Доклад на методическом объединении на тему: «Проектная деятельность в учебном процессе»
Оценка 4.8

Доклад на методическом объединении на тему: «Проектная деятельность в учебном процессе»

Оценка 4.8
docx
24.02.2024
Доклад на методическом объединении на тему: «Проектная деятельность в учебном процессе»
доклад проектная деятельность.docx

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Доклад на методическом объединении

на тему:

«Проективная деятельность в учебном процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал и провел:
преподаватель
истории и обществознания

Киселева И.А.

 

 

 

 

 

г. Белореченск, 2023

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

В мировой педагогической практике метод проектов признан одним из эффективных методов обучения школьников, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных жизненных проблем в совместной деятельности школьников.

Основой метода проектов является его практическая направленность на результат, который обязательно должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить, реально применить в практической деятельности. Для достижения такого результата учащиеся должны обладать способностью видеть проблемы; самостоятельно разрабатывать варианты их решения, привлекая разносторонние знания; прогнозировать результат; корректировать план своих действий в зависимости от ситуации.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которой дети заняты в течение конкретного отрезка времени.

Проект требует хорошо продуманной структуры, определения функций каждого участника, четких выводов. Важна эффективная организация и координация работы участников проекта.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии,
то эта технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

В чем преимущество проекта? Прежде всего, в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Возрастная логика обучения, идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Следует отметить, что выбранная форма должна соответствовать содержанию.

Основные понятия:

Сообщение -краткое освещение факта, события; известие.

Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы.

Реферат-краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме.

Исследование - научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Можно рассматривать исследование как сумму приемов и
методов, дающих информацию для анализа, который способствует обоснованию, осмыслению факта, процесса, события и т.д.

Проект -план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель,
сценарий и т.д.

Достоинства метода проектов:

Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.

Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.

Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?

При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.

Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства
и экономики семьи.

Классификация проектов

По характеру результата:

исследовательский проект;

творческий проект;

роле – игровой проект;

информационный проект;

практико – ориентировочный проект.

Исследовательские проекты имеют определенную структуру и логику проведения, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием, а именно:

Определение актуальной темы исследования для всех участников;

Формулирование проблемы;

Выделение объекта и предмета исследований;

Постановка конкретных целей и задач;

Выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы;

Выбор и обоснование соответствующих методов, в том числе экспериментальных работ, методов обработки результатов;

Планирование исследование и проведение его;

Сбор, систематизация и анализ полученных результатов, корректировка плана исследования;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выдвижение новых проблем исследования.

Творческие проекты направлены на разработку новых оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме (творческой отчет, выставка, проект дизайна помещений, видеофильм, печатная продукция - книга, альманах, журнал, компьютерная программа и т.д.) Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается в начале и далее развивается, подчиняясь конечному результату. При выполнении такого проекта участниками заранее оговариваются планируемые результаты и форма их представления (газета, сочинение, видеофильм, праздник, экспедиция и др.)

Роле – игровые проекты также только намечают структуру, которая остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи либо выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является роле – игровая деятельность.

Ознакомительно–ориентировочные (информационные) проекты связаны с поиском и нахождением информации в различных источниках (монографиях, журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных), с помощью социологических опросов. Результатом проекта становится отобранная, проанализированная, обобщенная, систематизированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация, презентация, страничка в Интернете и т. д.

Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико–ориентировочные проекты направлены на решение определенной практической проблемы. Выполнение таких проектов предполагает получение социально значимого результата деятельности его участников. Это могут быть, например, программы действий, рекомендации, направленные на устранение выявленных нарушений в состоянии природных и социальных объектов; аргументированное объяснение какого–то физического, химического явления; проект зимнего сада школы и т. д.

По форме:

видеофильм;

рекламный ролик;

телепрограмма;

интервью с известными людьми;

журнальный репортаж;

рок-опера.

По профилю знаний:

монопроекты- в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;

межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются
во внеурочное время.

По числу участников:

личностные;

парные;

групповые.

По уровню контактов:

внутришкольные или региональные - проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;

международные- эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.

По продолжительности:

краткосрочные- на нескольких уроках (3-6 уроков);

средней продолжительности – один -два месяца;

долгосрочные - до года.

Чаще всего выполняемые учащимися проекты имеют комплексный характер, сочетая в себе несколько видов.

Таким образом, проект рассматривается как дидактический эквивалент научного исследования. И определяется как деятельность школьников, объединенных обшей идеей изучения и поиска решения конкретной проблемы при непосредственном взаимодействии их с социоприродным окружением. Метод проектов, который в настоящее время обоснованно вызывает повышенный интерес и внимание со стороны ученых и педагогов-практиков, предлагает поисковую деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую) с обязательным выходом на конкретный результат. Для достижения конкретного результата требуется значительное количество времени, самостоятельная серьезная работа, увлеченность.

Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием.
Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение обучающимися новой
информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности.

Необходимо выделить следующие объективные особенности и преимущества коллективной проектной деятельности школьников:

в процессе коллективной деятельности обеспечивается выход в области знания, отвечающие интересам и склонностям учащихся, что обеспечивает и стимулирует их мотивацию. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных возможностей или недостаточный запас знаний, умению и навыков, игровая роль компенсаторного фактора. Следовательно, при достаточно высоком уровне развития мотивации к деятельности даже «слабые» обучающиеся могут находить оригинальные решения нестандартных проблемных ситуаций;

в процессе исследования коллективом группы одной актуальной проблемы у учащихся преодолевается разрыв между гуманитарными и естественнонаучными знаниями, что позволяет педагогам целенаправленно формировать у студентов целостную картину окружающей действительности;

участие в коллективной творческой деятельности для многих ребят частично компенсирует тот вакуум, который образовался после распада детских и юношеских организаций, в свое время дававший учащимся возможность навыки самоуправления, сотрудничества, взаимопомощи;

организуемая педагогом деятельность выходит в социальную сферу, в жизненное пространство личности, в окружающую среду, и в образовании принимает участие не узкий круг профессионалов, а широкий круг лиц, в отношении которых учитель выступает как координатор их действий;

в условиях коллективной деятельности происходит перестройка каждой личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры каждого из участников взаимодействия; изменение позиции определяет переход школьников на новый уровень освоения деятельности, к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем.

Дифференцированный подход к организации проектной деятельности школьников.

Различия в свойствах личности учащихся, в их интересах, склонностях, способностях, различие «уровней актуального развития», психологических на овладение знаниями, безусловно, требует дифференцированного подхода к организации деятельности каждого студента. В данном случае под дифференциацией понимается подбор и организация специальных условий для обучения учащихся с целью активного развития их индивидуальных и личностных качеств.

В процессе организации проектной деятельности учащихся в средней школе дифференцированный подход играет важную роль. Каждый студент отличается своими интересами и склонностями, своим индивидуальным уровнем самостоятельности и активности. Значит, дидактическая система должна учитывать разнообразную типологию студенческого  коллектива.

Итак, каковы же основные критерии дифференциации учащихся на группы и особенности реализации учебного процесса с учетом такого деления студенческого коллектива?

Опыт показывает, что оптимальным способом деления группового коллектива в процессе организации проектной деятельности в техникуме является дифференциация на группы с учетом их интересов и уровня подготовленности к самостоятельному исследованию. Группы образовываются в результате диагностики склонности и уровня сформированности исследовательских умений студентов. Это могут быть историко-биологическая и др. Такая дифференциация позволяет привлечь к выполнению проекта многих учащихся.

Правила для преподавателя, решившего работать с помощью метода проектов.

Преподаватель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.

Преподаватель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.

Преподаватель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.

Преподаватель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.

Преподаватель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).

Преподаватель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.

Советы учителю, работающему по методу проектов

Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для всех в группе.

Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт студента и психологические свойства его личности.

Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности. Попытайтесь включить разные элементы: изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку, интервью, короткую пьесу и так далее.

Алгоритм работы над проектом:

- подготовка

- планирование

- исследование

- выводы

- представление

Проектная деятельность учащихся.

Важной задачей современной педагогики является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Конечный результат - сформированность умений и развитие навыков мышления, то есть способность к самообучению.

Все вышеизложенное вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ – объяснительно- иллюстративных, репродуктивных, фронтальных методов и классно-урочной системы.

Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов – и не более того. Педагог в зависимости от цели обучения и содержания учебного материала выбирает те формы и методы, которые могут дать хороший результат.

Краткий словарь «проектных» терминов.

Актуальность темы- степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы.

Гипотеза- научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Групповой проект- совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общие проблемы, цель, согласованные методы и способы решения, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект- проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Метод исследования - способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Научная тема- задача научного характера, требующая проведения научного исследования.

Научный факт- событие или явление, которое служит основанием для заключения и подтверждения.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Портфолио (папка) проекта- подборка всех рабочих материалов проекта.

Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования, в определенном аспекте рассмотрения.

Презентация проекта - публичное предъявление результатов проекта.

Проблема- социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

Продукт проектной деятельности- разработанное участниками проектной группы реальное средство разрешения поставленной проблемы.

Проект - Реалистический замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. Не привязан к конкретному содержанию, может быть использован в ходе изучения любого предмета.

Проектная деятельность- форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Результаты проекта. - 1) Выход проекта. 2) Портфолио проекта. 3) Педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сфер ученика, формировании у него определенных обще-учебных навыков, умений и др.

Руководитель проекта - педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя.

Цель проекта - модель желаемого, конечного результата.

Этапы проекта- основные периоды работы проектной группы


 

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить…

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить…

Сообщение - краткое освещение факта, события; известие

Сообщение - краткое освещение факта, события; известие

Выбор и обоснование соответствующих методов, в том числе экспериментальных работ, методов обработки результатов;

Выбор и обоснование соответствующих методов, в том числе экспериментальных работ, методов обработки результатов;

По форме: видеофильм; рекламный ролик; телепрограмма; интервью с известными людьми; журнальный репортаж; рок-опера

По форме: видеофильм; рекламный ролик; телепрограмма; интервью с известными людьми; журнальный репортаж; рок-опера

Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение обучающимися новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности

Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение обучающимися новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности

Итак, каковы же основные критерии дифференциации учащихся на группы и особенности реализации учебного процесса с учетом такого деления студенческого коллектива?

Итак, каковы же основные критерии дифференциации учащихся на группы и особенности реализации учебного процесса с учетом такого деления студенческого коллектива?

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития

Не привязан к конкретному содержанию, может быть использован в ходе изучения любого предмета

Не привязан к конкретному содержанию, может быть использован в ходе изучения любого предмета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2024