Доклад "Методы обучения аудированию на уроках иностранного языка"
Оценка 4.6

Доклад "Методы обучения аудированию на уроках иностранного языка"

Оценка 4.6
docx
31.03.2021
Доклад "Методы обучения аудированию на уроках иностранного языка"
Методы обучения аудированию на уроках иностранного языка.docx

Государственное бюджетное профессиональное 

образовательное учреждение Самарской области

«Борский государственный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

Тема:    «Методы обучения аудированию на уроках                               иностранного языка»

 

 

 

 

         Подготовила:

 преподаватель I категории

   Гуреева Татьяна Сергеевна

 

 

       

 

с. Борское 2021г.

Аудирование, способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка – это понимание иноязычной речи на слух во время ее прохождения.

Это подразумевает понимание акцента говорящего, грамматических структур и словарного запаса, которым владеет говорящий.

Почему аудирование считается самым сложным видом речевой деятельности?

Когда же обучающиеся имеют возможность слышать иностранную речь?

Выходит, что только на уроках английского языка.  Каждый урок построен так, что начиная с приветствия и заканчивая подведением итогов урока, преподаватель говорит на английском, а обучающиеся в свою очередь, воспринимают речь на слух и при понимании отвечают преподавателю. Однако, преподаватель  – это не носитель языка, а важно погрузить обучающихся в естественную речевую среду. Поэтому на уроках обучения аудированию мы используем аутентичные материалы.

Аутентичные материалы подразделяются на два вида: аутентичные (материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрируют случаи аутентичного словоупотребления, и, которые, хотя и предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку), а также учебно-аутентичные (материалы, специально разработанные с учетом всех параметров аутентичного учебного процесса и критериев аутентичности и предназначен для решения конкретных задач).

Определенное значение при обучении иноязычной речи имеет правильная взаимосвязь разных видов речи. Рассмотрим взаимодействие умения аудировать иноязычную речь с умением говорить, читать и писать на иностранном языке.

 

1. АУДИРОВАНИЕ И ГОВОРЕНИЕ

Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Важная роль в центральной регуляции говорения принадлежит динамическим стереотипам, возникающим благодаря многократному слуховому восприятию. В результате этого применение средств языка осуществляется автоматизировано, без специальных произвольных усилий. Правильность говорения контролируется самим говорящим двумя путями: через слух и через кинестетические ощущения собственных речедвижений. Запуск говорения начинается с возбуждений, образующихся в центре речи в силу тех следов, которые были оставлены там при репродукции во время приема чужой речи и при собственном говорении. Следовательно, говорение оказывается невозможным без предшествующего аудирования, ибо на выдаче может быть только то, что было получено при приёме.

Хотя говорение является результатом процесса артикуляции органов речи, значительную роль при этом играет и слух. Слуху принадлежит также важная функция контроля говорения, что даёт возможность говорящему сравнивать произнесённый звук (слово, фразу) с ранее услышанным образцом.

Аудирование иноязычной речи и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание может служить основой для говорения, в свою очередь, качество понимания прослушанного материала контролируется обычно путём ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путем его пересказа.

Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух.

 

2. АУДИРОВАНИЕ И ПИСЬМО

Рассмотрим связь аудирования с беспереводным чтением. Чтение представляет собой двухсторонний процесс: технику чтения (зрительную перцепцию графических символов и перевод их в звуковые образы ) и понимание смысла читаемого. Аналогично тому, как слушание без понимания ещё не есть аудирование, так и при чтении зрительное восприятие букв без понимания смысла слов есть лишь только озвучивание, а не чтение в полном смысле слова.

Между аудированием и чтением есть не только сходства, но и взаимодействие. Так, владение устной речью облегчает понимание читаемого: слуховое восприятие, как правило, превосходит по продуктивности восприятие при чтении, поэтому языковой материал лучше понимается и закрепляется не при чтении, а при пользовании устной речью.

Чтение облегчает аудирование только при условии, если проговаривается про себя читаемый текст с правильным произношением и беглым темпом. Следовательно, только правильное беспереводное чтение в наибольшей степени содействует аудированию.

 

3. АУДИРОВАНИЕ И ЧТЕНИЕ

 

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. Письмо – графическое выражение аудирования. Письмо не является чисто моторным актом, связанным только с движением руки, оно включает в себя элементы говорения, аудирования и чтения. При письме, мысли, выражаемые во внутренней речи, передаются графическими знаками. В процессе письма звуковой состав записываемого слова нуждается в уточнении, осуществляемом путем проговаривания записываемых слов. Письмо способствует овладению устной речью, прежде всего, поскольку оно активизирует их, помогая в этом зрительной и моторной памяти.

Наиболее простой формой обучения аудированию с помощью письма является слуховой диктант связных текстов. Диктант читается по одной фразе, повторение фраз не допускается, а если фраза слишком длинная, то повторяется только 2-я часть. Другой вид – изложение понятого после одного прослушивания; допускается передача содержания своими словами.

Анализ взаимосвязи аудирования и других видов речи показывает, что у обучаемых необходимо развивать достаточно высокую культуру аудирования, входящего обязательным компонентом во все виды и формы речи.

Таким образом, умение аудировать имеет большое значение, являясь не только одной из важных целей обучения иноязычной речи, но и одним из средств обучения говорению, беспереводному чтению и письму на иностранном языке, причем аудирование предшествует указанным видам речевой деятельности.

Выделяют три этапа работы над аудированием:

- дотекстовый этап;

- этап собственного слушания;

- послетекстовый этап.

Дотекстовый этап. От первичной установки зависит и степень мотивации слушателей, а следовательно, и процент усвоения содержания. Помимо усиления мотивации и формулирования установки на первичное прослушивание, учитель на данном этапе может снять возможные трудности, в зависимости от уровня сформированности тех механизмов аудирования и тех потенциальных сложностей, о которых я говорила выше.

Этап собственного слушания текста. В ходе первого прослушивания учащиеся выполняют те задания, например:

1. Прослушать текст и вставить пропущенные слова в следующих предложениях.

2. Прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений.

3. Прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам в нем встречались.

4. Закончить следующие предложения.

Послетекстовый этап. Прослушав текст и выполнив ряд упражнений к нему, можно и дальше использовать его для развития навыков устной и письменной речи.

Поскольку целью любого контроля является определение уровня сформированности речевых умений и того, насколько точно и полно восприняли обучающиеся тот или иной аудиотекст, то целесообразно обратиться к вопросу об уровнях восприятия и понимания:

1) уровень фрагментарного понимания;

2) уровень общего/глобального понимания;

3) уровень полного/детального понимания;

4) уровень критического понимания.

Уровень фрагментарного понимания свидетельствует о том, что умения слушать не сформированы. Для уровня общего понимания характерно понимание темы как смыслового ядра текста, как обобщённого концентрата всего содержания, которое базируется на уяснении ключевых слов – смысловых опорных пунктов текста. Сформированность данного уровня проверяется путём:

- ответов на вопросы общего характера;

- тестов множественного выбора

- передачи основного содержания на родном/иностранном языке;

- перечисления основных фактов в той последовательности, в которой они даны в тексте;

- составления плана в форме заголовков к смысловым кускам;

- выделения при повторном слушании ключевых слов/реалий;

- определения типа текста и основной темы;

- соотнесения заголовка/иллюстрации с содержанием текста.

Уровень полного понимания предполагает наличие умений совмещать слушание с несложной анемической и логико-смысловой деятельностью. Данный уровень предполагает понимание деталей и отдельных фактов, а также умение отделять главное от второстепенного, т. е. оценивать текст с точки зрения его значимости и информативности.

Сформированность умений полного понимания проверяется с помощью:

- ответов на вопросы, касающиеся общего содержания и отдельных деталей/фактов;

- составления развернутого плана;

- пересказа на иностранном языке с опорой на картину (рисунки, схемы, ключевые слова или план);

- драматизации текста;

- составления резюме/оценки текста;

- невербальных способов проверки: составление схемы, таблицы, изображение предметов/деталей;

- деления текста на смысловые куски и озаглавливания их;

- оценки поступков действующих лиц;

- заполнения пропусков, которое основывается на механизмах вероятностного прогнозирования.

Уровень критического понимания связан с оценкой аудиотекста, с интерпретацией содержания и смысловой обработкой воспринятой информации. Данный уровень предполагает наличие хорошо сформированных технических навыков и достаточно богатого речевого опыта. Он достижим в основном в школах с углубленным изучением иностранного языка, в лингвистических лицеях и гимназиях на старшем этапе обучения.

 

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ

 

Построение системы упражнений для обучения аудированию является одной из основных проблем, связанных с обучением этому виду речевой деятельности. Существуют различные классификации упражнений. Как известно, упражнения подразделяют на языковые и речевые, предречевые и речевые, условно-коммуникативные и коммуникативные.

 С позиции деятельного подхода выделяют: ориентирующие упражнения, исполнительские упражнения, контролирующие упражнения. Учитывая все вышесказанное, я считаю, что для обучения аудированию необходимо использовать следующие упражнения:

1.     Подготовительные.

2.     Речевые.

3.     Контролирующие.

Подготовительные упражнения. Целью данных упражнений является развитие языковых навыков и психологических механизмов аудирования, снятие трудностей, связанных с языковым оформлением аудиотекста. Эти упражнения могут быть направлены на развитие:

1.     фонетических навыков,

2.     развитие лексических навыков,

3.     развитие грамматических навыков,

4.     развитие оперативной памяти,

5.     развитие внимания,

6.     развитие механизма селекционирования полезного звукового сигнала.

Упражнения при работе с аудиотекстом можно разделить на следующие граппы:

Предтекстовые.

Упражнения, которые выполняются во время прослушивания

Послетекстовые упражнения.

Предтекстовые упражнения выполняются перед прослушиванием их целью является облегчение последующего прослушивания.

Это могут быть упражнения на предсказание темы будущего прослушивания, по картинкам, диаграммам, названию текста.

Целью таких упражнений является активизация словарного запаса обучающихся по теме, актуализация их социокультурных знаний и фоновых знаний по теме прослушивания. Снятие лексических и языковых трудностей а так же психологического напряжения перед прослушиванием.

Упражнения, выполняемые во время прослушивания, чаще всего бывают на извлечение какой  то отдельно интересующей нас информации. Здесь чаще всего проверяется умение обучающихся ориентироваться в тексте, понимать, в какой части текста искать интересующую его информацию. Соотносить печатную информацию и информацию звучащую. Быстро искать нужный отрывок, так как часто такого плана задания даются так, что в печатном виде часть информации пропущена. 

Это может быть заполнение таблицы, заполнение пропусков в тексте.

Упражнения, выполняемые после прослушивания, часто носят контролирующий характер. Это часто ответы на вопросы. Упражнения типа верно/неверно. Эти упражнения проверяют степень понимания обучающимися информации, которая содержится в тексте, степень проникновения в общее содержание или детали. А так же упражнение на высказывание своего отношения к прослушанному.

 

Заключение

Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности. Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. При этом процесс восприятия проходит в определенном нормальном темпе, свойственном для данного языка, из разных источников, при естественных помехах речевого и неречевого характера.

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающее в то же время и развивающее воздействие на учащегося, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти учащегося, и, прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета. Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были, на языке другого народа.

Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности.

Результатом аудирования является понимание или непонимание информации. Понимание речи на слух тесно связано с говорением – выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Аудирование – не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Чтобы сказать, надо услышать. Таким образом, аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию восприятия речи на слух;

Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда происходит восприятие – понимание – активная переработка информации, получаемой из речевых сообщений – при аудировании через слуховой канал, при чтении – через зрительный канал.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического оформления человек проговаривает и слышит то, что пишет.

Таким образом, будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении. В современной методике обучения подчеркивается необходимость формирования аудирования как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Акишина, Т. Е. Пособие по обучению аудированию и записи лекций / Т. Е. Акишина, Н. Н. Алексеева. – М.: Русский язык, 1989. – 86 с.

Барышников, Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе / Н. В. Барышников. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.

Бим, И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку / И. Л. Бим. – Обнинск: Титул, 2001. – 48 с.

Бим, И. Л. Теория и методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие / И. Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256с.

Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Глосса. Москва, 2000. – 320 с.

Гапочка, И. К. Обучение аудированию: учеб. пособие / И. К. Гапочка. – М.: УДН, 1980. – 90 с.

Гез, Н. И. О факторах, определяющих успешность аудиования иноязычной речи / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. – 1977. - №5. – С. 32-42.

Захарова, О. Ю. Обучение аудированию аутентичных текстов-интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка: Дис. ... канд. пед. наук / О. Ю.Захарова. - Ярославль, 2009. – С.52-60.

Зимня, И. А. Психология обучения неродному языку / И. А. Зимняя. – М.: Русский язык, 1989. – 219 с.

Кашина, Е. Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка : учеб. пособие для студентов филологических факультетов университетов / Е. Г. Кашина ; отв. ред. А. С. Гринштейн. – Самара : Изд-во «Универс-групп», 2006. – 75 с.

Ковалевская, Е. В. Проблемность в преподавании иностранных языков: современное состояние и перспективы // Экспериментальная учебная авторская программа. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – С. 42.

Кочкина, З. А. Аудирование: что это такое? / З. А. Кочкина // Иностранные языки в школе. – 1964. - №5. – С. 14-18.

Лапидус, Б. А. Обучение второму иностранному языку как специальности / Б. А. Лапидус. – М., 1980. – 173 с.

Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская. – Минск: Вышейшая школа, 1999. – 522с.

Носович, Е. В. Параметры аутентичного учебного текста / Е. В.Носович, Р. П.Мильруд // Иностранные языки в школе. – М.: Просвещение, 1999. - № 1. – С. 11-18.

Параева, Н. Б. Обучение аудированию аутентичных текстов на немецком языке учащихся VII класса средней школы: Дис. ... канд. пед. наук / Н. Б.Параева. - СПб., 2001. – С.91-106.

Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению / Е. И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

Следников, Б. П. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Б. П.Следников. – М., 1973. – 25 с.

Филатова, В. М. Методика обучения иностранным языкам / В. М. Филатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 43-58.


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Аудирование, способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка – это понимание иноязычной речи на слух…

Аудирование, способность различать и понимать то, что говорят другие, а применительно к учебной работе на уроках иностранного языка – это понимание иноязычной речи на слух…

Хотя говорение является результатом процесса артикуляции органов речи, значительную роль при этом играет и слух

Хотя говорение является результатом процесса артикуляции органов речи, значительную роль при этом играет и слух

Другой вид – изложение понятого после одного прослушивания; допускается передача содержания своими словами

Другой вид – изложение понятого после одного прослушивания; допускается передача содержания своими словами

Сформированность данного уровня проверяется путём: - ответов на вопросы общего характера; - тестов множественного выбора - передачи основного содержания на родном/иностранном языке; - перечисления основных…

Сформированность данного уровня проверяется путём: - ответов на вопросы общего характера; - тестов множественного выбора - передачи основного содержания на родном/иностранном языке; - перечисления основных…

С позиции деятельного подхода выделяют: ориентирующие упражнения, исполнительские упражнения, контролирующие упражнения

С позиции деятельного подхода выделяют: ориентирующие упражнения, исполнительские упражнения, контролирующие упражнения

Заключение Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности

Заключение Аудирование – это слушание с пониманием, самостоятельный вид речевой деятельности

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом

Список используемой литературы:

Список используемой литературы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2021