ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»
Доклад на тему:
Коррекционное развитие
способностей учащихся на уроках профессионального - трудового обучения для школ VIII вида.
Доклад подготовил и прочитал на заседании МО
учитель обувного дела высшей категории, дефектолог
Бондарев А.И.
с.Косолапово, 2017 год
Образование детей с ограниченными возможностями
предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей
образовательной среды, обеспечивающей условия для получения образования в
пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию
нарушений развития, социальную адаптацию. Такие условия предоставляют
специальные – коррекционные образовательные учреждения Задача специальной (коррекционной) школы – это
социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация
учащихся с последующей интеграцией их в общество, т.е.успешная социализация. Цель учителя трудового обучения в коррекционной школе
– это формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой
адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи для достижения данной цели в
процессе обучения:
- формировать доступные школьникам
технические и технологические знания;
- развивать обще-трудовые умения, то есть:
ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность
действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучать школьников профессиональным приемам
труда и прививать им соответствующие трудовые навыки;
- воспитывать у учащихся устойчивое
положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной
производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность,
ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);
Коррекционное развитие
психофизических функций учащихся посредством трудовой подготовки.
-Формировать доступные школьникам технические и
технологические знания;
- развивать обще-трудовые умения, то есть
умения: ориентироваться в производственном задании, планировать
последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучать школьников профессиональным приемам
труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые
навыки;
- воспитывать у учащихся устойчивое
положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной
производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность,
ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);
- формировать коммуникативные умения;
- формировать мобильность.
Многочисленные наблюдения показывают,
что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои
знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических
условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встает ряд
требований, которые вызывают необходимость в подготовке выпускника, который не
только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и
умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Чтобы добиться успеха в
своей работе, я тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения. Для более или менее самостоятельного выполнения
трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами,
материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и
общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:
1) усвоение (осознание) цели работы;
2) усвоение порядка операций, необходимых для
изготовления вещи;
3) умение производить оценку своей работы».
В процессе трудового обучения учащиеся
приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на
уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее
благоприятные условия для исправления недостатков, присущих детям с
ограниченными возможностями в трудовой и познавательной деятельности. Как писал
С.Л. Мирский «Сравнительно высокие возможности мыслительных процессов на уроках
труда объясняются тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в
соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя». Через
специальные уроки и практические занятия, при помощи общественного полезного
труда, вырабатываются у школьников с проблемами в развитии знания и умения,
необходимые для успешной социально-трудовой адаптации.
Трудовая подготовка учащихся с ограниченными
возможностями – это система, включающая весь комплекс учебно-воспитательной
работы, направленный на развитие учащихся.
Один из самых значимых принципов, на
котором построено обучение в коррекционной школе -коррекционно – развивающий,
который направлен на коррекцию недостатков и развитие психофизических качеств
детей с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционная работа включает в себя
деятельность учащихся, которая продвигает их в развитии. К основным моментам
такой деятельности относится понимание учебного материала, связь теоретического
материала с практической работой, развитие самостоятельности учащихся в выполнении
учебных заданий и умения контролировать их результаты.
Для учащихся с ограниченными
возможностями характерны существенные недостатки, охватывающие различные
стороны психики. Однако любые отклонения, проявляясь в различных
психофизических процессах и свойствах личности школьника, не находятся на одном
уровне по отношению к нормальному развитию: одни из них значительно отличают
ученика с проблемами в развитии, другие менее существенны, они меньше влияют на
трудовую подготовку. Например, между учеником вспомогательной и массовой школы
одинакового возраста обнаруживается большая разница в способности к абстрактно-
логическому мышлению (в установлении закономерностей, причинно–следственных
связей), но эта разница значительно сокращается в отношении наглядно –
действенного мышления. Ученик с интеллектуальной недостаточностью ограничен в
своих возможностях формирования таких черт личности, как широта интересов и
духовных потребностей, мировоззрение, но может не уступать умственно
полноценным в отношении добросовестности, прилежания в труде и в наличии других
качеств личности. У большинства учащихся специальных (коррекционных)
отсутствуют такие нарушения физического развития, которые бы существенно мешали
их трудовому обучению и воспитанию. Таким образом, психофизические особенности
этих детей таковы, что наряду со значительными дефектами у них обнаруживаются
более сохранные стороны личности. Это положение позволяет осуществлять трудовую
подготовку учащихся с недостатком интеллекта по двум направлениям:
• опора на сохранные способности;
• расширение возможностей учащихся в трудовой
деятельности.
Для решения задач на уроках столярного дела я
разработал систему упражнений направленных на коррекционное развитие
психических функций учащихся.
Примеры упражнений направленных на коррекционное
развитие психических функций учащихся на уроках столярного дела
Задания на развитие памяти
№ 1. «Пословица» - Один ученик начинает пословицу о труде, второй
заканчивает и говорит начало второй пословицы и т.д.
№ 2. «Запомни» Прочитать вслух описание изделия, записать по памяти.
№ 3. «Запиши» - Записать как можно больше слов относящихся например к
теме « Столярные изделия»: а. полка;
б. киянка; и др.
№ 4.«Запомни предметы» - Запомнить разложенные на столе предметы. После
изменения определить, что изменилось.
№ 5. «Зарисуй по памяти» - Зарисовать изделия, зачитанный вслух учителем.
Упражнения на развитие мышления.
№ 1 «Выдели общее» - Предлагается ряд столярных изделий. Надо выделить
общее, что имеется в этих изделиях.
№ 2. «Сравни» - Предлагается два ряда изделий, одного вида,
отличающиеся некоторыми незначительными деталями:
а) что общего между первым и вторым рядом;
б) сравни, чем отличаются изделия первого и
второго ряда;
в) чем отличаются изделия первого ряда друг от
друга.
№ 3. «Классификация» - Даны пять словарных слов. Четыре из них объединены
общим признаком, пятое – лишнее. Например: задник,
полочка, угол, киянка, стык. стамеска,
угольник, молоток, ножовка, гвоздь.
№ 4. «Заполни пропавшие буквы»
Даны словарные слова с пропущенными буквами.
Например: в…л…к…о (волокно); п...л…а
(полка); п..л...т..о (полотно).
№ 5 «Кроссворд»
а) Предлагается кроссворд, составленный по
изучаемой теме.
б) Кроссворд на закрепление терминологии.
Упражнения на развитие
восприятия.
№ 1. «Восприятие величины предметов»
Предлагаются определить на глаз размер линий,
предметов.
№ 2. «Найди 10 различий» (объем восприятия)
Предлагаются два одинаковых рисунка изделия с
мелкими различиями. Показывать в течение одной минуты, затем рисунки убрать.
Написать на листе бумаги все найденные различия.
Упражнения на развитие внимания
№ 1. «Исправь ошибку»
а) Предлагаются словарные слова по теме с
ошибками.
б) Предлагается эскиз изделия и описание его
вида с ошибкой.
№ 2. «Найди 10 различий» - Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими
различиями.
№ 3. «Найди общее» -Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие
детали, которые имеются в этих изделиях.
№ 4. «Что лишнее?» - Предлагается эскиз изделия, в котором есть лишние
детали, которые необходимо найти.
№ 5. «Найди детали» - Предлагаются несколько видов изделий и отдельно
нарисованные мелкие детали изделия. Надо найти эти мелкие детали в изделиях.
Особенности психофизического развития
школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов, работающих в
специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, повышения эффективности
учебного процесса. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта
педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное
учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить
такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые
он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально
адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу
первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Поэтому
образовательное учреждение при организации учебного процесса должен
руководствоваться следующими принципами:
1) обучение должно быть направлено на ослабление
недостатков в познавательной деятельности и формирование личностных
качеств;
2) использование проблемных ситуаций является
наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного
материала;
3) методы обучения и виды учебной
деятельности на уроке должны быть разнообразны;
4) на уроке должно присутствовать рациональное
сочетание слова, наглядности и действия;
5) трудовое воспитание и обучение не должно
ограничиваться общетехнической подготовкой учащихся и формированием у них общей
ручной умелости, оно должно иметь профессиональную направленность;
6) вся система коррекционной работы должна
осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения
ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода.
Урок – одна из форм организации
учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть
рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить
на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в
специальной школе предполагает воспитательную и коррекционную цели.
Коррекционно– развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа
сенсорных механизмов, развитие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного, словесно-логического
мышления и т.п.
В постановке коррекционной цели
следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего.
Воспитывающая
цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства
коллективизма и др.
Основные дидактические требования к уроку в
школе VIII вида.
Учитель должен владеть учебным предметом,
методами обучения.
Урок в школе VIII вида должен быть
воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке в школе VIII вида должна
вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным,
достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт
детей.
На каждом уроке должен осуществляться
индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке в школе VIII вида должны осуществляться
межпредметные связи.
Урок в школе VIII вида должен быть
оснащен:
1. техническими средствами обучения;
2. дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы и т.п.);
3.
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка,
связываться с логикой урока.
На уроке должен строго соблюдаться
охранительный режим:
1. проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
2. соответствие мебели возрасту детей;
3. соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
4. соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
5.
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок в школе VIII вида должен
способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
1. оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
2.
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося
ребенка.
Специальные требования к уроку в школе
VIII вида:
1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
2. Упрощение структуры ЗУН(знаний, умений, навыков) в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
6. Опора на более развитые способности ребенка;
7.
Осуществление дифференцированного руководства учебной
деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и
регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением
целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
Оптимальные условия для организации
деятельности учащихся на уроке в школе VIII вида заключается в следующем:
1. рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
2. выбор цели и средств ее достижения;
3. регулирование действий учеников;
4. побуждение учащихся к деятельности на уроке;
5. развитие интереса к уроку;
6.
чередование труда и отдыха.
В образовательном учреждении VIII вида
наиболее распространенным является комбинированный урок, из-за малых
порций новых знаний, наличия времени для решения дидактических задач,
закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.
Этапы комбинированного урока:
- организация начала урока;
- проверка усвоения ранее изученного и домашнего
задания;
- сообщение целей и задач урока;
- объяснение нового материала, который
рационально сочетается с действиями и наглядностью;
- закрепление материалов;
- подведение итогов урока;
- сообщение домашнего задания.
Для начала урока учитель подбирает
задания, которые активизируют или успокаивают детей.
Проверка домашнего задания - это процесс
больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного.
Следующий этап урока - объяснение нового
материала. Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю
необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств
обучения, но также определить оптимальную продолжительность и
целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока.
Самую трудную работу необходимо
планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее
высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение
работоспособности. У умственно отсталого ребенка фаза пониженной
работоспособности растянута, а фаза повышенной сильно сокращена, Фаза
вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
При организации урока учитывается
индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной
деятельности, памяти, моторики и т.п. Каждый урок требует от учителя контроля
учебной деятельности, который позволяет определить усвоение детьми учебного
материала, уровень сформированности их умений и навыков. В этом педагогу
помогает анализ урока.
Типы урока в школе VIII вида
В практике специальных школ VIII вида различают
пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования
знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические,
комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
1. Пропедевтический урок в школе VIII
вида.
Пропедевтический урок в школе VIII вида
используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня
познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в
первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого
ученика.
2. Урок изучения нового материала в
школе VIII вида.
Урок изучения нового материал в школе VIII вида
это - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами.
Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются
уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение
знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются
упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.
3. Урок закрепления знаний в школе VIII
вида.
Урок, направленный на закрепление знаний в
школах VIII вида, очень важны для детей. Они помогают знаниям не «пройти мимо»
учащихся, а отложиться в памяти и навыках детей.
4. Урок обобщения и систематизации
знаний в школе VIII вида.
В целях предупреждения забывания проводятся
уроки обобщения и систематизации знаний. На этом уроке в школе VIII вида
объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между
фактами. В программе учебного материала такие типы уроков в школе VIII вида
используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного
уровня отвлечения и обобщения.
5. Урок проверки и оценки знаний в школе
VIII вида.
Урок проверки и оценки знаний применяется для
уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения.
Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических
заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение
познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока в
школе VIII вида практической работой в классе.
6. Коррекционный урок в школе VIII вида.
Коррекционный урок в школе VIII вида применяют
для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий,
письма и т.д. При этом широко используются подвижные игры и физические
упражнения на развитие всех анализаторов.
6. Комбинированный урок в школе VIII вида.
В практике работы специальной школы VIII вида
чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и
задач нескольких типов уроков.
Схема общепедагогического анализа урока:
1. Место данного урока в системе уроков по теме.
2. Организация урока:
а) тип урока; б) структура урока, его отдельные
элементы; в) подготовленность класса к уроку;
г) организация учащихся для активной работы на
протяжении урока: сочетание фронтальной, групповой, коллективной и
индивидуальной работы на уроке;
д) плотность урока, рациональное использование
времени.
3. Содержание урока: а) научность материала; б)
правильность подбора материала для различных этапов урока; в) соответствие
содержания урока требованиям программы;
г) воспитательная направленность урока; д) связь
теории с практикой;
е) межпредметные связи.
4. Методика проведения урока:
а) оборудование урока, наглядность урока; б)
методы и приемы; в) работа с отстающими учениками; г) система оценки знаний
учащихся.
5. Общение учителя на уроке: тон, стиль
отношений, манера общения с классом и отдельными учениками.
6. Работа и поведение учащихся на уроке.
7. Как будет учтен опыт данного урока в вашей
дальнейшей работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.