ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»
Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25
ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001
Доклад на методическом объединении учителей
"Развитие познавательной
активности
на уроках математики".
Подготовила:
учитель математики Башкирова И.В.
Для развития познавательной активности важен интерес к изучаемому предмету, именно интерес может побудить учащихся к активной фантазии и плодотворной интуиции. Для этого важно выделить следующие приёмы повышения эффективности преподавания:
1.яркий рассказ учителя о применении изучаемого материала в различных областях знаний
2.использование цветных таблиц, моделей, технических средств
3.практические работы с моделями фигур, лабораторные работы
4.создание игровых ситуаций
Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Активные формы работы на уроках математики
В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике, знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используются на уроках дидактические игры:
Математическое домино – состоит из карточек. Каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.
Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединенных вместе в “книжку”, куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, учащегося находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.
При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Учащиеся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие учащиеся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса учащихся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с учащимися. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.
Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды.
Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра “Да”–“Нет”. Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ “да” или “нет”. Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.
Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся.
Рассмотрим некоторые формы и методы нетрадиционного обучения.
Бипарный урок.
Такой урок часто называют интегрированным. Главное преимущество бипарного урока
заключается в возможности создать у учащихся систему знаний, помочь представить
взаимосвязь предметов. Бипарные уроки требуют активности каждого уч-ся, поэтому
класс нужно готовить к их проведению: предложить литературу по теме урока,
посоветовать обобщить практический опыт, присмотреться к конкретному явлению.
Бипарные уроки помогают сплотить педагогический коллектив, поставить перед ним
общие задачи, выработать единые действия и требования. Удачно сочетаются с
бипарном уроке теоретическое и производственное обучение.
Бит-урок.
Урок включает три элемента: беседа, игра, творчество. Преимущество Бит-урока в
его любопытности. Уч-ся не успевают устать, их внимание всё время
поддерживается и развивается. Такой урок благодаря своему эмоциональному
накалу, элементам соревновательности имеет глубокий воспитательный эффект.
Ребята на практике видят те возможности, которые представляет творческая
коллективная работа.
Урок – аукцион.
До начала «аукциона» экспертами определяется «продажная стоимость» идей. Затем
идеи «продаются», автор идеи, получивший большую цену, признаётся победителем.
Идея переходит к разработчиком, обосновывающим свои варианты. Аукцион может
быть проведён в два тура. Идеи, прошедшие на второй тур, могут быть опробованы
в практич. задачах.
«Мозговая атака».
Урок имеет сходство с «аукционом». Группа делится на «генераторов» и
«экспертов». Генераторам предлагается ситуация (творческого характера). За
оп-ределённое время уч-ся предлагают различные варианты решения предложенной
задачи, фиксируемые на доске. По окончании отведённого времени «в бой» вступают
«эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются
ролями. Предоставление уч-ся на уроке возможность предлагать, дискутировать,
обмениваться идеями не только развивает их творческое мышление и повышает
доверия к преподавателю, но и делает обучение «комфортным».
Урок-викторина «Что? Где? Когда?»
Группа учащихся заранее разделена на три группы, розданы домашние задания,
подготовлены номера команд, листы учёта с фамилиями игроков для капитанов. Игра
состоит из шести этапов.
1. Вступительное слово учителя.
2. Разминка – повторение всех ключевых вопросов темы.
3. Устанавливается время на обдумывание вопроса и кол-во баллов за ответ.
Выбираются орбиты.
4. Игра «что? где? когда?».
5. Подведение итогов.
6. Заключительное слово преподавателя.
Урок – деловая игра.
Такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается
на группы (2 – 3). Каждая группа получает задание и затем расска-зывает их
решение. Проводится обмен задачами.
Урок – экскурсия.
Или заочное путешествие (может очное).
План проведения.
1. Сообщение темы.
2. Вступительное слово ведущего.
3. Объяснение нового материала путём имитируемой экскурсии – проводит
экскурсовод ученик, учитель, родитель, шеф и др.
4. Ответы на вопросы, которые возникли в ходе экскурсии.
5. Подарки и сувениры на память (готовить за ранее).
Урок- КВН.
1. Приветствие команд (домашнее задание).
2. Разминка. Команды задают друг другу вопросы.
3. Домашнее задание (проверка на кодоплёнке).
4. Выполнение по 3 – 4 задания членами команды у доски.
5. Задания капитанам команд (по карточкам).
6. Подведение итогов.
Урок - круглый стол.
Выбирается ведущий и 5 – 6 комментаторов по проблемам темы. Вступи-тельное
слово учителя. Выбираются основные направления темы и преподава-тель предлагает
учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Ведущий
продолжает урок, он даёт слово комментаторам, привлекает к обсуждению весь
класс.
Коллективное обсуждение приучает к самостоятельности, активности, чувству
сопричастности к событиям.
Урок - семинар. Уроки такой формы проводятся после завершения темы,
разделов. Заранее даются вопросы семинарского занятия, отражающие материал
данного раздела и межпредметную связь. После заслушивания исчерпывающих ответов
на постав-ленные вопросы семинара, учитель подводит итог урока, и нацеливает
учащегося на подготовку к уроку- зачету по данной теме.
Урок – зачет.
Проводить его можно в разных вариантах. Первый - когда экзаменаторами свободные
от уроков преподаватели. Второй – экзаменаторами выступают более эрудированные,
хорошо усвоившие тему учащиеся, звеньевые каждого звена. В конце урока
подводится итог. Используется и коллективный способ обучения. Например, решение
упражнений с последующей взаимопроверкой. Класс разбивается на несколько групп,
назначается консультант. Каждая группа получает карточки – задания. Первый
пример решает и объясняет консультант, а осталь-ные учащиеся выполняют
самостоятельно. Консультанты координируют и ведут учет. Учитель следит за
работой всех.
Интегрированные уроки.
Уроки такого типа проводятся сразу 2 – 3 преподавателями. Например:
а) математики, физики и информатики
б) математики, учителя черчения, производственного обучения.
Составляются алгоритмы решения задачи с использованием знаний по матема-тике,
физике и т.д.
Урок-лекция.
Практика показывает, что темп лекции должен быть посильным для уча-щихся,
повторы лекции не желательны. Их можно избежать путём варьирования основной
мысли. При демонстрации средств наглядности не должно быть моно-логичного
изложения, нужно привлекать к разговору учащихся. Лекция ориен-тирует учащихся
в сложном материале, развивает их умственную активность, учит мыслить. Лекция
носит поисковый характер, вопросы привлекают учащих-ся. Например, лекция по
теме «Декартовы координаты в пр-ве»
1. Введение декартовых координат на плоскости.
2. Введение декартовых координат в пространстве.
3. Жизнь и деятельность Р. Декарта.
4. Формула расстояния между двумя точками.
5. Формулы координат середины отрезка.
6. Преобразование фигур в пространстве.
7. Использование декартовых координат в других науках.
Использование учащихся для контроля.
Эффективность этого метода давно проверена и признана. Учащиеся выбирают
бригадиров из числа наиболее успевающих учащихся и сами записываются в эти
бригады. Бригадиры проверяют выполнение домашнего задания, оценивают работы
после Математического диктанта, самостоятельной работы, обучают тех кто болел,
занимаются с отстающими. На занятиях бригадиры имеют право помогать своим
учащимся. Соревнования между бригадами повышают интерес и познавательную
активность учащихся.
Часто применяю на уроке дидактические игры: математический лабиринт, игра «художник», математическое лото и др. Ведь именно в игре «раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский). Именно в игре «дети обретают не только равноправие, но и реальную возможность стать лидерами, вести за собой других. Их действия раскрепощённые и уверенные, начинают выказывать и глубину мышления, мышления смелого, масштабного, нестандартного» (В.Шаталов). Таким образом, игра-форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Исходя из этого я пришла к выводу, что с детьми необходимо играть, как только возникает возможность. Наиболее благоприятными для этого являются итоговые уроки.
Важным средством развития познавательной активности и самостоятельности учащихся является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня с переходом на более высокий уровень, при этом важно заметить, что здесь необходим дифференцированный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них. Очень важен и психологический климат в классном коллективе. Доброжелательность, требовательность ребят друг к другу, деловая критика, хорошее настроение - всё это определяет работоспособность и творческую атмосферу. Одним из способов формирования познавательного интереса является занимательность.
Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям.
Литература
1. Валина В. Праздник числа - М 1993
2. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990 -7 1991-7 1992 -7,8 1993-7
3. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах М 1985
4. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах М 1985
5. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку М 1994
6. Педагогика под ред. Щукиной М 1966
7. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай Санкт-Петербург 1997
8. Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики Начальная школа 1994-8
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.