Как научиться получать оперативную информацию от учеников для анализа и планирования своей деятельности.
«В педагогическом мастерстве
учителей
сердцевину образует их способность точно
оценивать прогресс учеников»
М.Барбер
Умение работать с информацией является одним из главных навыков, позволяющих существенно облегчить процессы работы и учебы. Грамотная работа с различными типами данных позволяет существенно сократить временные затраты. Сегодня мы будем говорить о том, какие этапы работы с информацией существуют, и как научить ребенка действовать более эффективно на каждом из них.
Этапы работы с информацией
Информация – это сведения об объектах, предметах и явлениях окружающего мира. Школьники, студенты и взрослые постоянно работают с информацией, и от качества этой работы зависит успешность их деятельности. Чтобы научить ребенка и самому научиться эффективно действовать, воспринимая и обрабатывая новые сведения, необходимо ознакомиться с этапами работы с информацией.
Для каждого из этих этапов существуют свои приемы, позволяющие облегчить работу со сведениями.
Поиск и сбор данных
Главное — знать, где искать
Поисковый этап является очень ответственным, ведь от качества его выполнения будет зависеть качество работы на других этапах. Как правило, младшим школьникам требуется находить информацию в небольшом объеме (например, учитель задает прочитать историю происхождения какого-то термина или сделать небольшое сообщение об экзотическом животном) – большую часть сведений дает сам педагог на занятиях. Но чем старше ученик, тем больше информации ему требуется находить самостоятельно (отыскать произведение классика и прочитать его, подготовить реферат или доклад и др.). Эффективно справиться с этой задачей помогут следующие советы:
Обработка информации
Этот этап является самым сложным и требует максимум усилий. Здесь можно выделить:
Работа с текстовой информацией
Обработка и анализ текста – наиболее часто встречающийся вид работы с информацией. Облегчить его поможет:
Работа с видео- и аудиоинформацией
Современные школьники при обучении могут использовать не только текстовую информацию, но и различные аудио лекции, мастер классы на видео, тематические фильмы и др. Эффективно работать с этой информацией поможет:
Использование данных
Качество выполнения этого этапа напрямую зависит от качества выполнения предыдущих: если информация правильно подобрана и хорошо усвоена, то проблем с ее применением на практике не возникает. Проверить это можно с помощью:
Хранение информации
Храните информацию правильно.
Важно так сохранить информацию, чтобы при необходимости ее можно было легко воспроизвести. Если она хранится только в памяти, то для длительного запоминания необходимо полное понимание и осмысление. Информацию, которую трудно долго хранить в памяти, потребуется сохранять на других источниках (записи от руки, записи в компьютере, аудио записи и т.д.). Легко найти ее в последующем поможет структурированность (например, конспекты расположены последовательно от самой первой темы до последней, данные разбиты по группам, темам, ключевым мыслям) и четкое обозначение (файл в компьютере или тетрадь с конспектами имеет лаконичное название: конспекты по истории Казахстана (10-21 век), география Южной Америки, сочинение по «Войне и миру» и т.п.).
Грамотный подход к работе с информацией поможет существенно облегчить выполнение задач и сократить расход времени. Благодаря этому навыку повышается эффективность обучения. Научиться хорошо работать с информацией совсем нетрудно. Главное, иметь желание и следовать простым правилам.
Познавательные.
· поставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
· организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
· задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений;
· ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
· выбирать условия проведения наблюдения или опыта;
· выбирать необходимое оборудование и приборы;
· владеть измерительными навыками;
· описывать результаты, формулировать выводы;
· выступать о результатах своего исследования, в том числе с использованием компьютерных средств и технологий.
· иметь опыт восприятия картины мира.
· связывать воедино и использовать отдельные части знания.
Исследовательские.
· Получение и обработка информации.
· Обращение к различным источникам данных и их использование.
· Организация консультации с экспертом.
· Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.
· Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности
Социально-личностные.
· критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
· видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.
· оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.
· владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, потребителя, покупателя.
· понимать произведения искусства и литературы; владеть культурными нормами и традициями.
· владеть эффективными способами организации свободного времени.
· действовать в сфере трудовых отношений.
Коммуникативные.
· Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
· Дискутировать и защищать свою точку зрения.
· Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках.
· Выступать на публике.
· Самовыражать себя в литературном произведении.
· Читать графики, диаграммы и таблицы данных.
Информационные.
· владеть навыками работы с различными источниками информации: справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет.
· самостоятельно искать и извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передовать её.
· ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
· владеть навыками использования информационных устройств.
· применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Выполнила: Литвинова Н.М.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.