Доклад "Кохлеарная имплантация".
Оценка 4.8

Доклад "Кохлеарная имплантация".

Оценка 4.8
docx
12.01.2021
Доклад "Кохлеарная имплантация".
Кохлеарная имплантация доклад 1.docx

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                    «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 1             городского округа  Электросталь Московской области» (корпус 1)

 

 

 

Доклад

«Технология обучения детей с кохлеарным имплантом на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и коррекции произношения»

 

 

                      

              Выступление на ШМО учителей РСВ и КП

                            Докладчик: Мороз Н.И. учитель РСВ без категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол №_ от ________ Председатель МО учителей РСВ

                                      Кацапова Н.А.__________

 

 

                                                       2020 г.

  Кохлеарная имплантация – самый современный метод помощи при глухоте. Система кохлеарной имплант открывает перед глухим ребенком новые возможности, которых он был лишен раньше.  Глухой ребенок с момента подключения кохлеарного импланта становится практически «слышащим», но в то же время остается глухим ребенком.

    Развитие слухового восприятия и произносительных навыков у учащихся с кохлеарными имплантами (КИ) является одной из ведущих задач. Эта работа охватывает весь учебно-воспитательный процесс. Без специальной работы по развитию слухового восприятия слуховые резервы учащихся с КИ не используются в полной мере и, следовательно, снижается их возможность адаптироваться в окружающем мире. В результате систематической коррекционной работы слуховые образы слов, словосочетаний, фраз становятся более чёткими и дифференцированными, возрастает способность у учащихся воспринимать речевой материал и воспроизводить его.

  На начальном этапе учителя-дефектологи большое внимание уделяют подготовительной работе по развитию подвижности органов артикуляции и выработке правильного речевого дыхания. Эти упражнения подготавливают почву для дальнейшей работы по постановке звуков.

  На следующих этапах обучения проводится работа по закреплению и автоматизации произносительных навыков на различном речевом материале (слоговых упражнениях, словах, словосочетаниях, фразах, текстах) и в самостоятельной речи.

  Параллельно с работой над произношением проводится и работа по развитию слухового восприятия учащихся. Эта работа строится в течение всего обучения на материале изолированных слов, фраз разговорно-обиходного характера, фраз фронтальных уроков и связных текстов. Речевой материал усложняется с учётом возраста, индивидуальных особенностей учащихся и этапа обучения.

  Усложнение происходит и в способах подачи материала (с голоса учителя, учащихся, с компьютерной записи, используется шёпот). Работа на занятиях по развитию слухового восприятия направлена на формирование у детей слухового ощущения, различения и опознавания на слух знакомого речевого материала и восприятие незнакомого материала, т.е. на развитие речевого слуха. В процессе занятий дети учатся воспринимать, опознавать и различать речевой материал и неречевые звучания на всё большем расстоянии.

 

  Одним из этапов работы с имплантированными детьми является

различение часто используемых слов и простых фраз. С детьми необходимо работать над темами: «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Транспорт», «Продукты», «Животные» и др.

 

Подэтапы работы (Тема «Игрушки»).

1. Ознакомление со словом.

Кукла. Это кукла.

2. Включение слова во фразу.

Кукла спит.

3. Ответы на вопросы.

Кто это? Это кукла. Что делает кукла? Кукла спит.

4. Ознакомление с новым словом.

Мишка. Это мишка.

5. Включение слова во фразу.

Мишка сидит.

6. Ответы на вопросы.

Кто это? Это мишка. Кто это? Это кукла. Где кукла. Вот кукла. Где мишка?

Вот мишка. Что делает мишка? Мишка сидит. Мимка спит. Что делает кукла?

Кукла сидит. Кукла спит. Где сидит мишка. Тут сидит.

7. Ознакомление с новым глаголом (например, идет). Использование глагола с этими же словами.

Мишка идет. Кукла идет.

8.Описание.

Это маленькая кукла. Это большая кукла. Это большой мишка. Это маленький мишка.

9. Описание. Части туловища.

Это ноги. Это руки. Это лапы.

10. Выполнение инструкций. Ответы на вопросы.

Покажи ноги. Покажи руки. Покажи лапы. У кого есть ноги? У кого есть лапы

11. Составление предложений-рассказов.

Мишка спит, кукла сидит.

12. Ответы на вопросы.

Кто сидит? Кто спит?

13.Включение новых тем. Например, «Мебель»

Это стул. Это диван. Это кровать. Что это? Где диван (стул, кровать). Там стул. Большой стул. Большой диван.

14. Соединение тем.

Где спит кукла? Кукла спит на диване. Кто спит на кровати? Где спит мишка?

 

  Работа по развитию речевого слуха, начинается с первых дней обучения ребёнка и продолжается в течение многих лет – весь период обучения в дошкольном возрасте и в школе. В условиях систематической и целенаправленной работы слуховое восприятие детей проходит через несколько стадий, начиная с ощущения речевых звучаний и кончая восприятием на слух незнакомого речевого материала (фраз, текстов).

  Основными характеристиками занятия по развитию слуха и речи являются усиление коммуникативно-деятельностного подхода в обучении, развитие познавательной активности и эмоциональной сферы, активизация внимания, развитие зрительного, слухового восприятия, слухоречевой памяти. Ни одно слово не даётся ребёнку ради слова.

  После каждого предъявления обучающемуся предлагается выполнить какое-либо задание, направленное на:

  - уточнение предметной соотнесённости речевого материала, накопление и активизация словаря. При этом (особенно в начале обучения детей с КИ) используются действия с предметами и картинки: задания типа «Нарисуй», «Покажи, где…», «Назови одним словом…», «Скажи по-другому» и т.п.;

  - обучение пониманию и употреблению различных по коммуникативной направленности типов высказываний: побуждение, сообщение, вопрос, отрицание: задания типа «Спроси у меня…», «Пригласи гостей, используя вежливые слова…» и др.;

 - формирование речевой активности и навыков связной речи. Для обеспечения практики речевого общения, усвоения закономерностей использования слов и фраз в учебно-игровой форме даются базовые речевые конструкции, обслуживающие разные сферы жизни учащихся и многократно воспроизводимые в коммуникативных ситуациях на индивидуальных занятиях, уроках и во внеурочное время.

   В процессе обучения  имплантированные обучающиеся испытывают трудности при восприятии нового материала и его запоминании, употреблении грамматических форм речи, умении определять допущенные ими в процессе воспроизведения запоминаемого материала пропуски или ошибки и исправлять их, контролировать свою речь. Поэтому в работе с детьми после кохлеарной имплантации нужно эффективно использовать ответы на вопросы по картинкам и речевым единицам, текстам; подбор слова, подходящего по смыслу и образование грамматической формы, исходя из контекста; дополнение и распространение предложений.

  Развитию познавательной активности и эмоциональной сферы, активизации внимания, развитию зрительного и слухового восприятия, слухоречевой памяти имплантированных учащихся способствует включение в занятие игровых приёмов (элементов инсценирования, моделирования и конструирования), а также использование внешних материальных опор - картинок, фишек.

  Повышению интереса к индивидуальным занятиям, развитию навыков самоконтроля за речью, стремлению правильно и достаточно быстро выполнить речевое задание, развитию связной речи способствует введение в интегрированное занятие с имплантированными детьми инновационных технологий (запись речи учащихся на диктофон с последующим прослушиванием и самооценкой своего рассказа). Этому также способствует использование компьютерных программ для слухоречевого развития детей раннего школьного возраста с нарушенным слухом: «Домашний логопед», «Баба Яга учится читать», «Учимся говорить правильно».

  Для того чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т. е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении для адекватного использования языковых средств в процессе общения.

  Для учёта развития навыков восприятия и воспроизведения устной речи, а также планирования дальнейшей целенаправленной коррекционной работы по развитию слуха и речи обучающихся с КИ проводится их комплексное обследование в начале и конце учебного года. Такая диагностика позволяет выявлять динамику развития навыков и продуктивно мобилизовать компенсаторные возможности учащихся, обеспечивая тем самым более полноценное развитие их слуха и устной речи Основными видами проверок являются: проверка произносительной стороны речи (звукопроизношение, внятность); общее состояние речи (словарь, грамматический строй, фразовая речь); определение (уточнение) рабочего и резервного расстояния для дальнейшей работы по развитию слухового восприятия; проверка восприятия речи на слух (на материале слов, текста).

  Результаты проведенного обследования детей свидетельствуют о том, что процесс становления звукопроизношения длительный и зависит от ряда причин (состояния речедвигательного аппарата, речевого дыхания и т.д.).

  Отметим, что положительная динамика в работе по развитию слуха с каждым учащимся зависит от наличия у детей с КИ слухового опыта, времени проведения операции, наличия языковых навыков. Такая работа находится в тесной связи с расширением и обогащением словарного запаса учащихся, развитием умений грамматически верно оформлять связные высказывания для формирования монологической и диалогической речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 1 городского округа

Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 1 городского округа

Кохлеарная имплантация – самый современный метод помощи при глухоте

Кохлеарная имплантация – самый современный метод помощи при глухоте

Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз

Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз

Работа по развитию речевого слуха, начинается с первых дней обучения ребёнка и продолжается в течение многих лет – весь период обучения в дошкольном возрасте и…

Работа по развитию речевого слуха, начинается с первых дней обучения ребёнка и продолжается в течение многих лет – весь период обучения в дошкольном возрасте и…

Развитию познавательной активности и эмоциональной сферы, активизации внимания, развитию зрительного и слухового восприятия, слухоречевой памяти имплантированных учащихся способствует включение в занятие игровых приёмов (элементов инсценирования,…

Развитию познавательной активности и эмоциональной сферы, активизации внимания, развитию зрительного и слухового восприятия, слухоречевой памяти имплантированных учащихся способствует включение в занятие игровых приёмов (элементов инсценирования,…

Отметим, что положительная динамика в работе по развитию слуха с каждым учащимся зависит от наличия у детей с

Отметим, что положительная динамика в работе по развитию слуха с каждым учащимся зависит от наличия у детей с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021