организовываются совместные учебные
иисследовательские работы учеников и учителей, появляется возможность оперативно и самостоятельно обрабатывать результаты своей экспериментальной деятельности;
•средства телекоммуникации, которое формирует умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников, начиная от коллеги, с которым делается совместный проект, путем оперативного обмена информацией, темами, идеями, планами по совместным проектам, и т.д., и заканчивая использованием удаленных баз данных;
•средства развития личности, за счет того, что реализуются возможности повышения гуманитарного развития школьников
иформирования навыков культуры их общения;
Существует еще одна очевидная возможность ИОС, которая привносится в процесс подготовки школьников.
Сиспользованием традиционных методологии и средств обучения: учебника, задачника, наглядного пособия, темп обучения в основном зависит от усредненных особенностей класса.
Сиспользованием возможностей ИОС темп усвоения знаний зависит от индивидуальных особенностей ученика и увеличивается за счет организации связи между пользователем и информационными ресурсами среды в реальном масштабе времени.
При этом из-заинтеграции и унификации как количественный, так и качественный состав информационных ресурсов, которые попадают в поле зрения учащихся, может быть подвергнут индивидуальному варьированию и адаптации.
Такие возможности индивидуализации обучения появляются при использовании среды и реализации специализированных методов обучения за счет:
•визуализации учебной информации;
•хранения больших объемов информации с возможностью ее передачи;
•легкого доступа пользователя к данным;
•информационно-поисковойдеятельности;
Построение информационной образовательной среды учебного заведения и ее использование в обучении и воспитании школьников будет
иметь эффект только в случае формирования соответствующей готовности педагогов к профессиональному использованию средств ИКТ, входящих в информационную образовательную среду. В этой связи необходимо:
сформировать психологическую готовность педагогических кадров и администрации учебных заведений к деятельности использованием среды; обучить педагогов, учащихся и сотрудников оперированию с информационными ресурсами среды;
обучить специалистов, обеспечивающих функционирование отдельных компонентов ИОС;
организовать обмен опытом;
проводить конференции, посвященные разработке и эксплуатации среды в условиях системы общего среднего образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.